Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Рогачева А.Д. 1 Рябческий Я.А. 1
1 г. Щелково, МАОУ лицей № 14 им. Ю.А. Гагарина ЩМР МО, 8 «А» класс
Коваленко М.В. (Щелково, МАОУ лицей № 14 им. Ю.А. Гагарина ЩМР МО)
1. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2015. С 100-131.
2. Гаянова Т. И. Дети в Интернете: библиотека в помощь формированию культуры использования информационного пространства Интернета / Т. И. Гаянова // Школьная библиотека. – 2016.
3. Глушаков С.В., Сурядный А.С., Лютин Д.В., Тесленко Н.С. Работа в сети Интернет. – изд. 3-е, доп. и переработ. – М.: АСТ: МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2016.
4. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2015 г.
5. Леонтьев В.П. Все сети об Интернете (Просто и наглядно). – М: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2005 г.
7. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2015, № 2. – С.145-151.
9. Ваш Интернет [Электронный некоторые ресурс]. – Электрон. дан. – М., cop. 2018. – Режим доступа: http://www.content-filtering.ru.
10. http://psy.1september.ru/articlef.phpID=200601911 Зависимость от компьютера.
11. www.parent.fio.ru, статья «Реакция организма детей разного возраста на работу за компьютером».
12. http://www.microsoft.com/rus/security Центр безопасности Microsoft.
13. http://www.soft.mail.ru Программы mail.ru
14. http://www.viruslist.com/ru/viruses/encyclopedia Энциклопедия вирусов «Лаборатории вопрос Касперского».
15. http://podrostok.edu.yar.ru/safety/links.html Подросток и закон (интернет-проект для несовершеннолетних).
16. http://media-mera.ru/wisdoms Мудрые высказывания.
17. http://www.drossinternets.lv/page/122 Безопасность в Интернете.
19. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf Безопасность детей в Интернете.
20. http://www.pushkinlib.spb.ru/rulesinternet.html Центральная детская библиотека имени А.С. Пушкина.
21. http://sos-ru.info/web/web.shtml Безопасность. Правила безопасности в повседневной жизни.
22. https://www.google.ru/searchq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82+%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&tbo=u&rls=org.mozilla:ru:official&channel=np&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=g3gCUfumIoj5sgaDh4CgCA&sqi=2&ved=0CCwQsAQ&biw=980&bih=624

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В настоящее время Интернет пользуется все большей популярностью. Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией. Среди владельцев персональных компьютеров, имеющих доступ в Интернет, не осталось тех, кто не слышал о сетях «В Контакте» и «Одноклассниках».

Используя Интернет, мы столкнулись с проблемами:

1) при поиске информации через поисковые системы Яндекс, Mail, Google и другие, к сожалению, мы рискуем получить совсем не то, что искали;

2) в социальных сетях мы можем получать сообщения от незнакомых отправителей, в том числе такие, которые нам лучше бы и не видеть;

3) играя в игры «по сети», можно заиграться до такой степени, что можешь сделать все что угодно, чтобы победить или вылезти на следующий уровень, при этом утрачивается чувство времени;

4) заражение компьютера вирусом.

Так родилась идея нашего проекта. Мы решили изучить эту тему и найти ответ на свой вопрос: «Чего ждать от увлечения Интернетом: вреда или пользы?»

Цель проекта: информировать школьников как правильно пользоваться Интернетом, чтобы он не нанес вреда.

Задачи проекта:

• Надо изучить, какие опасности подстерегают школьников в Интернете.

• Выяснить, сталкиваются ли с этой проблемой другие школьники.

• Найти информацию о способах безопасной работы в Интернете.

• Узнать, что такое Интернет-зависимость подростка.

• Найти информацию о способах защиты компьютера от вирусов и действиях, если вирус уже в компьютере.

• Создать буклеты с информацией о безопасной работе в Интернете.

Гипотеза: Если соблюдать необходимые правила безопасной работы интернета в Интернете, то можно обезопасить будет себя и свой компьютер от многих неприятностей и проблем.

