Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ В РФ

Кочнева Ю.И. 1 Кулабухова Е.А. 1
1 с. Бруснятское, МБОУ «Бруснятская СОШ № 6», 11 класс
Половцева Ж.В. (с. Бруснятское,, МБОУ «Бруснятская СОШ № 6")

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/9/26816.

21 век предъявляет повышенные требования не только взрослым, но и нам, молодёжи. Мы хотим быть самостоятельными, независимыми от родителей, и в то же время стремимся облегчить финансовую нагрузку своих родных, получая профессию, устраиваясь на работу. Но приходится констатировать тот факт, что одной из наиболее острых социальных проблем современного общества является проблема молодёжной безработицы.

Мы учимся в 11 классе, но уже сейчас нас беспокоит, сможем ли мы найти работу после окончания ВУЗа. Проводя данное исследование, мы пролистали десятки страниц Интернет-объявлений о приёме на работу, и везде требуются работники с опытом. Но откуда же опыт у того, кто только что отучился? Ещё более тяжёлое впечатление производят объявления о поиске работы – их в Интернете в сотни раз больше, чем выставленных вакансий. Работы ищут в основном молодые люди и тем, кому за 40 лет (у них другая проблема: большой возраст). Исследуя данную ситуацию, мы поняли, что проблема затрагивает две группы молодых: во-первых, тех, кто хочет подработать во время учёбы (они не имеют совсем никакой квалификации и, в основном, это несовершеннолетние), и молодых специалистов без опыта работы. Мы исследовали обе стороны, так как для нас самих это очень актуально. Результатом нашего исследования стали рекомендации по изменению некоторых статей Трудового кодекса, которые помогут молодым людям устроиться на работу, приобрести опыт, а государству заполнить вакантные места в некоторых сферах деятельности и снизить молодёжную безработицу.

Объектная область исследования: правоведение

Объект исследования: Трудовой кодекс

Предмет исследования: статьи Трудового кодекса, касающиеся трудоустройства молодых специалистов и несовершеннолетних.

Проблема: Почему молодёжи сложно устроиться на работу?

Гипотеза: В Трудовом кодексе, возможно, есть некоторые несовершенства по трудоустройству подростков и молодёжи, которые мешают им при устройстве на работу.

Цель: Разработать поправки к статьям Трудового кодекса по улучшению трудоустройства подростков и молодёжи.

Задачи:

  •  Узнать, как подростки и молодёжь зарабатывали в прежние времена
  •  Выявить причины безработицы молодёжи
  •  Провести анализ Трудового кодекса
  •  Провести беседу со специалистом Центра занятости.
  •  Узнать, где подростки и молодёжь могут устроиться на работу
  •  Узнать, может ли подросток открыть своё дело
  •  Провести социологический опрос по проблеме трудоустройства молодёжи
  •  Провести беседу с собственниками или директорами предприятий села об опыте работы с Центром занятости по трудоустройству школьников.
  •  Разработать поправки к статьям Трудового кодекса

Методы исследования

– Сбор и анализ информации

– Изучение правовых источников

– Сравнение статей законодательных актов с запросами молодёжи

– Анализ статистических данных

– Эксперимент. Беседа

– Социологический опрос

– Систематизация и обобщение полученных данных

Продукт проекта: Предложения поправок к статьям Трудового кодекса

Правовые проблемы трудоустройства несовершеннолетних

Возьмём только проблемные статьи ТК РФ. По закону государство реализовывает демократический принцип равенства и отсутствия дискриминации по признаку возраста. Посмотрим, как это конкретно Мы увидели, что государство, проявляя заботу о несовершеннолетних работниках, практически лишает их возможности трудоустроиться. Медицинские осмотры за счёт работодателя, отсутствие испытательного срока, нелогичные запреты на отдельные виды работы для подростков, увольнение только с согласия госинспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних, обязанность работодателя за свой счёт переобучить увольняемых детей-сирот, найти им другую работу – всё это отталкивает работодателей от несовершеннолетних работников. Не лучше дела обстоят у молодых специалистов, которые не могут найти работу после выпуска по причине отсутствия опыта. В трудоустройстве государство помогает (по ТК РФ) только особо нуждающимся социально незащищённым несовершеннолетним выпускникам профессиональных учреждений и тем, кто учился по договору с работодателем, если работодатель нарушает договор и отказывает в трудоустройстве.

