Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/10/35541
Актуальность
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба – Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечет, притягивает к сказкам? Нас всегда интересовал вопрос: кто такая Баба, откуда она появилась в русских народных сказках и что значит ее имя?
Баба-Яга – одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают ее обычной злой ведьмой.
Побывав в селе Кукобой Первомайского района, мы узнали, что некоторые люди величают Бабу-Ягу древнеславянской берегиней, богиней, хозяйкой леса и зверей. А жила ли Баба-Яга на самом деле?
Основа проекта: образовательные стандарты.
Цель: Выяснить, кто такая Баба- Яга – образ выдуманный, или имя злой старухи, существовавшей в действительности.
Задачи: Изучить происхождение имени, атрибутов. Выяснить, всегда ли отрицательным героем является Баба -Яга. Изучить след, который Баба – Яга оставила в литературе, в жизни современного человека. Выяснить, встречаются ли фамилии и названия населенных пунктов Тутаевского района Ярославской области с названиями от слова «Яга».
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: образ Бабы Яги, ее волшебные атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа).
Определены методы исследования: поиск информации; анкетирование; анализ; наблюдение; классификация; обобщение.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Проведено анкетирование 628 учеников.
Вопросы анкет 1-9 классов:
Кто такая Баба- Яга?
Как выглядит Баба- Яга?
Добрая или злая?
Что делает с теми, кто к ней попал?
Сколько ей лет?
Результаты анкетирования
1. Кто такая Баба- Яга?
98% обучаемых считают Бабу- Ягу ведьмой, персонажем русских народных сказок. 2% опрошенных затруднились с ответом
2. Как выглядит Баба-Яга?
Описывая внешность Бабы -Яги школьники указывают, что это безобразная старуха с длинными лохмами нечесаных волос, крючковатым носом. На эти особенности указали 98% опрошенных, 2% затруднились с ответом.
3. Добрая или злая?
Из числа опрошенных 80% учеников считают Бабу- Ягу злой, 14% – и злой, и доброй, 6% – доброй.
4. Что делает с теми, кто к ней попал?
94% учеников отвечают, что Баба- Яга кормит, поит, расспрашивает, куда путь держит, парит в бане, хочет съесть, зажаривает в печи; 6% считают, что она помогает тем, кто к ней попал.
5. Сколько ей лет?
Возраст указывается разный: от 36 до 1000 лет. Возраст от 36 до55 лет назвали 3% опрошенных; от 55 до100 лет 9% опрошенных, от 100 до 300 –28% опрошенных, более 300 -60% опрошенных.
Выводы: Большинство учеников (98%) знакомы с образом Бабы- Яги из русских народных сказок, имеют представление о том, как она выглядит ,что делает с теми кто к ней попал. Не все считают ее злой (6% считают доброй, 14% и злой и доброй). Большинство опрошенных учеников ( 60%)считают, что Бабе -Яге более 300 лет.
Возраст, предположительно, Бабе –Яге от 30 до 40 лет, т.к. в 16 веке средняя продолжительность жизни составляла 30 лет, и в 40 лет человек выглядел дряхлым стариком. Сейчас Бабе Яге было бы около 460 лет.
Первое упоминание о Бабе-Яге датируется 1588 годом, то есть, если считать до 2018 года, то о ней знают уже 430 лет.
Результаты исследования названий населенных пунктов
В Ярославской области населенных пунктов с названиями от слова «Яга» нет.
Результаты исследования фамилий жителей города Тутаев (7832)
В дошкольных учреждениях города и района от слова «Яга» обнаружена фамилия Ягилева. (Проверено 3339 фамилий)
В школах города и района от слова «Яга» обнаружена фамилия Ягилева.
(Проверено 3485 фамилий)
Результаты исследования фамилий по телефонным справочникам.
В городе и районе от слова «Яга» найдена фамилия Ягилева. (Проверено 1008 фамилий)
Проведены исследования названий населенных пунктов, исследования фамилий жителей города Тутаева
В Ярославской области населенных пунктов с названиями от слова «Яга» нет.
В городе и районе от слова «Яга» найдена фамилия Ягилева. (Проверено 7832 фамилии)
Выводы: Слова, близкие по звучанию к слову «Яга» встречаются и в наше время, так, например, в фамилии Ягилева (ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг». Есть версия, что Баба- Яга получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель.)
1. Основная часть
1.1. Кто такая Баба-Яга? Значение имени Баба-Яга
По одной из версий Баба-Яга – это проводник в потусторонний мир – мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве».
Имя «Баба Яга» из словаря В. Даля: первое слово «баба» происходит от слова «бабайка», которым пугают детей; второе слово «яга» означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером; в некоторых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой: Яга – костяная нога.
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги.
По другой версии, прототип Бабы-Яги – ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу.
По некоторым сведениям, имя свое она получила от старинного слова «ягать». В. И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.
Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».
По другой гипотезе, в языке народов коми «яг» – это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. И Баба-Яга в такой трактовке – лесная женщина. Можно предположить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте.
Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг».
Есть и иные версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии («Баба-Яга» – «наставник йоги»), это подтверждает и знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский.
Есть версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов – ягга, которыми руководила женщина-королева). Моряки, приходили в ужас от сложенных там веками порядков.
Есть версия, что Баба -Яга (Йога) – это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света – на тот Свет.