Актуальность нашего проекта объясняется тем, что в последние годы все больше и больше детей осваивают бескрайние просторы Интернета – мира, который взрослые создавали для взрослых.

Наша работа направлена на расширение знаний школьников. И может быть использована, как на уроках информатики, при изучении темы «Интернет», так и на классных часах и родительских собраниях.

Объект исследования: подросток (учащиеся 8-9 классов МАОУ лицея № 14 им. Ю.А. Гагарина) – компьютер – Интернет.

План нашей работы:

1 этап – Подготовительный

• Поиск и сбор информации в библиотеке и Интернете.

• Знакомство с материалом по теме.

• Составление анкеты.

2 этап – Основной

• Проведение анкетирования школьников.

• Беседы.

• Анализ и обработка данных.

3 этап – Заключительный

• Выводы по результатам исследования.

• Создание буклета.

• Оформление проведенной работы на компьютере в программах Microsoft Word, презентация Microsoft РowerPoint, Microsoft Excel, Microsoft Publisher.

• Презентация полученных результатов.

Основная часть

История развития сети Интернет

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей персональных компьютеров.

После запуска в СССР искусственного спутника Земли в 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надежная система передачи информации. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэндфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. В декабре 1969 года была запущена сеть ARPANET, объединившая 4 ведущих университета США.

В 1972 году миру представлена электронная почта. Рэй Томлинсон, ее разработчик, предложил использовать @ в адресах e-mail. Передача первого письма, состоявшего из двух букв, привела к выходу из строя отправляющего компьютера. В 1973 году было разработано семейство протоколов TCP/IP (Transmission университета Control Protocol/Internet заставить Protocol), ставшее в дальнейшем стандартом передачи данных через Интернет. Запущена служба доменных имен (Domain Name System), благодаря которой появилась возможность заменить цифровые адреса на осмысленные. Например, www.company.com.

Писатель Вильям Гибсон придумал новый термин «киберспейс». Компании начали предоставлять коммутируемый доступ. Появился язык программирования для Интернета Java. Около 9,8 биллионов электронных сообщений отправляется каждый день. Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 миллионов, количество пользователей – в 5-10 раз больше. За последние 10 лет Интернет распространился в тысячи раз. Бурно растет число пользователей Интернета в России. В период с 2007 по 2010 количество пользователей увеличилось более чем на 30 млн. человек. Каждый второй человек страны находится в Интернете. И сегодня каждый день множество людей открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому – Интернет.

Интернет – благо цивилизации. Но, как и другие блага цивилизации, он имеет позитивные и негативные стороны. Необходимо заниматься глубоким изучением этих сторон и сводить к минимуму его негативные проявления.

Изучив информацию по данной теме, проведя и проанализировав социологическое исследование сверстников, мы попытались выделить плюсы и минусы Интернета. Исследование проводилось путем анонимного анкетного опроса (приложение 1) среди учащихся 8-9 классов МАОУ лицея № 14 им. Ю.А. Гагарина. Общее количество обработанных анкет: 50. Возраст опрошенных: 14-15 лет.

Плюсы Интернета

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио. Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации интернете и при этом делать индивидуальный выбор – это чудо! Стоит войти в какую-нибудь информационно-поисковую систему – и вы получаете доступ ко всем, как кажется, областям знания.

В век интернета, человек начал жить быстрее, на то, что раньше можно было потратить несколько дней, делается за несколько минут. Например захотел человек приобрести автомобиль. Если нет Интернета, придется ехать на авторынок, а если ближайший авторынок находится километров за 150 от дома, путь неблизкий и не факт, что, приехав на рынок, он найдет то, что ему надо. А если под рукой Интернет, можно просто зайти на сайт объявлений и за 30 минут просмотреть до сотни предложений о продаже авто, плюс фотографии автомобиля, еще 30 минут на то, чтобы обзвонить заинтересовавшие его предложения. Итог – за 1 час, не сходя с места и не тратя деньги и силы на передвижения, можно найти нужную информацию. Значимость интернета в наши дни переоценить нельзя, те кто «попал в сети» интернета уже не сможет без него, уж очень много возможностей он нам дает, так почему бы ими не пользоваться.

