Гончар соединяет четыре стихии: берет глину (землю), растворяет в воде, лепит, сушит на воздухе, обжигает в огне.
Игрушка – яркое проявление массовой культуры. От отца к сыну, от матери к дочери передаются секреты мастерства изготовления той или иной игрушки.
Измалковская глиняная игрушка несправедливо забыта. Сейчас владение гончарным искусством считается крайне редким, почти исчезающим. Между тем история ее уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с традиционным для нашего края гончарным ремеслом. Возникает вопрос: почему такой славный промысел бесследно исчезает? Ответом на этот вопрос послужило изучение литературы, анализ документов, воспоминаний.
Актуальность темы исследования. В современном мире, в век технического прогресса возрастает роль культуры и искусства в жизни общества, интерес к национальным традициям, достижениям народного творчества, изделиям традиционных промыслов. Поэтому актуальным является обращение к конкретным видам народного искусства, изучение их основ.
Цель:
- исследовать историю возникновения промысла измалковской глиняной игрушки,
- познакомиться с мастерами,
- выявить отличительные черты измалковской глиняной игрушки.
Задачи:
- установить время появления игрушки на свет,
- узнать историю промысла,
- выявить его отличительные особенности,
- познакомиться с приёмами изготовления игрушки и ответить на главный вопрос: является ли измалковская глиняная игрушка народным ремеслом?
Объект исследования: измалковская глиняная игрушка.
Предмет исследования: условия возникновения промысла, его продолжение.
Методы исследования:
- изучение опубликованных материалов по истории промысла,
- анализ архивных данных, анализ и сравнение краеведческих источников,
- работа с литературными источниками, ресурсами Интернет,
- систематизация полученных сведений.
Полную и достоверную картину прошлого невозможно составить без письменных источников. Поэтому главное место в исследовании было отведено изучению и анализу архивных документов, публикаций, литературы. В основу работы положены документы по истории промысла измалковская глиняная игрушка, содержащие исторические сведения о развитии промысла, его особенностях, трудностях[2], архивные материалы Измалковской межрайонной библиотеки им. В.А.Дрокиной [7].
Главной проблемой, возникшей в ходе исследования, стал тот факт, что данный народный промысел упоминается как составная часть гончарного промысла. Основным материалом является изучение публикаций на эту тему в материалах периодической печати – «Сельского восхода»[5-6], «Липецкой газеты»[3], архива администрации с.Измалково[11], рассказов самих мастеров о своей работе[10].
Помощь в сборе сведений о измалковской глиняной игрушке оказал Дом школьников, располагающий материалами о мастерах промысла – Семёнове Егоре Яковлевиче, его отце Семёнове Якове Давыдовыче, дяде – Перцеве Михаиле Павловиче, их продолжателях – Родионовой Ольге Леонидовне, Костенко Инне Владимировне[1,3,8-9].
Ответить на вопросы об истории гончарных промыслов в Измалково в начале XX века помогла работа Г. Агеева «Крутится, вертится…»[2]
Большую помощь в проведении исследования оказала работа библиографа Н.Б. Барковой [7].
История промысла на территории Измалковского района
Предметы гончарного промысла являются важным источником, позволяющим глубже увидеть и понять историческое прошлое наших предков.
Гончарство и глиняная игрушка всегда были тесно связаны между собой. Разделение русского гончарства и игрушки произошло к началу XIX века.
История глиняных игрушек в России уходит своими корнями в далекий десятый век. Глиняные фигурки были в ходу еще до прихода христианства на территории Древней Руси. Тогда подобные изделия из глины носили религиозный характер и выполнялись в виде изображений богов. Древнейшие игрушки появились ещё до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилище, скот и посевы. В них отразились древние верования, суеверия. В старину в России глиняные игрушки – свистульки, колокольчики, подвески – служили оберегами, были обязательными предметами в каждой семье, у каждого ребенка. Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи и обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольский, дымковкий, филимоновский, романовский и т.д.
