Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

БЫВШАЯ СТРЕЛЕЦКАЯ СЛОБОДА

Джураев Н.И. 1 Таланин Д.А. 1
1 с. Шунга, МКОУ «Шунгенская СОШ им. Героя Советского Союза Г.И. Гузанова», 9 «А» класс
Боронина Т.И. (с. Шунга, МКОУ «Шунгенская СОШ им. Героя Советского Союза Г.И. Гузанова»)
Терентьева Г.С. (с. Шунга, МКОУ «Шунгенская СОШ им. Героя Советского Союза Г.И. Гузанова»)
1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И.Н. Шкадов. – М.: Воениздат, 1987. стр. 388
2. Голубев Е. П. Боевые звезды. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль, 1972. / стр.511-514.
3. Голубев Е. Боевые звезды. Герои Советского Союза – костромичи Изд. 3-е дополненное. Кострома 2009 г. стр. 388-391
4. Меркурьева Ю. Спасло, что родился на Волге. Газета Северная правда 5 мая 2010.
5. Материалы из фондов Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
6. Сайт «Подвиг народа» podvignaroda.mil.ru
7. .Н. Кучин. «Костромской край: города и веси». Географические названия Костромской области, изд. Кострома, 2000 г., с. 204.
8.. «Костромской район: вехи истории», сб. к 75-летию образования района, изд. Кострома 2003 г., с.149-150.
9. Материалы краеведческого музея МКОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова».

Исследовательская работа посвящена истории деревни Стрельниково Костромской области. Юные краеведы исследуют историческое происхождение деревни, изучают какие улицы имеются в этом населенном пункте, прослеживают жизнь и героические подвиги жителей деревни в годы Великой Отечественной войны. Изучают жизнь в послевоенный период, архитектурные памятники, народные традиции и промыслы.

Чтобы лучше познать свою малую родину, происхождение ее народа, культуру, традиции, обычаи, познакомились с экспонатами школьного краеведческого музея, и изучили народные традиции жителей деревни.

Работа адресована учащимся общеобразовательных учреждений и всем, кому дорога малая родина.

Цель нашей исследовательской работы: изучение историко-культурного наследия деревни Стрельниково, биографий известных земляков и духовно-нравственных традиций.

Методы и приемы исследования: экскурсии по историческим местам деревни, данные из школьного краеведческого музея, встречи и рассказы жителей деревни.

Выводы: Живет в народе память об истории села, его традициях, о людях прошедших поколений. Мы надеемся, что память об истории села будет передаваться из поколения в поколение. Нам, живущим в деревне Стрельниково, было интересно рассказывать о нашем селе.

План исследования

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества, поэтому дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины.

Проблема: учащиеся нашей школы мало знают об истории деревни Стрельниково, даже те ребята, которые проживают в ней.

Задачи:

- ознакомить школьников с историческим и культурным наследием села;

-прививать любовь, уважение, чувство гордости и патриотизма к родной земле и к ее славному историческому прошлому;

- совершенствовать методы исследовательской работы в области краеведения;

- привлечь внимание детей к природному и историко-культурному наследию своей малой родины, содействовать воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям.

Актуальность этой темы состоит в том, что она углубляет знания учащихся в краеведческой области, помогает общему развитию обучающихся, расширяет кругозор в историко-культурном наследии нашей страны, воспитывает такие чувства как уважение, патриотизм и любовь к родному краю.

Гипотеза исследования: Каждое село имеет свою неповторимую историю, содержащую интересные факты и события.

Научная статья

Впервые деревня Стрельниково близ Костромы упоминается в 1585 г., когда царь Федор Иванович пожаловал ее Ипатиевскому монастырю, в чьем владении она находилась вплоть до 1764 г.

Стрельниково это бывшая стрелецкая слобода времен царствования Ивана Грозного. Стрельцы здесь несли охранную службу, так как рядом проходила граница Московского государства с Казанским ханством, жители Стрельникова пахали, сеяли, вели торг в городе.

