Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВАЛЯНИЕ ВАЛЕНОК – ЗАБЫТОЕ РЕМЕСЛО СИБИРИ…

Попова А. 1
1 п. Михайловка, МКОУ СОШ № 3, 9 класс
Вессель Т.Ю. (п. Михайловка, МКОУ СОШ № 3)
1. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2006.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Дрофа, 2011.
3. История Сибири c древнейших времен до наших дней [Текст]: В 5 т. Т. 3. / под ред. А.П. Окладникова. – Л.: Наука, 1968. – 592 с.
4. Капиталист, иркутский журнал для предпринимателей № 5 (84) сентябрь – октябрь 2015 года
5. Кустарные промыслы Иркутской губернии по сообщениям местных жителей в 1910–1911 гг. [Текст]. – Иркутск: [Б.и.], 1911. – 46 с.
6. Левитинов А.Е. Про валенки. // География. – № 4. – 2009.
7. Осипов Д. Русские валенк. // Наука и жизнь. – № 12. – 2007.
8. Платонов О.А. Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах. – М.: Институт русской цивилизации, 2013.
9. Чаликова Д. Валенки русские. // Наука и жизнь. – № 12. – 2005.
10. Я познаю мир: История: Энцикл / Авт. – сост. Чудакова Н. В., Громов А. В. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 506 с.
11. http://www.mirvalenok.ru/posts/istoriya-valenok.
12. http://testan.rusgor.ru/moscow/museum/valenok.htm.
13. http://www.vikepediya.ruwww.valenki.inc.ru – музей «Русский валенок».
14. www.equipnet.ru – валенок и мода.
15. http://dolgieleta.com/krasota-zdorovje/tovary-dlya-zdorovya/valenki-istoriya-kak-vybrat-tablica-razmerov.html © журнал о здоровом образе жизни ‘Долгие Лета.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте IV Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/1017/18/389.

Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири и входит в состав Сибирского Федерального округа Российской Федерации. Более 85 % населения области составляют русские. Она одна из немногих территорий, где сохранились уникальные народные ремесла, и они являются ценным наследием не только национальной культуры народов, населяющих Сибирь, но и России в целом. Среди наиболее распространенных в регионе ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню, валяние.

В настоящее время народные ремесла Иркутской области в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.

Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. (2) Одним из таких ремёсел является валяние валенок. По воспоминаниям старожилов нашей территории в каждой крупной деревне были люди, которые занимались валянием валенок. Можно ли сейчас встреть тех, кто бы занимался этим ремеслом?

В детстве я носила зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?

Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост, как валенки». Можно ли это выражение отнести к самому процессу изготовления валенок или на самом деле валяние валенок это ремесло требующее невероятно сложных усилий и умений? Вопросов возникло много, поэтому целью моей работы стало: исследование значимости валенок в жизни русского народа с древности по настоящее время и определение возможности производства валенок в кустарных условиях.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

1. Узнать, когда и где появилось ремесло валяние валенок.

2. Выявить современные тенденции развития ремесла.

3. Рассмотреть способы валяния валенок.

4. Собрать материал о развитии ремесла на территории Сибири.

5. Реконструировать процесс производства валенок из овечьей шерсти кустарной технологией.

6. С помощью анкетирования узнать, как менялась мода на валенки.

Методы исследования: анкетирование, интервью, изучение литературы по теме исследования, анализ, систематизация, обобщение собранных материалов.

Гипотеза: Технология кустарного производства забыта на территории Сибири.

В процессе исследования данной темы была использован журнал «Наука и жизнь»: статьи Осипова Д. «Русские валенки», Чаликовой Д. «Валенки русские»; интернет ресурсы. Источников информации по развитию ремесла на территории Сибири очень мало, поэтому возникла необходимость в использовании архивных документов.

История развития ремесла валяние валенок

Первые упоминания о валенках

Валенками называют высокие сапоги из свалянной шерсти, чаще всего овечьей или козьей, это аутентичная обувь европейских и азиатских народов, придуманная для удобства ходьбы по сухому снегу [9].

