Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.
Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле – и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особенно СМИ оказывают влияние на молодёжь, ведь именно она, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.
Песня до сих пор остаётся одним из часто используемых средств массовой информации. В ней отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне. Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Но если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов [11]. А ведь смысловая нагрузка в песенном жанре в равной степени падает и на слова, и на музыку.
Проведённый нами социологический опрос показал, что старшеклассники песню любят, слушают активно, обращают внимание на слова в песнях, вдумываются в текст, но спокойно относятся к речевым ошибкам в песнях.
Актуальность работы обусловлена большой практической значимостью. Исследование поможет школьникам развивать критическое мышление и анализировать услышанные музыкальные тексты с точки зрения их языковой грамотности.
Цель исследовательской работы: типы нарушений орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».
Задачи исследования:
1) Изучить теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам;
2) Составить классификацию орфоэпических и грамматических ошибок;
3) Проанализировать тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок;
4) Систематизировать материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок;
5) Провести обучающий тренинг для старшеклассников.
Объект исследования: орфоэпические и грамматические нормы в текстах песен.
Предмет исследования: соблюдение орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».
Новизна исследования состоит в выборе материала, обусловленного жанром. Приведенные нами примеры не встречались в работах других авторов. Также стоит отметить, что исследования подобного характера часто основаны на устаревшем материале, не актуальном для сегодняшних школьников.
Методы исследования: описательный метод (анализ материала в научной литературе, анализ и обработка собранного материала), метод сравнительного анализа (элементы лексического анализа).
Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. Задание на поиск грамматических ошибок присутствует в тестовой части ЕГЭ по русскому языку (задание 7), где учащимся нужно не только найти ошибку, но соотнести ее с типом, указанным в таблице. Это задание традиционно вызывает большое затруднение у ребят. Эффективным представляется использование примеров из текстов песен авторов, которые знакомы ребятам, что будет способствовать большей требовательности к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.
Выявить орфоэпические ошибки учащихся может помочь школьный орфоэпический словарь русского языка Лекканта [7], который способствует ориентации в системе норм литературного произношения, помогает установить, как следует поставить ударение в русских словах и в их наиболее употребительных грамматических формах, как произносить иноязычные слова, в том числе новые, заимствованные в конце ХХ – начал ХХI, рекомендует предпочтительно произношение звукосочетаний или отдельных звуков. В данном словаре отражаются орфоэпические варианты.
В книге Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка» [4] рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, самоупотребительных, морфологических, синтаксических). Автор особо останавливается на так называемых отступлениях от нормы, объясняет их природу, выясняет закономерности в развитии нормы. Анализ подтверждается примерами из современной речи и практикой нормативной лексикографии.
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы Борунова [1] представляет собой новый лексикографический труд. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. Для читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.
В энциклопедическом словаре юного филолога Панова [14] рассказывается о законах развития языка, различных языках народов мира. Главное внимание уделяется русскому языку. Читатели узнают также о проблемах, которые решает современная наука о языке, и о выдающихся ученых-лингвистах. Словарь признан воспитывать у учащихся чувство гордости за свой родной язык, уважение к языкам народов мира как огромной исторической и культурной ценности, поможет в выборе профессии.
Книга Максимова «Русский язык и культура речи» [9] включает систему заданий, способствующих осмыслению теоретических сведений, содержащихся в учебнике, и освоению надлежащих речевых умений и навыков в деловой сфере общения.
Справочник Розенталя «Управление в русском языке» [10] поможет правильно построить предложения, устранить речевые ошибки при соединении слов в словосочетания, что важно для повышения культуры речи. Данное издание может служить справочным пособием для педагогов, издательских работников, студентов, для всех, кто хочет научиться писать грамотно. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления – выбором надлежащей падежной формы и подходящего предлога. Несмотря на значительную стабильность конструкций с управлением, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.
Понятие языковой нормы
Языковая норма (норма литературная) – явление историческое. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Если носитель языка не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается – это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.
