Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОНЦЕПТ «ДОМ» В ЛИРИКЕ Б.А.?АХМАДУЛИНОЙ

Дианова М.К. 1
1 г.Москва, ГБОУ Школа № 1501, 11 «А» класс
Гришина И.В. (Москва, ГБОУ Школа № 1501)
1. Бродский И. Вступительное слово на вечере поэзии Беллы Ахмадулиной для студентов Амхерст – колледжа (штат Массачусетс, США). 1987 г. Перевод с английского языка В. Куллэ .http://www.stihi.ru/2010/11/30/860
2. Васильева Т.И. Литературоведческий подход к изучению художественного концепта. http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2012_7-1_10.pdf
3. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. – М.: Флинта: Наука, 2016
4. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д.. Ключевые идеи русской языковой картины мира. https://studfiles.net/preview/4285852/page:15
5. Маслова В. Введение в когнитивную лингвистику. http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=273594
6. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004
7. Матвеева Т.В.Учебный словарь ( Русский язык, культура речи, стилистика, риторика). – М., 2003
8. Михайлов А.А. Избранные произведения в двух томах: Ритмы ХХ века, Панорама поэзии. Т.1 М.: Художественная литература, 1986
9. Пономарева Т.А., Концепт «Дом» в современной поэзии. Актуальные проблемы в славянской филологии. – Выпуск XXIII, часть 4,
10. Резник О.В. Типология и поэтика персонализма в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции: дис. …д-ра филол. наук. – Симферополь, 2010. – 430 с.
11. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: 1997.
12. Шмелев А. Д. В поисках мира и лада / А. Д. Шмелев // А. Зализняк, И. Левонтина, Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира : сб. ст. – М. : Языки славянской культуры, 2005, с. 112–113

Выбор лирики Б.Ахмадулиной для нашего исследования объясняется в первую очередь субъективными предпочтениями – знакомство со стихами этого поэта вызвало яркое ощущение открытия, удивительной красоты не только поэтического слова, но и комплекса эмоций, заложенного в этих текстах. О возвышающем читателя воздействии стихов Ахмадулиной написано А.А.Михайловым: «В нем [поэтическом мире Ахмадулиной] не то чтобы уютно и непринужденно, нет, без вечернего костюма туда не войдешь и в кресле не развалишься, но ощущение собственной значимости остается, потому что атмосфера стихов обязывает быть и тонким, и изысканным, и умным»[8, с.427]. Стихи Б.Ахмадулиной вызвали устойчивое стремление разобраться в особенностях смысла текстов, в усложненных метафорах, в образной системе ее стихов. И.Бродский, характеризуя уникальность поэзии Ахмадулиной, подчеркивал: «Вообще ее стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной степени продукт ее подлинного голоса [...] Развертывание ее стихотворения, как правило, подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряженным женским вниманием к деталям – напряженным вниманием, которое иначе можно назвать любовью».[1]. Для анализа мы выбрали образ, который в лирике Ахмадулиной повторяется, обогащается, меняется, но при этом появляется частотно, – это образ «дом». С точки зрения В.А.Масловой, такие слова-образы, в которые поэтом вкладывается «собственный смысл, лишь отчасти соответствующий словарному», являются концептами, составляющими «ядро творчества»[5, с.5 ]

Сегодня в литературоведении отмечается достаточная степень неизученности творчества Б.Ахмадулиной. Продолжительное время ее лирика была объектом критических обзоров , за последние десятилетия ее поэзия проанализирована с разных позиций: есть работы с целью определения традиционности и новаторства лирики этого поэта (монография Т.В. Алешка

