Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ № 1387 Г. МОСКВЫ

Богомолова А. 1 Никишова А. 1
1 ГБОУ школа № 1387 г.Москвы, 9 класс
1. Алексеев С. В. Практикум по экологии [Текст]/ С. В. Алексеев // Москва: АО МДС. – 1996. – 156 с.
2. Ашихмина Т. Я «Экология родного края»: учебное пособие [Текст] /. Т. Я Ашихмина– Киров, 1999
3. Буковская, Г. В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г. В. Буковская. – Тамбов, 1999.
4. Гриневич В. И. Экологические проблемы и основы природопользования [Текст]/ В. И. Гриневич// Иваново, 1994.
5. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6. – С. 17–22.
6. Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н. С. Дежникова и др. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
7. Муравьев А.Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций [Текст] / Под ред. к. х.н. А. Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил
8. http://www.baigul-kozlov.edu.cap.ru
9 (http://mirznanii.com/a/329438/ekologicheskiy-pasport-shkoly-naznachenie-metodika-sostavleniya).

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/13/28785

Проблема экологии на сегодняшний день остается наиболее острой в современном обществе. Особенно актуальной она становится в крупных городах. С ростом урбанизации на относительно небольших городских пространствах усиливаются негативные последствия обострения взаимоотношений между обществом и природной средой. Если раньше основной задачей оптимизации развития городов было сдерживание их неуправляемого пространственного, хозяйственного и демографического роста, то на современном этапе все более актуальным становится решение социальных и экологических проблем.

В прошлом учебном году учащиеся нашей школы провели исследование по выявлению изменений, происходящих в природных, экологических и социальных условиях проживания населения на территории микрорайона Куркино. В этой области был обобщен материал и сделаны выводы о природных, экологических и социальных условиях жизни населения района Куркино, были разработаны мероприятия по улучшению комфортности проживания населения.

Организм человека приспособлен к определенному качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. В настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – класса, двора, улицы, пришкольного участка, вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Школьники проводят в образовательном учреждении не менее 30 часов в неделю. Каким воздухом они дышат, что едят и пьют, в каких экологических программах участвуют? Во многом именно от этого зависит их здоровье и самочувствие. Задача современной школы – создать здоровую среду для развития детей, не ограничиваясь одним лишь соблюдением санитарных норм. Очевидно, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать ответственных граждан. Эта ответственность важна как по отношению к другим людям, рядом с которыми мы живем, так и по отношению к природе.

Поэтому в рамках нашей школы мы решили провести экологическое исследование школы и составить экологический паспорт школы.

Проблема исследования состоит в том, что нет обобщенных данных об уровне экологической и социальной комфортности нахождения в школе № 1387 Куркино. Нам впервые предстоит собрать и обобщить материал по данной проблеме и сделать выводы об экологических и социальных условиях нахождения в школе и разработать мероприятия по улучшению комфортности нахождения в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования – ГБОУ школа № 1387

Предмет исследования – качественные и количественные показатели экологического состояния помещений в ГБОУ школе № 1387 и окружающей среды нахождения обучающихся.

Цель работы: провести экологическую оценку ГБОУ школы № 1387 Куркино г. Москвы и на основании полученных данных составить экологический паспорт школы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу и статистические данные по теме исследования.

2.Составить историческую справку школы.

3. Изучить технические данные о здании.

4. Провести социальный опрос учителей и обучающихся, родителей.

5. Провести соответствующие экспериментальные исследования.

Этапы реализации и содержание реализации проекта (Приложение № 1)

1. Обзор литературы по теме исследования

Для документального описания эколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории, территорию производственных комплексов и хозяйственных объектов служит экологическая аттестация и паспортизация.

Экологический паспорт разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость.

Экологический паспорт дает возможность осуществления экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователе началась в России с 1991 года после принятия ГОСТ 17.0.0.04.-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995 года был разработан в качестве рекомендатального документа экологический паспорт сельско-хозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят ГОСТ 17.00.06.-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»

Большую часть своего времени мы проводим в школе и на работе, поэтому очень актуальным является составление экологического паспорта нашего образовательного учреждения. Определение степени комфортности нахождения в школе мы хотим по двум аспектам: экологическому и социальному.

В ходе своей работы мы изучили методики, представленные в экологическом практикуме Муравьева А. Г., Пугала Н. А., Лавровой В.Н, Проведенные исследования позволили нам оценить экологическое и социальное состояние образовательного учреждения.

