Выбор лирики Б.Ахмадулиной для нашего исследования объясняется в первую очередь субъективными предпочтениями – знакомство со стихами этого поэта вызвало яркое ощущение открытия, удивительной красоты не только поэтического слова, но и комплекса эмоций, заложенного в этих текстах. О возвышающем читателя воздействии стихов Ахмадулиной написано А.А.Михайловым: «В нем [поэтическом мире Ахмадулиной] не то чтобы уютно и непринужденно, нет, без вечернего костюма туда не войдешь и в кресле не развалишься, но ощущение собственной значимости остается, потому что атмосфера стихов обязывает быть и тонким, и изысканным, и умным»[8, с.427]. Стихи Б.Ахмадулиной вызвали устойчивое стремление разобраться в особенностях смысла текстов, в усложненных метафорах, в образной системе ее стихов. И.Бродский, характеризуя уникальность поэзии Ахмадулиной, подчеркивал: «Вообще ее стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной степени продукт ее подлинного голоса [...] Развертывание ее стихотворения, как правило, подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряженным женским вниманием к деталям – напряженным вниманием, которое иначе можно назвать любовью».[1]. Для анализа мы выбрали образ, который в лирике Ахмадулиной повторяется, обогащается, меняется, но при этом появляется частотно, – это образ «дом». С точки зрения В.А.Масловой, такие слова-образы, в которые поэтом вкладывается «собственный смысл, лишь отчасти соответствующий словарному», являются концептами, составляющими «ядро творчества»[5, с.5 ]
Сегодня в литературоведении отмечается достаточная степень неизученности творчества Б.Ахмадулиной. Продолжительное время ее лирика была объектом критических обзоров , за последние десятилетия ее поэзия проанализирована с разных позиций: есть работы с целью определения традиционности и новаторства лирики этого поэта (монография Т.В. Алешка
«Творчество Б. Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии»), выяв-ления жанровой динамики в творчестве Ахмадулиной (И.В. Аведова, диссертация «Жанровая система поэзии Б. Ахмадулиной»), исследования динамики лирической книги Беллы Ахмадулиной как метажанра ( диссертация Михайловой М.С.«Поэзия Б.Ахмадулиной»), определения существенных черт художественного мира поэта (диссертация Афанасенковой Е.Н.«Особенности творческой манеры Б.А.Ахмадулиной»). Появляются работы, исследующие поэзию Ахмадулиной с лингвистических позиций (работы Плужниковой Д. М. о соматизмах в поэзии Б.Ахмадулиной; Кузьмина Т.В. «Формы имплицитного (синтаксического) выражения времени в поэзии Б.А.Ахмадулиной »; Е.В. Красильникова «Я – свойство дороги, черта и подробность...»: лексико-семантический анализ книги «Сад»; О.Г. Соломаева «Лексико-семантическое поле «сад» в поэзии Б. Ахмадулиной и A.C. Пушкина»). Новые подходы к исследованию поэзии Ахмадулиной предприняты в работах, посвященных концептам в ахмадулинской лирике (Шаповалова И.В. «Индивидуально-авторская репрезентация концепта «пространство» в идиолекте Беллы Ахмадулиной»; Чулкина Д.В. «Реализация когнитивных признаков концепта «разлука» в художественной картине мира Б.Ахмадулиной»; Михайлова М.С. «Концепт сада и метафора цветочного времени в книге Беллы Ахмадулиной «Сад»).
Значимость аналитических разборов с позиции концепта определена В.А.Масловой: «...для скрупулезного описания идиостиля поэта, его миросозерцания, самосознания необходимо знать его концептосферу, а объединив концептосферы величайших представителей русской национальной культуры, получим адекватный словарь концептов русской культуры» [6, с.34]. Анализ концептов «позволяет выявить «глубинные» убеждения автора, рассмотреть личностную составляющую художественного текста», – подчеркивает в своей диссертации О.В.Резник [8, с. 93].
В своей работе мы исследуем пласт лирики Ахмадулиной с использованием понятия «концепт» – при этом нами выбран концепт «дом» как достаточно широко представленный в текстах Б.Ахмадулиной. В доступных нам источниках, посвященных лирике этого поэта, данный концепт еще не рассматривался как предмет исследования. Методологической базой для изучения концепта «дом» в лирике Ахмадулиной послужила монография В.А.Масловой «Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой».