Самые ранние подтверждения использования свалянной шерсти датируются 3 – 2.5 тыс. лет до нашей эры (район современной Турции) и связывают это с развитием овцеводства, являющегося основным источником получения шерсти, хотя для изготовления войлока в древности использовалась так же верблюжья и козья шерсть. Веховым этапом эволюции войлока принято считать развитие тонкорунного мериносового овцеводства в Испании средних веков, которое сделало волокна войлока тоньше, а получаемый материал – более эстетичным на внешний вид и мягким [8].

Занимались валянием шерсти и кочевники Монголии, Горного Алтая, получавшими превосходный теплый и прочный материал для своих юрт, обуви и одежды в результате чрезвычайно простых ручных операций. Овечью шерсть, часто с добавлением шерсти коз и верблюдов раскладывали ровным слоем и, сбив ее прутами и пропитав горячей водой или молочной сывороткой, «валяли» выполняя манипуляции, схожие с замешиванием теста. Разные народы собственно валяние шерсти проводили по-своему, но суть их была в одном – перемешать мелкие волокна шерсти, которые благодаря своему чешуйчатому строению входили в прочные связи друг с другом [3].

Первые упоминания о валяных изделиях на территории Сибири впервые были обнаружены при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.

Об использовании валяной обуви на Руси долго не было известно, поскольку в средневековых слоях ее не находили. Раннее известное упоминание войлочной обуви встречается в приходно-расходной книге Антониева монастыря за 1589 г. – «сапоги обшитки войлочные».

Предшественниками валенок были «чуни», легкая обувь, свалянная из шерсти. Еще три века назад на Руси мастера-шерстобиты валяли из шерсти банные шапки и прочие мелкие изделия. Скорее всего, прообразом современных валенок и чуни стали «пимы» – аутентичная обувь кочевников. На территории Евразии пимы были широко распространены еще 1,5 тысячи лет назад, а монгольские племена занесли их в Россию, во времена Золотой Орды.

Слово «валенок» впервые зафиксировано в Словаре Академии Российской в 1789 г. и описывается как зимняя, простым народом употребляемая, обувь, сваленная из овечьей шерсти так плотно, как шляпа.

В валенках щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой [7].

Первые валенки, свалянные целиком с голенищем, появились во второй половине XVIII века в Семеновском уезде Нижегородской губернии, являвшимся центром старообрядчества. Ведь именно благодаря староверам появились привычные нам бесшовные валенки. С приходом в глухие нижегородские леса старообрядцев в конце XVII – начале XVIII вв. в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали валенки в 1851 г. на Всемирную выставку в Лондоне.

Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма. Есть также информация, что первые валенки были изобретены в городе Мышкин в Ярославской губернии.

Возникнув в конце восемнадцатого начале девятнадцатого веков, валяное производство и изготовление валенок распространилось по всей России.

«А что в названии…. ?»

Валенки – род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» – такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Название «валенки», обувь из войлока получила по способу её изготовления – сваливания из шерсти овец. По-разному называли валенки и в разных регионах России: в Нижнем Новгороде, в Липецкой области – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Название зависело от шерсти – козьей или овечьей и от способа производства. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид [6].

Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.

Значимость валенок для русского народа

В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани, а Екатерина великая носила валенки в связи с болезнью ног. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями. Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно во времена правления Петра I валенки начал носить и простой люд.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, – значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий – это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок [11]. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличие от деревни, где снега по колено, в городе его – намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках – модницы могли носить их, не снимая туфелек.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не «садится» и не деформирует стопу. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки – так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

«Рецепты» производства валенок

С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Способы изготовления держались в секрете, а мастера крайне неохотно передавали другим своим знания, поэтому людей, умеющих делать валенки, в то время было немного. Из-за особой долговечности и высокой цены подобное богатство передавали из поколения в поколение, валенки бережно хранились и ценились как семейная реликвия.

Вначале валенки производились кустарно, в каждой избе была собственная валяная «фабрика». Валяли валенки крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат». Труд крестьянина был тяжелым, ручным – мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу.

