Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И АНГЛИИ

Субботина Я.П. 1
1 г. Калуга, МБОУ «Гимназия № 24, 9 «А» класс
Агафонцева А.В. (г. Калуга, МБОУ «Гимназия № 24)
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
3. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
4. Федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
6. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»».
8. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 276-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»».
10. Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / А.М. Арбузкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 704 с.
11. Бошно, С.В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата / С.В. Бошно. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 553 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
12. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 1088 с.
13. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 656 с.
14. Уголовное право в 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник для бакалавров / отв. ред. И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 587 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
15. arbitr.ru – сайт «Федеральные арбитражные суды Российской Федерации»

Я выбрала тему «Сравнительный анализ судебной системы России и Англии», т.к. однажды меня заинтересовала история о мельнике, которая актуальна и сейчас:

«В Италии, по другим источникам во Франции, жил мельник. Однажды его обнаружили склонившимся над трупом мужчины с ножом в руке.

Преступление казалось очевидным, не требующим расследования. Мельника осудили на смертную казни и приговор привели в исполнение.

Прошло время, и совсем другой человек признался в совершении описанного преступления. Мельник оказался казненным невинно.

Опрос свидетелей и дополнительное расследование показали, что мельник, обнаружив раненого мужчину, пытался ему помочь и в процессе вытащил из тела нож. Однако помощь мельника оказалась бесполезной.

После таких событий над входом во Дворец Правосудия жители города повесили мемориальную табличку с надписью «Помни о мельнике!». Эта надпись должна предостерегать от скоропалительных выводов, при отправлении правосудия.

Произошедшее с мельником считается судебной ошибкой, хотя по большому счету, это была не ошибка, а небрежность, но, всё же, неумышленная. И рассказ о мельнике, так или иначе, остался жив в истории. Жителям города было не все равно».

Разумеется, данный случай показывает судебные ошибки, но после прочтения этой истории меня вообще заинтересовала судебная система.

Я захотела сравнить судебную систему России и какой-либо другой страны. Но так как я обучаюсь в школе с углубленным изучением английского языка, и Англия мне интересна, я выбрала именно эту страну.

Цель исследования – провести сравнительный анализ судебной системы России и Англии.

Гипотеза исследования: судебные системы России и Англии имеют мало общих признаков, обусловленных историко-правовыми отличиями и своеобразием каждой из стран.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа литературных источников выявить сущность и модели построения судебной системы;

2) изучить характерные особенности судебных систем России и Англии;

3) провести сравнительный анализ судебных систем России и Англии и сделать выводы;

4) провести анализ по выявлению уровня знаний о судебных системах России и Англии на примере учащихся «Гимназии № 24».

Объект исследования – судебная система. Предмет исследования – построение судебных систем России и Англии.

В научной и учебной литературе достаточно подробно рассмотрены аспекты судоустройства английской и российской судебных систем. Однако мало работ теоретико-сравнительного анализа, которые предполагают выяснение представлений о закономерностях и сущности судебной системы.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; анкетирование, анализ, обобщение, метод сравнительно-правового анализа.

Данная работа имеет прикладной характер, полученные результаты будут полезны учителям, т.к. показывают, на какие аспекты следует уделять больше внимания на уроках, а также это может быть поводом для открытия кружка по праву.

Источниками информации для написания работы послужили федеральные конституционные законы, учебная литература по правоведению, а также результаты анкетирования учащихся МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги.

Сущность и модели построения судебной системы

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Можно выделить три модели построения судебной системы [12, с. 363].

1. Во многих странах (Швеция, Япония, Нидерланды и др.) действует единая система общих судов, которые рассматривают все основные виды судебных дел. Они осуществляют и уголовное, и гражданское, и административное судопроизводство, а в некоторых странах и судебный конституционный контроль.

Система общих судов имеет иерархическую трехступенчатую структуру, а в ряде стран и четырехступенчатую. Основная масса дел рассматривается в судах первой инстанции, которые условно можно назвать «районными» (в разных странах они имеют разное наименование). Следующая инстанция – апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции, входящих в судебный округ данного апелляционного суда, а также наиболее сложные дела, отнесенные законом к их компетенции. Апелляционный порядок рассмотрения жалоб означает повторное рассмотрение дела в полном объеме. Наконец, высший судебный орган наиболее часто именуется «верховный суд», некоторые из них могут рассматривать особо важные дела в качестве первой инстанции. Решения верховных судов выступают в качестве ориентиров для нижестоящих судов, особенно по сложным или впервые возникающим вопросам судебной практики.