Использование термина «концепт» в различных областях современной гуманитарной науки рождает разные трактовки его значения. Основной научной сферой изучения концепта является лингвистика, где под концептом понимается, например, «факт жизни, общественного сознания, теории, выраженной в языковой форме [...] Содержание концепта складывается из содержания множества слов, контекстов и текстов, в которых откладывается общее понимание некоторого факта сознания» [7,с. 36]. Широко используется термин «концепт» в лингвокультурологии. Так, Ю.С.Степанов определяет концепты как «некое коллективное достояние русской духовной жизни и всего русского, российского общества» [11,с.53]. В отличие от познавательных, художественные концепты – «это комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающий на основе художественной ассоциативности» [6, с.34]. В области литературоведения использование для анализа термина «концепт» предполагает следующую формулировку: «концепт – это смысловая структура, воплощенная в устойчивых образах, повторяющихся в границах определенного литературного ряда ( в произведении, творчестве писателя, литературном направлении, периоде, национальной литературе), обладающая культурно значимым содержанием, семиотичностью и ментальной природой» [3, с.19]. При исследовании концепта для нас важным оказалось положение о связи таких понятий, как «концепт», «образ», «мотив», которые семантически близки: «Концепт в поэзии, – это глубинный смысл, изначально максимально свернутый в смысловую структуру. В творчестве поэта он является воплощением мотива, породившего текст»[6, с. 31]. Подобный подход при изучении концепта в художественном произведении поддержан и в работе Т. И. Васильевой «Литературоведческий подход к изучению художественного концепта»: « При изучении художественного концепта интерес представляет его ценностная составляющая, а также сопутствующий эмоциональный комплекс, способствующий определенному контекстуальному восприятию художественного смысла [...] рассмотрение художественного концепта обязательным образом включает в себя анализ его ассоциативных связей, выявление наполнения ассоциативно-семантического поля содержания концепта и особенностей его репрезентации в произведении»[2].
Цель нашей работы – определить собственно авторское содержание концепта «Дом» в лирике Ахмадулиной. В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, посвященную концепту .
2. Выбрать тексты лирических стихотворений Ахмадулиной, связанные с концептом «дом».
3. Проанализировать стихотворения Ахмадулиной, выявляя особенности концепта «дом» с точки зрения составляющих его содержание.
В работе были использованы следующие методы: сплошная текстовая выборка, описание; интерпретация.
Объектом нашего исследования является лирика Б.Ахмадулиной. Для анализа нами были отобраны 36 стихотворений, написанные в разные периоды творчества, но связанные мотивом дома (в названиях стихов частотно слово «дом»: «Твой дом», «Москва: Дом на Беговой улице», «Дом и лес», «Дом с башней», «В опустевшем доме отдыха»).
Предмет исследования – концепт «дом» в лирике Ахмадулиной.
Глава 1. Концепт «Дом» в русской культуре
В работе «Ключевые идеи русской языковой картины мира» авторы пишут
об одной из главных ценностей в русской картине мира – это простор: «Без простора нет покоя, без простора – душная теснота. Только на просторе человек может быть самим собой» [4].В связи с этим акцентом значимости простора в восприятии мира русским человеком ясным становится отношение к противопоставленному уютному замкнутому миру дома: «Простор – холод, ветер и неожиданности, и в этом смысле он противоположен не тесноте, а уюту: «Все напасти и невзгоды постигают человека за пределами семейного круга, но что поделать: родные лица не могут заменить весь мир, и, как ни тепло дома, надо выходить на холодный ветер простора» (Ю. Нагибин)» [там же].Таким образом, в понятие уюта входит тепло и представление о домашнем очаге. В значении слова «дом» на первом месте – «строение», «жилище», но в состав этого значения входят и люди, семья, живущие вместе. Кроме этого, «дом – это внутреннее, обжитое человеком пространство, окруженное хаосом»[5]. Составными элементами значения «дом» оказываются «защита», «ограничение», Родина [ 5]. В русском сознании «мир часто ассоциируется с домом, где все устроено. Это касается и мира как вселенной <…> и мира как метафорического обозначения общественного строя. Так понимаемому миру противостоит открытое пространство вне дома <…>» [5].В поэтических текстах, появляющихся в русской литературе за последние десятилетия, концепт «дом» находит разнообразные реализации, причем исследователи подчеркивают, что в лирике современных поэтов «отражены основные пара-
метры концепта “Дом”, характерные для славянской культуры. Это, прежде всего, “Дом-уют”, “Дом-покой”, “Дом-жилище”. Находит отражение и оппозиция “Дом-бездомность”», при этом происходят и изменения в семантических и эмоциональных признаках этого концепта [9,с.92]. Индивидуальное насыщение этого концепта «дом» происходит и в поэзии Б.Ахмадулиной.