Шерсть сортировали, мыли и сушили. Затем закатывали в овечьи валуны – кудель, из которой позже кроили валенки. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким.

В Ярославской губернии «догадались» валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.

Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную.

По данным 1901 года из кустарных промыслов Ярославской губернии, был самый распространенный – производство валяной обуви, валенок. Производства валенок были сосредоточены в основном за Волгой. Этот промысел существовал в 17 волостях Ярославского уезда и охватывал 146 семей с 533 хозяевами – кустарями. На Ярославщине особым спросом пользовались валенки из деревни Тимоханово. Умельцы в тайне хранили секреты технологии изготовления валенок, передавая их по наследству. На Руси они сразу же завоевали рынки, базары, ярмарки и сердца наших морозостойких предков.(9)

В Среднем Поволжье, где преобладали мордовские, чувашские и марийские традиции украшения одежды, в праздник надевали писаные валенки. На белый валенок наносился красный рисунок. Такие валенки именовали кукморскими – от названия села Кукмор Казанской губернии, в котором предприимчивыми братьями Комаровыми в 1867 году была основана валяльная фабрика. У комаровских валенок голенища вышивались. А у поволжских татар валенки были розовыми [11].

Развитие ремесла в 19-20 века

Развитие ремесла на территории европейской России

Из-за удобства обуви, доступности сырья пимокатное производство в 19 веке стало широко развиваться, а затем валяное ремесло освоили и в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел – для каждого дома валенки скатать.

Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». Этот промысел существовал в 17 волостях Ярославского уезда и охватывал 146 семей с 533 хозяевами – кустарями.

В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок – сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.

Россия в начале XX века производила несколько десятков миллионов пар валенок. Работали тогда только на территории нынешней России 41 валяльная и пимокатная фабрика. Согласно разным источникам в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь считалась роскошью. Крестьянскую семью, где каждый имел свою пару, называли зажиточной, даже богатой. В большинстве же домов обходились одной-единственной парой. Ее носили все – по очереди или по старшинству.

Маленький поселок Кукмор хранит свои секреты изготовления уже более 150 лет. Практически всё население района, начиная от молодёжи и заканчивая людьми в возрасте, трудятся или трудились на этой фабрике. К началу XX века количество работников уже близилось к 1,5 тысячам. Эта небольшая фабрика во времена Советского Союза обеспечивала 30 % населения страны валенками, и до сих пор остается крупнейшим производителем на территории России. Чем же отличаются эти валенки от всех остальных? На кукморской фабрике используют особенную шерсть каракульских овец, что делает изделие особенно прочным и теплым. Славу лучших производителей кукморцы сыскали еще при Советском Союзе, а высокое качество продукции позволило им сохранить свою фабрику и в лихие 90-ые, вплоть до наших дней. Знаменитые на всю страну кукморские валенки – это качество, проверенное временем .

В советское время было открыто еще 30 фабрик. Валенки с удовольствием носили видные политические деятели: валенками спасался в сибирской ссылке Ленин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева, в валенках ходил на охоту Виктор Степанович Черномырдин [10].

В конце XX века товарное производство валенок, казалось, навсегда умерло. Самый тяжелый удар по валенкам в нашей стране нанесла урбанизация и плачевное состояние экономики.

Развитие ремесла на территории Сибири

Кустарное производство издавна играли огромную роль в социально-экономической жизни Сибири. Трудности сельскохозяйственного освоения лесных районов, слабое развитие местной промышленности, неразвитость путей сообщения, отдаленность от основных промышленных центров, обширность территории при малой заселенности, с одной стороны, и богатые сырьевые возможности, с другой – стимулировали кустарное производство.

Иркутская губерния имела ряд особенностей, отличавших ее от остальной территории Восточной Сибири. Ее посредническая роль между Дальним Востоком и Западной Сибирью способствовала развитию собственной кустарно-промысловой базы, что приводило к складыванию внутренних экономических связей. Неразвитость путей сообщения приводила к емкости рынка. Поэтому кустарное производство в таких уездах, как Верхоленский, Балаганский и Киренский преимущественно работало на удовлетворение домашних потребностей и узкий крестьянский рынок.