Земледелие всегда оставалось главным занятием местного населения. Орудия труда: соха-косуля, деревянная борона. Траву жали серпом, рубили косой-горбушей; в строительстве применяли топор, продольных пил не было. Доски вытесывали топором из целого бревна – отсюда название «тес». Из тонкого теса был настлан пол в доме Скобелкиных, постройки второй половины 17 века. Дом сейчас находится в музее «Ипатьевская слобода».

Деревня Стрельниково расположено в 10 км от города Костромы. От д. Некрасово село видно, как на ладони. Единственный пролесок находится у д. Курочино. Вблизи нет больших водоемов. У въезда в село слева вырыт пожарный водоем – в народе его называют «Зайцев пруд».

Центральная улица села носит имя А.П. Шутова, односельчанина, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Есть улицы: Замолодинская, Шатеринская, Омелинская, Нагорная.

Истоки старообрядчества

Со времен церковного раскола в XVII в. большинство жителей деревни являлись старообрядцами. В 1885 г. в Стрельникове на средства крестьянина Федора Васильевича Мухина и на его земле было – за одну ночь – построено срубленное вне деревни большое здание моленной, но вплоть до конца XIX в. власти запрещали местным жителям в ней молиться. В 1906-1912 гг. в Стрельникове служил священник Григорий Лакомкин (1872-1951 гг.), будущий известный еп. Геронтий. Под его руководством здание моленной было перестроено в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую 19 ноября 1907 г. освятил еп. Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов). После пожара в 1910 г., в ходе которого церковь сильно пострадала, ее внешний облик сильно изменился: снаружи церковные стены оштукатурили, одну венчающую главу сменило традиционное пятиглавие, а к основному зданию пристроили придел во имя св. прор. Илии. В 1908 г. при церкви открылось четырехгодичное училище, большое внимание в котором уделялось обучению старинному крюковому пению. После революции храм каким-то чудом избежал закрытия, что, в частности, позволило во всей чистоте сохранить традиции церковного пения. В 1985 г. по приглашению Союза композиторов РСФСР группа певчих хора из Стрельникова посетила Москву, где дала ряд выступлений. Тогда же во Всесоюзной фирме “Мелодия” состоялась запись пения хора, а в 1988 г., в год 1000-летия крещения Руси, вышла в свет пластинка с записями стрельниковского хора.

Деревня Стрельниково была центром костромского старообрядчества. Известно, что старообрядцев долгое время преследовали. Полную свободу старообрядцы получили только в начале ХХ века при Николае II.

В начале ХХ века церковь стала центром культуры деревни.

Старообрядческий епископ Григорий Иванович Лакомкин организовал не только ремонт обветшалого здания храма, но и открыл начальное училище на 150 человек с 4-летней программой обучения.

Кроме училища в Стрельникове отцом Григорием было организовано братство трезвости, в котором он лично выступал с лекциями. Выпускники Стрельниковского училища распределялись по приходам епархии. Слава же училища была на всю Россию.

На улице Нагорной сохранилось здание начального Народного училища Костромского Александровского православного братства, было открыто 1 октября 1897 года. Это прямоугольное здание с кирпичным первым и бревенчатым вторым этажами. Здесь учили крестьянских детей. По окончании училища (5 кл.) выпускники получали «свидетельство».

Известные люди села

Михаил Семенович Трофимов

djuraev.tif

Стрельниково рождало интересных, самобытных людей. Так родился в д. Стрельниково в семье крестьянина-старообрядца Михаил Семенович Трофимов. Он считался в начале ХХ века крупным строительным подрядчиком. К 300-летию дома Романовых делал фундамент памятника из бетона по проекту Адамсона (на нем до сих пор стоит памятник В.И. Ленину). К встрече императора Николая II в 1913 году воздвигал павильон юбилейной земской выставки, за что получил от императора в подарок золотые часы. Именно Трофимову удалось купить участок земли и, с разрешения Костромской думы, построить первый стационарный кинотеатр на улице Ильинской (ныне Чайковского).

