Актуальность нашей темы исследования определяется интересом к выбору стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Из моих наблюдений на территории школы: дети спорят, ссорятся, переживают, мирятся, договариваются, оставляют конфликт не решенным.
Подростковый возраст называют переходным. Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для подростков?
Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой холерикам свойственно выбирать такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях как «Соперничество», сангвиникам – «Компромисс», флегматикам – «Сотрудничество», а меланхоликам – «Избегание».
Для проверки этой гипотезы мы решили протестировать группу старшеклассников с помощью стандартных методик определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях, определения преобладающего типа темперамента и проанализировать полученные результаты.
Цель работы: провести анализ выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков.
2. Провести обследование группы старшеклассников.
3. Проанализировать полученные результаты
Обзор литературы
В литературных источниках понятие «конфликт» (от лат. Conflictus – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [4, 7].
Понятие конфликта сегодня принадлежит различным областям научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки [1, 2], где используются следующие понятия: военный конфликт, художественный конфликт, международный конфликт, региональный конфликт, межнациональный конфликт, конфликты в спорте, социальный, трудовой, криминальный конфликт, конфликт поколений, моральный конфликт, нравственный конфликт, конфликты в коллективах школьников, педагогических коллективах, педагогический конфликт и другие [1, 2].
Изучением природы конфликтов, причин их возникновения, динамики развития, способов их разрешения и урегулирования занимается наука конфликтология, которая ставит практические вопросы: как вести себя в ходе конфликта, чтобы сделать связанные с ним переживания менее болезненными, как завершить конфликт с наименьшими потерями для сторон, как предотвратить конфликт, грозящий здоровью и жизни людей, готовый погубить мир и добрые отношения между людьми [1, 2].
Кеннет Томас (Kenneth Thomas) исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель урегулирования конфликтов, одно шкала которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; вторая – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов [1, 2, 3, 9].
В соответствии с концепцией К. Томаса, существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждый из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и своим собственным (рис. 1).
Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера (чтобы я победил, ты должен проиграть).
Рис. 1. Сетка К. Томаса и Р. Килманна
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера (мне все равно выиграешь ты или проиграешь, я знаю, что я в этом участие не принимаю).
Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной (чтобы каждый выиграл, каждый должен что-то проиграть).
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план (чтобы ты выиграл, я должен проиграть).
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон (чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть).
Для оптимизации своего поведения в конфликтных ситуациях рекомендуется выбирать все пять тактик: соперничества (конкуренции), сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления (уступки) в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.
На эмоциональные проявления человека оказывают влияние особенности темперамента (от лат. «tempera» – пропорция). Это выражается в том, что для определенного темперамента какие-то эмоции являются более характерными, чем другие. [5, 6].
По мнению И.П. Павлова, существует четыре основных типа высшей нервной деятельности, зависящих от основных свойств центральной нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом: живой тип – сильный уравновешенный, подвижный (сангвиник-«полнокровный» по Гиппократу); спокойный тип – сильный, уравновешенный, инертный (флегматик – «страдающий избытком лимфы» по Гиппократу); безудержный тип – сильный, неуравновешенный (холерик – «желчный» по Гиппократу); слабый тип – (меланхолик «имеющий в избытке черную желчь» по Гиппократу) [5, 6, 8].
По схеме Г. Айзенка тип темперамента определяется с учетом показателей экстраверсии-интроверсии (направленность на открытость-замкнутость личности) и нейротизма (стабильность – нестабильность) индивида. По классификации Г. Айзенка экстраверт с высоким нейротизмом соответствует холерику, а с низким нейротизмом – сангвинику. Интроверт с высоким нейротизмом соответствует меланхолику, а с низким нейротизмом – флегматику [5, 6, 10].
Доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика – гнев, меланхолика – страх, тревога, флегматика – спокойное безэмоциональное состояние [5, 6].
В характере каждого человека соединяются черты, присущие разным темпераментам и лишь тогда, когда значительно преобладают черты того или иного темперамента, можно говорить о преобладающем типе темперамента.
Нам было интересно было посмотреть какие доминирующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях выбирают подростки с различными типами темперамента.
Методика
Объектом исследования являлись результаты тестирования старшеклассников средней общеобразовательной школы города Батайска, всего 26 человек. Это были учащиеся 9 класса, 13 юношей и 13 девушек. Возраст обследуемых составлял 15-16 лет.
Определение типа темперамента старшеклассников проводилось с использованием методики «Определение преобладающего типа темперамента по Г. Айзенку» [8,10]. Согласно методике подсчитывались баллы по шкале «экстраверсия-интроверсия» (открытость-замкнутость личности), шкале «нейротизм» (стабильность – нестабильность) индивида, ответы по шкале «искренность». По классификации Г. Айзенка экстраверт с высоким нейротизмом соответствует холерику, а с низким нейротизмом – сангвинику. Интроверт с высоким нейротизмом соответствует меланхолику, а с низким нейротизмом – флегматику.
