Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте IV Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/1017/10/1408.
«Я стихи пишу всем телом…. Шагаю по комнате, жестикулирую, расправляю плечи. Всем телом пишу стихи»
Владимир Маяковский
А не задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему люди пишут стихи? Ведь достаточно прочесть или услышать глубоко затрагивающие рифмованные строки, как уже кажется, что они написаны именно про вас и так хочется познакомиться с их автором, разделить с ним сказанное и узнать, что же побудило его взять перо и затронуть уж так близкую вам тему?
Поэзия – это игра воображения, поэтому должна приносить радость, как и всякая игра. Творец, как и ребенок, познает и усваивает мир в игре. В игре удовлетворяется инстинкт творчества. Поэтическое воображение стимулирует развитие адаптационных возможностей творца, исподволь готовя его к превратностям и несовершенствам мира. Поэт же получает высшее наслаждение от игры в слова, перебирая их и переставляя, словно ребенок детали конструктора. А слушатель наслаждается услышанным, переводя все написанное на себя.
Поэты – удивительные существа, а некоторые из них застенчивые, скромные, и их талант остается незамеченным. Они живут какой-то неземной жизнью, постоянно витают в облаках и гоняются за капризной музой. Сколько бессонных, исполненных томительного ожидания ночей и дней они проводят в поисках вдохновения. Для чего все эти муки? Почему люди пишут стихи? Что они хотят выразить в зарифмованных строчках?
Желание написать стихи – это порыв. С этим порывом сталкивались многие из нас. Желание написать собственное стихотворение посещает нас рано или поздно. Но, пожалуй, лишь единицы обладают поистине безграничным талантом, чтобы выражать себя посредством стихов.
Сейчас осталось совсем немного поэтов, а особенно юных поэтов, которые пишут стихи. В наше время преобладают гаджеты, смартфоны, и многие дети даже позабыли о библиотеке…. Разговаривая с друзьями, мы не можем формулировать тексты и предложения, так как словарные запас не пополняется. Читая книги, человек познаёт мир, новые для себя слова. Стихи – прекрасная возможность понять себя и обрести гармонию с собой и окружающим миром. Вы увидите, насколько легче станет на сердце, когда бумагу или электронный лист заполняют строчки стихов.
В качестве гипотезы предполагаем: возможно ли раскрыть талант одарённых детей и помочь им проявить себя.
Цель: выявление талантливых, творчески мыслящих детей, умеющих видеть в обыденном прекрасное, воспринимать многогранность жизни и пробующих доступно изложить свои мысли посредством «живого» литературного слова.
Задачи:
1. популяризировать детское литературное творчество.
2. повысить языковую культуру, развить умение владеть словом.
3. развить интеллектуальное и художественное творчество детей.
4. сформировать умение выражать и отстаивать свою авторскую и гражданскую позицию посредством своего творчества.
5. предоставить возможность публикации авторских творческих работ в СМИ города Сарапула.
Из истории
Конечно, мы никогда не узнаем, кто первым и когда создал стихотворение. Но поскольку мы знаем кое-что о жизни первобытных людей, мы можем догадаться, как начиналась поэзия.
Человек исполнял различные ритмичные танцы ещё задолго до возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал звуки. Мычание, кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой. Также он создал барабан, в который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и барабанный ритм, чтобы обращать магические слова своим богам. Первобытный человек начал развивать танец, который становился все более и более сложным по мере развития. Вскоре слова божественных песен становятся более важными, чем удары в барабаны. Ведущий такого рода церемонии был своеобразным поэтом или бардом.
В то же время на протяжении тысяч лет на человека оказывали влияние ритмы, которые он видел и слышал повсюду вокруг себя – в звуке воды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движении животных. Стараясь воспроизвести некоторые из этих ритмов.
Потом эти танцы, песни, заклинания люди начали хранить. Их передавали от одного поколения другому, и они стали видом поэзии.
В Древней Греции в V веке до нашей эры поэтические произведения писались специально для определенных случаев, но они все ещё исполнялись с музыкой и танцами. Позднее греками был создан особый вид поэзии, в этих поэтических произведениях рассказывалось о героических событиях или описывалась жизнь различных людей.
Разновидности стихосложения:
1. Белый стих (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
2. Акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три);
3. Смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения);
4. Стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии);
5. Верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).
Жанры стихотворений
– Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы.
– Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи.
– Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая т юмористическая поэзия – Отдельные экземпляры этих жанров любимы читателям не меньше, чем серьёзные стихотворения.
Как правильно писать стихи
1. Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
2. Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом – это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
3. А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
4. Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
5. Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы... Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
6. Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материала. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше, тем вы обкатываете, тренируясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Советы начинающим
1. Не начинайте «издалека», пусть первая строчка будет вашей рекламой – старайтесь заинтересовать читателя.
2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была – реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.
3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас – это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно, вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, противоречивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас в качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь, чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
7. Дописывайте до конца. Синдром «последней строчки» знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок, станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.
