Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ МИРА

Шавина В.В. 1
1 ФГБОУ «Средней школы-интерната МИД РФ», 8 Б класс
Щеглова Н.А. (, ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД РФ»)
Мартемьянова Е.В. (, ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД РФ»)
1. «Всемирное культурное наследие» Максаковский В.П.
2. Всеобщая история архитектуры. Т. 2, кн. 2. – М., 1948.
3. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 327 с. Тюхменева Е. А.
4. «История искусства всех времен и народов», т. 1 Вёрман К.
5. https://www.kleo.ru/items/relax/triumfalnye_arki.shtml
6. http://luscinia.ru/usa/ny/5490
7. https://planetofhotels.com/horvatiya/pula/triumfalnaya-arka- sergiyahttp://lifeglobe.net/entry/4728
8. Путеводитель «Париж» серия: «Золотые путеводители» автор Маджи Джованна, Издательство Bonechi, 2017 г.
9. Путеводитель «Москва» серия «Оранжевый гид» автор Чередникова О.В. Эксмо-Пресс 2016г.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki.

При подготовке доклад о достопримечательностях Москвы, мое внимание привлекла фотография Триумфальной арки на Кутузовском проспекте: «Я уже где-то видела подобную арку». Действительно, изображения похожих триумфальных арок я обнаружила в учебнике истории древнего мира и в учебнике французского языка, в том разделе, где говорилось о достопримечательностях Парижа. Я задала волнующий меня вопрос учителю истории и учителю французского языка. Их ответ, с одной стороны, удовлетворил мое любопытство, а с другой стороны, подтолкнул к дальнейшим поискам. Я продолжила мое исследование, и за необходимой информацией обратилась к Интернету. Тут я к моему удивлению выяснила, что триумфальные арки встречаются во многих странах мира на разных континентах. Например: в России, во Франции, в Испании, в Италии, в Германии, в Индии, во Вьетнаме. Почему люди разных культур и религий возводят у себя эти мало-функциональные, с практической точки зрения, сооружения? Как и где появилась идея их создания? Что они символизируют? Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этом реферате я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Как и где появились первые триумфальные арки?

Что бы ответить на этот вопрос необходимо углубиться в историю, а точнее в историю Древнего Рима. Именно там, по мнению многих историков, были возведены первые триумфальные арки. Само слово «триумфальная» происходит от слова «триумф» и имеет латинское происхождение: triumphus. Это слово имело два важных значения: 1) торжественный въезд полководца-победителя в столицу и 2) выдающийся, блестящий успех, победа, торжество. Триумфальные арки служили своеобразным символом побед. После каждой успешной военной кампании, коих в славной истории Рима было великое множество, непременно проводилась торжественная церемония въезда победителя через триумфальную арку и шествия участвовавших в сражении войск. [4] Арка изначально символизировала собой распахнутые ворота побежденного города, в которые с триумфом и почестями въезжал военачальник победоносной римской армии. Рим строил великую империю. Триумфальные арки служили пропагандистской цели, являя собой наглядное доказательство побед империи. Они олицетворяли военную мощь государства. Вместе с тем, они по праву считались архитектурными шедеврами, подчеркивавшими культурное величие народа Рима. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна («Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная – арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других [10].

Самые красивые триумфальные арки мира

Триумфальная арка Оранж во Франции

Ранее через арку проходила Агриппиева дорога, ведущая из Рима на север, и которая была проложена в 40 году до нашей эры по приказу римского полководца, друга и зятя Октавиана Августа – Марка Випсания Агриппы.