Орфоэпические ошибки связаны с нормами произношения и ударения, отраженными в соответствующих словарях [1],[7].
Относительно произносительных норм можно выделить акцентологические (в ударениях) ошибки. Ударения в словах разных частей речи ставятся по усмотрению авторов, зачастую пренебрегающих нормами нормативного произношения.
Существуют следующие типы ошибок:
1. ошибки в нормах ударения,
2. ошибки в произношении[,э] или [э],
3. ошибки в произношении [ч] или [ш] в сочетаниях чт и чн,
4. произношением отдельных слов, сочетаний звуков (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове).
Ошибка в ударении очень распространена, это может повлиять на речь слушателей, особенно в тех случаях, когда проникает в речь «фанатов», поклонников того или иного исполнителя. Стоит отметить, что рок-радиостанции, в частности «Наше радио», достаточно требовательны к исполнителям: чтобы попасть в эфир, автором пришлось исправить свои ошибки. У рок-исполнителей, таким образом, есть мотивация работать над повышением грамотности.
В полученном исследуемом материале также присутствуют и ошибки в произношении сочетаний звуков. Авторы зачастую искажают произношение слов. Обратимся к понятию фонетической нормы. Различают три стиля произношения: высокий, нейтральный, разговорный. Под разговорным произношением понимается такое, которое характеризуется меньшей напряженностью органов речи, меньшей четкостью произношения, что приводит к изменению качества звуков вплоть до их выпадения.
В области гласных фонем наблюдаются такие особенности разговорного произношения:
● сильная количественная редукция (ослабленное произношение звуков [а], [о], [э] или же совпадение этих звуков;
● качественная редукция гласных, особенно [у], который в безударной позиции может звучать как [ъ] или [и];
● стяжение гласных в предударной части слова.
В области согласных фонем:
● упрощение групп согласных (редукция согласных до нуля в сочетании с другими согласными);
● редукция интервокальных (находящихся между гласными) согласных.
Разговорное произношение встречается в песнях современных рок-исполнителей все чаще. Например, можно увидеть, как разговорное произношение может выполнять роль изобразительно-выразительного средства. В то же время бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью нарушение речевых норм может вызвать у грамотных слушателей отвращение к исполняемому произведению. Соблюдение орфоэпических норм является очень важным фактором для развития профессиональных качеств и навыков авторов текстов.
Грамматические ошибки – нарушения норм словообразования и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматическое оформление современных рок-текстов также небезукоризненно.
Существуют следующие типы грамматических ошибок:
● Ошибки в управлении в словосочетании;
● Нарушение в построении предложения как с деепричастным и причастным оборотами;
Так и с причастными:
● Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
● Ошибки в построении предложения с однородными членами;
● Неправильное употребление падежной формы существительного;
Грамматические ошибки в текстах рок-песен – явление частое. Одно предложение может содержать сразу несколько как грамматических, так и речевых ошибок. Таким образом, был составлен список, примеры ошибок (Приложение А.1). Авторам необходимо редактировать тексты, улучшать их качество, ведь их творчество становится образцом для подражания.
Приложение А
Единицы (предложения) с грамматическими или орфоэпическими ошибками
1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла... (Агата Кристи.Триллер).
2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).
3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).
4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).
5. Город в дорожной петлЕ... (Кино.Звезда по имени Солнце).
6. Жизнь разносилась, как туфлЯ... (Король и Шут).
7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).
8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).
9. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).
10. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).
11. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).
12. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)
13. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )
14. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)
15. Думаешь, что есть дверь и ключ – но их нет. (AlaiOli.Крылья)
17. Наверно завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)
18. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)
19. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)
20. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль – Калифорния снится)
21. Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль – Калифорния снится)
22. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)
23. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв,воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ.Я завтра брошу пить.)
24. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)
25. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ – Контрреволюция)
26. Бог – одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)
Анализ выявленных ошибок
в текстах песен жанра «рок»
Анализ орфоэпических ошибок
Нами были проанализированы 25 современных текстов песен жанра «рок». В результате анализа выяснили, что в данных песнях преобладает орфоэпическая ошибка в именах существительных.
● АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль. Алмазами).
● Возьми банджО (бАнджо), сыграй мне на прощанье (В. Бутусов. Гудбай Америка);
● Город в дорожной петлЕ... (Кино. Звезда по имени Солнце).
● Жизнь разносилась, как туфлЯ... (Король и Шут).
● Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира. Прости меня, моя любовь).
● ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2. Волки).
● И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.) и т.д.
В глагольных формах:
● Ах, если б ты понЯла, с каким огнём играла... (Агата Кристи. Триллер).
● В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль. Медведица).
● ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )
● В песне группы «Пилот» «Девочка-весна» есть строчка:
Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь…
Та же орфоэпическая ошибка звучит в песне из репертуара группы «Знаки»:
Телефонистки сходят с ума по одной,
Когда мне кто-то звОнит с Земли,
Но явно с какой-то другой.
Многие фонетические особенности разговорной речи действуют в совокупности, создается весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний, особенно частотный: тысяча девятьсот – [тыж’д’ьв’ицот], например – [нм’эр], человек – [ч’эк], все равно – [с’орно], сегодня – [с’он’а]. Авторы песен допускают такой вид ошибки для создания определённой рифмы, необходимой для легкости восприятия текстов песен.
Подобные примеры встретились нам и при анализе текстов:
● Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[,а] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль – Калифорния снится)
● Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят] грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)
● И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).
Эти песни принадлежат творчеству одной группы – «Мумий Тролль». Стоит отметить, что необычный голос и экспрессивная манера исполнения во многом могут объяснять подобное произношение. Мы склоняемся к мысли, что оно умышленно и по аналогии со звукописью акцентирует внимание слушателя на особенно важных словах песни.
Но это не единственная группа, в песнях которой встречается разговорное произношение. Подобные примеры мы встретили в творчестве группы «Би2».
Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый телеви[зр] (Би2. Компромисс)
Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К числу наиболее часто встречающихся ошибок в речи отнесем следующие: орфоэпические ошибки – 65 %. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много, причем это не только ошибки в постановке ударения, но и нарушение литературного произношения.
Анализ грамматических ошибок
В текстах рок-песен присутствуют:
● Ошибки в управлении в словосочетании
Есть в демократии что-то такое,
До чего неприятно касаться рукою (ДДТ – Контрреволюция)
● Нарушение в построении предложения как с деепричастным оборотом: Бог – одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC. Вселенная бесконечна.),
Так и с причастным:
И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ. Где мы летим)
● Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
Думаешь, что есть дверь и ключ – но их нет. (Alai Oli. Крылья)
● Ошибки в построении предложения с однородными членами
Тянулись серые дни и никого рядом с ним (ДДТ. Любовь)
● Но больше всего примеров оказалось на неправильное употребление падежной формы существительного:
Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. David Bowie)
Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ. Я завтра брошу пить.)
Мне снилось, мой календарь не закончился,
Зря я сто лет назад мучился, корчился,
Пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)
Грамматические ошибки: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильное употребление падежной формы существительного, ошибка в построении предложения с однородными членами. В то же время стоит учитывать, что литературоведы отмечают особенности подобных текстов: «Рок-текст не самодостаточен и не самостоятелен; он является составной частью рок-композиции, включающей музыку и шоу» [8]. Анализируя творчество группы «ДДТ», литературовед В.В. Шадурский приходит в выводу, что «так называемые грамматические ошибки в поэтических фразах <…> не противоречат точности мысли, <…> они часть энергетического комплекса, который будит подсознание и сознание слушателя. Рок-поэзия Шевчука отражает тенденции современного русского рока. Логический абсурд, грамматические недоразумения превратились в прием сгущение смысла, воздействия на аудиторию. Следовательно, главное в современном роке <…> не смысл слова, не словесная семантика, а особого рода психическая энергия, которая проникает в глаза, уши, мысли». [9]
Стоит также отметить то, что касается действительно ненамеренных грамматических ошибок: показательно, что тексты двух песен из нашего списка («Девочка-весна» группы «Пилот» и «Телефонистки» группы «Знаки») были впоследствии исправлены, певцы устранили орфоэпические ошибки, что также говорит о том, что авторы-исполнители работают над своей речевой культурой.