Многоступенчатое, инстанционное, «по восходящей», построение судебной системы призвано гарантировать судебную деятельность от ошибок, обеспечить единообразное применение правовых норм на всей территории государства.

2. Вторая модель – ее примером могут служить США – сходна с первой, поскольку в этой стране действует единая федеральная судебная система. Отличие её в том, что каждый из 50 штатов страны имеет свою судебную систему и при этом компетенция федеральных судов и судов штатов различна. Возглавляет всю судебную систему страны Верховный суд США.

Однако федеральное устройство отнюдь не предполагает в качестве обязательного сосуществования двух судебных систем – федеральной и субъектов федерации. Австрия и Германия также федеративные государства, но здесь суды земель и высшие федеральные суды составляют единую централизованную систему.

Ещё один пример второй модели – Великобритания, где каждый из составляющих эту страну автономных регионов – Англия и Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия – имеет свою исторически сложившуюся судебную систему. Эти системы, во многом отличающиеся друг от друга, и составляют судебную систему страны, возглавляемую Верховным судом Соединенного Королевства.

3. Третья модель построения судебной системы характеризуется тем, что наряду с системой общих судов действуют другие самостоятельные специализированные системы судов. Судебная система страны в целом как бы состоит из нескольких автономных подсистем, каждая со своей компетенцией. По масштабам деятельности система общих судов при этом главенствует, но ее компетенция оказывается в той или иной мере урезанной по сравнению с компетенцией общих судов в судебной системе первой и второй модели.

Основная задача этой системы – разрешение жалоб частных лиц на решения и действия органов государственного управления и должностных лиц. Классическим образцом автономной системы административных судов считается Франция.

Независимо от того, какая модель избрана государствами, во многих из них действует правило несовпадения судебных округов (т.е. территории, на которую распространяется юрисдикция суда) с административно-территориальным делением (например, Франция) или с границами субъектов федерации (например, США).

Судебная система Англии

Самым главным судом в Англии является Верховный суд (так называются три самостоятельных высших суда Англии: Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны) [10, с.501]. Графически модель судебной системы представлена в Приложении 2.

Апелляционный суд состоит из 28 судей и разделён на два отделения: 1) по гражданским делам и 2) по уголовным делам. Отделение по гражданским делам рассматривает апелляции на решения Высокого суда, судов графств, Апелляционного и других судов. Отделение по уголовным делам рассматривает жалобы на решения Суда Короны, апелляции на обвинительные приговоры и высказывает суждения по вопросам права в связи с оправдательными приговорами.

Примечательно, что на протяжении практически всей истории Англии судьями назначались только мужчины. Эта традиция впервые была нарушена в 1988 году, когда судьей Апелляционного суда была назначена женщина.

Высокий суд состоит из 100 судей и подразделяется на три отделения: 1) канцлерское отделение; 2) отделение королевской скамьи; 3) отделение по семейным делам.

Канцлерское отделение рассматривает споры о недвижимости, о доверительной собственности, о торговых товариществах, об управлении наследственным имуществом, о взыскании налогов и т.д.

Отделение королевской скамьи рассматривает широкий спектр гражданских дел, особенно в связи с выполнением договоров и деликтами.

Отделение по семейным делам имеет исключительную юрисдикцию в решении споров по семейным делам. В качестве апелляционной инстанции отделение по семейным делам рассматривает жалобы на решения судов магистратов, судов графств и Суда Короны по делам об опеке, усыновлении, установлении отцовства, разводах и иным вопросам, отнесенным законодательством к его юрисдикции.

Суд Короны обладает исключительной юрисдикцией в отношении тяжких уголовных преступлений и ограниченной гражданской юрисдикцией, в основном по делам о выдаче лицензий [12, с.518]. В состав Суда Короны входят: 1) судьи отделения королевской скамьи Высокого суда; 2) окружные судьи 3) рекордеры (судьи, назначаемые монархом по рекомендации Лорд-канцлера. По первой инстанции Суд Короны заседает с участием присяжных (10—12 человек), а в качестве апелляционной инстанции рассматривает, обязательно с участием мировых судей, жалобы от лиц, осужденных в судах магистратов.