«Творчество Б. Ахмадулиной в контексте традиций русской поэзии»), выяв-ления жанровой динамики в творчестве Ахмадулиной (И.В. Аведова, диссертация «Жанровая система поэзии Б. Ахмадулиной»), исследования динамики лирической книги Беллы Ахмадулиной как метажанра ( диссертация Михайловой М.С.«Поэзия Б.Ахмадулиной»), определения существенных черт художественного мира поэта (диссертация Афанасенковой Е.Н.«Особенности творческой манеры Б.А.Ахмадулиной»). Появляются работы, исследующие поэзию Ахмадулиной с лингвистических позиций (работы Плужниковой Д. М. о соматизмах в поэзии Б.Ахмадулиной; Кузьмина Т.В. «Формы имплицитного (синтаксического) выражения времени в поэзии Б.А.Ахмадулиной »; Е.В. Красильникова «Я – свойство дороги, черта и подробность...»: лексико-семантический анализ книги «Сад»; О.Г. Соломаева «Лексико-семантическое поле «сад» в поэзии Б. Ахмадулиной и A.C. Пушкина»). Новые подходы к исследованию поэзии Ахмадулиной предприняты в работах, посвященных концептам в ахмадулинской лирике (Шаповалова И.В. «Индивидуально-авторская репрезентация концепта «пространство» в идиолекте Беллы Ахмадулиной»; Чулкина Д.В. «Реализация когнитивных признаков концепта «разлука» в художественной картине мира Б.Ахмадулиной»; Михайлова М.С. «Концепт сада и метафора цветочного времени в книге Беллы Ахмадулиной «Сад»).

Значимость аналитических разборов с позиции концепта определена В.А.Масловой: «...для скрупулезного описания идиостиля поэта, его миросозерцания, самосознания необходимо знать его концептосферу, а объединив концептосферы величайших представителей русской национальной культуры, получим адекватный словарь концептов русской культуры» [6, с.34]. Анализ концептов «позволяет выявить «глубинные» убеждения автора, рассмотреть личностную составляющую художественного текста», – подчеркивает в своей диссертации О.В.Резник [8, с. 93].

В своей работе мы исследуем пласт лирики Ахмадулиной с использованием понятия «концепт» – при этом нами выбран концепт «дом» как достаточно широко представленный в текстах Б.Ахмадулиной. В доступных нам источниках, посвященных лирике этого поэта, данный концепт еще не рассматривался как предмет исследования. Методологической базой для изучения концепта «дом» в лирике Ахмадулиной послужила монография В.А.Масловой «Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой».

Использование термина «концепт» в различных областях современной гуманитарной науки рождает разные трактовки его значения. Основной научной сферой изучения концепта является лингвистика, где под концептом понимается, например, «факт жизни, общественного сознания, теории, выраженной в языковой форме [...] Содержание концепта складывается из содержания множества слов, контекстов и текстов, в которых откладывается общее понимание некоторого факта сознания» [7,с. 36]. Широко используется термин «концепт» в лингвокультурологии. Так, Ю.С.Степанов определяет концепты как «некое коллективное достояние русской духовной жизни и всего русского, российского общества» [11,с.53]. В отличие от познавательных, художественные концепты – «это комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающий на основе художественной ассоциативности» [6, с.34]. В области литературоведения использование для анализа термина «концепт» предполагает следующую формулировку: «концепт – это смысловая структура, воплощенная в устойчивых образах, повторяющихся в границах определенного литературного ряда ( в произведении, творчестве писателя, литературном направлении, периоде, национальной литературе), обладающая культурно значимым содержанием, семиотичностью и ментальной природой» [3, с.19]. При исследовании концепта для нас важным оказалось положение о связи таких понятий, как «концепт», «образ», «мотив», которые семантически близки: «Концепт в поэзии, – это глубинный смысл, изначально максимально свернутый в смысловую структуру. В творчестве поэта он является воплощением мотива, породившего текст»[6, с. 31]. Подобный подход при изучении концепта в художественном произведении поддержан и в работе Т. И. Васильевой «Литературоведческий подход к изучению художественного концепта»: « При изучении художественного концепта интерес представляет его ценностная составляющая, а также сопутствующий эмоциональный комплекс, способствующий определенному контекстуальному восприятию художественного смысла [...] рассмотрение художественного концепта обязательным образом включает в себя анализ его ассоциативных связей, выявление наполнения ассоциативно-семантического поля содержания концепта и особенностей его репрезентации в произведении»[2].

