Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что дано им природой. В этом играет большую роль питание. В состав пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины.
Все, вероятно, знают, что витамины – это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Это пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим точно известно, что такое витамины, как они были открыты, в каких продуктах содержаться, какое значение имеют для нашего здоровья.
Цель исследования:
1. Ознакомиться с историей открытия витаминов;
2. Сформировать общее представление о витаминах;
3. Познакомиться с их классификацией, представителями и значением;
4. Определить содержание витаминов в некоторых продуктах питания.
Объект исследования: витамины.
Предмет исследования: история и необходимость употребления витаминов в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Узнать историю открытия витаминов.
2. Познакомиться с важнейшими представителями витаминов.
3. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
Методы исследования:
1. Сравнение, анализ, теоретическое обобщение.
2. Диагностика (социологический опрос).
3. Сопоставление выявленных закономерностей и результатов исследования.
Актуальность исследования: Сегодня о витаминах известно достаточно много, но учащиеся школ не получают нужной информации о роли витаминов в процессах жизнедеятельности человека. Данная работа позволяет повысить уровень знаний о витаминах, их свойствах и значении для человека.
Данная работа носит как теоретический, так и исследовательский характер. Представлен материал о витаминах и их биологическом воздействии на организм человека. Экспериментальным путём определено содержание витаминов С, А, D, Е в продуктах питания. Даны рекомендации о правильном использовании продуктов.
История открытия витаминов
Важность некоторых видов еды для предотвращения определенных болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызваться недостатком витамина А.
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в рацион различные кислые продукты он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу.
В 1880 году русский биолог Николай Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Через некотрое время этот препарат был назван «Витамайн», от латинского vita – «жизнь» и английского amine – «амин», азотсодержащее соединение.
В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «vitamine», потому что недавно открытый витамин C не содержал аминового компонента. Так витамайны стали витаминами.
В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию. В 1910-е, 1920-е и 1930 годы были открыты и другие витамины. В 1940 годы была расшифрована химическая структура витаминов.
В 1970 Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, потряс медицинский мир своей первой книгой «Витамин С, обычная простуда и грипп», в которой дал документальные свидетельства об эффективности витамина С.
Понятие и основные признаки витаминов
С точки зрения химии, витамины – это группа низкомолекулярных веществ различной химической природы, обладающих выраженной биологической активностью и необходимых для роста, развития и размножения организма.
Витамины образуются путем биосинтеза в растительных клетках и тканях. Обычно в растениях они находятся не в активной, но высокоорганизованной форме, которая, по данным исследований, наиболее подходит человеческому организму, а именно – в виде провитаминов. Их роль сводится к полному, экономичному и правильному использованию основных питательных веществ, при котором органические вещества пищи высвобождают необходимую энергию.
Основные признаки витаминов:
– содержатся в пище в незначительных количествах (микро-компоненты);
– либо не синтезируются в организме вообще, либо синтезируются в незначительных количествах микрофлорой кишечника;
– не выполняют пластических функций;
– не являются источниками энергии;
– являются кофакторами многих ферментативных систем;
– оказывают биологическое действие в малых концентрациях и влияют на все обменные процессы в организме, требуются организму в очень небольших количествах: от нескольких мкг до нескольких мг в день.
Известны разные степени необеспеченности организма витаминами:
– авитаминозы – полное истощение запасов витаминов;
– гиповитаминозы – резкое снижение обеспеченности тем или иным витамином;
– гипервитаминозы – избыток витаминов в организме.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов, так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Явление гипервитаминоза касается лишь витаминов А и D, избыточное количество большинства других витаминов быстро выводится из организма с мочой. Но есть еще так называемая субнормальная обеспеченность, которая связана с дефицитом витаминов и проявляется она в нарушении обменных процессов в органах и тканях, но без явных клинических признаков (например, без видимых изменений в состоянии кожи, волос и других внешних проявлений). Если такая ситуация регулярно повторяется по разным причинам, то это может привести гипо- или авитаминозу.