Измалковская земля издавна славилась гончарным промыслом. Много поколений гончаров неутомимо изготавливало разнообразные изделия, в том числе и игрушки. От мастерства зависело благополучие мастера и его жизнь. Продавали их на местном базаре в селе Измалково.
Мы поставили перед собой задачу: выяснить, почему промысел глиняной игрушки получил широкое развитие на нашей земле? Согласно архивным данным, выяснили, что промысел активно развивался в основном в XVIII веке и начале XIX века, затем активность его развития приостановилась. А в конце XIX века началось его угасание и значительное сокращение. В сентябре 1911 года в Измалково была открыта гончарная школа. Главным стимулом, побудившим земство открыть гончарную школу, был результат испытания образцов измалковской глины в минеральной лаборатории Петроградского технологического института. При испытании оказалось, что глина обладает очень высокими качествами. Места, откуда ее брали, обычно назывались «Глины», «Глинуха», «Глинище». Подбирая нужное для ремесла сырье, глину пробовали на вязкость, на запах, на вкус. Добыча глины была сопряжена с большими трудностями и даже с опасностью, благодаря бывающим иногда обвалам.[11]
Из воспоминаний Семёнова Егора Яковлевича, записанных руководителем кружка «Керамик»: «Самой ценной была синяя глина. По дороге на с. Глотово располагался карьер. Глины там залегали на глубине 8 метров. Мастера собирались артелью и ходили за глиной. Дома её заливали горячей водой и мяли, расстелив на полу, ногами, пока глина не становилась эластичной»[10].Последняя авторская работа художника – щука. Выполнена она из красной глины.
Для производства глиняных изделий имелась обыкновенная хата, которая должна быть тёплой. Служила такая хата лишь лет 5-8: «скоро перепревает», – говорили крестьяне, вследствие постоянной сырости от приносимой мёрзлой глины.
При изготовлении игрушек на коленке разбивали кусок глины и лепили, потом сушили. В доме были брусья вверху, на них и сушили изделия. Вылепленные свистульки гончары обжигали, мазали дёгтем для чернения, укладывали в «горы» вместе с лопухами и крапивой. У Семеновых недалеко от дома, под логом, был свой горн, где и обжигались игрушки и посуда. Через некоторое время их откапывали и сыпали на них землю, чтобы не обдирались при охлаждении [7].
Войны и революции не способствовали дальнейшему развитию промысла, а ещё больше его сократили. Создание кустарно-промышленной артели «Гончар» (в 1932-1936 г.г.) временно сохранили чистоту традиционного изготовления изделий. Работая с архивными материалами с. Измалково, мы установили, что до 1994 года здесь работали 3 предприятия по производству изделий из глины. Это измалковская артель «Наш труд», Измалковский кирпичный завод, кооператив «Керамик».(Приложение 1)[11]
Проведя исследование, мы убедились, что измалковская игрушка особенная. Чтобы эту особенность подчеркнуть, мы сравнили каргопольскую, дымковскую, романовскую, филимоновскую глиняную игрушку. (Приложение2).
Игрушка лепилась из разной по цвету глины. Так, дымковскую, каргопольскую, измалковскую лепили из красной глины. Филимоновскую, из синей. Из синей лепили и измалковскую игрушку. А вот романовскую (липецкую) лепили из чёрной глины. Зависело это от залежей глины, к которой был приурочен промысел. Обжигали игрушку в горнах и печах. Основными сюжетами были животные, птицы, человеческие фигуры, персонажи жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Расписывали их яркими акриловыми, клеевыми, темперными красками, разведённым в молоке мелом.
Особенность измалковской глиняной игрушки – она не раскрашивается, а подвергается после обжига чернению. Из печи и сразу – в опилки древесины. В результате фигурки приобретают характерный темноватый цвет. Но не только в этом та самая «изюминка» измалковской игрушки. Она натуралистичная, т.е. приближенная к натуре. Эта особенность является визитной карточкой промысла измалковской глиняной игрушки.