Глава 2. Концепт «Дом» в лирике Б. Ахмадулиной
В лирике Ахмадулиной встретим следующие обозначения дома: «милый дом, и в нем каморка», «зачарованный мой чулан», « в комнате, где я живу» ( «Пора, прощай , моя сирень»), «мои углы» («Черемуха предпоследняя»), «здесь, где живу» ( «Луна до утра»), «мне следовало б в комнате остаться», « я в дом вернулась»(«Преодолима с Паршином разлука»).
Среди этого разнообразия обозначений редко встречается – «родимый дом»,»родной дом».
«Дом» в лирике Ахмадулиной может получать следующие определения: «чужой», «твой», «тот», «этот», «мой». При этом обозначение «мой дом» свидетельствует лишь о том, что в этом доме лирическая героиня живет какое-то время – то есть это «временное пристанище», «временное жилище»:
Последний день живу я в странном доме,
чужом, как все дома, где я жила.
(«Последний день живу я в странном доме»)
«Родимый дом» появляется в стихотворении «Пока клялись беспечные снега» при обозначении состояния творческого кризиса, когда герой (героиня) – поэт в ощущении своего поэтического бесплодия «все отринул, что грозит блаженством»:
И проклял он родимый дом и сад,
сказав: – Как страшно просыпаться утром!
Как жжется этот раскаленный ад,
который именуется уютом!
Он жил в чужом дому, в чужом саду ...
В результате анализа стихотворений можно выделить следующие смысловые насыщения концепта:
1.Дом – семья, любовь, забота, уют.
2.Дом – пристанище, где примут скитальца, сироту.
3.Дом – живое существо, участник происходящего с лирической героиней.
4.Дом любимого.
1. Дом – семья, любовь, забота, уют
Если исходить из трактовки концепта «дом» в традиционном понимании, то его составляющими элементами являются «уют», «семья», «дети».Такое понимание дома мы встретим в раннем стихотворении Ахмадулиной «Семья и быт» (1968). В этом тексте обозначено семейное единство – «наш узкий круг», постепенно расширяющийся появлением близких: щенка, котенка, птенца, сверчка. Но нет в этом круге главы – мужчины, «забота старшинства» остается уделом героини. Ощущение счастья в этом замкнутом мире сочетается с чувством неполноты этого круга:
Останься с нами, кто-нибудь вошедший!
Ты сам увидишь, как по вечерам
мы возжигаем наш фонарь волшебный.
О смех! О лай! О скрип! О тарарам!
В лирике Ахмадулиной можем встретить мотив «разрушение любви – разрушение дома»; разрыв связи между любившими друг друга людьми, потеря «совместного», «общего» будет обозначено при помощи обращения к понятию «дом»:
И мы увиделись. И в двери мы вошли.
И дома не было за этими дверями.
(«Сентябрь»)
Дом, защищающий от бед, ограждающий от мира внешнего, может дать ощущение «отрады»:
...мне выпала отрада
жить в замкнутости дома и семьи,
расширенной прекрасным кругом сада.
( « Случилось так, что двадцати семи»)
Жизнь в таком доме позволяет выстоять в моменты «печали и гнева». Такой дом связан с переживанием присутствия Бога:
Я улыбалась ночью в потолок,
в пустой пробел, где близко и приметно
белел во мраке очевидный бог,
имевший цель улыбки и привета.
При этом нет в тексте этого стихотворения оценки любви и заботы ближних – близких людей вообще как будто нет: героиня «выздоравливает» за «дверью...уединения», ощущая близость к саду.