Для выявления проблем трудоустройства молодёжи, мы провели социологический опрос, беседы с работодателями, и знакомыми взрослыми, специалистом Центра занятости.

Социологический опрос.

Мы опросили 20 взрослых. Среди них 5 человек работали в СССР, поэтому трудностей в трудоустройстве не было. Лишь 6-ти человекам, которые учились уже в РФ, удалось устроиться на работу, после получения высшего или среднего специального образования, по специальности (9 – не смогли). Респонденты считают, что молодым специалистам необходимо предоставлять жильё и содействовать в трудоустройстве на предприятия для получения опыта.

Также мы опросили 30 подростков 14-17 лет в нашей школе

По результатам соц. опроса мы выяснили, что подростки ищут работу для того, чтобы не завесить от родителей и иметь личные деньги. Работу искали 12 человек, на предприятиях села им отказали в трудоустройстве, сказав, что работы для них нет. Только два предприятия берут детей, но неофициально, дети также работают со своими родителями, то есть без трудового договора.

Ребята находят работу у жителей села: распиловка и колка дров, уборка снега, ремонт забора (как раз то, что запрещено ТК), прополка, сбор урожая.

Рекомендации поправок к статьям закона о труде несовершеннолетних и молодых специалистов

1. Ввести специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2. Добавить функцию ЦЗ об обязательном тестировании учеников на предмет их способностей и рекомендации профессии.

3. Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам.

4. Возвратить «отработки», как в СССР, для тех, кто учился на бюджетных местах, это даст опыт молодому специалисту и работника для работодателя. Государственные предприятия обязаны будут брать «по распределению», а с частными предприятиями заключать социальный договор, стимулируя их интерес налоговыми льготами.

5. Убрать из обязанностей работодателя оплачивать медицинский осмотр при приёме на работу детей (для этого есть обязательное медицинское страхование).

6. Убрать из обязанностей работодателя за свой счёт искать работу детям-сиротам и переучивать их при необходимости увольнения (для этого есть ЦЗ).

7. Предоставлять налоговые льготы по зарплате тем работникам, которые будут работать с несовершеннолетними.

8. Обязать хотя бы государственные предприятия ввести систему «наставничества» и доплачивать наставнику.

6. Изменить статью о возможности получения отпуска несовершеннолетним не в любое время, а хотя бы через 4 месяца (если он проработал столько и не сбежал, то будет работать и дальше).

7. Скорректировать перечень запрещённых для детей работ.

Заключение

Начиная работать над исследованием о трудоустройстве несовершеннолетних и молодых специалистов, мы не предполагали, что проблема настолько серьёзная. В СССР труд по Конституции был обязателен, поэтому государство способствовало трудоустройству и молодых и взрослых. Создавались производственные бригады школьников, были развиты система распределения после окончания специального профессионального учреждения, система наставничества. В связи с переходом на рыночную экономику, невозможно стало заставить частные предприятия этим заниматься, но поощрить, мы считаем, с помощью налоговых льгот можно. А на госпредприятия вернуть распределение тех, кто учился на бюджетных местах (бесплатно). В тоже время, анализируя Трудовой кодекс РФ, мы увидели, что забота государства о несовершеннолетних работниках вылилась в то, что работодатели не хотят принимать детей: слишком много условий и обязанностей, много дополнительных расходов; и никаких поощрений. Создаётся впечатление, что государство не хочет, чтобы дети работали, но трудовые навыки, ответственность за свою работу необходимо воспитывать с детства, к тому же дети хотят самостоятельно зарабатывать на свои расходы. Мы увидели, что проблему молодёжного труда надо решать комплексно, одними поправками в ТК РФ не обойтись. Надо менять статьи Налогового кодекса, статьи закона о Центре занятости. Надо создавать реальную политику молодёжного трудоустройства, если государство хочет, чтобы наша страна процветала! Ведь мы, молодые, – будущее государства, и самое ближайшее! К сожалению, наша гипотеза подтвердилась: молодёжи трудно устроиться на работу именно из-за несовершенства трудового законодательства! Мы обобщили все полученные материалы, в том числе результаты практических исследований, и создали рекомендации поправок к Трудовому кодексу. Надеемся, что наше исследование принесёт пользу обществу.


Библиографическая ссылка

Кочнева Ю.И., Кулабухова Е.А. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ В РФ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=72 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674