Исследователи не могут дать точные данные о времени постройки арки Оранжа. В 19 веке ученые доказывали, что арка была построена в честь 11 года трибуната Октавиана Августа, то есть в 12 году до нашей эры. На сегодняшний день принято считать, что она была установлена примерно с 20 по 25 год нашей эры в честь побед римского военачальника и консула Германика, а затем, судя по высеченным на ней надписям, в 26 или 27 году заново посвящена второму римскому императору из династии Юлиев-Клавдиев и пасынку Октавиана Августа – Тиберию. [6]

Вплоть до XIII столетия об истории этой достопримечательности Оранжа неизвестно ничего. Согласно историческим документам, в XIII столетии Раймонд I де Бо, принц Оранжа, использовал арку в качестве укрепленного форпоста для обороны города. Впоследствии, триумфальная арка подверглась многочисленным модификациям, но в XVIII веке многие дополнения, включающие окружающую стену, были разрушены. В результате предпринятых в 20-е годы 19 века реставрационных работ арка приблизилась к своему первоначальному облику. На её строительство ушло 5 лет. [1]

Арка была восстановлена ещё в 1820-е годы по проекту архитектора Caristie Augustin, который начал свою работу с четких средневековых контрфорсов, с восстановления опор и замены негодных частей или совсем отсутствующих. Было запрещено создавать новые элементы. В целом большую часть исторического вида сооружения удалось воссоздать, однако в её облике не хватает некоторых деталей – например, конной скульптурной группы, венчавшей это мощное строение. [7]

Окончательная реставрация была завершена в октябре 2009 года. Триумфальная арка Оранжа была изначально возведена при помощи больших блоков известняка без применения раствора: массивные каменные блоки хорошо подогнаны друг к другу и соединены между собой железными и свинцовыми скобами. Необходимо отметить, что, в отличие от других схожих сооружений, арка в Оранж оборудована вторым аттиком (это стенка, возведенная над венчающим строение карнизом), использующийся в качестве пьедестала для ныне утраченных монументальных статуй. Она включает в себя три арки – большую главную, которая располагается по центру, и две более маленькие по размеру, находящиеся по бокам. Не могут не впечатлить размеры арки: её длина равна 19,5 метрам, а в ширину она доходит до 8,4 метров, в высоту – 19,2 метра. Главные фасады расположены по направлению на юг и север, а меньшие боковые фасады, соответственно, на запад и восток. Каждый из фасадов украшен четырьмя рефренными коринфским колонами. [4]

Кессонные своды её трех проемов орнаментированы розетками, а фасад увенчан тимпаном и аттиком. Основной сюжет барельефов – история славных деяний непобедимого второго легиона. Каждой из побед в войне с галлами посвящен отдельный сюжет. Венчает арку картина триумфа – шествие легионов с трофеями, тимпанами и кимвалами с одной стороны и вереница пленников в цепях с другой.

Четыре декорированных панно располагаются в пространстве над боковыми арками, они представляются в виде нагромождения шлемов, копий и щитов. На некоторых щитах имеется возможность просмотреть имена либо строителей, либо известных древнеримских оружейников (Sacrovir, Decurdus, Mario) . Выше находятся панно с изображением морских трофеев. Лучше всего сохранилось северо-восточное панно, на котором видны изображения носовых частей кораблей, якорей, трезубцев, весел. Данные предметы относятся к римскому флоту, которые указывают нам на его превосходство, особенно после сражения при Акциуме (2 сентября 31 года до н. э.). На фризах проглядываются различные изображения борьбы обнаженных и длинноволосых галлов с щитами против римлян, одетых в туники и кирасы. Эта композиция представлена немного грубо, т.к руки и ноги воинов непропорциональны. [5]

На центральном фасаде верхнего аттика присутствует изображение бронзовой колесницы с лошадьми, с обеих сторон идёт украшение барельефом с картиной битвы. Козерог – символ Второго легиона, он располагается на щите одного из воинов по левой стороне. Жук-дровосек, вырезанный на щите одного из воинов, показывает, что на барельефе увековечен второй легион Октавиана Августа, ветераны которого создали в Араузионе (позднее ставший Оранжем) римскую колонию. Большое количество выемок, которые избороздили барельеф, ранее служили пазами, чтобы закрепить декоративные бронзовые пластины. На восточном торце арки вырезано по три горельефа, которые разграничены колоннами коринфского ордера. На горельефах изображены части одежды, шлемы, а также трубы; под ними всеми находятся по две фигурки пленников. Горельеф на западном торце арки почти полностью является реконструкцией, выполненной в 19 веке. Данная арка является одним из старейших примеров архитектурного направления, которое позже использовалось в самом Риме, для арки Септимия Севера и Триумфальной арки Константина. На арке присутствуют многочисленные видимые дырки, которые оставили средневековые арбалетчики, тренировавшиеся на арке и не слишком почитавшие историю и искусство. [6]