В целом, счастье дома – это удел, далекий от лирической героини Ахмадулиной; счастливый дом ( семья, любовь и уют) – в жизни других, часто – в прошлом. Так, в стихотворении «Сумерки» лирическая героиня переживет этот уход из настоящего – в прошлое и увидит чужое счастье, которое будет во многом связано с идеальным представлением о доме:
Но в сумерках мои глаза вольны
увидеть дом, где счастливо семейство,
где невпопад и пылко влюблены,
где вечно ждут гостей на именины —
шуметь, краснеть и руки целовать,
где и меня к себе рукой манили,
где никогда мне гостем не бывать.
То время и действительность, в которой возможен этот счастливый дом, вызывают у лирической героини ощущение своей обделенности – то, «чужое», оказывается ближе, чем это, «свое».
С концептом «дом» оказываются связаны понятия «родина» и «чужбина». Возвращение в реальность – к «моему веку, моему часу, моему столу, моей кровати» – объясняется действием рассудка, а не душевным выбором. «Мое» оказывается «чужим»: «…я слышу, как на диком языке//мне шлет свое проклятие транзистор,//зажатый в непреклонном кулаке».
«Чужое» счастье в доме будет изображено во многих стихотворениях Б.Ахмадулиной:
Я вижу дом, гостей, детей, семью.
Из кухни в погреб золотистой финки
так весел промельк! Как она мила!
( «Дом с башней»)
…в лесу нашла я разоренный хутор…
Какое место уготовил дому
разумный финн! Блеск озера слезил
зрачок, когда спускалась за водою
красавица, а он за ней следил.
Как он любил жены златоволосой
податливый и плодоносный стан!
(«Сирень, сирень – не кончилось бы худом…»)
На маленьком пространстве тишины
был дом как дом. И это означало,
что женщина в нем головой качала
и рано были лампы зажжены.
(«Памяти Бориса Пастернака»)
2. Дом – пристанище для скитальца, сироты, странника
Дом выступает в поэзии Ахмадулиной силой, которая может спасти, согреть, даже не будучи «своим». Таким будет выступать дом в стихотворении «Гусиный Паркер» – дом будет давать приют бесприютному, тому, кто идет «ночной равниной», равной бесконечности:
…ночной равниной,
чья даль темна и грозен верх,
идет, чужим окном хранимый,
другой какой-то человек.
Этот другой (озябший, без ночлега) будет спасен, если окажется на месте героини, поменяется с ней местами ( снежная равнина – теплый дом) – в ее «лучший час земной». Эта оценка своего счастья объясняется как раз пониманием своей защищенности домом, где тепло, где «кофейник бодро служит», где готово служить и «мое родное злато-гусиное перо».
Чужой дом может отогреть и душу человека, переживающего тяжелый момент, мучающегося одиночеством ( «так скучно локтям опять ушибаться об угол сиротства»):
Явленью моих одичавших локтей
художник так рад, и свирель его рада,
и щедрые ясные лица детей
даруют мне синее солнышко взгляда.
(«Итог увяданья подводит октябрь»)
В этом стихотворении дом спасающий – это дом художника, в котором согревает героиню чужой уют и чужая любовь («все одиночества душ сплочены в созвездье одно притяжением сильным»), это дом, в котором она гостит, но из него она вернется «домой», где все то же одиночество:
Жить в доме художника день или два
и дольше, но дому еще не наскучить,
случайно узнать, что стоят дерева
под тяжестью белой, повисшей на сучьях,
с утра втихомолку собраться домой...
брести облегченно по улице снежной,
жить дома, пока не придет за тобой
любви и печали порыв центробежный.
Значение слова «дом» в приведенном тексте разное:
а) «в доме художника», «дому еще не наскучить»: дом – семья, круг близких людей;
б) «домой, дома» – обозначение места, где живу.
Значение «Дом как пристанище» выступает ярко в стихотворении «Постой». Начальная строка ( «Не полюбить бы этот дом чужой») сразу дает оценку значимости чужого счастья, к которому можно прикоснуться, попав в дом – эта оценка будет повторена и в финале стихотворения :
Покинет гость чужие дом и звук,
чтоб никогда сюда не возвращаться
и тосковать о распре музык двух.
Где – он не скажет. Где-то возле счастья.