Цель нашей работы – определить собственно авторское содержание концепта «Дом» в лирике Ахмадулиной. В связи с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу, посвященную концепту .

2. Выбрать тексты лирических стихотворений Ахмадулиной, связанные с концептом «дом».

3. Проанализировать стихотворения Ахмадулиной, выявляя особенности концепта «дом» с точки зрения составляющих его содержание.

В работе были использованы следующие методы: сплошная текстовая выборка, описание; интерпретация.

Объектом нашего исследования является лирика Б.Ахмадулиной. Для анализа нами были отобраны 36 стихотворений, написанные в разные периоды творчества, но связанные мотивом дома (в названиях стихов частотно слово «дом»: «Твой дом», «Москва: Дом на Беговой улице», «Дом и лес», «Дом с башней», «В опустевшем доме отдыха»).

Предмет исследования – концепт «дом» в лирике Ахмадулиной.

Глава 1. Концепт «Дом» в русской культуре

В работе «Ключевые идеи русской языковой картины мира» авторы пишут

об одной из главных ценностей в русской картине мира – это простор: «Без простора нет покоя, без простора – душная теснота. Только на просторе человек может быть самим собой» [4].В связи с этим акцентом значимости простора в восприятии мира русским человеком ясным становится отношение к противопоставленному уютному замкнутому миру дома: «Простор – холод, ветер и неожиданности, и в этом смысле он противоположен не тесноте, а уюту: «Все напасти и невзгоды постигают человека за пределами семейного круга, но что поделать: родные лица не могут заменить весь мир, и, как ни тепло дома, надо выходить на холодный ветер простора» (Ю. Нагибин)» [там же].Таким образом, в понятие уюта входит тепло и представление о домашнем очаге. В значении слова «дом» на первом месте – «строение», «жилище», но в состав этого значения входят и люди, семья, живущие вместе. Кроме этого, «дом – это внутреннее, обжитое человеком пространство, окруженное хаосом»[5]. Составными элементами значения «дом» оказываются «защита», «ограничение», Родина [ 5]. В русском сознании «мир часто ассоциируется с домом, где все устроено. Это касается и мира как вселенной <…> и мира как метафорического обозначения общественного строя. Так понимаемому миру противостоит открытое пространство вне дома <…>» [5].В поэтических текстах, появляющихся в русской литературе за последние десятилетия, концепт «дом» находит разнообразные реализации, причем исследователи подчеркивают, что в лирике современных поэтов «отражены основные пара-

метры концепта “Дом”, характерные для славянской культуры. Это, прежде всего, “Дом-уют”, “Дом-покой”, “Дом-жилище”. Находит отражение и оппозиция “Дом-бездомность”», при этом происходят и изменения в семантических и эмоциональных признаках этого концепта [9,с.92]. Индивидуальное насыщение этого концепта «дом» происходит и в поэзии Б.Ахмадулиной.

Глава 2. Концепт «Дом» в лирике Б. Ахмадулиной

В лирике Ахмадулиной встретим следующие обозначения дома: «милый дом, и в нем каморка», «зачарованный мой чулан», « в комнате, где я живу» ( «Пора, прощай , моя сирень»), «мои углы» («Черемуха предпоследняя»), «здесь, где живу» ( «Луна до утра»), «мне следовало б в комнате остаться», « я в дом вернулась»(«Преодолима с Паршином разлука»).

Среди этого разнообразия обозначений редко встречается – «родимый дом»,»родной дом».

