Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОТРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ПОЧЕРКЕ

Яшина П. 1
1 г. Калуга, МБОУ «Лицей № 36», 11 класс
Данкова Е. В. (Калуга, МБОУ «Лицей № 36»)
1. Моргенштерн, И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 1994. 350 с.
2. Зуев-Инсаров, Д. М. Почерк и личность / Д. М. Зуев-Инсаров. М.: Изд-во «СТ», 1993. 111 с.
3. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: АО «Сфера», 1994. 160 с.
4. Флоренский, Э. Д. Он + Она. Психологические тесты. Сер. «Дамский 058 клуб» / Э. Д. Флоренский. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.
5. Дороти, C. Тайны почерка: Пер. с англ. / С. Дороти. М..: «РИ-ПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.
6. Маяцкий, В. Графология / В. Маяцкий. М.: Изд-во «Университетская тип.,» Страстной бульвар, 1907. 60 с.
7. Рамендик, Д. М. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование – серьезно, но доступно / Д. М. Рамендик, М. Г. Рамендик; Ин-т психотерапии. М., 2001. 192 с.
8. Щеголев, И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004. 128 с.
9. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. Л., 1925.
10. Мейер, Г. Научные основы графологии / Г. Мейер. Лейпциг, 1926.
11. Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других/ А. И. Бобров. М.: ЗАО»ЦентрПолиграф, 2006. 191 с. (Популярная психология).
12. http://psyfactor.org/personal/personal10–12.htm
13. http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/grafologiya
14. http://studopedia.ru/view_psihilogiya.phpid=30
15. http://vse-dlya-vseh.ucoz.ru/publ/psikhologija/psikhologija_podcherka/otrazhenie_agressii_konfliktnosti_v_pocherke/110–1–0–1613
16.http://gopsy.ru/lichnost/chto-takoe-samoocenka.html#h2_2 Скопировано с сайта © http://gopsy.ru/

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/29270

Зачем мне фотография человека,

для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги,

так как в нем выражается преступность, радость,

печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное.

Д. Тарт, франц. ученый антрополог

Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. д. Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка.

Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.

Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.

Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие свойства характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог дол жен быть еще и хорошим психологом. Я решила попробовать провести графологический анализ, попробовать себя в роли графолога. Полученные результаты сравнить с результатами психологической диагностики темперамента, самооценки, особенностей характера, конфликтности.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что по почерку человека можно определить его личностные качества.

Цель работы: исследовать, как индивидуальные особенности проявляются в почерке.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с литературой по теме «Графология: характер по почерку»;

2. Рассмотреть области применения знаний по графологии;

3. Исследовать отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции и т. д. и ознакомиться с психологической интерпретацией;

4. Диагностировать учеников 8го класса МБОУ «Лицей № 36» г. Калуги используя тест «Нарисуй себя собственным почерком»;

5. Провести анализ выполненного теста;

6. Диагностировать учеников 8го класса МБОУ «Лицей № 36» г. Калуги для определения: типа темперамента (методика Айзенка), самооценки (мет. «Самооценка»), конфликтности (тест «Самооценка конфликтности»), особенности характера (Психогеометрический тест);

7. Провести анализ выполненных тестов;

8. Сравнить результаты графологического исследования с результатами диагностики темперамента, самооценки, конфликтности, особенностей характера и сделать выводы;

9. Дать характеристику учащихся и ознакомить их с результатами.

Объект исследования: Почерк учащихся 8-го класса МБОУ «Лицей № 36» г. Калуги.

Предмет исследования: индивидуальные особенности почерка учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, тестирование, сравнительные и аналитические методы обработки данных, анализ результатов диагностики.

2.1.Понятие графологии

Графология (графо – пишу и логос – слово) – наука о почерке человека, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица.

Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишо на (1807–1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами.

Вначале XX века центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.

В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 году Гордон Олпорт и Филипп Верной в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 году Tea Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением».

Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие обличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на главное вовне (на внешние события), внутрь (на самого пишущего) или же носит смешанный характер и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет.

К сожалению, к графологии в нашем обществе принято относиться как к лженауке. Действительно, трудно спорить с утверждением, что в ней нет строгости, доказательств, удовлетворяющих академические инстанции, что она подвержена спекуляции и т. д. Наука графология действительно находится в стадии развития. На основании одних и тех же данных пессимисты говорят о том, что графология в принципе не может быть наукой, а «оптимисты» утверждают, что как научная дисциплина графология находится все еще в стадии становления. Стоит обратить внимание на то, что графологические исследования, как правило, выполняют социальный заказ и теснейшим образом связаны с интересами людей, в том числе и весьма влиятельных. Графологи дают информацию, которая может быть использована при принятии решений, касающихся носителей почерка. Здесь легко ожидать спекуляций, камуфляжа, стремления к монополии на результаты экспертизы.

То обстоятельство, что графология – довольно доступное орудие в борьбе одних людей против других, является ключевым в объяснении многих запутанностей ее истории. Ее брали на вооружение специалисты по компрометации в общественном мнении, широко использовали и используют политические разведки. Двойные стандарты отношения к графологии характерны для тоталитарных режимов – ведь власть имущие, с одной стороны, заинтересованы в информации о своих противниках, а с другой стороны – им трудно скрыть свой почерк, а значит, и информацию о своей личности.

2.2. Темперамент

Темперамент (лат. temperamentum – «устойчивая смесь компонентов») -индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь (сангвис по-латыни), то темперамент будет сангвиника, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматика – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не умеет себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, неуверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства. Они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

По почерку также можно определить темперамент человека:

У холерика почерк витиеват, он традиционно «скрытный», в нем прослеживается явная замкнутость и резкость. На стенках букв прослеживаются оборванные крючки. В общем характере письма можно разглядеть одинаковое направление штрихов;

У сангвиника черты отлично демонстрируются огромными буквами, будто нарочито возвышающимися над разграничивающими строками. Характер написания отрывист, нажим достаточно сильный, конец слова всегда четок. Окончания букв могут заходить своими крючками и хвостиками за нижнюю разграничивающую линию;

У флегматика почерк сплетен и равномерен, буквы имеют одинаковый нажим, связываются постоянно или почти постоянно. На первый взгляд такой почерк может показаться неразборчивым и торопливым;

У меланхолика почерк кругленький, изящный с красиво округленными буквами. На такой темперамент указывают бледные, наклонные буквы с неравномерным нажимом.

Для определения темперамента наших семиклассников мы используем методику Айзенка.

2.3. Конфликтность

Конфликт (лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые – вред. От первых уходить нельзя, от вторых – нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Внутриличностный конфликт – это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.


Библиографическая ссылка

Яшина П. ОТРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ПОЧЕРКЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=401 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674