Михаилу Семеновичу Трофимову не повезло. Его жизнь и деятельность проходили на переломе исторических эпох, в годы войн и революций начала XX века. Может быть, поэтому его имя мало знакомо широкому кругу любителей кинематографа и даже деятелям культуры. И мы не найдем этого имени в официальных справочниках и энциклопедиях, что очень странно на первый взгляд. Теперь уже можно доказательно говорить о том, что уроженец села Стрельникова (Цицино входит сейчас в состав этого села), купец-старообрядец, строительный подрядчик Михаил Трофимов был не только основателем первого в Костроме кинематографа «Современный театр», но и одним из первых российских кинопродюсеров и киномеценатов. Он появился в Москве в 1914 году, а в 1915 году на открытии киноателье «Русь» у Бутырской заставы, на торжественном освящении ателье, произнес необычные слова: «Я не для прибылей затеял это дело... Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр...».

В годы Великой Отечественной войны ушли сражаться на фронт почти все мужчины деревни Стрельниково.

Стрельниково в годы Великой Отечественной войны

Подвиг Анания Шутова

Дима (Ананий) Павлович Шутов родился и вырос в д. Стрельниково. Окончив начальную школу, поступил в профтехшколу и получил профессию столяра – краснодеревщика. Шестнадцатилетним юношей устроился на работу на судомеханический завод.

В 1942 г. лейтенанта Анания Шутова вместе с группой летчиков наградили орденом Красного Знамени. За боевые заслуги в уничтожении живой силы и техники врага. Ночью 4 июля 1942 года молодой летчик получил задание уничтожить вражеский аэродром. Самолет, подбитый фашистами, Шутов направляет на уцелевшие самолеты с паучьей свастикой. Так геройски погибает наш земляк лейтенант Ананий Павлович Шутов. Центральная улица Стрельникова названа его именем.

Письма с фронта

В музее школы хранятся письма с фронта. В письмах наши земляки-солдаты жили, думали о доме, о своих родных, друзьях, любимых, заботились о них.

Одно из таких писем пришло на имя Гузановой Анастасии Осиповны в д. Стрельниково. Вот несколько строчек из него: «Хочу передать по боевому красноармейскому привету, низкий поклон маме, я вам хочу сообщить, что сейчас учусь в школе младших командиров, пока жив и здоров». Уже десятый месяц бью немецких оккупантов и буду бить их так, чтобы они никогда не заглядывали на советскую землю. Наши отцы им дали перцу, но и мы дадим еще пуще». В конце письма подпись: «Ваш сын Иван Гузанов».. Письмо отправлено было 2 апреля 1942 года.

В ночь с 16 по 17 апреля 1943 года штабом партизанского движения Юго-Западного фронта в тыл противника была заброшена группа разведчиков. Они приземлились в 10 км. от райцентра Орехова 20 апреля, и немецкие солдаты провели облаву на парашютистов, отстреливались в течение 14 часов. Группа героически погибла при выполнении задания.

Фронтовые письма читали вместе с соседями, обсуждали, радовались, тревожились.

О гибели Ивана Гузанова, о его подвиге узнали односельчане только в 70-е годы, когда юные краеведы после долгих поисков, переписки с военкоматами получили долгожданный ответ, что наш земляк Иван Гузанов погиб, выполняя задание в составе диверсионной разведывательной группы в районе Орехова. Но в те далекие военные годы Иван Васильевич Гузанов считался без вести пропавшим.

Письма с фронта приходили без конвертов, сложенные треугольниками, с обратным адресом: полевая почта, станция, № ФИО.

Архитектурные памятники

Дом Скобелкиных хорошо помнят жители деревни. (Он Построен в 1676 году). Сейчас он на находится в музее деревянного зодчества, что вблизи Ипатьевского монастыря (перевезен в 80-е годы ХХ века).

Жительница деревни Стрельникова Бубнова Н.С. Вспоминает из своего детства: «Мы очень гордились своим «старожилом», в округе таких домов не было. Он притягивал нас своей «теплотой», тем, что окна были со ставнями и по всему фасаду была скамья длинная и широкая. В жилой теплой избе стояла большая печь. У окон скамья, большой стол стоял вблизи «красного» угла. Деревянная мебель украшена геометрической резьбой. В подклете, нижней части помещения, хозяйки ткали и пряли, кружева вязали. На полу лежали радужные, домотканые дорожки. Все было в избе просто, удобно и красиво». Последние жители дома Мария и Манефа Скобелкины умерли. После их смерти дом перевезли в музей.