Также Интернет дает возможность быть услышанным, так как каждый может на различных форумах, социальных сетях и т.д. выразить свое мнение, поделиться своими мыслями и впечатлениями. Бывают люди, которым тяжело общаться с людьми в реальной жизни, кто-то стесняется сказать в прямой беседе, глядя человеку в глаза, о чем он думает, кому-то просто в силу его места нахождения трудно найти собеседника, который смог бы поддержать его разговор, а в Интернете такой человек очень легко найдет людей-единомышленников, с которыми ему будет легко и приятно пообщаться.

А сколько развлечений можно найти в интернете, это еще один очень значимый плюс интернета. Огромное количество игр, музыки, фильмов, фотографий. Можно не выходя из дома путешествовать по миру, увидеть все самое интересное, все самые красивые и далекие места нашей планеты. Конечно, увидеть вживую это намного интереснее и впечатлений будет больше, чем от просмотра фотографий, но не каждый имеет возможность путешествовать в реальных условиях, а Интернет дает возможность увидеть практически все, где ступала нога человека. Мы думаем, Интернет – одно из самых значимых изобретений человека в последние годы развития и он по праву распространился и «завоевал» весь мир, он сделал нашу жизнь немного интересней и легче.

Проведя анализ социологического исследования (анкетирование учащихся 8-9 классов лицея) можно сделать вывод, что все подростки (100%) используют Интернет.

Интернет периодически им нужен для (приложение 2):

1. Получения информации на образовательных ресурсах Интернета – 68%

2. Выполнение домашней работы – 60%

3. Общения в чатах – 72%

4. Развлечения – 75%

5. Загрузки музыки – 70%

6. Игры – 52%

Таким образом, можно сделать вывод, что все-таки еще не совсем ученики понимают необходимость Интернета, не в полной мере пользуются его образовательными ресурсами, большую часть времени тратят на развлечения и общение. И поэтому перед нами стоит задача привлечения сверстников к использованию образовательных ресурсов Интернета, правильности и важности использования их.

Минусы Интернета

Сегодня все домой больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего:

• Угроза заражения вредоносным ПО (программное обеспечение). Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить ведь не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернета файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используется для прямой передачи файлов. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

• Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или нередко откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений.

• Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

• Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

• Игры «по сети». Ролевые и стратегические игры с несколькими участниками, в том чтобы числе и игровые приставки, – это настоящее удовольствие. Но, к сожалению, как и любая технология, игры в Сети и игровые приставки могут таить в себе и некоторую опасность, и стать орудием в руках недоброжелателей. Нередко заядлые «геймеры» настолько погружаются в виртуальный мир игры и общение с виртуальными встречаются партнерами и соперниками, что абсолютно теряют дружеские связи и способность общаться с приятелями в реальном мире. Некоторые подростки воспринимают мобильного игру настолько серьезно, что готовы подвергнуть опасности себя и друзей, ради того, чтобы получить секретные коды и способы обнаружения перехода на более высокий уровень игры. Взрослые навигаторы, например педофилы, могут использовать это в своих интересах и заставить детей вести себя неподобающим образом ради продолжения игры.

• Мобильный интернет. Надо знать еще и то, что сейчас можно легко изменять доступ и пересылать фотографии не только с компьютера, но и с мобильного телефона. Далеко интернет не каждый пользуется телефоном «по будет делу», так что шокирующая фотография тебя, ковыряющего пальцем в носу в спортзале, может в секунду оказаться на другом конце света. Может будет возникнуть проблема и еще серьезнее – кто-нибудь закинет твою фотку на неприличный сайт.