Определение стилей поведения в конфликтных ситуациях, обучающихся проводилась с использованием методики: тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» в адаптации Н.В. Гришиной [1, 2, 3, 9]. Согласно методике, где учащемуся предлагалось выбрать стратегии поведения из двух возможных вариантов в 30 вопросах, подсчитывалось количество баллов по каждой из 5 стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Для каждой стратегии поведения в конфликтной ситуации в тесте К. Томаса возможен выбор в диапазоне от 0 до 12 баллов. Мы учитывали выбор каждого учащегося в диапазоне от 7 до 12 баллов. Та стратегия, которая набрала наибольшее количество балов, обозначает ту модель поведения, которую учащийся в конфликтных ситуациях использует чаще всего (преобладающая модель поведения).
В ходе обработки результатов тестирования были получены оценки выраженности каждого показателя в баллах.
Результаты исследования
В таблице 1 представлены полученные в результате тестирования старшеклассников значения показателей в баллах от низкого значения до высокого (от 0 до 12 баллов), характеризующие выбор стратегии поведения: Сп (соперничество), Ст (сотрудничество), К (компромисс), И (избегание), П (приспособление) в конфликтной ситуации, указан преобладающий тип темперамента для каждого участника тестирования, где Х – холерик, С – сангвиник, Ф – флегматик, М – меланхолик.
Таблица 1
Значения показателей, характеризующие выбор стратегии поведения и преобладающего типа темперамента
Стратегия поведения |
Список обследованных |
|||||||||||||||||||||||||
Юноши |
Девушки |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
|
Преобладающий тип темперамента |
||||||||||||||||||||||||||
Х |
Х |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
М |
М |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Ф |
Ф |
Ф |
С |
С |
|
Сп |
7 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9 |
4 |
7 |
0 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
8 |
4 |
2 |
10 |
8 |
10 |
3 |
3 |
6 |
4 |
3 |
8 |
Ст |
5 |
4 |
9 |
8 |
6 |
7 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
9 |
7 |
5 |
7 |
7 |
9 |
8 |
7 |
6 |
7 |
2 |
К |
3 |
9 |
7 |
6 |
7 |
6 |
11 |
6 |
8 |
9 |
7 |
7 |
10 |
10 |
6 |
7 |
7 |
5 |
6 |
3 |
10 |
9 |
6 |
7 |
10 |
9 |
И |
9 |
6 |
5 |
6 |
4 |
6 |
3 |
6 |
8 |
5 |
6 |
4 |
8 |
6 |
3 |
4 |
8 |
5 |
6 |
6 |
3 |
8 |
6 |
5 |
3 |
10 |
П |
6 |
8 |
5 |
5 |
7 |
2 |
5 |
5 |
9 |
8 |
9 |
9 |
4 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
3 |
4 |
5 |
2 |
5 |
8 |
7 |
1 |
Представленные в таблице 1 значения показателей, характеризующих выбор стратегии поведения протестированных в ситуации конфликта, сравнивались между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в сложных ситуациях.
На рисунке 2 представлены значения преобладающей (предпочитаемой) стратегии поведения в конфликтной ситуации. Мы видим, что из 26 протестированных старшеклассников «Соперничество» предпочитают 6 человек (23.1%), «Сотрудничество» предпочитают 4 человека (15.4%), «Компромисс» – 9 человек (34.6%), «Избегание» – 3 человека (11.5%) и «Приспособление» – 4 человека (15.4%).
Рис. 2. Значения преобладающей стратегии поведения в конфликтной ситуации
Для проверки нашей рабочей гипотезы мы проанализировали выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях 26-ти участниками тестирования. Мы учитывали диапазон от 7 до 12 баллов. На рисунке 3 показаны количество выборов стратегий поведения в конфликтных ситуациях холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами. Из общего количества протестированных (26 чел.): 9 холериков, 8 сангвиников, 7 флегматиков и 2 меланхолика. Выбор холериков: 5 человек чаще выбирают «Соперничество» и 6 человек – «Сотрудничество». Выбор сангвиников: 7 человек чаще выбирают «Компромисс» и 5 – «Приспособление». Выбор флегматиков: 5 человек чаще выбирают «Сотрудничество» и 4 человека – «Компромисс». Выбор меланхоликов: 2 человека чаще выбирают «Компромисс», «Избегание» и «Приспособление».
Рис. 3. Количество выборов стратегий поведения холериками, сангвиниками, флегматиками, и меланхоликами
Таким образом, наша гипотеза о том, что в конфликтной ситуации холерикам свойственно выбирать только «Соперничество», сангвиникам – «Компромисс», флегматикам – «Сотрудничество», а меланхоликам – «Избегание» подтвердилась частично, все индивиды с различным типом темперамента пластичны и адаптивны к выбору стратегий поведения в различных ситуациях.
Выводы
1. В отношении холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов гипотеза наша подтверждается частично, все подростки с различным типом темперамента пластичны и адаптивны к выбору стратегий поведения в различных ситуациях.
2. Преобладающей стратегией поведения в конфликтных ситуациях у подростков в зависимости от обстоятельств являются разные виды стратегий поведения вне зависимости от типа темперамента: «Компромисс», «Соперничество», «Сотрудничество», «Избегание», «Приспособление».
Заключение
Следует объяснять подросткам, что разрешение конкретных конфликтов требует использования различных стилей поведения, поэтому важно владеть технологиями всех стратегий и, в зависимости от обстоятельств, применять наиболее предпочтительные.
Профилактика конфликтов предполагает обретение конфликтологической грамотности, повышение эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или просто не способствующих жизни в мире с собой и другими.
Библиографическая ссылка
Погорелова А.Д. ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-5. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=747 (дата обращения: 24.11.2024).