hav1.tif

Триумфальная арка в Париже

Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо находится огромная площадь Звезды (площадь Шарля де Голля), откуда лучами расходятся 12 самых крупных артерий города. Больше всего это напоминает расправившее лучи солнце. В центре этого солнечного круга возвышается символ парижской помпы и элегантности – Триумфальная арка. Она царствует здесь величественно и безраздельно. Она с легкостью парижанки стремиться ввысь и властно стоит на мощном постаменте, доминируя над всем, что ее окружает. По задумки ее создателей, архитекторов и главного заказчика, Наполеона I, триумфальная арка должна была продемонстрировать военную мощь Франции и «увенчать» ее завоевания. Наполеон Бонапарт грезил о создании великой империи, подобной Римской империи. Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а так же другие триумфаторы Древнего Рима. Во многих монументах, возведенных в эпоху его правления четко прослеживаются архитектурные тенденции Великого Рима. Не стала исключением и триумфальная арка. Наполеон I позаимствовал у римлян саму идею ее создания. [10]

Монумент возведен по приказу Наполеона I, в честь побед его доблестной армии. Изначально архитекторы предложили несколько проектов монумента. И сегодня на холме Шайо вместо арки могла красоваться каменная статуя огромного слона. Прототипом для Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме. Ее своды и колонны имеют похожую конструкцию и форму. В 1806 году великий французский архитектор Ж.-Ф. Шальгрен приступил к строительству Триумфальной арки, посвященной Великой французской армии и ее великим победам (триумфам). Наполеон лично заложил первый камень в основание арки, но не дожил до конца ее строительства. Его прах, доставленный с острова Святой Елены, провезли под сводами монумента 15 декабря 1840 года. Позже аналогичной почести после своей кончины удостоились Виктор Гюго, маршалы Латтр и Тассиньи, Тьер и Гамбетта, Лазар Карно, генералы Жоффр и Фош На строительство памятника ушло три десятилетия. Один только фундамент сооружали два года. [8]

Строительство Арки было завершено в 1836 году. У нее только один овальный проем. Парижская Триумфальная арка – самая большая в мире. Ее размеры: ширина – 44,82 м, высота – 49,51 м, высота сводов – 29,19 м. По своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен и поистине прекрасен тот, что находится с правой стороны Арки, обращенной к Елисейским полям. Этот барельеф – произведение Франсуа Рюда, представляет Выступление в поход волонтеров в 1792 года и более известен под названием «Марсельеза». [10]

hav2.tif

Ее история связана со многими интересными фактами. Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 558 французских военачальников. Среди великих побед, одержанных армией Наполеона Бонапарта, фигурирует и взятие Москвы. Название нашей столице выгравировано золотыми буквами на мраморной табличке в списке завоеванных городов. Над проемом изображены крылатые девы с фанфарами, символы победы и триумфа. [5]

Еще с периода правления Людовика XIV между двумя излюбленными резиденциями королей Лувром и Версалем пролегал прямой путь, называемый «королевским». Триумфальная арка расположена как раз на этой исторической оси. На исторической оси, т.е. на одной прямой, расположены три арки Парижа: Триумфальная арка на Площади Звезды, Триумфальная арка Каррузель в саду Тюильри и Большая арка в новом квартале Дефанс. [4]

28 января 1921 под сводами Триумфальной арки перезахоронили останки Неизвестного Солдата, павшего в Первую мировую войну. В 1940 под Триумфальной аркой промаршировали войска Третьего рейха, тем самым ознаменовав начало оккупации Парижа.