• Интернет-зависимость. Актуальность проблемы состоит в том, что за последние годы интерес к Интернету возрос во много раз. Ученые мира обеспокоены тем, какое количество времени тратит современный человек, находясь в социальных сетях Интернета, ставя вопрос приходится о возможном психическом расстройстве – психологической зависимости от социальных сетей.

С какими же минусами Интернета сталкиваются подростки, мы пытались выяснить у наших учеников. И результаты были следующими (приложение № 3):

1. Вирусы – 78%

2. Доступ к нежелательному содержимому – 18%

3. Суицид – 12%

4. Секты – 45%

5. Хакеры – 15%

6. Терроризм – 27%

7. Контакты с незнакомыми людьми – 5%

8. Обман – 18%

В большинстве своем подростки проводят в Интернете разумное количество времени (от 1 до 3 часов этим в день) – 53% опрошенных, из них 44% успевают проводить достаточное количество времени в «офлайне» – гулять, общаться с друзьями и т.д.

61% Интернет – пользователей читают книжки и занимаются спортом. 99% опрошенных на вопрос «Какое общение Вы предпочитаете – «онлайн» или «офлайн» ответили «Мне и так, и так нравится»!

Настораживают полученные результаты опроса (приложение № 4, 5):

a) На вопрос «Доверяете ли Вы всему, что находится в Интернете?»

1. Доверяю – 45%

2. Не среди доверяю – 55%

b) На вопрос «Проверяете ли Вы истинность информации, полученной из Интернета?»

1. Проверяю – 48%

2. Не проверяю – 52%

Поэтому имеет смысл задуматься над тем, что далеко не все, что пользователь обнаружил в Интернете, нужно принимать на веру. Нельзя слепо доверять всему тому, что находится в Интернете, необходимо хоть как-то пытаться проверить истинность полученной информации.

Опрос свидетельствует, что наши сверстники знают об опасностях Интернета, но еще не до конца понимают, какой вред они могут нанести. И поэтому перед каждым должна стоять задача защиты от вреда Интернета.

Защита oт угроз Интернета

Кто же, все-таки, должен защищать от угроз Интернета? Этот вопрос задаем мы, задают родители, учителя. По мнению учеников (приложение № 6), этим должны заниматься:

1. Пользователи – 75%

2. Государство – 54%

3. Провайдеры – 10%

4. Антивирусные программы – 15%

5. Школа – 12%

6. Родители – 9%

7. Учителя – 6%

8. Специальные фильтры – 6%

9. Специальная служба – 3%

Как видно, мнения учеников очень разные, но все сводится к тому, что защита от угроз Интернета необходима, и, в первую очередь все зависит от самого человека, от его окружающей среды. И с этим, мы думаем, согласятся многие специалисты.

Правила Интернет-безопасности

Мы выяснили, что Интернет – это безграничный мир информации. В нем можно найти много интересного и полезного для учебы. Но кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только тебе, но также твоим родным и близким.

Чтобы обезопасить себя в Интернете, достаточно соблюдать определенные правила:

• Когда ты регистрируешься на сайтах, старайся не указывать личную времени (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, свое фото).

• Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.

• Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в Интернете – каждый может посмотреть их.

• Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если ты получил такое письмо, не отвечай на него. Если ты ответишь на подобное письмо, отправитель будет знать, что ты пользуешься своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать тебе спам.

• Если тебе можно пришло сообщение зависимост с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные возраст письма могут установите содержать вирусы.

• Не добавляй незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и некоторые т.д.)

• Если тебе можно приходят письма с неприятным и оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.

• Если рядом с тобой нет взрослых, не встречайся в реальной жизни с людьми, с которыми ты познакомился в Интернете. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности!

• Никогда не поздно рассказать взрослым, если тебя кто-то обидел или расстроил.

Выполняя проект, мы пришли к выводу, что правила Интернет – безопасности очень важны и необходимы. Поэтому мы решили изложить информацию по Интернет – безопасности в виде буклета «Простые правила Интернет – безопасности для школьников. Полезные советы для тебя и твоих друзей» (приложение 7).

