Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ДВЕ СТРАНЫ – ДВЕ ШКОЛЫ. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БРИТАНИИ И РОССИИ

Опенгейм М.М. 1
1 п. Жуковка, Московская обл., Гимназия «Жуковка», 8 класс
Сытник С.А. (п. Жуковка, Московская обл., Гимназия «Жуковка»)
1. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // Современное образование. – 2014. – № 3. – С. 81–91.
2. Большой энциклопедический словарь / научное издательство «Большая Российская энциклопедия». – Спб. : Норинт, 2000.
3. Зайцева Е.А. Структура и особенности системы образования в Великобритании // Молодой ученый. – 2017. – № 9.
4. Образование в Британии : лингвострановед. справочник / сост. Г.Д. То. – М.: Просвещение, 2002. – 80 с.: ил. – (Язык и культура. Великобритания).
5. Страноведение: Великобритания / Н.М. Нестерова. –2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2016
6. Об образовании: Федеральный Закон РФ
7. Федеральный государственный образовательный стандарт
8. Начальное и среднее образование Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.activegroup.kg/system/128.html.
9. Образование в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.studinter.ru/text_obrazovanie_gb.html.
10. Система школьного образования в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edemvlondon.ru/school-system-in-england.html.
11. Официальный сайт гимназии «Жуковка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zhukovka.com.
12. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Bromsgrove School.

Ни для кого не секрет, что системы образования в России и Англии различаются. Хотя в их основе лежит классно-урочная форма, введенная еще Яном Амосом Коменским, подходы к образованию иные.

Почему мы взяли эту тему? В настоящее время много западного привносится в нашу систему образования и поэтому крайне важно понимать плюсы и минусы таких изменений Актуальность исследования

Роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, часто ориентируясь на систему образования в Великобритании. Поэтому необходимо изучить систему Великобритании и, возможно, в будущем предложить свои идеи для оптимизации учебного процесса в гимназии «Жуковка».

У нас была возможность выявить различия и общее в подходах к образованию и сделать определенные выводы, основанные на собственном опыте, так как в течение последних двух лет я являюсь учеником двух школ одновременно.

В этом заключается практическая ценность данной работы, которая может представлять интерес для учеников, желающих продолжить образование за границей.

Эта работа носит частично поисковый характер и не претендует на объективность, так как выводы сделаны на основе субъективных оценок.

Цель данной работы – во-первых: изучить источники и познакомиться с основными составляющими образования Британии и России.

Во-вторых, выявить сходства и различия системах обучения, определить преимущества и недостатки, основываясь на личном опыте.

Объект исследования – британская и русская системы обучения.

Предмет исследования – система обучения в русской и британской школах.

Методы исследования: наблюдение, сравнение и анализ.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть структуру обучения в британских и российских школах:

- типы школ;

- содержание обучения;

2) выявить общее и различия в системах образования двух стран.

Гипотеза. Качество и объем знаний, приобретенных в гимназии «Жуковка» в течение 1-6 классов, позволят мне достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к британской системе обучения. Учебные умения и навыки, сформированные в российской школе, окажутся востребованными в новой системе обучения.

Практическая направленность и новизна проекта: субъективная оценка системы обучения в английской школе может представлять интерес для учеников гимназии, желающих продолжить образование за границей, и их родителей, а также страноведческий аспект.

Основная часть

Глава 1. Британская школа, общие положения

Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая – в Шотландии.

В Великобритании вы найдете огромное разнообразие школ. Средние школы бывают государственными бесплатными – их называют StateSchools, и частными (BoardingSchool или PublicSchool). В этих школах, в отличие от государственных, дети находятся шесть дней в неделю, на выходные их забирают домой родители. В систему образования частных школ Англии (в отличие от государственных) входит церковь, бассейны, теннисные корты, футбольные и крикетные поля, конюшни, крупные библиотеки, музыкальная, балетная, театральная и художественная студии, а также дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Типичный вид школы в Великобритании – это школы-пансионы (BoardingSchool), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе.

Классификация школ по возрасту обучающихся:

• Школы полного цикла (All-Through Schools) – где обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет.

• Учреждения дошкольного образования (Pre-Preparatory Schools) – их также называют яслями и детскими садами, для детей от 2 до 7 лет. Здесь учат читать, писать, считать, развивают через игры. Обычно такие школы организуются совместно со школами для младших школьников. (Pre-Schools – возраст учеников от 2 лет 9 месяцев до 4 лет)

• Учреждения для младших школьников (Junior Schools) – для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена – это обязательное условие поступления в старшую школу. (Primarys chools – возраст учеников от 4 до 11 лет. Экзамены SATs, проводятся в 2 этапа, на втором и шестом годах обучения. Результаты второго экзамена важны для поступления в Secondary School.)