«Дом» в лирике Ахмадулиной может получать следующие определения: «чужой», «твой», «тот», «этот», «мой». При этом обозначение «мой дом» свидетельствует лишь о том, что в этом доме лирическая героиня живет какое-то время – то есть это «временное пристанище», «временное жилище»:

Последний день живу я в странном доме,

чужом, как все дома, где я жила.

(«Последний день живу я в странном доме»)

«Родимый дом» появляется в стихотворении «Пока клялись беспечные снега» при обозначении состояния творческого кризиса, когда герой (героиня) – поэт в ощущении своего поэтического бесплодия «все отринул, что грозит блаженством»:

И проклял он родимый дом и сад,

сказав: – Как страшно просыпаться утром!

Как жжется этот раскаленный ад,

который именуется уютом!

Он жил в чужом дому, в чужом саду ...

В результате анализа стихотворений можно выделить следующие смысловые насыщения концепта:

1.Дом – семья, любовь, забота, уют.

2.Дом – пристанище, где примут скитальца, сироту.

3.Дом – живое существо, участник происходящего с лирической героиней.

4.Дом любимого.

1. Дом – семья, любовь, забота, уют

Если исходить из трактовки концепта «дом» в традиционном понимании, то его составляющими элементами являются «уют», «семья», «дети».Такое понимание дома мы встретим в раннем стихотворении Ахмадулиной «Семья и быт» (1968). В этом тексте обозначено семейное единство – «наш узкий круг», постепенно расширяющийся появлением близких: щенка, котенка, птенца, сверчка. Но нет в этом круге главы – мужчины, «забота старшинства» остается уделом героини. Ощущение счастья в этом замкнутом мире сочетается с чувством неполноты этого круга:

Останься с нами, кто-нибудь вошедший!

Ты сам увидишь, как по вечерам

мы возжигаем наш фонарь волшебный.

О смех! О лай! О скрип! О тарарам!

В лирике Ахмадулиной можем встретить мотив «разрушение любви – разрушение дома»; разрыв связи между любившими друг друга людьми, потеря «совместного», «общего» будет обозначено при помощи обращения к понятию «дом»:

И мы увиделись. И в двери мы вошли.

И дома не было за этими дверями.

(«Сентябрь»)

Дом, защищающий от бед, ограждающий от мира внешнего, может дать ощущение «отрады»:

...мне выпала отрада

жить в замкнутости дома и семьи,

расширенной прекрасным кругом сада.

( « Случилось так, что двадцати семи»)

Жизнь в таком доме позволяет выстоять в моменты «печали и гнева». Такой дом связан с переживанием присутствия Бога:

Я улыбалась ночью в потолок,

в пустой пробел, где близко и приметно

белел во мраке очевидный бог,

имевший цель улыбки и привета.

При этом нет в тексте этого стихотворения оценки любви и заботы ближних – близких людей вообще как будто нет: героиня «выздоравливает» за «дверью...уединения», ощущая близость к саду.

В целом, счастье дома – это удел, далекий от лирической героини Ахмадулиной; счастливый дом ( семья, любовь и уют) – в жизни других, часто – в прошлом. Так, в стихотворении «Сумерки» лирическая героиня переживет этот уход из настоящего – в прошлое и увидит чужое счастье, которое будет во многом связано с идеальным представлением о доме:

Но в сумерках мои глаза вольны

увидеть дом, где счастливо семейство,

где невпопад и пылко влюблены,

где вечно ждут гостей на именины —

шуметь, краснеть и руки целовать,

где и меня к себе рукой манили,

где никогда мне гостем не бывать.

То время и действительность, в которой возможен этот счастливый дом, вызывают у лирической героини ощущение своей обделенности – то, «чужое», оказывается ближе, чем это, «свое».

С концептом «дом» оказываются связаны понятия «родина» и «чужбина». Возвращение в реальность – к «моему веку, моему часу, моему столу, моей кровати» – объясняется действием рассудка, а не душевным выбором. «Мое» оказывается «чужим»: «…я слышу, как на диком языке//мне шлет свое проклятие транзистор,//зажатый в непреклонном кулаке».