Обеспечение организма витаминами
При нормальном питании суточная потребность организма в витаминах удовлетворяется полностью. Недостаточное, неполноценное питание или нарушение процессов усвоения и использования витаминов могут быть причиной различных форм витаминной недостаточности.
Причины истощения запасов витаминов в организме:
1. Качество продуктов и их приготовление:
– несоблюдение условий хранения по времени и температуре;
– нерациональная кулинарная обработка (например, длительная варка мелко нарезанных овощей);
– присутствие антивитаминных факторов в продуктах питания (капуста, тыква, петрушка, зеленый лук, яблоки содержат ряд ферментов, разрушающих витамин С, особенно при мелкой резке)
– разрушение витаминов под влиянием ультрафиолетовых лучей, кислорода воздуха (например, витамина А).
2. Важная роль в обеспечении организма рядом витаминов принадлежит микрофлоре пищеварительного тракта:
– при многих распространенных хронических заболеваниях нарушается всасывание или усвоение витаминов;
– сильные кишечные расстройства, неправильный прием антибиотиков приводят к созданию определенного дефицита витаминов, которые могут синтезироваться полезной микрофлорой кишечника (витамины В12, В6, Н (биотин)).
Суточная потребность в витаминах и их основные функции представлены в табл. 1.
Таблица 1
Суточная потребность в витаминах и их основные функции
Витамин |
Суточная потребность |
Функции |
Основные источники |
Аскорбиновая кислота (С) |
50-100 мг |
Участвует в окислительно-вос-становительных процессах, повы-шает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям |
Овощи, фрукты, ягоды. В капусте – 50 мг. В шиповнике – 30-2000 мг. |
Тиамин, аневрин (В1) |
1,4-2,4 мг |
Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы |
Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора. |
Рибофлавин (В2) |
1,5-3,0 мг |
Участвует в окислительно-восстановительных реакциях |
Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи. |
Пиридоксин (В6) |
2,0-2,2 мг |
Участвует в синтезе и метаболиз-ме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов |
Рыба, фасоль, пшено, картофель |
Никотиновая кислота (РР) |
15,0-25,0 мг |
Участвует в окислительно-восста-новительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру |
Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора |
Фолиевая кислота, фолицин (Вс) |
0,2-0,5 мг |
Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот |
Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень |
Цианкобаламин (В12) |
2-5 мг |
Участвует в биосинтезе нуклеино-вых кислот, фактор кроветворения |
Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр |
Биотин (Н) |
0,1-0,3 мг |
Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот |
Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень |
Пантотеновая кислота (В3) |
5-10 мг |
Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов |
Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора |
Ретинол (А) |
0,5-2.5 мг |
Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции – восприятии света |
Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло |
Кальциферол (D) |
2,5-10 мкг |
Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов |
Рыбий жир, печень, молоко, яйца |
В настоящее время известны около 13 витаминов, которые вместе с белками, жирами и углеводами должны присутствовать в рационе людей и животных для обеспечения нормальной жизнедеятельности витаминов. Кроме того, существует группа витаминоподобных веществ, которые обладают всеми свойствами витаминов, но не являются строго обязательными компонентами пищи.
Таким образом, наряду с жирами, белками, углеводами и минеральными солями, необходимый комплекс для поддержания жизнедеятельности человека включает пятый, равноценный по своей значимости компонент – витамины. Витамины принимают самое непосредственное и активное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.
Классификация витаминов
Классифицировать витамины по химической структуре невозможно – настолько они разнообразны и относятся к самым разным классам химических соединений. Однако их можно разделить по растворимости: на жирорастворимые и водорастворимые.
К жирорастворимым витаминам относят 4 витамина: витамин А (ретинол), витамин D (кальциферол), витамин Е (токоферол), витамин К.
К водорастворимым витаминам относят 9 витаминов: витамин B1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В5 (пантотеновая кислота), витамин РР (ниацин, никотиновая кислота), витамин В6, (пиридоксин), витамин В9 (витамин Вс, фолиевая кислота), витамин В12 (кобаламин) и витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Н (биотин).