2. Практическая часть исследования

2.1. Методы исследования

В своей работе мы использовали следующие методы:

  • картографический метод – для отражения существующих природных, социальных и экологических явлений (как элементов системы) современной городской и школьной среды, и для совмещения путем наложения различных картографических баз данных всех составляющих природно-экологической и социальной комфортности проживания населения;
  • метод анализа статистических данных – для оценки комфортности обучения в школе, экологических и социальных условий; освещенности в учебных кабинетах, оценки внутренней отделки помещения классных кабинетов; для изучения вентиляционного режима школьных помещений;
  • метод наблюдения – для изучения направления ветров; состояния температурного режима учебных кабинетов по сезонам;
  • метод качественного анализа питьевой воды;
  • метод анкетирования и социального опроса – с целью получения достоверной информации об уровне экологической комфортности обучения в школе № 1387 района Куркино.

Перед тем как начать свое исследование мы провели анкетирование среди учащихся и их родителей, а также сотрудников школы. Мы решили узнать мнение об уровне комфортности обучающихся и сотрудников в школе. (Приложение № 2)

В социологическом опросе участвовал 1500 человек. По данным анкетирования мы получили следующие результаты:

- 70% респондентов считает, что в школе благоприятные условия для работы и обучения; 30% отмечают, что условия для работы и обучения не благоприятные;

– респонденты отметили, что комфортность обучения в школе зависит от следующих условий: температурного режима, освещенности, внешнего состояния кабинетов, режима проветривания, озеленения, качества питьевой воды, психологической комфортности;

– участники опроса высказали пожелание поставить в отдельные кабинеты кондиционеры; увеличить количество «зеленых уголков» в рекреациях школы и отдельных кабинетов;

– средний балл экологической обстановки в школе, по результатам анкетирования, составил 4 балла из 5.

Вывод: Результаты, полученные в ходе социологического опроса, мотивировали нас на изучение экологической обстановки в школе, составления экологического паспорта.

2.2. Основные этапы проведения оценки комфортности обучения (работы) в школе

2.2.1. Общая характеристика района Куркино и экологическое состояние территории. Условия расположения школы. Природный потенциал территории микрорайона Куркино

Географическое положение. Куркино – район Северо-Западного административного округа г. Москвы. Его площадь составляет более 790 га. Район граничит с городом Химки, районами Митино и Северное Тушино. природного парка «Долина реки Сходни»

Климат. Для исследования климатических показателей мы использовали собственные наблюдения за погодой, данные метеостанции.

Климат микрорайона Куркино, умеренно континентальный с хорошо выраженными сезонами года: сравнительно жарким и влажным летом и относительно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.

Температурный режим воздуха определяется, в основном радиационными условиями: суммарной солнечной радиацией (таблица 1) и радиационным балансом, т. е. остаточной радиацией (таблица 2). Они определяют основные свойства местного господствующего континентального воздуха умеренных широт (кУВ). Определенное воздействие на температуру и осадки (их количество и режим в течение года) оказывают и воздушные массы, проникающие сюда из других районов: морской умеренный воздух (мУВ), континентальный арктический воздух (кАВ) и морской арктический воздух (мАВ), реже континентальный тропический воздух (кТВ) и морской тропический воздух (мТВ).

Температуры атмосферного воздуха приводятся в таблице 3 и таблице 4.

По сравнению с предыдущим столетием, средняя годовая температура воздуха в Москве повысилась на 1,2о в основном за счет зимних температур

Приведенные данные по метеостанции Тушино за последнее десятилетие свидетельствуют о тенденции еще большего повышения температуры зимой из-за преобладания в этот период южных ветров.

Таблица 1

Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность (ккал/см2 год)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

1,5

3,0

6,0

10,0

14,0

14,5

14,0

11,0

7,0

4,0

2,0

1,0

88,0

Таблица 2

Радиационный баланс (ккал/см2 год)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

-1,0

-1,0

-0,5

3,0

6,0

7,5

7,0

5,0

2,5

0,5

-0,5

-1,0

27,5

Таблица 3

Средняя месячная температура воздуха (оС) по данным метеостанции в Тушино

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Среднегодовая

-9,3

-7,7

-2,2

5,8

13,1

16,6

18,2

16,4

11,6

5,1

-1,2

-6,1

5,0

Таблица 4

Средняя месячная температура воздуха (°C) по данным метеостанции в Тушино

Средняя месячная температура воздуха (°C) по данным метеостанции в Тушино I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Среднегодовая

-6,0

-6,0

-1,5

7,3

12,1

16,9

19,3

16,3

10,8

5,2

-2,8

-7,3

5,3

Примечание: Метеостанция Тушино расположена на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища, у автобусной остановки Новобутаково, с внутренней стороны МКАД.