Исследование
Тестирование
Суть тестирования состояла в том, чтобы узнать, пишут ли дети стихи, хотели бы они писать стихи, что человека вдохновляет писать стихи?
Было проведено тестирование среди 6-10 классов «МБОУ СОШ №13». Тест состоял из 3 вопросов.
В ходе проведённых исследований, было выявлено, что из 350 человек только 10,8 % человек самостоятельно пишут авторские стихи (это 38 человек, 10 из которых предоставили мне свои стихи), а 80, 6 % не проявляют интерес к этому творчеству. Но в тоже время 17,1 % из 350 человек хотели бы заниматься этим творчеством, но не знают с чего начать. Также тест показал, что дети пишут в основном из-за душевной радости и самопознания. Общее тестирование показало (а я сама тоже пишу стихи), что юное поколение утеряло интерес к поэзии: оно её вообще не читает в любых жанрах, их не интересуют знаменитые поэты, их произведения, и мне стало обидно за юное поколение.
Эту тема взята не случайно. Была поставлена цель, чтобы поддержать эти юные таланты, помочь им в дальнейшем развитии своего творчества, а главным стимулом для юных талантов это была бы публикация их стихов в местной газете.
Чтобы понять, как люди пишут стихи, с чего начинают, а потом стают знаменитыми, была организована встреча со знаменитыми поэтессами нашего города. При встрече был задан ряд волнующих вопросов, а также авторы познакомились с идеей о поддержке развития творчества юных талантов в стенах школы и за её пределами.
Практическая часть
2.2.1 Интервью с поэтессой г. Сарапула Щёголевой Светланой Леонидовной, которая является Членом Союза журналистов России, издателем и редактором журнала «Вечерний Сарапул», руководителем литературно-журналистского клуба и театральной студии ДЮЦ.
«В детстве мне читали очень много книг, в частности, стихов – особенно Корнея Чуковского (Муха-Цокотуха и прочее). Я их очень любила и сама читала наизусть, а когда что-то забывала, то добавляла свои слова, в ритм и в рифму. И вот, уже во втором классе, уже осознанно решила попробовать писать сама. Стихи второго класса не сохранились, они на отдельных бумажках были. А в пятом я завела тетрадь. Первый стих был про кораблик: Плывет, плывет кораблик, бумажный, небольшой... Эта тетрадь была утеряна»
2.2.2 Интервью с поэтессой г. Сарапула Степанишиной Валентиной Владимировной, которая является журналистом пресс-службы ОАО «СЭГЗ», членом Русского литературного клуба, членом Российского союза писателей, автором поэтического сборника «Шаги по небу и земле».
«Я живу и работаю в нашем славном Сарапуле вот уже тридцать лет. Но истоки моей поэзии берут своё начало в раннем детстве, на окраине живописного подольского села на Хмельнитчине, где единение с природой и семейные устои преклонения перед образованностью в гармоничном своем сочетании дали благодатную почву для поэтических ростков моей души. Полевые ветра, колосистые нивы и утренний жаворонок пели мне свои прекрасные и естественные мелодии, мчащиеся по полевой дороге буланые и вороновые кони, своими копытами выстукивали мне ямбы и хореи, а ночные совы, поселившиеся недалеко от дома, до полуночи колдовали своими надрывными трехсложными анапестами. Из родительской земли я взяла все, что она могла мне дать, а дала она мне самое лучшее. Это она напоила меня своими живительными соками, которые теперь текут в моих жилах и непрестанно рождают строчки. Воспитана в строгости родителей, в религиозной духовности бабушки, в бессмертной лирике Тараса Шевченко и Леси Украинки, я просто не могла свою жизнь повернуть иначе, отвратив ее от великой тайны Слова. И не важно, на каком языке я пишу мои стихи.
Сарапул – моя вторая родина. Это земля, на которой я состоялась как человек, как профессионал в журналистике, как поэт. Я безумно люблю этот город – здесь столько творческих и замечательных людей, здесь столько места для души, столько прекрасных пейзажей и уголков, где можно просо постоять под небом и почувствовать каждой совей клеткой, насколько прекрасна и божественна жизнь! Я ценю этот город, потому что понимаю: лучше его на свете не бывает. Моя жанровость: лирические стихи – в поэзии, эссе – в прозе. Мой литературный принцип – видеть большое через призму малого и всем сердцем избегать ложности показанного велеречия, сделанного на заказ публики. Только то, что прошло испытание душой и сердцем, я подпускаю к своему перу…»
После интервью с Валентиной Владимировной, ей было предложено почитать стихи детей нашей школы. При анализе стихотворений, она увидела интересные идеи, художественные образы, а самое главное стремление и желание писать. На эти стихи и их авторов она написала рецензию.