Семёнов Егор Яковлевич – мастер глиняной игрушки. Продолжатели уникальной и самобытной глиняной игрушки – Родионова Ольга Леонидовна и Костенко Инна Владимировна.
В Измалково было много гончаров. Так сын мастера Матвея Измалкова Алексей кроме чашек и кувшинов делал глиняных лошадок, коров, фигурки людей.
А на улице Воргольская жил гончар, мастер – золотые руки Семёнов Егор Яковлевич. Родился Егор Яковлевич 17 апреля 1927 года в селе Измалково. Встречи с местным гончаром были неоднократны. Одна из последних состоялась 27 октября 1994 года. На этой встрече присутствовали руководители кружков «Керамика», «Краеведение» Дома школьников и их ученики. Мастер поведал о своей жизни и своём деле, которому он посвятил себя. Он рассказал, что профессию гончара со всеми секретами унаследовал от отца – Семёнова Якова Давыдовыча и дяди – Перцева Михаила Павловича, который делал куклы и коней (свистульки). Яков Давыдовыч занимался гончарным делом всю свою жизнь: делал дымоходы, глиняную посуду, игрушки.
В годы войны Егор Яковлевич приобретал навыки и умение как надо работать с глиной. Начинал он, как и все дети, с глиняных игрушек – свистулек. Сначала занялся лепкой, мастерил фигурки животных и людей. Многие игрушки мастера являются одновременно как скульптурой, так и музыкальным инструментом. Круг сюжетов измалковской игрушки разнообразен: животные, птицы, человеческие фигуры – танцующие пары, женщина – хозяйка с петухом, всадник на коне, женщина с гармошкой и другие.[10]
Человеческие фигурки Семёнова Е.Я. отличаются от других традиционных игрушек тем, что он не выражает ярко детали традиционного народного костюма, кроме головного убора – сороки. Он акцентирует внимание на мелких деталях: это ушки, а у женщин ухо с серьгами. Ещё одна деталь ярко выражена на женской фигуре – нательный крестик. Это символ духовности.
В коллекции Семёнова Е.Я. насчитывается около 30 видов традиционной глиняной игрушки. Знают о Егоре Семёновиче не только измалковцы, но и за пределами области. Его работы не раз выставлялись на областных и районных выставках, за что не раз был награждён грамотами и дипломами. В 1992 году участвовал в фестивале народного творчества инвалидов в Москве.
27 декабря 2007 года мастера не стало.
Благодаря преемственности глиняная игрушка продолжает жить в руках Родионовой Ольги Леонидовны, которая в середине прошлого века серьезно заинтересовалась ею. Учительница местной школы Ольга Леонидовна Романова – выпускница художественно-графического факультета Орловского пединститута. Её прикосновение к истокам народного творчества началось с романовской игрушки, знакомства с ее мастерами. И неожиданно открыла она в 80-х годах «своего» мастера – Егора Яковлевича Семенова. В своё время она увлекла и свою дочь – Костенко Инну Владимировну. На сегодняшний день она единственный продолжатель уникальной и самобытной традиционной измалковской игрушки.[5]
Своё мастерство она передаёт детям на занятиях кружка «Керамик». Под началом Инны Владимировны занимаются ребята от 8 до 15 лет. Все они – юные мастера измалковской глиняной игрушки, не раз с успехом выставляли свои работы на фестивалях декоративно-прикладного искусства. На уроках Инна Владимировна учит детей любить свою малую Родину, помнить корни своих предков, сохранять добрые семейные традиции, изучать промыслы и ремёсла своего края.[6]
А сама неоднократно принимала участие в районных выставках работ, работы её представлены в областном выставочном зале.
Выводы
Создание коллекции измалковских глиняных изделий – важный вопрос в исследовании народных промыслов. Муниципалитет во главе с Евгением Васильевичем Котовым загорелся идеей возрождения забытого промысла. Возрождение измалковской игрушки даст толчок к разработке местных залежей глины. Сохранение промысла глиняной игрушки возможно только при передаче секретов мастерства от мастера к ученику. Измалковская игрушка, прославившая своё село за его пределами, должна быть сохранена для будущего.
