Наиболее близким к предметному содержанию курса ОБЖ является химия. Значительная часть проблемных ситуаций, возникающих в самых различных областях (от моющих средств до эксплуатации автомобиля в быту) имеет по преимуществу химический характер. Преподавание химии призвано заложить основы экологических знаний, способствовать выработке экологически грамотного безопасного поведения, преодолению характерных для нашего времени иррациональных крайностей сознания: от мистических предрассудков до неконструктивной технофобии и хемофобии[1]. Статья описывает пример метапредметного подхода при изучении одной из тем двух школьных дисциплин.
ОБЖ – предмет сугубо практический и охватывающий все стороны человеческой деятельности. Образовательная область ОБЖ может включать в себя традиционные для школы предметы: физическая культура, основы военной службы, гражданская защита, здоровый образ жизни, основы оказания первой медицинской помощи.
Однако, в планировании преподавания данного предмета в средней школе необходимо учесть связь ОБЖ с другими предметами школьной программы. Использование таких связей позволит не только усилить положительную мотивацию школьников к изучению ОБЖ и учесть индивидуальные особенности и интересы каждого школьника, но и более всесторонне подготовить учащихся к жизнедеятельности в современных условиях, ведь предметы школьной программы в большей или меньшей степени охватывают все стороны человеческой деятельности. Пока интеграция ОБЖ с другими предметами никак не обеспечена в методическом плане, нет программ интегрированных школьных дисциплин и соответствующих учебников и учебных пособий. Вместе с тем, именно в проникновении во все предметы, во всю систему обучения и воспитания – жизнеспособность самой образовательной области ОБЖ, если учесть, что на 70 % – 80 % учащийся формируется другими предметами.
Наиболее близким к предметному содержанию курса ОБЖ является химия.
Она наполняет конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире, дает необходимую пищу для размышления о коренных свойствах окружающего мира, для тренировки и развития интеллекта.
Без усвоения некоторого минимального объема химических знаний, формирования в сознании научной картины мира невозможно выработать реалистичный взгляд на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.
Значительная часть проблемных ситуаций, возникающих в самых различных областях (от моющих средств до эксплуатации автомобиля в быту) имеет по преимуществу химический характер. Преподавание химии призвано заложить основы экологических знаний, способствовать выработке экологически грамотного безопасного поведения, преодолению характерных для нашего времени иррациональных крайностей сознания: от мистических предрассудков до неконструктивной технофобии и хемофобии [1].
Анализ предметного содержания уроков ОБЖ в части безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера, показал, что знакомство с опасными химическими веществами происходит в 8 классе. На этом этапе при изучении химии учащиеся только знакомятся с основными химическими понятиями и им трудно осознать и соотнести формулы. Гораздо целесообразнее это делать в 9–м классе, когда при детальном изучении свойств веществ в части неорганической химии учитель делает акцент на класс опасности веществ, а исходя из физических свойств, ученики сами делают выводы о правилах обращения с ними.
Пример: ученики получают информацию о простом веществе – хлор (9 класс, тема: Галогены и их свойства [2]).
Свойства физические и химические |
Вывод учащихся |
Меры безопасности |
1. Тпл = – 100,95 °C Ткип = -34,55 °C, цвет желто-зеленый |
1. При н.у. вещество – газ, можно распознать по цвету |
|
2. Молекула хлора двухатомная. |
2. Вычисляют молярную массу М(Cl2)=71г/моль |
|
3. Молярная масса воздуха Мвозд=29г/моль |
3. Хлор тяжелее воздуха в 2,45 раз, быстро опускается вниз |
При утечке хлора – занять как можно более высокую позицию |
4. Активное вещество, реагирует с металлами и неметаллами, кроме кислорода и азота, с водой по схеме: Cl2 + H2O= HCl + HClO |
Распространяется по воздуху, не реагируя с ним, поглощается водой с образованием смеси двух кислот – едких веществ. |
Не использовать в качестве защиты органов дыхания смоченную водой марлевую повязку. Это приведет к химическим ожогам. |
5.Токсичный удушливый, при попадании в лёгкие вызывает ожог лёгочной ткани, удушье. |
Опасное для человека химическое вещество. |
При работе с хлором – все работы проводить только в вытяжном шкафу, следует пользоваться защитной спецодеждой, перчатками. Использовать противогаз. |
Дополнительные комментарии учителя: ПДК хлора в атмосферном воздухе следующие: среднесуточная – 0,03 мг/м3; максимально разовая – 0,1 мг/м3; в рабочих помещениях промышленного предприятия – 1 мг/м3.
На короткое время защитить органы дыхания от попадания в них хлора можно тряпичной повязкой, смоченной раствором сульфита натрия Na2SO3 или тиосульфата натрия Na2S2O3.
Подобного рода задания можно приметить и при ситуационных играх. Мы предлагаем вариант командной игры – квеста. Ее можно провести как внеклассное мероприятие, как обобщающий урок.
Сценарий
Квест – это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек, в специально оборудованном для этого помещении. Участникам предлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени 60—90 минутами. В этом необычном и захватывающем приключении не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, координации и умения взаимодействовать с товарищами.
Ведущие – учитель химии и ОБЖ объявляют: «Внимание! Внимание! На местном химическом предприятии произошла авария. В результате чего произошел выброс в атмосферу химически опасных веществ. Необходимо предпринять меры по защите населения».
Этап 1.