10 мая 1994 года сотни тысяч человек наблюдали солнечное затмение сквозь проем Триумфальной арки. Парижане утверждают, что дважды в год, 10 мая и 1 августа, солнце садится точно на исторической оси и закат можно видеть сквозь своды Триумфальной арки, находясь даже на Елисейских полях. Насколько это верно, можно проверить, лишь побывав в Париже в эти дни. Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, экспозиция которого посвящена истории создания этого памятника. Наверху расположена смотровая площадка для туристов. С нее открывается поистине головокружительный вид на Париж. [8]

Триумфальная арка в Москве

Традиция возводить триумфальные арки нашла отклик и в России. История создания триумфальных врат и арок в России имеет древнейшие корни. Одни из самых известных – Триумфальная арка на Кутузовском и Красные ворота в Москве, Нарвские триумфальные ворота в Санкт – Петербурге, Николаевские триумфальные ворота во Владивостоке, Триумфальная арка в Чечне, Александровская триумфальная арка в Краснодаре… этот список можно продолжать бесконечно. [3]

Триумфальная арка в Москве, расположенная на Кутузовском проспекте, недалеко от Поклонной горы, является уникальным объектом исторического и культурного наследия.

hav3.tif

Вряд ли в российской столице можно найти еще один памятник старины, который бы за всё время своего существования претерпевал столько реконструкций – вплоть до повторного строительства с нуля. Однако все эти метаморфозы никоим образом не сказались на исторической ценности сооружения, его глубоком символическом значении для многих поколений соотечественников, которое было заложено еще 200 лет назад, когда в Москве появились первые триумфальные ворота.

Триумфальная арка – это настоящий архитектурный шедевр, обеспечивший нашей столице «родство» с Парижем, Берлином, Лондоном, Барселоной, Нью-Дели, Бухарестом и многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества. [9]

Один из самых красивых памятников Москвы прошёл долгий, тернистый путь от Деревянной Триумфальной арки до каменных Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте.

Деревянная Триумфальная арка украсила Тверскую заставу в середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы русских войск. Памятник быстро ветшал, и через 12 лет решили заменить деревянную арку каменной. Спустя ещё год начали обсуждать проекты и сметы на постройку Триумфальных ворот «из камня с чугунными украшениями», составленные архитектором Осипом Бове. [3]

20 апреля 1829 года император Николай I утвердил представление князя Голицына о создании «особого Комитета под начальством Московского коменданта» «для устройства Триумфальных ворот и… въезда», в который также вошёл архитектор 7-го класса Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». [10]

Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

5 марта 1834 года император утвердил и предложение московского генерал-губернатора «о приведении в лучший вид пространства между Тверским выездом и парком Петровского дворца», «протянув на сем пространстве по обеим сторонам шоссе аллеи для пешеходцев». А 11 октября, в день изгнания французских войск из Москвы, Триумфальные ворота торжественно открыли. В церемонии участвовали войска Московского гарнизона, чины московской полиции. После молебна «из артиллерии, поставленной на шоссе, учинена была пальба 101 выстрелом» и воинский парад. По распоряжению князя Голицына участникам церемонии унтер-офицерам было выплачено по три рубля, а рядовым – по два «из … капитала, оставшегося от покрытия всех издержек, сделанных во время существовавшей в Москве эпидемической болезни холеры». [6]

Триумфальные ворота простояли у Тверской заставы 102 года. В 1936-м площадь перепланировали, ворота разобрали. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались на хранение после демонтажа – в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной. В 1965 году советское правительство признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. [3] Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре – те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» – 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров. Текст на аттике также был изменен: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». [9]

Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота – памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге; расположен на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Триумфальные ворота построены в 1827–1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор В. П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней)[1], П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота – более 30 м, ширина – 28 м, ширина пролёта – более 8 м, высота пролёта – 15 м. Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров. Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября. [10]

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места. Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе. По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17(29) августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль. [3]

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877–1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию. В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы. 28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения. В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз).

Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда. После войны ворота реставрировались еще трижды: в 1949–1952 годах (архитектор И. Н. Бенуа), в 1978–1980 и в 2002–2003 годах. [4]

В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, работает Музей Воинской славы, созданный в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда. В том же году в Государственном музее городской скульптуры появился новый филиал – «Нарвские триумфальные ворота», в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки. [3]

hav4.tif

Нарвские ворота. Санкт-Петербург

Триумфальная арка в Германии

Знаменитая берлинская Триумфальная арка «Бранденбургские ворота» была построена в 1791 году и первоначально называлась «Ворота мира». Во время Второй мировой войны она была сильно повреждена, «Ворота» стоят на границе старого центра Берлина. Историческая ценность этой арки еще и в том, что именно отсюда начали строить Берлинскую стену во времена холодной войны, и здесь же первые переселенцы из Восточной Германии пересекали границу в 1989 году. Эта арка считается символом не только Берлина, но и всей Германии. [7]

hav5.tif

Бранденбургские ворота

Триумфальная арка в Испании

Арку в Барселоне возвели в 1988 году специально к проведению Всемирной выставки. Монумент построен из красного кирпича и расположен на стыке бульваров Пасе-де-Люис Компанус и Пасе-де-Сан Хуан. Верх арки украшен гербом Испании, а на дугах фасадов размещены гербы провинций страны. В верхней части арки имеется несколько скульптурных композиций. [1]

hav6.tif

Верх арки украшен гербом Испании.

Триумфальная арка в Великобритании

Эта арка расположена возле Ораторского уголка в Гайд-паркер. Она была создана в 1828 году архитектором Джоном Нэшем, взявшим за основу Триумфальную арку Константина в Риме. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом и служил ему парадным входом. Сооружение перенесли в 1851 году. Арку украшают коринфские колоны, она имеет три арочных прохода: одна большая центральная арка и две меньших по сторонам от центральной арки. Наверху расположен барельеф, представляющий Англию, Шотландию и Ирландию. [7]

hav7.tif

Мраморная триумфальная арка в Лондоне. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом.

Триумфальная арка в Румынии

Триумфальная Арка в Бухаресте – один из главных символов столицы Румынии. Она расположена возле самого большого парка на одном из важнейших шоссе столицы, которое носит имя русского генерала и дипломата, графа Павла Киселева. Арка была установлена в честь защитников независимости Румынии в 1922 году. Как и московская, поначалу эта была построена из дерева, и только в 1936 году ее заменили на арку из железобетона и гранита. Ее высота – 27 м. На арке высечены тексты великого румынского историка Николае Йорга и список названий населенных пунктов, в которых велись боевые действия. [2]

hav8.tif

Арка – один из главных символов столицы Румынии.

Триумфальная арка в Хорватии

Одной из главных достопримечательностей города Пулы считается Триумфальная арка Сергия, а улица, которая берет от нее начало, пролегает через весь город. Арка была построена в 20-х годах до нашей эры и находилась за одними из древних городских ворот. Возведена она патрицианкой Сальвией Постума из рода Сергиев, в честь трех уважаемых членов этого рода, сражавшихся на стороне Октавиана Августа. Интересные факты: Интересен тот факт, что в то время получить разрешение на подобное строительство было практически невозможно. Ведь все возводилось лишь в честь императора, а тут, пусть и знатные, но все же горожане. Видимо этим объясняются весьма скромные размеры самого строения: ширина пролета около 4,5 метра и высота – 8 метров. Другие подобные триумфальные сооружения тех времен куда более масштабнее. [4] Арка выполнена в коринфском стиле и роскошно декорирована. Античные скульпторы использовали аллегорию и богатый растительный декор. В тимпанах арки помещены скульптурные изображения богини Победы, на фризе – амуры, несущие гирлянды. Пилястры, поддерживающие нижнюю и лицевую части арки украшены сложнейшей орнаментальной вязью, которая изображает побеги растений. Основная часть декора сфокусирована на внешней стороне стены. Триумфальная арка прекрасно сохранилась до наших дней, и, как Форум, является популярной туристической достопримечательностью. На малой площади, где расположена арка, регулярно проводятся различные мероприятия, театральные и музыкальные представления. [6]