«Чужое» счастье в доме будет изображено во многих стихотворениях Б.Ахмадулиной:

Я вижу дом, гостей, детей, семью.

Из кухни в погреб золотистой финки

так весел промельк! Как она мила!

( «Дом с башней»)

…в лесу нашла я разоренный хутор…

Какое место уготовил дому

разумный финн! Блеск озера слезил

зрачок, когда спускалась за водою

красавица, а он за ней следил.

Как он любил жены златоволосой

податливый и плодоносный стан!

(«Сирень, сирень – не кончилось бы худом…»)

На маленьком пространстве тишины

был дом как дом. И это означало,

что женщина в нем головой качала

и рано были лампы зажжены.

(«Памяти Бориса Пастернака»)

2. Дом – пристанище для скитальца, сироты, странника

Дом выступает в поэзии Ахмадулиной силой, которая может спасти, согреть, даже не будучи «своим». Таким будет выступать дом в стихотворении «Гусиный Паркер» – дом будет давать приют бесприютному, тому, кто идет «ночной равниной», равной бесконечности:

…ночной равниной,

чья даль темна и грозен верх,

идет, чужим окном хранимый,

другой какой-то человек.

Этот другой (озябший, без ночлега) будет спасен, если окажется на месте героини, поменяется с ней местами ( снежная равнина – теплый дом) – в ее «лучший час земной». Эта оценка своего счастья объясняется как раз пониманием своей защищенности домом, где тепло, где «кофейник бодро служит», где готово служить и «мое родное злато-гусиное перо».

Чужой дом может отогреть и душу человека, переживающего тяжелый момент, мучающегося одиночеством ( «так скучно локтям опять ушибаться об угол сиротства»):

Явленью моих одичавших локтей

художник так рад, и свирель его рада,

и щедрые ясные лица детей

даруют мне синее солнышко взгляда.

(«Итог увяданья подводит октябрь»)

В этом стихотворении дом спасающий – это дом художника, в котором согревает героиню чужой уют и чужая любовь («все одиночества душ сплочены в созвездье одно притяжением сильным»), это дом, в котором она гостит, но из него она вернется «домой», где все то же одиночество:

Жить в доме художника день или два

и дольше, но дому еще не наскучить,

случайно узнать, что стоят дерева

под тяжестью белой, повисшей на сучьях,

с утра втихомолку собраться домой...

брести облегченно по улице снежной,

жить дома, пока не придет за тобой

любви и печали порыв центробежный.

Значение слова «дом» в приведенном тексте разное:

а) «в доме художника», «дому еще не наскучить»: дом – семья, круг близких людей;

б) «домой, дома» – обозначение места, где живу.

Значение «Дом как пристанище» выступает ярко в стихотворении «Постой». Начальная строка ( «Не полюбить бы этот дом чужой») сразу дает оценку значимости чужого счастья, к которому можно прикоснуться, попав в дом – эта оценка будет повторена и в финале стихотворения :

Покинет гость чужие дом и звук,

чтоб никогда сюда не возвращаться

и тосковать о распре музык двух.

Где – он не скажет. Где-то возле счастья.

Находящийся в этом доме будет обозначен словами «пришелец», «странник», «приживала», «жилец», «постоялец», «слушатель», «затворник», «гость». Среди них нет самого предсказуемого – «хозяин», потому что это дом может даровать ощущение счастья, то есть дом – хозяин сам по себе. Героиня, понимая ценность этого дома, стоит перед выбором:

Иль полюбить чужие дом и звук:

уменьшиться, привадиться, втесаться,

стать приживалой сущего вокруг,

свое – прогнать и при чужом остаться?

Иными словами, возникает желание заменить «свое» – «чужим» или, по крайней мере, хоть на время задержаться у чужого счастья.

В тексте стихотворения «Постой» концепт «дом» включает в себя и элемент значения «живое существо».