На основании изученного материала были составлены упражнения для учащихся 10-11 классов в формате заданий Контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку. Данные упражнения предполагают отработку заданий № 7 на знание синтаксических норм, норм согласования, норм управления (Упражнение Б.1, Б.2) и № 4 на знание орфоэпических норм (Упражнение Б.3). Знакомые строчки песен способствуют более качественному усвоению материала и формированию грамотной речи.
Приложение Б
Упражнения для учащихся 10-11 классов
Упражнение Б.1 – Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
(по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
ТИП ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
1. Думаешь, что есть дверь и ключ – но их нет. (AlaiOli.Крылья) 2. И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло 3. Небо цвета сталь, листьев черный лес. 4. Бог – одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен 5.Горит ночной экран, хрустит во рте икра! 6. Тянулись серые дни, и никого рядом с ним |
Б. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
|
В. Неправильное употребление падежной формы существительного |
|
Г. Ошибка в построении предложения с однородными членами |
|
Д. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом |
Упражнение Б.2 – Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)
Найдите и исправьте орфоэпические и грамматические ошибки в текстах современных песен, постарайтесь сохранить песенный ритм.
1. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ. Ветер).
2. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)
3. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки. Верь мне)
4. Вереницы матных слов (Пилот Вольная птица)
5. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль – Калифорния снится)
6. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ. Я завтра брошу пить.)
7. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ – Контрреволюция)
8. Бог – одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)
Упражнение Б.3 – Знание орфоэпических норм Отработка задания № 4 из Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку)
В приведённых ниже предложениях есть слова, в которых допущена ошибка в постановке ударения.: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите эти слова.
1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла... (Агата Кристи. Триллер).
2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).
3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).
4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).
5. Город в дорожной петлЕ... (Кино.Звезда по имени Солнце).
6. Жизнь разносилась, как туфлЯ... (Король и Шут).
7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).
8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).
9. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).
10. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).
11. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )
12. Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)
13. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)
14. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)
15. Мы идём гулять,зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль – Калифорния снится)
16. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)
17. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.)
Заключение
В соответствии с поставленными целью и задачами, был изучен теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам, была составлена классификация орфоэпических и грамматических ошибок, были проанализированы тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок, был систематизирован материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок, был проведен обучающий тренинг для старшеклассников.
Проанализировав песенные тексты, мы пришли к выводу, что современные песни являются источником различного рода ошибок. К числу наиболее часто встречающихся речевых ошибок отнесем следующие: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, смешение слов разной стилевой окраски, стилистический и смысловой разнобой между частями текста. Орфоэпические недочеты в данной работе представлены лишь ошибками в постановке ударения. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много. Грамматические ошибки: нарушение управления в словосочетаниях, употребление возвратных глаголов, разнобой в формах времени и вида глаголов, неправильное использование деепричастий.
Спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.
Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа предполагается рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.
Если активно пропагандировать идеи качественных песенных текстов, говорить о речевой компетентности авторов и их речевой грамотности, учить замечать ошибки, то это, безусловно, должно положительно повлиять не только на слушателей, но и на исполнителей музыки, ведь чистота речи – это одна из важных составляющих хорошей, а самое главное – качественной песни.
Библиографическая ссылка
Чекалина О.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОК-ПЕСЕН // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=572 (дата обращения: 15.01.2025).