Из таблиц видно, что зимой при отрицательном радиационном балансе (из-за малого угла наклона солнечных лучей, короткого дня и отражения лучей от снега) температуры воздуха отрицательные. Морской воздух умеренных широт, приносимый западными и юго-западными ветрами, вызывает потепление, иногда вплоть до оттепелей, образует облака, дает фронтальные обложные осадки. С арктическим воздухом, особенно континентальным, связаны сильные морозы и безоблачная сухая погода.

Летом при значительном радиационном балансе (из-за большой высоты солнца над горизонтом, продолжительного дня, малой отражательной способности поверхности) температуры воздуха положительные. Часты внутримассовые ливневые осадки. Вторжение мУВ, кАВ, и мАВ снижают температуру и могут способствовать выпадению фронтальных обложных или ливневых осадков из местного воздуха. С приходом ТВ устанавливается жаркая и сухая погода, а в начале осени с ним связано так называемое «бабье лето» (например, в 2005 году).

Могут представлять интерес абсолютные максимум и минимум температуры воздуха. На метеостанции Тушино они равны: + 34,9 °C (в июле 1996 г.) и – 31,1 °C (в декабре 1997 г.).

По количеству выпадающих осадков Куркино относится к зоне достаточного увлажнения: годовая сумма осадков около 600–700 мм (таблицы 5 и 6), а годовая величина испарения около 400 мм.

Таблица 5

Количество выпадающих осадков (в мм) по данным метеостанции

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

42

36

34

44

51

75

94

77

65

59

58

56

691

Таблица 6

Количество выпадающих осадков (в мм) по данным метеостанции в Тушино

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

54

46

38

29

50

89

68

81

66

67

51

50

688

Таблица 7

Условия / факторы

Среднекомфортные

Повторяемость благоприятных погод, в%.

35–40

Продолжительность безморозного периода, в днях за год.

105–110

Ультрафиолетовая недостаточность, в днях.

30–60

Продолжительность полярного дня или ночи, в днях.

Нет

Отопительный период, в днях.

225–250

Средняя температура отопительного периода, в °С.

От – 7

До – 2

Сумма активных температур за период со среднесуточной +10°С, в °С.

1500–2000

Приведенные данные об осадках за вторую половину XX века и на рубеже XX–XXI веков свидетельствуют об увеличении их по сравнению с предыдущим периодом, что хорошо согласуется с преобладанием в это время циклональных погод.

Обычно две трети осадков выпадает в виде дождя, одна треть – в виде снега. Высота снежного покрова достигает до 40–45 см к началу марта.

Преобладающие ветры в Москве по многолетним данным юго-западные и западные, а их средняя скорость 1,2 м/сек (зимой чуть больше, чем летом).

Преобладание юго-западного направления 18%, западного 15%, северо-западного 14%.

Данные о климатических особенностях нашего района были получены нами от работников метеостанции, также использовала результаты исследовательских работ учащихся. Анализ параметров / условий/ среды показывает, что климатические характеристики могут быть разделены на две группы. Первая состоит из критериев, в наибольшей степени влияющих на экологическую комфортность проживания населения. Среди них нужно отметить – годовую суммарную радиацию, термический режим, продолжительность морозного периода, влажность воздуха, ветровой режим, колебания метеорологических элементов. Ко второй группе отнесены критерии, влияющие на социальную комфортность проживания, т. е. влияющие непосредственно на человека, на его хозяйственную деятельность. Наибольшее значение эти критерии приобретают при оценке комфортности проживания сельского населения, так как именно они определяют эффективность сельскохозяйственного труда. К ним относятся годовая суммарная радиация, сумма биологически активных температур, количества осадков, высота снежного покрова и интенсивность снеготаяния, коэффициент увлажнения, ветровой режим и т. д. (Приложение № 3)

Основные показатели, характеризующие уровень комфортности на территории района Куркино.

В ходе социологического опроса респонденты отмечают, что климатические показатели в последние десятилетия на территории нашего района изменяются. Зима становиться более мягкой, с частыми оттепелями, а лето – более прохладным. Зима данного года была более морозной за последние 5 лет.

Вывод: По климатическим показателям, наш район Куркино, где расположена Школа № 1387 относится к относительно комфортной зоне проживания.


Библиографическая ссылка

Богомолова А., Никишова А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ № 1387 Г. МОСКВЫ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=415 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674