Низшие суды в Англии и Уэльсе представлены судами магистратов и судами графств, рассматривают основную массу дел.

Суды магистратов (магистратские суды) – это суды, состоящие из одного или нескольких мировых судей, которые не являются профессиональными юристами и не получают материального вознаграждения за свою деятельность. Суды магистратов обладают уголовной и гражданской юрисдикцией (рассматривают 95-98 % всех судебных дел в стране).

Без разрешения судьи-магистрата никто не может быть задержан более чем на 24 часа, в чём бы он ни обвинялся. Был даже случай, когда магистратский суд выпустил на свободу 16 подсудимых, обвинявшихся в различных преступлениях, в том числе в торговле наркотиками. Причина – неявка обвинителя в установленный срок.

Суды графств представляют собой основное звено низших судов, организованных по территориальному признаку для рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением договоров и правонарушениями, влекущими за собой обязанность возмещения причиненного ущерба. Исторически эти суды возникли в середине XIX в. для рассмотрения споров с небольшой суммой иска. Сегодня в юрисдикцию судов графств входит рассмотрение исков на сумму до 5 тыс. ф. ст. В состав судов графств входят окружные судьи и рекордеры.

Наряду с судами общей юрисдикции действуют специализированные суды: военные и церковные суды. Они рассматривают дела в отношении лиц, находящихся на военной службе, и лиц духовного звания.

Таким образом, критический анализ научной литературы позволил выделить важнейшие особенности английской судебной системы.

1.Фактическое отсутствие единой судебной системы в её обычном понимании, т.е. это несколько практически самостоятельных судебных систем. Над судами нет какого-либо единого координационного центра. Такое положение предопределено тем, что английские судьи с самого начала признавали единственного господина – право.

2. Большинство гражданских дел рассматриваются не в судах, а в альтернативных процедурах, хотя всё же с участием судей. К числу альтернативных процедур относятся деятельность трибуналов и третейские судов, а также процедуры примирения сторон и посредничества.

Судебная система России

Судебная система России – система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России. Организация судебной системы в целом, а также образующих ее судов, их структура, компетенция, взаимосвязь охватывается понятием судоустройства [13, с. 616].

Основы судоустройства закреплены в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, определяющей, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом [1, 5].

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (Приложение 3).

К федеральным судам относятся: [5, 6]

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

4) арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [11, с. 316].

Основными функциями Конституционного Суда РФ являются:

  • толкование Конституции РФ;
  • нормоконтроль законов, других нормативных правовых актов, внутригосударственных и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • разрешение споров о компетенции между органами государственной власти различных уровней государственной власти.

Конституционный Суд участвует также в отрешении Президента РФ от должности [11, с. 318].

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Его полномочия не ограничены определенным сроком.

Особенностью Конституционного Суда РФ является то, что он рассматривает только вопросы права.

В настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют в 16 субъектах РФ: в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Чеченской; в Калининградской и Свердловской областях, в г. Санкт-Петербурге.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Верховный Суд Российской Федерации даёт судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ состоит из 170 судей Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время военных сборов и некоторые другие дела [11, с. 319].

Арбитражные суды представлены несколькими уровнями [15]. Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции. Общее количество арбитражных судов первого уровня – 81.

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды, их количество – 21. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ.

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом г. Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Мировые судьи рассматривают в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Также они рассматривают некоторые семейные дела, например, о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях. Имущественные споры рассматриваются мировыми судьями при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда. Мировые судьи рассматривают отдельные дела об административных правонарушениях.

Сравнительная характеристика судебных систем России и Англии

Основное различие судебных систем России и Англии заключается в основе конституционного права этих стран. В России судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В Англии конституция является неписаной и источниками конституционных норм являются статуты, судебные прецеденты, конституционные соглашения.

Отличительной чертой английской судебной системы является то, что однажды созданное судебное решение становилось обязательным правилом для последующего разрешения аналогичных вопросов. На сегодняшний день судебный прецедент не является источником (формой) права в Российской Федерации. Сравнительная характеристика судебных систем России и Англии приведена табл. 1.

Проанализировав судоустройство судебных систем России и Англии, я пришла к выводу, что в судебной системе РФ есть несколько видов судов, чья юрисдикция совпадает, т.е. истец может обратиться с исковым заявлением в разные суды.