Результаты исследования
Социологический опрос
С целью изучения значимости витаминов для человека мною был проведён социологический опрос посредством анкетирования среди учащихся 5-8 классов (53 учащихся). Результаты моего исследования можно представить в виде следующей табл. 2.
Таблица 2
Социологический опрос посредством анкетирования среди учащихся 5-8 классов (53 учащихся)
Вопросы |
Ответы |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
% |
1. Вы знаете что такое витамины? |
а) да б) знаю, но недостаточно в) нет |
5 7 2 |
4 3 1 |
9 7 1 |
10 4 - |
53 40 8 |
2. Вы часто их принимаете |
а) да б) нет в) иногда |
6 3 5 |
2 2 4 |
5 3 9 |
8 1 5 |
40 15 43 |
3. Если вы принимаете витамины, то |
а) по совету врача б) по совету родителей в) по совету знакомых г) не лечился |
3 7 1 3 |
1 3 2 2 |
4 6 4 3 |
2 2 9 1 |
19 34 30 15 |
4. Много ли они значат |
а) да (значат много) б) практически ничего не значат в) нет ( ничего не значат) |
12 2 - |
7 1 - |
16 1 - |
14 - - |
93 7 - |
5. В какое время года вы часто употребляете витамины |
а) зимой б) весной в) летом г) осенью |
10 1 2 1 |
6 1 - 1 |
10 5 1 1 |
8 2 2 2 |
64 17 9 9 |
6. Знаете ли вы для чего нужны витамины |
а) чтобы быть здоровым б) для иммунитета в) для развития и роста организма г) не знаю |
9 - 4 1 |
8 - - - |
9 2 5 1 |
7 5 2 - |
45 13 21 4 |
7. Какие витамины вы употребляете |
Популярные витамины среди учащихся 5-8 классов: 1. Аскорбионовая кислота 2. Пиковит 3. Алфавит 4. Ревит 5. Джунгли 6. Мультитабс |
Вывод: Результаты данного опроса показали, что больше половины учащихся все-таки знают, что такое витамины и принимают их. Также большое количество учащихся недостаточно знают о витаминах, хотя понимают, что роль витаминов огромна (93 %). 30 и 34 % учащихся принимают витамины по совету родителей и знакомых. Витамины чаще принимают зимой и весной (64 и 17 %), значит, учащиеся знают, что в это время естественных источников витаминов мало (фруктов, ягод, овощей).
Исследования витаминов
Изучив свойства и влияние витаминов на организм человека, мы решили исследовать продукты питания на наличие этих веществ. Мы выбрали самые известные витамины – А, С, Е и D.
Для обнаружения витаминов в пищевых продуктах используют качественные реакции, основанные на образовании характерной цветной реакции витамина с каким-либо реактивом. Данные работы мы провели при помощи учителя химии.
Определение содержания витамина С
Налили в пробирку 2 мл свежевыжитого апельсинового сока и добавили воды на 10 мл. Затем влили немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее добавили каплю 5 % раствора йода, появился устойчивое синее окрашивание. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом (рис. 1).
Рис. 1. Качественная реакция определения витамина С в апельсиновом соке
Качественная реакция – синее окрашивание при взаимодействии вначале аскорбиновой кислоты с йодом, а затем йода с крахмалом. Синее окрашивание свидетельствует о присутствии витамина С.
По этой же методике мы проверяли наличие витамина С в купленных в магазине соках «Фруктовый остров» со вкусами яблока, апельсина, абрикоса и в яблочном соке домашнего приготовления. Во всех соках содержится витамин С (рис. 2).
Яблочный сок Апельсиновый сок
Абрикосовый сок Яблочный сок домашнего приготовления
Рис. 2. Качественная реакция определения витамина С
Апельсиновый сок мы нагрели до кипения, но не кипятили и по предыдущей методике проверили на наличие витамина С. Окраска стала менее интенсивной. Следовательно, при нагревании происходит частичное разрушение витамина С. При длительном кипении он полностью разрушается и признаков наличия витамина С не наблюдается (рис. 3).