Находящийся в этом доме будет обозначен словами «пришелец», «странник», «приживала», «жилец», «постоялец», «слушатель», «затворник», «гость». Среди них нет самого предсказуемого – «хозяин», потому что это дом может даровать ощущение счастья, то есть дом – хозяин сам по себе. Героиня, понимая ценность этого дома, стоит перед выбором:
Иль полюбить чужие дом и звук:
уменьшиться, привадиться, втесаться,
стать приживалой сущего вокруг,
свое – прогнать и при чужом остаться?
Иными словами, возникает желание заменить «свое» – «чужим» или, по крайней мере, хоть на время задержаться у чужого счастья.
В тексте стихотворения «Постой» концепт «дом» включает в себя и элемент значения «живое существо».
В этом направлении интересным оказывается ход в стихотворении «Дом и лес», где проводится параллель между, казалось бы, живым (лес) и неживым (дом), но и лесу, и дому будут приписываться одни и те же способности жизни: «Этот дом увядает, как лес…»
Ощущение связи с домом объясняется тем, что был он «- на мгновение – мой». Именно связанность, несвобода и подчеркивается в судьбе дома – он обречен заснуть навсегда, в отличие от леса, который впадает в «краткий обморок вечной судьбы» ( так обозначается зима в лесу); жизнь дома связана с драмами человеческой жизни:
В этом доме, отцветшем дотла,
жизнь былая жила и крепчала,
меж висков и в запястьях стучала,
молода и бессмертна была.
«Бессмертная» жизнь ушла из этого дома. Потому свободный ( он – «ничей, только почвы и неба ») лес – жив навсегда, а дом и человек, с ним связанный, – на время.
3. Дом – живое существо, участник происходящего с лирической героиней
Частым мотивом лирики Ахмадулиной будет «Я в дом влюбилась!», при этом дом сам по себе и вещи в этом доме оказываются родными существами для героини:
Четыре вещих граммофона
во тьме причудливо растут,
Я им родня, я погибаю
от нежности, когда вхожу,
я так же шею выгибаю
и так же голову держу.
( «Я вам клянусь: я здесь бывала!»)
О любви героини, дома и сада как равноправных действующих лиц говорится в стихотворении «Палец на губах». Проживание летом в доме, который характеризуется как «чужой», «схимник», «изгнанник», оказывается для героини самым счастливым временем, к которому хочется, но невозможно вернуться. Красота дома и сада переживалась как единство в гармонии:
Я шла и отворяла
калитку в нижний мир, где обитает тень,
чтоб видеть дом и сад из глубины оврага
и больше ничего не видеть, не хотеть.
Троим участником этой совместной жизни в ладу и сопричастности не нужны чужие: «Не ждали мы гостей, а наезжали если —//дом лгал, что он – простак, сад начинал грустить…».
Дом в этом стихотворении – это не жилище, это не собственность ( хозяин дома и сада «так и не узнает, какие дом и сад ему принадлежат»); одухотворенность дома и сада подчеркивается характеристикой – «беспризорный сад» и «бездомный дом», то есть сад и дом оказываются как бы свободными от хозяина, живущими сами по себе, со своим, отнюдь не меркантильным, предназначением:
Знал беспризорный сад и знал бездомный дом,-
что дом – не для житья, что сад – не для оброка,
что дом и сад – для слез, для праведных трудов.
У дома и сада есть прошлое – оно и объединяет их как общая тайна, но к этой тайне причастна и героиня: все они знают о Той, кому когда-то по-настоящему принадлежали дом и сад. Приятие домом и садом героини дает ей качественную характеристику – их тройственный союз основан на стремлении к красоте, к высокому, к творчеству.
Отсюда та любовь друг к другу, которая как бы закольцовывает их троих в круг любви и красоты:
К делам других садов был сад не любопытен.
Он в золото облек тот дом внутри со мной
так прочно, как в предмет вцепляется эпитет.
(В саду расцвел пример: вот шар, он – золотой.)
В тексте этого стихотворения тоже есть противопоставленность значений «дом» – «домой». Из мира летней гармонии с садом и домом нужно возвращаться «домой»: «Давно пора домой. Но что это: домой?»