Достоинством отечественной судебной системы является назначение судей лично президентом, в то время как в Англии это осуществляет лорд-канцлер, который является политической фигурой, он наиболее высокооплачиваемый член Кабинета и эквивалент министра юстиции.

В Англии основная масса дел рассматривается в магистратских судах, в которых работают судьи, являющиеся непрофессиональными юристами. Я считаю это большим недостатком. Ещё один недостаток в системе Англии – нет общенационального учебного центра по обучению судей с преподавателями на центральном уровне. Частично это связано с небольшой численностью профессионального судейского корпуса, а также с тем, что судьи здесь назначаются из числа опытных практиков, которые в целом приходят на судейскую скамью с хорошим знанием законов и процедур.

Но все-таки я считаю, что наступление уголовной ответственности в 10 лет приводит к строгой самодисциплине, – в этом достоинство судебной системы Англии.

Результаты исследования по выявлению уровня знаний учащихся о судебных системах России и Англии

В качестве практической части мною было проведено анкетирование в 7-9 классах МБОУ «Гимназия №24» г. Калуги с целью выявления уровня знаний о судебных системах России и Англии. Всего приняло участие в анкетировании 80 человек.

Учащимся были предложены разные типы вопросов (Приложение 1). В первом из них им нужно было попытаться написать определения к терминам, обозначающим участников судебного процесса. Больше всего правильных ответов было дано на термин «судья» и «адвокат» – 80,2 % и 96,2 % соответственно. Вызвало затруднение среди учащихся определение понятий «нотариус» и «прокурор» (Приложение 4, рис. 3).

Сравнительная характеристика судебных систем России и Англии

Признак

Судебная система России

Судебная система Англии

Основы конституционного права

Конституция РФ

1) статуты;

2) судебные прецеденты;

3) конституционные соглашения.

Возраст наступления уголовной ответственности

14 лет

10 лет

Минимальный возраст судьи

25 лет

40 лет

Число судей

не <17 000 чел. (население 146,1 млн человек)

в Уэльсе 1300 чел. (население 54 млн человек)

Назначение судей

президент

лорд-канцлер

Половая структура судей

большинство – женщин

87 % – мужчины

Обучение судей

в течении не более 6 месяцев проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования

нет общенационального учебного центра с преподавателями на центральном уровне

Наличие помощников судей

есть

нет (т.к. после многих лет практической работы они хорошо знают закон)

Многие учащиеся не знают, что такое исковое заявление; количество правильных ответов составило в 7 классе – 37,9 %, в 8 классе – 57,7 %, в 9 классе – 44 % (Приложение 4, рис. 4). При определении различий между обвиняемым, подсудимым и подозреваемым была выявлена положительная динамика уровня осведомлённости учащихся по этому вопросу: так, если в 7 классе количество правильных ответов составило 37,9 %, то в 9 классе это количество равняется 80 % (Приложение 4, рис. 5).

Информацию о судебной системе РФ учащиеся получают, в основном, из Интернета и СМИ (Приложение 5, рис. 6). Подавляющее большинство учащихся знают, что правосудие в нашей стране осуществляется судом (Приложение 5, рис. 7). Выявлена положительная динамика уровня знаний об установлении судебной системы РФ: в 7 классе – 41,4 %, в 8 классе – 69,2 %, в 9 классе – 96 % правильных ответов (Приложение 5, рис. 8).

Лишь некоторые учащиеся (примерно 12,4 %) знают о минимальном возрасте судей (Приложение 6, рис. 9). Вопрос о подчинении судей не вызвал затруднения, причём отмечается значительное увеличение уровня осведомлённости в 8-9 классах (Приложение 7, рис. 10).

Наибольшее затруднение вызвали вопросы, касающиеся символов правосудия, изменений в судебной системе РФ в 2014 г. и различий между судебными системами России и Англии (Приложения 6-7, рис. 11-13).

В результате проведённого анкетирования я выявила, что учащиеся имеют определённые пробелы в знаниях о судебной системе и участниках судебного процесса. Я считаю, что результаты проведённого исследования имеют прикладной характер и будут полезны учителям, т.к. показывают, на какие аспекты следует уделять больше внимания на уроках, а также это может быть поводом для открытия кружка по праву. Право и судебная система являются частью нашей общественной жизни, поэтому следует иметь достаточно хорошее представление о них. Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм.

Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений.

Заключение

Проведённый мною сравнительный анализ судебных систем России и Англии показал, что в основном, различие обусловлено разными основами конституционного права этих стран. Судоустройство России и Англии различно, однако каждая из них имеет определённые достоинства и недостатки.

Таким образом, гипотеза подтверждена.

Самостоятельность при проведении исследования определяется результатами проведённого анкетирования учащихся.

Данная работа имеет прикладной характер, полученные результаты будут полезны учителям, т.к. показывают, на какие аспекты следует уделять больше внимания на уроках, а также это может быть поводом для открытия кружка по праву. Право и судебная система являются частью нашей общественной жизни, поэтому следует иметь достаточно хорошее представление о них. Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм.

Приложение 1

Анкета

Просим Вас принять активное участие в проведении исследования по выявлению особенностей судебной системы России и Англии.

Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все возможные варианты ответов и выберите вариант, наиболее совпадающий с Вашим мнением.

Заранее благодарим Вас за активное участие в анкетировании и полные ответы.

1. Как вы считаете, что значат следующие понятия?

истец-_____________________________

_____________________________________

ответчик-__________________________

_____________________________________

прокурор-__________________________

_____________________________________

судья-_____________________________

_____________________________________

адвокат-___________________________

_____________________________________

нотариус-__________________________

_____________________________________

2. Что такое исковое заявление?________

__________________________________________________________________________

3. Чем схожи и чем различаются понятия обвиняемый, подсудимый, подозреваемый?

_____________________________________

_____________________________________

4. Где Вы получаете информацию о судебной системе РФ?

1) из телевизионных передач (каких?)

_____________________________________

2) от родителей, учителей

3) СМИ (интернет)

4) из газет

5) свой вариант_____________________

5. Правосудие в РФ осуществляется:

1) Президентом;

2) Федеральным собранием;

3) Правительством;

4) Судом.

6. Судебная система РФ устанавливается:

1) Президентом;

2) Федеральным Собранием;

3) Конституцией и федеральным конституционным законом;

4)Правительством.

7. С какого возраста человек может стать судьёй?______________________________

8. Судьи независимы и подчиняются только:

1) Президенту;

2) Федеральному Собранию;

3) Правительству;

4) Конституции РФ и федеральному закону.

9. Прокомментируйте фотографию:

sub1.tif

1) Что изображено?

__________________________________________________________________________

2) В какой раздел обществознания могла бы быть помещена эта фотография?

__________________________________________________________________________

3) Что обозначают данные символы?

__________________________________________________________________________

10. Какие изменения произошли в судебной системе РФ в 2014 году?

__________________________________________________________________________

11. Как Вы считаете, есть ли различия между судебной системой России и Англии? Если есть, то какие?

_____________________________________

_____________________________________

Приложение 2

sub2.wmf

Рис. 1. Структура судебной системы Англии

Приложение 3

sub3.wmf

Рис. 2. Структура судебной системы Российской Федерации

Приложение 4

sub4.wmf

Рис. 3. Распределение уровня знаний об основных участниках судебного процесса

sub5.wmf

Рис. 4. Распределение уровня знаний об исковом заявлении

sub6.wmf

Рис. 5. Распределение уровня знаний об особенностях понятий обвиняемый, подсудимый, подозреваемый

Приложение 5

sub7.wmf

Рис. 6. Источники информации о судебной системе РФ

sub8.wmf

Рис. 7. Распределение уровня знаний об осуществлении правосудия в РФ

sub9.wmf

Рис. 8. Распределение уровня знаний об установлении судебной системы РФ

Приложение 6

sub10.wmf

Рис. 9. Распределение уровня знаний о возрасте судей в РФ

sub11.wmf

Рис. 10. Распределение уровня знаний о независимости судей в РФ

sub12.wmf

Рис. 11. Распределение уровня знаний о символах правосудия

Приложение 7

sub13.wmf

Рис. 12. Распределение уровня осведомлённости об изменениях в судебной системе РФ в 2014 г.

sub14.wmf

Рис. 13. Распределение уровня осведомлённости о различиях судебных систем России и Англии


Библиографическая ссылка

Субботина Я.П. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И АНГЛИИ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=462 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674