Компьютерные вирусы

С активным развитием глобальных сетей актуальным является вопрос информационной безопасности, так как проникающие в них вирусы могут нарушить целостность и сохранность вашей информации.

Защита компьютера от вирусов – это та задача, решать которую приходится всем пользователям, и особенно тем, кто активно пользуется Интернетом или работает в локальной сети.

В нашей стране действует уголовная ответственность за распространение вирусов:

Часть 1 Статьи 273 Уголовного Кодекса Российской безопасность Федерации. Создание, неприятным использование и распространение персональный вредоносных программ также для ЭВМ.

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период восемнадцати месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия,- наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Компьютерный вирус – специально созданная небольшая программа, способная к саморазмножению, засорению компьютера и выполнению других нежелательных действий.

Виды вирусов:

– Файловые вирусы – внедряются в исполнимые файлы и активизируются при их запуске;

– Макровирусы – заражают открываемый или сохраняемый объект, выдавая себя за макросы;

– Загрузочные вирусы – заражают загрузочный сектор гибкого или жесткого диска.

Признаки заражения компьютера:

– некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;

– размер некоторых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;

– на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;

– работа компьютера минут и уменьшается размер свободной оперативной памяти;

– некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);

– компьютер перестает загружаться с жесткого диска.

Пути проникновения вирусов на компьютер:

– Глобальная сеть Internet .

– Электронная почта.

– Локальная сеть.

– Компьютеры «Общего назначения».

– Пиратское программное обеспечение.

– Ремонтные службы.

– Съемные накопители, на которых находятся зараженные вирусом файлы.

– Жесткий диск, на который попал вирус.

– Вирус, оставшийся в оперативной памяти после предшествующего пользователя.

Методы защиты от компьютерных вирусов

– Установите на свой персональный компьютер современную антивирусную программу.

– Перед просмотром информации, принесенной на флэш-карте (дискете) с другого компьютера может проверьте носитель антивирусом.

– После разархивирования архивных файлов сразу проверьте их на вирусы (не все антивирусные программы могут искать вредоносный код в архивах или могут делать это не корректно).

– Периодически проверяйте компьютер на вирусы (если активно пользуетесь Интернетом – запускайте раз в неделю, а то и чаще).

– Как можно чаще делайте резервные копии важной информации (backup).

– Используйте совместно с антивирусной программой файервол (firewall), если компьютер подключен к Интернет.

– Настройте браузер (программа просмотра Интернет страниц – IE, Opera и т.д.) для запрета запуска активного содержимого html-страниц.

Для обеспечения безопасности компьютеров многими компаниями были разработаны антивирусные программы.

Антивирус (антивирусная программа) – это любая программа, способная обнаружить компьютерные вирусы и вредоносные программы, вылечить зараженные ими объекты (файлы), а также предотвратить заражение вредоносным кодом ОС компьютера и ее модификации.

В зависимости от назначения и принципа действия различают следующие антивирусные программы:

1. Сторожа или детекторы – предназначены для обнаружения файлов, зараженных известными вирусами, или признаков, указывающих на возможность модификации заражения.

2. Доктора – предназначены для обнаружения и устранения известных им вирусов, удаляя их из тела программы и возвращая ее в исходное состояние.

3. Ревизоры – они контролируют уязвимые и поэтому наиболее рядом атакуемые компоненты компьютера, запоминают состояние служебных областей и файлов, а в случае обнаружения изменений сообщают пользователю.

4. Резидентные мониторы или фильтры – постоянно находятся в памяти компьютера для обнаружения попыток выполнить несанкционированные действия.

5. Вакцины – имитируют заражение файлов вирусами. Вирус будет воспринимать их зараженными и не будет внедряться.

Изучив информацию о компьютерных вирусах, мы решили разработать буклет «Компьютерные вирусы. Полезные советы для тебя и твоих друзей» (Приложение 8).