Формируются 4 команды по 5–6 человек. Лидеры команд получают задание. *В статье мы приводим только один вариант – для одной команды
Задание №1. «Определить по описанным физическим свойствам вещество». Подсказка в самих вариантах ответов, нужно определить молярную массу вещества и сравнить ее с массой воздуха.
1-я команда |
Бесцветный газ с резким запахом, дымящийся во влажном воздухе, тяжелее воздуха в 1,26 раз, хорошо растворим в воде с образованием сильной кислоты (до 500 объёмов газа на один объём воды). Вдыхание может привести к кашлю, удушью, воспалению носа, горла и верхних дыхательных путей, а в тяжёлых случаях, отёк легких, нарушение работы кровеносной системы, и даже смерть. Контактируя с кожей может вызывать покраснение, боль и серьёзные ожоги. |
Ответы: 1 – Cl2, 2 – NH3, 3 – HCl, 4– COCl2 |
Варианты ответа выбирают как число от 1 до 4. Номер ответа соответствует номеру задания на втором этапе.
Этап 2. Команды получают задание, связанное с решением расчетной задачи с использованием величины ПДК. Строго говоря, подобных задач нет ни в учебниках химии, ни в учебниках ОБЖ. Решая задачу, учащиеся применяют не столько навыки в математике, сколько логику, умение связывать физические величины.
1-я команда |
Предельно допустимая концентрация (ПДК) хлористого водорода в воздухе населенных пунктов: среднесуточная – 0,02 мг/м3, максимально разовая – 0,05 мг/м3, в воздухе рабочей зоны производственных помещений – 5 мг/м3. Хлористый водород оказывает сильное раздражающее действие на органы дыхания. Длительное воздействие малых концентраций вызывает катары верхних дыхательных путей, быстрое разрушение эмали зубов. Задача: Человек совершает при размеренном дыхании в среднем 14 дыхательных циклов (вдохов и выдохов за 1 минуту), при этом вдыхая и выдыхая в среднем пол литра воздуха. В результате утечки газа содержание его в воздухе превысило максимальную разовую ПДК в 2 раза. Сколько мг вещества попадет в организм человека за первые 10 минут? |
Максимальная разовая ПДК – 0,05 мг/м3 Концентрация после выброса – 2 х 0,05 = 0,1 мг/м3 За 1 минуту человек вдыхает 7 литров воздуха, за 10 минут – 70 л 1л = 1х10–3 м3 За первые 10 минут в организм попадет 70х10–3 м3 х 0,1 мг/м3 = 7х10–3мг Ответы: 1– 14 х 10–3 2 – 14 3 – 7 х 10–3 4 – 0,07 |
Варианты ответа выбирают как число от 1 до 4. Номер ответа соответствует номеру задания на третьем этапе.
Этап 3. Решение кроссворда по основным понятиям из курса химии и ОБЖ (кроссворды в течение года учащиеся могут составлять самостоятельно как вариант домашнего задания). В случае правильного решения в вертикальном столбце складывается слово ПРОТИВОГАЗ. Возможно выполнение этого задания с помощью электронного приложения Learningapps.org (http://LearningApps.org/3165729, http://puzzlecup.com/?guess=B66D22D0156D695E).
1-я команда:
1. Химические реагенты от наледи зимой загрязняют .... 2. Переходный металл, который при комнатной представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость. 3. Бесцветный, термически устойчивый газ с резким запахом, дымящий во влажном воздухе. 4. Показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества. 5. Химический элемент, используемый как присадка к автомобильному топливу. 6. Газ с резким неприятным запахом (тухлых яиц). 7. Ядовитый газ желтовато-зелёного цвета 8. Бесцветный газ с запахом прелого сена. 9. Это вещество применяют для демеркуризации. 10. Одно из четырёх агрегатных состояний вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами.
Этап 4. Практический
Противогаз подбирается индивидуально с учетом размера головы. Команды получают инструкции по вычислениям, сантиметровую ленту для измерений таблицы с номерами противогазов [3]. Производят замеры головы каждого члена команды, определяют номер противогаза. Получают противогаз у учителя ОБЖ и надевают.
Этап 5
Составить план действий при аварийной ситуации. Ответ – последовательность цифр.
1-я команда |
«Что делать при аварии с выбросом ядовитых веществ на химическом предприятии?» Услышав сирену, включить телевизор, радио Взять необходимые вещи, документы, деньги, запас продуктов Надеть средства индивидуальной защиты органов дыхания Закрыть окна и форточки, заклеить бумагой, входную дверь заложить влажной тканью Покинуть район аварии или укрыться в ближайшем убежище Отключить газ, воду, электричество |
Ответ: 1–3–4–6–2–5 |
||||||||||||||||||
2-я команда |
«Как оказать помощь при отравлении кислотами и щелочами?»
|
Ответ: 3–4–1–2–6–7–5–9–8 |
||||||||||||||||||
3-я команда |
Задание как у 1-й команды |
Ответ: |
||||||||||||||||||
4-я команда |
Задание как у 2-й команды |
Ответ: |
За безошибочное прохождение этапа команды получают по 5 баллов, за каждую подсказку снимается 1 балл, за не прохождение этапа баллы не начисляются. Побеждает команда с максимальным количеством баллов.
Библиографическая ссылка
Бухарова А.В., Сарбаев И.Е. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=449 (дата обращения: 23.11.2024).