Возникший вопрос возвращает к оценке: «Что такое настоящий дом? Где настоящий дом?». В контексте данного стихотворения домом для героини является как раз этот чужой дом, в котором есть возможность благотворного одиночества, способствующего творчеству , – дом, где «были в эту ночь прилежны и беспечны мой закадычный стол и лампа на столе».
В лирике Ахмадулиной дом оказывается активным действующим лицом в жизни лирической героини. Так, весь текст стихотворения «Твой дом» построен на олицетворении:
Твой дом, не ведая беды,
меня встречал и в щеку чмокал.
Одушевленным оказывается не только дом, но и кактусы ( «в беззащитном всеоружьи торчали кактусы в окне»), и сервиз («Как будто рыба из воды, сервиз выглядывал из стекол»).
В ситуации любовной драмы дом пытается спасти любовь между своим хозяином и героиней, закрывая прошлое от нее, пряча «улики», доказывающие существование «другой» в жизни любимого:
Дом клялся мне, что никогда
он этой женщины не видел.
Этот дом оказывается не только «твоим», но и «чужим», и одновременно «моим» («О дом чужой! О милый дом! Прощай!»).
Подобное смешение характеристик дома связано с иным насыщением концепта у Ахмадулиной: дом причастен к жизни человека не просто как место проживания, место сбора близких людей; дом наделяется своей волей, своими желаниями, устремлениями, своими выборами. Он сам по себе – лицо активное, способное многое изменить в жизни человека, способное испытывать сочувствие и желание помочь – укрыть, защитить «озябшего делегата от неурядиц всей земли». И не его вина, если не удается сохранить отношения между героями «я» и «ты».
4. Дом любимого
Дом в лирике Ахмадулиной связан с творчеством. Автобиографичность многих стихов приводит к возникновению отношения «дом» – «твой дом» – «дом любимого» – «дом художника» – «творчество». Именно в такой системе координат жизнь – настоящая:
Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)... День-деньской,
ночь напролет я влюблена была -
в кого? во что?
В тот дом на Поварской,
в пространство, что зовется мастерской
художника.
(« Потом я вспомню, что была жива»)
Дом становится той точкой в мире, в которой соединяются любовь и творчество, и это делает его особо значимым элементом жизни. При этом самый простой подъем по лестнице или на лифте на верхний этаж дома, где живет художник , любимый, – приравнивается к процессу «возвышения», вдохновления:
Мне – выше, мне – туда, где должен
пришелец взмыть под крайний свод,
где я была, где жил художник,
где ныне я, где он живет.
(« Я вам клянусь: я здесь бывала!»)
Любовь может изменить и восприятие своего дома как места, где живет героиня:
Войди же в дом неимоверный,
где быт – в соседях со вселенной,
где вечности озноб мгновенный
был ведом людям и вещам...
Рядом с любимым и город может оказаться «родным домом». Так, возвращение в Москву начинает оцениваться как возвращение «домой», в «дом столетний», который не только объединяет любящих – в пространстве дома, но и в порыве «ввысь»:
Вселенная в окне – букварь для грамотея,
читаю по складам и не хочу прочесть.
Объятую зарей, дымами и метелью,
как я люблю Москву, покуда время есть.
(«Возвращение из Ленинграда»)
В такой связке понятий «дом» и «творчество» частым насыщением концепта «дом» становятся следующие лексемы: «лампа», «тетрадь», «свеча». Особе место занимает в этой системе «окно», которое является не только «глазами» дома, но и выходом в широкий мир, вызывающий яркие эмоции, необходимые для творчества.
Заключение
Таким образом, проанализировав выбранную лирику Б.Ахмадулиной, можно прийти к выводу, что концепт «дом» в ее поэзии частотно насыщается не традиционным значением: дом не связан с семьей, с родными людьми, с уютом и комфортом; дом одухотворен, способствует творчеству, дом вызывает любовь как живое существо; дом сам выбирает, давать ли пристанище человеку, реализована связь концептов «дом» и «сад». В целом, концепт «дом» в лирике Б. Ахмадулиной тесно связан с концептом «творчество».
Библиографическая ссылка
Дианова М.К. КОНЦЕПТ «ДОМ» В ЛИРИКЕ Б.А.?АХМАДУЛИНОЙ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=692 (дата обращения: 26.12.2024).