Интернет – зависимость

В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». О ее актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в американской официальной классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности. Некоторые специалисты ведут трудно речь о появлении так называемого синдрома «Интернет – зависимости», периодически человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей жизни.

Существует много признаков виртуальной зависимости, вот некоторые из них:

• Пристрастие к виртуальным знакомствам.

• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

• Информационная перезагрузка (навязчивый web – серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

• Доступность разнообразной информации.

• Широкая интерактивность, постоянное общение.

• Персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенней «образ».

• Анонимность передаваемой информации.

Поглощенность Интернетом влияет на поведение человека:

• Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видео материалов.

• Уход из реального мира с его эмоциональными проблемами.

• Ухудшение настроения.

• Психологическое разногласие с окружающими.

• Отдаление людей, сужение социальных контактов.

• Возникают серьезные проблемы с учебой.

• Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

В ходе наших исследований мы установили, что на данный момент Интернет-зависимость не является проблемой среди учащихся 9 классов нашей гимназии. Но мы считаем, что необходима профилактика феномена «Интернет – зависимости». Как говорят – лучше предупредить болезнь, чем лечиться потом, отличным решением является информирование подростков посредством разработанного нами буклета «Феномен «ннтернет – зависимость» (приложение 9).

Приложение 1

Анкета для учащихся

Использование Интернета

1. Как часто Вы пользуетесь интернетом?

2. Сколько времени в среднем Вы проводите в интернете в день?

3. С какой целью Вы используете интернет?

4. Сколько времени в день Вы общаетесь со своими друзьями в «офлайне»?

5. Читаете ли Вы книжкй

6. Как выглядит среднестатистический интернет-пользователь 14-15 лет, проводящий в сети от 1 до 3 часов в день?

7. Среди тех, кто проводит в сети от 1 часа до 3 часов ежедневно: занимаешься ли спортом, читаешь книги, общаешься со своими друзьями в «офлайне» (прогулки, в гости, кафе, кино)?

8. Самые популярные сетевые действия:

a) Онлайн игры

b) Загрузка музыки

c) Развлечения

d) Выполнение домашней работы

e) Образовательные ресурсы Интернета

f) Общение в чатах

g) (другое)

9. Доверяете ли вы всему, что находится в Интернете?

10. Проверяете ли Вы истинность информации, полученной из Интернета?

11. Какие опасности подстерегают в Интернете?

12. Кто должен защищать от угроз Интернета?

Благодарим Вас за участие в опросе!

Приложение 2

infiorm1.tiff

Приложение 3

infiorm2.tiff

Приложение 4

infiorm3.tif

Приложение 5

infiorm4.tiff

Приложение 6

infiorm5.tif

Приложение 7

infiorm6.tiff

Приложение 8

infiorm7.tiff

Приложение 9

infiorm8.tiff

infiorm9.tiff

infiorm10.tiff

infiorm11.tiff

Заключение

В своей работе над проектом «Безопасный Интернет» мы неоднократно пользовались услугами Интернета, который открывал нам все новые и новые возможности, но от нас зависело, как их использовать. Мы пришли к выводу, что использование возможностей Интернета во благо, а сведение опасностей на нет, зависит во многом не от наших родителей, а от нас самих. Поэтому наша гипотеза о том, что соблюдение необходимых правил безопасной работы в Интернете поможет обезопасить себя и свой полностью компьютер от многих неприятностей и проблем полностью подтвердилась.

Итоговым продуктом нашего проекта стали буклеты «Простые правила Интернет – безопасности школа для школьников», «Компьютерные вирусы», «Феномен «Интернет – зависимость»». Мы надеемся, что информация по Интернет – безопасности, изложенная в такой форме будет доступной и понятной нашим сверстникам, и возможно она быть сможет предостеречь и окажет помощь во избежание опасностей, таящихся в сети Интернет.


Библиографическая ссылка

Рогачева А.Д., Рябческий Я.А. БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-5. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=739 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674