Приложение 1
Сравнительная характеристика промыслов глиняной игрушки России
Народный промысел |
Фото |
Глина |
Обжиг |
Сюжеты |
Покраска |
Натуралистичность |
Дымковская игрушка |
Красная |
В печи |
Сказочные образы животных, жанровые сцены гуляния, чаепития |
Окрашивалась разведенным в молоке мелом, темперными красками |
Сказочные образы |
|
Каргопольская игрушка |
Красная |
В печи |
Образы жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. |
Расписывают клеевыми красками |
Сказочные персонажи |
|
Народный промысел |
Фото |
Глина |
Обжиг |
Сюжеты |
Покраска |
Натуралистичность |
Романовская липецкая игрушка |
Чёрная |
В горнах |
Образы птиц и животных |
Расписывают разнообразными красками |
Приближённые к натуре |
|
Филимоновская игрушка |
Особая глина-«сини-ки» |
В пе-чи |
Образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке |
Расписывают яркими акриловыми красками. |
Приближённые к натуре |
|
Измалковская игрушка |
Синяя, красная |
В гор-нах |
Животные, птицы, человеческие фигуры – танцующи пары, женщина –хозяйка с петухом, всадник на коне, женщина с гармошкой |
Без росписи |
Натуралистична |
Приложение 2
Сведения о работе глиняного промысла на территории с. Измалково. ФОНД№77, ОПИСЬ – №-1-л,дел по личному составу за 1946-1994 годы
Название предприятия |
Адрес |
Годы существования |
Измалковскаяартель «Наш труд» |
с. Измалково, Измалковского района Липецкой области |
12.12.1950 – 01.08.1956 г.г. |
Измалковский кирпичный завод |
с. Измалково, Измалковского района Липецкой области |
01.08.1956 – 28.05.1988 г.г. |
Кооператив «Керамик» |
с. Измалково, Измалковского района Липецкой области |
01.06.1988 – 01.09.1994 г.г. |
Примечания
[1]. Фото Семёнова Егора Яковлевича. – инв №570.
[2]. Агеев Г. «Крутится, вертится…»: (История гончарных промыслов в Измалково в начале XXвеков) // Липецкое обозрение. – 1998. – 12-19.02 № 5. – с.10.
[3]. Мастера: (Фоторепортаж об Е.Я. Семёнове / Фото А. Щурова/) // Липецкая газета – 1996. – 3.10.2007 г.
[4]. Ненахова Л.О нём знает вся Россия: (О лауреате Фестиваля творчества инвалидов гончаре Е.Я. Семёнове) // Восход. – 1993. – 17.03.2007 г.
[5]. Платонова Н. Встречи у гончарного круга: (Областной семинар мастеров Липецкой игрушки и гончарного дела) // Липецкая газета – 1995. – 1.07.2007г. Любовь детей – прежде всего. Фоторепортаж об И.В. Костенко / (Фото Е. Коршикова) // Сельский Восход. – 15.02.2007 г.
[6]. Плеснякова Л. Творения юных гончаров: (О работе кружка «Керамик») // Сельский восход.- 15.04.2004г.- с.4.
[7]. Баркова Н.М. Измалковские гончары. – Измалково – 2007г.- 15с. [8].Перечень дипломов Семёнова Егора Яковлевича.
[9]. Фото родителей Семёнова Е.Я. – Якова Давыдовича и Татьяны Сергеевны.
[10]. Воспоминания Семёнова Егора Яковлевича о своём детстве, родителях, промысле. Дата записи 27.10.1994 г. Записано учащимися кружками «Керамик». Материалы Дома школьников с. Измалково.
[11]. Архивные материалы с. Измалково о глиняном промысле. Сведения о работе глиняного промысла на территории с. Измалково. – ФОНД № 77, ОПИСЬ – №-1-л, дел по личному составу за 1946-1994 годы.
Библиографическая ссылка
Митюшкина А.В. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=587 (дата обращения: 03.12.2024).