В этом направлении интересным оказывается ход в стихотворении «Дом и лес», где проводится параллель между, казалось бы, живым (лес) и неживым (дом), но и лесу, и дому будут приписываться одни и те же способности жизни: «Этот дом увядает, как лес…»

Ощущение связи с домом объясняется тем, что был он «- на мгновение – мой». Именно связанность, несвобода и подчеркивается в судьбе дома – он обречен заснуть навсегда, в отличие от леса, который впадает в «краткий обморок вечной судьбы» ( так обозначается зима в лесу); жизнь дома связана с драмами человеческой жизни:

В этом доме, отцветшем дотла,

жизнь былая жила и крепчала,

меж висков и в запястьях стучала,

молода и бессмертна была.

«Бессмертная» жизнь ушла из этого дома. Потому свободный ( он – «ничей, только почвы и неба ») лес – жив навсегда, а дом и человек, с ним связанный, – на время.

3. Дом – живое существо, участник происходящего с лирической героиней

Частым мотивом лирики Ахмадулиной будет «Я в дом влюбилась!», при этом дом сам по себе и вещи в этом доме оказываются родными существами для героини:

Четыре вещих граммофона

во тьме причудливо растут,

Я им родня, я погибаю

от нежности, когда вхожу,

я так же шею выгибаю

и так же голову держу.

( «Я вам клянусь: я здесь бывала!»)

О любви героини, дома и сада как равноправных действующих лиц говорится в стихотворении «Палец на губах». Проживание летом в доме, который характеризуется как «чужой», «схимник», «изгнанник», оказывается для героини самым счастливым временем, к которому хочется, но невозможно вернуться. Красота дома и сада переживалась как единство в гармонии:

Я шла и отворяла

калитку в нижний мир, где обитает тень,

чтоб видеть дом и сад из глубины оврага

и больше ничего не видеть, не хотеть.

Троим участником этой совместной жизни в ладу и сопричастности не нужны чужие: «Не ждали мы гостей, а наезжали если —//дом лгал, что он – простак, сад начинал грустить…».

Дом в этом стихотворении – это не жилище, это не собственность ( хозяин дома и сада «так и не узнает, какие дом и сад ему принадлежат»); одухотворенность дома и сада подчеркивается характеристикой – «беспризорный сад» и «бездомный дом», то есть сад и дом оказываются как бы свободными от хозяина, живущими сами по себе, со своим, отнюдь не меркантильным, предназначением:

Знал беспризорный сад и знал бездомный дом,-

что дом – не для житья, что сад – не для оброка,

что дом и сад – для слез, для праведных трудов.

У дома и сада есть прошлое – оно и объединяет их как общая тайна, но к этой тайне причастна и героиня: все они знают о Той, кому когда-то по-настоящему принадлежали дом и сад. Приятие домом и садом героини дает ей качественную характеристику – их тройственный союз основан на стремлении к красоте, к высокому, к творчеству.

Отсюда та любовь друг к другу, которая как бы закольцовывает их троих в круг любви и красоты:

К делам других садов был сад не любопытен.

Он в золото облек тот дом внутри со мной

так прочно, как в предмет вцепляется эпитет.

(В саду расцвел пример: вот шар, он – золотой.)

В тексте этого стихотворения тоже есть противопоставленность значений «дом» – «домой». Из мира летней гармонии с садом и домом нужно возвращаться «домой»: «Давно пора домой. Но что это: домой?»

Возникший вопрос возвращает к оценке: «Что такое настоящий дом? Где настоящий дом?». В контексте данного стихотворения домом для героини является как раз этот чужой дом, в котором есть возможность благотворного одиночества, способствующего творчеству , – дом, где «были в эту ночь прилежны и беспечны мой закадычный стол и лампа на столе».