Перед нагреванием В начале нагревания
Перед кипячением После кипячения
Рис. 3. Качественная реакция определения витамина С
Витамин С – аскорбиновая кислота, также содержится во всех фруктах и овощах. Является водорастворимым витамином.
Определение содержания витамина А
Содержание витамина А мы определяли в морковном соке и в подсолнечном масле.
В пробирку приливали по 1 мл сока и затем добавляли 2-3 капли 1 %- ного раствора хлорида железа (III). При наличии витамина А появляется яркое окрашивание (рис. 4).
Морковный сок После реакции с хлоридом железа
Рис. 4. Определение содержания витамина А
В пробирку налили 1 мл подсолнечного масла и добавили 2-3 капли 1 %-ного раствора хлорид железа (FeCl3). Через некоторое время появилось ярко-зеленое окрашивание, следовательно, в подсолнечном масле присутствует витамин А.
Также витамин А – ретинол, содержится в рыбьем жире, в овощах красного цвета – морковь, помидоры, красный перец (присутствует в виде -каротина – провитамина А), в молочных продуктах – молоко, сливочное масло. Он является жирорастворимым витамином.
Определение содержания витамина D
В пробирку с 0,5 мл куриного желтка прилили 1 мл бромной воды. Появилось зеленовато-голубое окрашивание, значит, в курином желтке действительно содержится витамин D (рис. 5).
Рис. 5. Определение содержания витамина D в курином желтке
Витамин D – кальциферол содержится в рыбьем жире, в молочных продуктах – молоко, сливочное масло, также в говяжьей печени и куриных яйцах. Является жирорастворимым витамином.
Определение содержания витамина Е
Прилили в сухую пробирку 1 мл масла и добавили 5 капель концентрированной азотной кислоты, встряхнули. Затем полученную смесь осторожно нагрели. Образуется красная эмульсия. Это свидетельствует о содержании витамина Е (рис. 6).
Рис. 6. Определение содержания витамина Е в масле
Витамин Е – токоферол содержится также в зародышах семян злаков (ячмень, овес, рожь и пшеница), а также в зеленых овощах.
Выводы и рекомендации
Выводы:
1. С помощью проведённых химических реакций мы выяснили, что во многих продуктах питания содержатся различные витамины. Наиболее необходимыми для развития человека являются витамины А, B, C, Е и D.
2. Из проведённого опроса учащихся мы узнали, что они знают о витаминах лишь общие сведения.
3. Недостаточное, неполноценное питание или нарушение процессов усвоения и использования витаминов могут быть причиной различных форм витаминной недостаточности. Для поддержания иммунной системы необходимо сбалансированное комплексное употребление витаминов и минералов.
4. Витамины различных марок, продающиеся в таблетках, можно заменить комплексом полноценного питания: фрукты, овощи, рыба, молочные продукты.
Рекомендации:
1. Разнообразить пищевой рацион, т.к. от этого зависит снабжение организма витаминами.
2. Обратить внимание на вещества, препятствующие усвоению витаминов:
Алкоголь – разрушает витамины А, группы В.
Никотин – разрушает витамины А, С, Е.
Кофеин – убивает витамины В, РР.
Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А.
Антибиотики – разрушают витамины группы В.
Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12.
Заключение
Витамины являются важной и неотъемлемой частью жизни человека, особенно актуально их применение в качестве добавок к лекарственным препаратам во время лечения различных заболеваний. Не стоит забывать о необходимости применения витаминов в целях профилактики, но обязательно учитывая суточную норму, то есть дозировку.
Представленный в работе материал может быть использован не только учителем, но и учащимися как на уроке, так и при подготовке внеклассных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Библиографическая ссылка
Самуткина А.В. ВЛИЯНИЕ ВИТАМИНОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА // Международный школьный научный вестник. 2016. № 1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=6 (дата обращения: 19.04.2025).