Примером деревянного зодчества является церковь Покрова, реконструированная в начале ХХ века. Она рублена из бревен и оштукатурена по тесовой обшивке.

Церковь венчают 5 декоративных луковичных главков с нарядным чешуйчатым покрытием «в шахмат». Храм просторный, светлый, окрашен нежными тонами, занимает большую территорию в деревне. Дома украшались деревянными узорчатыми наличниками.

В центре деревни стоит часовня из красного кирпича, которая построена в 1840–50-х годах. Называют часовню Романовской по фамилии ее создателя. Романовы – фамилия здешняя, носят ее немало жителей деревни Омелино (ныне одна из улиц Стрельникова).

Характерная черта сельской архитектуры начала ХХ века – это полукаменные дома с декором в стиле «модерн».

Память о народных традициях

Шунгенская волость исстари славилась разнообразными ремеслами. Одно из распространенных ремесел в деревне Стрельниково было плетение из тальника, который в изобилии рос вдоль рек. Стрельниковская плетельная мастерская изготавливала корзины, сундуки, мебель, сани, эти и другие изделия мастеров были представлены на выставке кустарей России.

В школьном музее бережно хранятся образцы вышивок крестом, гладью, самотканые дорожки. На видном месте интерьера избы механическая прялка Манефы Путановой.

Найдены в Стрельникове прялки, веретена, копыл и.т.д.

Прядение и ткачество издавна были народными традициями. Они были распространены в шунгенских деревнях в ХVIII – ХIХ вв. По вечерам при свете лучины женщины пряли и ткали суровые полотна. Стрельниковские бабушки рассказывали о том, как молодежь любила веселиться, отдыхать после трудов праведных. Часто собирались у кого-нибудь в избе на чаепитие. Раньше кипятили воду для чая в самоваре. Тогда было два сорта чая. Первый, домашний, его пили дома без посторонних людей и делали его очень просто. Заваривали плоды шиповника с мятой, смородиной и чабрецом. Ко второму сорту принадлежал чай покупной, который продавали в лавке. Этот чай состоял из множества трав. К чаю подавали баранки, конфеты, пряники, сдобные булочки, варенье. За чаем любили петь песни. Так же молодежь в старину любила «посиделки». Собирались тоже в какой-нибудь избе. Играли, пели, разговаривали, плясали под гармошку. Гармониста все любили, т.к. без него настоящего веселья не было. Осенью всем селом справляли свадьбы. Жених приезжал на лошади с бубенцами и забирал суженую…

Памятник погибшим воинам

Жители деревни Стрельниково в течение нескольких лет просили Шунгенскую сельскую администрацию возвести памятник погибшим воинам-односельчанам. В сентябре 2015 года состоялось торжественное открытие памятника, учащиеся Шунгенской средней участвовали в церемонии открытия.

Заключение

Мы провели социологический опрос:

1. Когда образовалась д. Стрельниково? – знают 47 %опрошенных

2. Кто такие старообрядцы? – 75%

3. Каких известных людей из д. Стрельниково Вы знаете? Ответило 100%

4. Что ты можешь рассказать о подвиге Анания Шутова, в честь которого названа улица в деревне Стрельниково? – смогли рассказать 98%.

5. Назовите участников Великой Отечественной войны, которые ушли на фронт из деревни Стрельниково. 100%

6. Какие архитектурные памятники вы знаете?-100%

7. Назовите стрельниковские народные традиции и промыслы-95%

Вывод: живет в народе память об истории села, его традициях, о людях прошедших поколений. Мы надеемся, что память о истории села будет передаваться из поколения в поколение. Нам, живущим в деревне Стрельниково, было интересно рассказывать о нашем селе.

Перспективы использования исследовательской работы

Данная исследовательская работа – это материал для классных часов, экскурсий в школьный краеведческий музей, публикаций, для разработки нового образовательного туристического маршрута.


Библиографическая ссылка

Джураев Н.И., Таланин Д.А. БЫВШАЯ СТРЕЛЕЦКАЯ СЛОБОДА // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-5. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=742 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674