В лирике Ахмадулиной дом оказывается активным действующим лицом в жизни лирической героини. Так, весь текст стихотворения «Твой дом» построен на олицетворении:

Твой дом, не ведая беды,

меня встречал и в щеку чмокал.

Одушевленным оказывается не только дом, но и кактусы ( «в беззащитном всеоружьи торчали кактусы в окне»), и сервиз («Как будто рыба из воды, сервиз выглядывал из стекол»).

В ситуации любовной драмы дом пытается спасти любовь между своим хозяином и героиней, закрывая прошлое от нее, пряча «улики», доказывающие существование «другой» в жизни любимого:

Дом клялся мне, что никогда

он этой женщины не видел.

Этот дом оказывается не только «твоим», но и «чужим», и одновременно «моим» («О дом чужой! О милый дом! Прощай!»).

Подобное смешение характеристик дома связано с иным насыщением концепта у Ахмадулиной: дом причастен к жизни человека не просто как место проживания, место сбора близких людей; дом наделяется своей волей, своими желаниями, устремлениями, своими выборами. Он сам по себе – лицо активное, способное многое изменить в жизни человека, способное испытывать сочувствие и желание помочь – укрыть, защитить «озябшего делегата от неурядиц всей земли». И не его вина, если не удается сохранить отношения между героями «я» и «ты».

4. Дом любимого

Дом в лирике Ахмадулиной связан с творчеством. Автобиографичность многих стихов приводит к возникновению отношения «дом» – «твой дом» – «дом любимого» – «дом художника» – «творчество». Именно в такой системе координат жизнь – настоящая:

Был дом на Поварской

(теперь зовут иначе)... День-деньской,

ночь напролет я влюблена была -

в кого? во что?

В тот дом на Поварской,

в пространство, что зовется мастерской

художника.

(« Потом я вспомню, что была жива»)

Дом становится той точкой в мире, в которой соединяются любовь и творчество, и это делает его особо значимым элементом жизни. При этом самый простой подъем по лестнице или на лифте на верхний этаж дома, где живет художник , любимый, – приравнивается к процессу «возвышения», вдохновления:

Мне – выше, мне – туда, где должен

пришелец взмыть под крайний свод,

где я была, где жил художник,

где ныне я, где он живет.

(« Я вам клянусь: я здесь бывала!»)

Любовь может изменить и восприятие своего дома как места, где живет героиня:

Войди же в дом неимоверный,

где быт – в соседях со вселенной,

где вечности озноб мгновенный

был ведом людям и вещам...

Рядом с любимым и город может оказаться «родным домом». Так, возвращение в Москву начинает оцениваться как возвращение «домой», в «дом столетний», который не только объединяет любящих – в пространстве дома, но и в порыве «ввысь»:

Вселенная в окне – букварь для грамотея,

читаю по складам и не хочу прочесть.

Объятую зарей, дымами и метелью,

как я люблю Москву, покуда время есть.

(«Возвращение из Ленинграда»)

В такой связке понятий «дом» и «творчество» частым насыщением концепта «дом» становятся следующие лексемы: «лампа», «тетрадь», «свеча». Особе место занимает в этой системе «окно», которое является не только «глазами» дома, но и выходом в широкий мир, вызывающий яркие эмоции, необходимые для творчества.

Заключение

Таким образом, проанализировав выбранную лирику Б.Ахмадулиной, можно прийти к выводу, что концепт «дом» в ее поэзии частотно насыщается не традиционным значением: дом не связан с семьей, с родными людьми, с уютом и комфортом; дом одухотворен, способствует творчеству, дом вызывает любовь как живое существо; дом сам выбирает, давать ли пристанище человеку, реализована связь концептов «дом» и «сад». В целом, концепт «дом» в лирике Б. Ахмадулиной тесно связан с концептом «творчество».


Библиографическая ссылка

Дианова М.К. КОНЦЕПТ «ДОМ» В ЛИРИКЕ Б.А.?АХМАДУЛИНОЙ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=692 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674