hav9.tif

Триумфальная Арка Сергия

Триумфальная арка в Индии

Триумфальная арка «Ворота в Индию» построена в Мумбаи в гавани и является интереснейшей архитектурно-монументальной достопримечательностью, так как в ней перемешано несколько архитектурных течений – индийских, мусульманских и европейских. Возвели это великолепие в честь приезда короля Великобритании Георга V в Бомбей в 1911 году. Строительство столь монументального сооружения продолжалось 13 лет. Сооружение поражает своей массивностью. После постройки оно не вписывалось в архитектурный ансамбль гавани и власти приказали переложить все фасады окружающих зданий. Главной исторической ценностью этих «ворот» местные жители считают проход через них английских гарнизонов, когда те навсегда покидали свободную Индию. [1]

hav10.tif

Триумфальная арка в Марокко

Волюбилис (Volubilis) – самый юго-западный город Римской империи. Его развалины расположены в Марокко у города Мулай-Идрис, в 35 км к северу от автомагистрали A2 между Фесом и Рабатом (съезд на Мекнес). С 1997 года находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Время возникновения Волюбилиса теряется во мгле веков. Поселение на его месте существовало со времён неолита. В III в. до н. э. в округе хозяйничали карфагеняне. На рубеже тысячелетий Волюбилис становится крупным центром эллинистической культуры Мавретанского царства, которым правил Юба II. После убийства в 40 году царя Птолемеягород вошёл в состав империи как центр провинции Мавретания Тингитанская. [10]

Название означает на латыни «щедрость», намекая на плодородие почвы. Основные строительные работы в Волюбилисе велись во II веке. Тогда был построен форум с базиликой и проложен акведук. Хорошо сохранилась триумфальная арка (217) в честь эдикта Каракаллы. Вскоре после её строительства римские магистраты перебрались в Танжер. Последующая история Волюбилиса плохо освещена древними авторами.

Из археологических раскопок, которые велись в Волюбилисе французскими учёными с 1915 года и возобновились в XXI веке, следует, что античный город был разрушен землетрясением. Был повреждён акведук и жители стали селиться у самой реки. Когда в 788 году в эти места пришёл потомок Мухаммеда – Идрис ибн Абдаллах, он избрал Волюбилис своей первой резиденцией. Согласно обнаруженным в результате раскопок монетам и документам, исламизация города началась до его прибытия[1]. Вместе с тем, четыре надписи на могилах вокруг Триумфальной арки, датируемые 599–655 годами, свидетельствуют о том, что Волюбилис в этот период был христианским городом. [7]

Арабское селение на месте античного города (поныне известное как Валила) понесло значительный урон во время Лиссабонского землетрясения 1755 года, после чего было окончательно заброшено. Население перебралось в соседний город Мулай-Идрис.

hav11.tif

Триумфальная арка в Марокко

Триумфальная арка во Вьетнаме

Патусай – составное слово, в котором ‘Patu’ означает «двери» или «ворота», а ‘Xai’ – производное от санскр. hav14.wmf(jaya? IAST), означающего «победа». Арка возводилась в не самый спокойный для Лаоса период.