Валентиной Владимировной было предложено проведение мастер-класса по технике классического (силлабо-тонического) стихосложения с приглашение юных. Мастер-класс проходил 08.11 в 17-00 часов. В течение 1,5 часов дети узнали для себя много интересного о написании стихов, их разбора и задавали интересующие их вопросы. Валентина Владимировна в конце беседы дала ряд советов и рекомендаций в дальнейшем развитии их творчества.
При подробном анализе произведений отобраны пять авторов – для публикации в «Литературной странице» корпоративной газеты «Наша жизнь», издания Электрогенераторного завода. Это – Елизавета Глухова, Ольга Ласкова, Илья Филатов, Сема Дамирова и Анастасия Оскорбина. Остальные авторы после доработки своих произведений также смогут быть допущены к публикации в вышеозначенной газете.
Три автора – Ольга Ласкова, Илья Филатов и Сема Дамирова приглашены в Городское Литературное Объединение при газете «Красное Прикамье», где им буде предоставлена возможность профессионально и более глубоко, под эгидой известных сарапульских поэтов развивать свое поэтическое творчество.
Кроме того, Илье Филатову, автору, создающему свои стихотворения в нестандартном формате мышления, с футуристическими элементами и в неклассическом конструктиве тонической системы стихосложения, рекомендовано попробовать себя в написании песенных текстов в стиле рэп.
Оля Ласкова, 6 «А» класс
…
Тихою ночью сижу у окна.
Думала – птица, а это она –
Девочка белая – первый снежок,
Глазки зелёные, летний лужок,
Косы – раскосы висят по бокам…
Думала, вдруг эта девочка – к нам?
Нет, она скрылась в чаще лесной,
Детство моё увела за собой…
Лиза Глухова, 10 «Б» класс
…
В жизни случаев бывает разных много,
Часто они ставят нас в тупик.
Хочется порой сойти с дороги,
Но на ней остаться бы на миг!
Хоть на миг остаться, на минуту,
Посмотреть на все со стороны.
Ведь сойти – легко, остаться – трудно
И понять, на что способны мы.
И когда настанет этот случай,
Тот, что хуже быть и не могло,
Соберись из побуждений лучших –
Улыбнись ему, врагу, назло!
Илья Филатов, 10 «Б» класс
…
Не много песен о местах пропето,
Местах, где мы росли и вырастали,
Влюблялись и встречали свое лето,
И верили, что новый день настанет.
Такой огромный остров острых чувств!
Мы жили и учились на ошибках.
И городом пропитанная грусть,
И так приятны знаковые лица.
Дома на нас смотрели из-под крыш,
Они, возможно, видели иное:
Как мы, от страха не дыша, неслись,
Боялись высоты перед собою.
Но мы взрослели, на просторах дня
Вживую этот город ощущали,
И каждый понимал: не для меня
Дома в слепом забвенье утопали…
Сема Дамирова, 8 «В» класс
Надежда
День за ночью, ночь за днем.
Где найти нам жизнь вдвоем?
Грусть – тоска меня съедает,
Жизнь так быстро пролетает…
Я люблю тебя и знаю,
Что тебя я повидаю.
Боль разлуки не унять,
Так скажи же, сколько ждать?!
Ты вдали, в далеком стане,
Верю я, что ты живой!
Как сквозь бурю в океане,
Слышу голос твой родной…
И надежда не утихла.
Жизнь есть жизнь, ты не со мной.
Ах, война! Какое лихо!
Жду тебя, любимый мой!
Настя Оскорбина, 6 «А» класс
…
Солнца луч – и яркий, и игривый –
Пробивается сквозь тучи-облака,
И рассвета нежные приливы
Вдаль плывут, как синяя река…
Нежный отблеск неземного света
Мне подарит алая заря.
Хорошо проснуться на рассвете
И мечтой умчаться за моря.
И небес бескрайние просторы
Хорошо глазами обнимать,
Соловья чудесные узоры
В песенку рассветную вплетать.
Заключение
Проведенная работа, а именно научно-исследовательское тестирование по выявлению юных талантов, подводят к выводу, что очень мало детей, которые пишут стихи, но есть дети, у которых есть желание начать писать стихи, им просто надо в этом помочь.
На сегодня их мало, но эти 10 человек получили возможность общения со знаменитостями своего города, их стихи были напечатаны в газете «Наша жизнь»; в школе планируется выпуск сборника стихов «Литературный вестник», где самые первые стихи будут этих ребят. Также трое участников посетили Городское литературное объединение несколько раз, с ними провели занятия по технике стихосложения. Они получили огромное удовольствие от общения с поэтами г. Сарапула и задали им интересующие вопросы.
Будем надеяться, что это сподвигнет многих ребят «МБОУ СОШ № 13» на желание начать и продолжать писать стихи, а они напишут стихи в самом широком тематическом ассортименте, а самые лучшие будут публиковаться в местных газетах и в этом нам помогут.
Гипотеза работы подтвердилась, цель и задачи выполнены.
Библиографическая ссылка
Глухова Е.И. ТИХИЕ ТАЛАНТЫ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 3-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=548 (дата обращения: 21.12.2024).