Условия, необходимые для развития кустарного производства, имели три составляющих – это природные особенности (географические, климатические, почвенные); социальная политика (переселение, ссылка); экономические особенности, связанные с экономическим развитием региона. В Иркутской губернии последний фактор имел специфический характер, поскольку район являлся одним из наиболее отсталых в экономическом отношении. При недостаточной производительности сельского хозяйства потребляющий характер экономики губернии являлся преобладающим. Слабость земледелия, отсутствие больших пашенных пространств делали возможным распространение кустарных производств, с помощью которых поддерживался хозяйственно-экономический баланс губернии.

Валенки впервые появились в Сибири в XVIII в. Переселенцы-кустари (шерстобиты, пимокаты, шубники) в поисках заработка для устройства собственного заведения расходились по окрестным деревням, где не было кустарных промыслов и конкуренции. Они несли технические знания, производственные навыки и приемы в новые районы, прокладывая тем самым путь к зарождению в них кустарных промыслов. В Иркутской губернии у переселенческого населения был распространен шерстобитно-валяльный кустарный промысел, который преимущественно развивался в районе Сибирской железной дороги. Позднее распространился по территории губернии [5].

Валенки на территории Сибири имели разные названия: чесанки, катанки, пимы, валенцы, самовалки. Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго, делали из шерсти естественных цветов – черные, серые, белые. Плотные и жесткие катали из грубой шерсти, а мягкие, легкие, называвшиеся «чесанками», изготовляли из тщательно обработанной шерсти и слегка ворсили, так чтобы на ощупь они были немного пушистыми.

Можно точно утверждать, что в Иркутске на рубеже XIX – ХХ веков основная масса пимокатных заведений была представлена именно семейным бизнесом – в производстве и сбыте были заняты только члены семьи. Согласно архивным данным на территории Иркутской губернии к началу 20 века насчитывалось около 1000 мастеров – пимокатчиков [4]. Работали они только на заказ с сырьем заказчика. Их заработки зависели от сезона, но в целом, они получали на порядок больше, чем все остальные.

Позднее на базе мелких кустарных заведений на территории Иркутской губернии появились Государственная пимокатная фабрика № 1, Иркутская валяльная фабрика.

На территории Черемховского района во всех крупных деревнях были свои кустари, которые валяли валенки для населения.

Взяв интервью у нескольких десятков респондентов, проживающих в нашем посёлке, выяснилось, что на территории Михайловского поселения трудились семьи Бойко, Цыценковых, Мироновых. В настоящее время на территории посёлка живут их внуки и правнуки, которые ремеслом валяние валенок не занимаются.

Заключение

В результате изучения различной литературы, Интернет – источников, результатов анкетирования респондентов, проведённого эксперимента, мною были сделаны следующие выводы:

Валенки – удобная и полезная для здоровья человека обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Эта уникальная – без начала, без конца, без шва, без рубца – обувь была в почёте на Руси у всякого чина и сословия. Валяльщик – в былые времена почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров – это актуальный объект творчества. Поэтому мода на валенки вернётся и забытое ремесло – валяние валенок продолжит существование.

Моя гипотеза о том, что технология кустарного производства забыта на территории Сибири не подтвердилась, действительно валять валенки в домашних условиях возможно, соблюдая старые технологии. Пробуйте и вы, у вас тоже получится – теплая и полезная обувь.

В работе прослеживается значимость валенок в жизни русского народа с древности по настоящее время и доказана возможность производства валенок в кустарных условиях, с помощью эксперимента. Поэтому, я считаю, цель поставленная в работе достигнута.

Валенки – это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Нет ничего более исконно русского, чем валенки.

Сохранять их производство – значит сохранять русскую культуру. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, даёт человеку здоровье, силу и хорошее настроение. Современные модницы и сейчас носят валенки с удовольствием.


Библиографическая ссылка

Попова А. ВАЛЯНИЕ ВАЛЕНОК – ЗАБЫТОЕ РЕМЕСЛО СИБИРИ… // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 3-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=542 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674