Дизайн мемориала спроектировал архитектор Там Сайастсена, житель Лаоса. Какое-то время арка носила название Анусавари («память») и представляла собой мемориал в честь лаосских солдат, погибших в войнах. В 1975 году, когда Патет Лао совершили государственный переворот и взяли власть в свои руки, название монумента было изменено на Патусай. [4]

Триумфальная арка Патусай находится в самом сердце Вьентьяна, один из её проходов ведёт к авеню Ланг Санг. Авеню Ланг Санг, протянувшаяся от Дворца Хор Кхам до Великой Ступы Пха Тхатлуанг), зачастую именуют «Елисейскими Полями Вьентьяна». Разбитый рядом с аркой парк с музыкальными фонтанами дополняет картину музыкальным сопровождением. Мемориал насчитывает пять башен, символизирующие пять принципов сосуществования наций в мире. Они перекликаются с пятью священными заповедями буддизма. [6]

Монумент имеет четыре прохода, соответствующие четырём сторонам света. Напротив каждого входа находится пруд. Четыре пруда символизируют открытый цветок лотоса (дань уважения лаосцев храбрым воинам нации). Четыре угла ворот украшены статуями Короля нагов (символ Лаоса), пускающими в пруды струи воды (каждая из которых означает природу, плодородие, благополучие или счастье).[1] Внутри арки находятся две лестницы, с помощью которых можно подняться на самый верх, к смотровым площадкам. На первом этаже находятся службы управления монументом, а также сувенирные лавки. На втором этаже располагается музей, посвящённый героям Лаоса. Следующий уровень представляет собой открытую площадку с четырьмя расставленными по углам башнями. Башни декорированы лиственным орнаментом и шпилями. Башни снабжены электрической подсветкой, включаемой в торжественные и праздничные дни. Помимо угловых башен, на этом уровне присутствует и центральная башня, большего размера, с лестницей, ведущей на самый верх, откуда открывается панорамный вид на Вьентьян. В 2010 году, к 450-летию столичного статуса Вьентьяна, на арке должны установить два лифта. [10]

hav12.tif

Триумфальная арка в Нью-Йорке

Многие триумфальные арки мира похожи между собой: все они имеют характерную форму, посвящены историческим событиям и украшены определёнными скульптурами. Не стала исключением и Триумфальная арка солдат и матросов, которая стоит в Нью-Йорке. [5]

hav13.tif

Она напоминает всем американским жителям о погибших во время Гражданской войны героях, желающих соединить враждующие стороны единого государства. Стоит вспомнить, что в войне участвовали северные и южные жители США, которые явно придерживались различных взглядов на жизнь. Это война признана одной из самых жестоких и кровопролитных, так как американцы умело вовлекли в дело все свои самые лучшие изобретения и достижения. [2]

Заключение

Говоря о традициях возведения триумфальных арок и триумфальных ворот сегодня, мы понимаем, что это не просто великолепные «памятники» искусства и истории, ведь каждый их них хранит в себе неповторимую, самостоятельную страницу эпохи развития архитектуры и монументальных искусств. Сегодня уже трудно представить многие города без таких частичек прошлого, которые являются источником исторической информации, пронесенной через столетия и тысячелетия. Благодаря этим сооружениям мы сегодня узнаем историю города, народа, его выдающихся личностей и историю эпохи. Если раньше триумфальные арки символизировали распахнутые ворота поверженных городов, то теперь, по-моему, это ворота, распахнутые в историческое прошлое человечества, в его историческую и культурную память. В прошлые века эти чудеса архитектуры посвящали войне, многие современные арки воспевают мир, прогресс, свободу и процветание. Они лишний раз напоминают человеку и народу о его величии, о возможности идти вперед, добиваться новых высот, побед и триумфов. Каждая триумфальная арка красива по-своему, в каждой нашел свое отражение культурный и исторический код народа, ее создавшего, тем не менее у всех рассмотренных нами триумфальных арок больше сходных черт, нежели различий. Их объединяет общий замысел создания, традиции архитектурного воплощения образа и глобальной идеи. Впечатляет и то, что триумфальные арки встречаются почти на всех континентах. Они есть и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Наша задача – сберечь и, возможно, преумножить это культурное наследие, ведь и сейчас человечество готово к новым победам и триумфам. Пусть только они будут мирными и обращенными во благо человека.


Библиографическая ссылка

Шавина В.В. ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ МИРА // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=583 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674