Сторонники другой версии видят в Бабе-Яге Великую Мать – великую могущественную богиню, праматерь всего живого («Баба» – это в древнеславянской культуре мать, главная женщина). Детей – сирот Йогиня «Баба Йога- золотая нога», то есть в золотых сапожках, доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай) и детей потом посвящали Богам. Все это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели этих последних представителей из древнейших Славянских и Арийских Родов. Детей одевали в чистое белое одеяние, украшали цветами, давали им выпить сон-травы и укладывали в нишу пещеры. Там было две ниши. Детей укладывали в заднюю нишу. Потом в первую нишу накладывали валежником хвороста и заднюю нишу задвигали вовнутрь пещеры. Но никто не видел, что, когда она задвигалась, опускалась каменная стена, которая отгораживала хворост от детей. Далее жрец или сама Йогиня Матушка поджигала хворост, и для всех мирян и присутствующих, хворост сгорал. Считалось, что детей сожгли, зажарили в печке, а потом некоторые домыслили и сказали, что детей съели. На самом деле этих детей разносили по комнатам или кельям в скале и воспитывали из них жрецов и жриц. Когда приходило время, этих детей сирот, мальчиков и девочек, соединяли в семейный союз, чтобы они могли продолжать свой Род. Но через 10 или 20 лет в молодом жреце или жрице никто не мог узнать того маленького оборванного ребенка сироту. И выражение «посвятить Богам» означало служить Богам своего Рода, своего народа.
Ну и заключительная версия, Баба -Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа – это своего рода космический корабль, устройство, которое составляет одну из ступеней огромного космического корабля необходимое для мобильного перемещения в пространстве на небольшие расстояния.
2.2. Избушка „на курьих ножках“
А знаменитая избушка на курьих ножках – как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. «Курьей ножкой» когда-то называли именно перекресток или развилку дорог, а такое место у славян считалось «нечистым» и опасным. Но, скорее всего «курьи» – это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти» небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища). Есть предположение, что избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних – хоронить умерших в домовинах – специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, – вероятно, отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».
2.3. Ритуалы
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь: после узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, Яга обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых.
2.4. Атрибуты Бабы Яги
Баба -Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад).
С ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах – ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес.
2.5. Волшебные помощники
Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноименной сказке «три пары рук» и три всадника – белый, красный и черный (соответственно день, заря и ночь).
2.6. Характерные фразы
Фу-фу, русским духом пахнет.
2.7. «Родина» и день рождения Бабы-яги
В 2004 году село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги.
2.8. Как выглядит Баба Яга
Баба-Яга – лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») – настоящая нечисть, живой мертвец.
2.9. Перепекание Ребенка
Есть предположение, что прототип Бабы-Яги – ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией, иногда грыжей: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.
Во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально – и южнорусских губерниях, а также в Сибири. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. И это действительно часто помогало! Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но до конца одолеть Бабу-Ягу – наследницу народных целительниц – христианство все же не смогло: ни в одной сказке нет доказательств, что ей это хоть раз удалось кого-нибудь изжарить.
2.10. Типы Бабы -Яги
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.; наиболее распространенный, – это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть; Третий тип – это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них.
Есть еще разные формы (форматы) Бабы Яги:
«Яга-советчица». Она сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью.
«Яга-повелительница» сил природы и животного мира (повелевает ветром, утром, вечером, ночью; волками, медведями и другим лесным зверьем).
«Яга-охранительница» (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
«Яга-прародительница» (мать, бабка для нескольких своих дочерей –внучек-ягишн).
Есть и еще один «тип» Яги «Яга – обольстительница».
2.11. Баба -Яга: положительный или отрицательный персонаж?
Проанализировано 10 сказок. Пришли к выводу, что Баба-Яга может быть как отрицательным, так и положительным героем .
«Гуси-лебеди» -
Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
«Царевна-лягушка»–
Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)
«Баба Яга»
Отрицательный, так как хотела съесть девочку.
«Баба Яга и Заморышек»–
Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев.
«Василиса Прекрасная» -
Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами).
«Марья Моревна»-
Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича.
«Иван-царевич и Белый Полянин»–
Отрицательный, так как билась с богатырями.
«Заколдованная королевна»–
Положительный, так как помогла найти королевну.
«Финист – ясный сокол» -
Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки.
Образ Бабы-Яги используется в литературе, музыке, живописи, кино, мультфильмах. Есть игры, стихи, загадки про Бабу–Ягу (см. авторскую книгу «Кто такая Баба-Яга?», приложение).
Выводы: образ Бабы- Яги образ собирательный, а не имя конкретного человека .
Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит свои поправки. В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы –Яги как отрицательных, так и положительных. Заключение
В ходе исследования нашли ответы на многие вопросы, прочитали русские народные сказки, узнали значение непонятных слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования. Нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Баба -Яга всегда разная. У нее много ролей, много видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Сказки рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Пройдя все этапы исследования, пришли к выводу, что происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира мертвых, хранительницей обычаев и традиций. Баба -Яга может выступать и в функции вредителя, и в функции дарителя, волшебного помощника. Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках, ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохристианскими верованиями, представлениями и обрядам. Баба Яга одна из наиболее значимых берегинь рода. Со временем Баба-Яга из берегини рода превратилась в зловредную старуху. Баба-Яга не просто сказочный персонаж, это образ, в котором воплощены история, верования и обряды восточнославянских племен. Баба-Яга свидетельствует об огромном значении женщины в период матриархата и в последующие периоды развития общества. Баба – Яга, остается вечной загадкой для человека.
Данная работа имеет большую просветительскую и практическую направленность: подготовлен сборник материалов с информацией о Бабе-Яге, подборкой стихов, рисунков. Исследования будут интересны и ученикам, и учителям и пригодятся при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Библиографическая ссылка
Зитеров Ю.А., Нагих П.О. КТО ТАКАЯ БАБА-ЯГА? // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=694 (дата обращения: 26.12.2024).