• Учреждения для старших школьников (Senior Schools) – для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate. (Secondary school – образование для детей в возрасте от 11 лет. Grammar school – образование для детей в возрасте от 11 лет по углубленной программе. В этих же школах можно получить подготовку к университету (Sixth Form).

• Школы по подготовке к университетам (Sixth Form) – для старших подростков 16-18 лет.

Классификация школ по половой принадлежности обучающихся:

• Смешанные школы – где совместно обучаются и мальчики, и девочки.

• Школы для девочек – где обучаются только девочки. Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.

• Школы для мальчиков – где обучаются только мальчики. Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.

Школьная форма

Сама первая школьная форма возникла при Генрихе VIII, она была синего цвета, такой цвет должен был приучать ученика к послушанию.

В нынешнее время на рынок выпущена форма, которая защищает от ножевого ранения из особого материала Kevlar, применяющегося для изготовления бронежилетов для солдат Британии. Несколько школ Англии закупают форму, сделанную из пластиковых бутылок. В некоторых школах в качестве головного убора используют соломенную шляпку. Формы в нынешнее время имеют яркую расцветку, обязательно присутствие на ней школьной символики. Но, тем не менее, отдельные школы Англии освободили своих учеников от ношения школьной формы.

Education in Great Britain: Schools

In Britain it is compulsory for everyone between the ages of 5 and 16 years to receive some officially recognized form of schooling, though most secondary schools continue to provide education until the age of 18.

The vast majority of pupils attend state schools, which are absolutely free (including all text books and exercise books), but there are also about 500 private schools providing secondary education. The most famous of these schools are Eton and Harrow.

There is no statutory age at which students change from primary to secondary school, nor are schools “specialized” – pupils choose from the numerous subjects taught in their particular school.

The recently introduced National Curriculum has made it compulsory, however, for three core subjects – English, mathematics, and science – and seven other foundation subjects – technology (including design), history, geography, music, art, physical education, and a modern foreign language – to be included in the curricula of all pupils.

Passage from one academic year to the next is automatic. After a two-year course, usually from 14 to 16 years of age, most pupils take their General Certificate of Secondary Education (GCSE), assessed on the basis of a mixture of course work and a written examination, in individual subjects.

Pupils obtaining at least five passes at GCSE can then specialize for two years (usually from 16 to 18 years of age) in two or three subjects, in which they take the General Certificate of Education Advanced level (A-level) examination. This is used as an entrance qualification for university (minimum two passes) and other types of higher education, as well as for many forms of professional training.

Глава 2. Общие положения системы образования в России

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

• начальная школа;

• средняя общеобразовательная школа;

• лицеи;

• гимназии;

• специальные школы

Начальные школы в России

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети теперь могут идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень. В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-м классе до 30 в 4-м классе.

Общее среднее образование

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю – 30-36. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

Лицейское образование

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Сегодня лицейское образование развивается, прежде всего, в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами. Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения.

Гимназии в России

Так сложилось, что понятие «гимназия» ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют «элиту» современного общества, в основном, «элиту по крови». В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать «заочно» в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

Школьная форма в России

Мода на нее пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. В то же время началось развитие женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и белые воротнички – именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука черного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».

В середине 80-х годов произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. Вот уже в течении двадцати лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах. Но не прошло и пятнадцати лет, как про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы. В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но многие школы, лицеи, гимназии, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому, или иному заведению, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.

Общего понятия – новая школьная форма в России – сегодня не существует. С тех пор, как она была отменена, единственным стандартом, которого придерживаются современные школьники, является исключение из одежды для школы моделей ярких тонов, вызывающих фасонов, что в первую очередь, характерно для девочек. В начале 2013 года Министерство образования и науки РФ в лице Министра образования Д. Ливанова объявило о принятии на территории государства школьной формы единого образца. Об этом было официально доложено на совещании Президенту В.В. Путину. Данное решение было принято не спонтанно. В прошлом году среди населения страны проводился социологический опрос относительно необходимости введения школьной формы в России. Большинство соотечественников (около 78%) ответило положительно.

Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное – чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. И по возможности, у каждого лицея, гимназии, школы – своя форма. В противном случае, у детей развивается культ одежды. А самое главное – чтобы она нравилась детям...

Глава 3. Аналитическая часть

По всеобще принятому утверждению, британская система образования напоминает пирамиду, где основание представляют собой младшие классы, в которых детям даются базовые знания по всему спектру предметов, середина – средняя школа, в которой небольшой набор обязательных предметов сочетается с предметами по выбору, то есть предметами наиболее интересными школьнику, а вершина – это предуниверситетская подготовка, которая включает глубокое изучение только небольшого числа предметов, которые станут специализацией студента в университете. Благодаря такому подходу в преподавании школьники уже в 10-13 классах получают достаточно глубокие знания в рамках своей будущей специальности и приобретают академические навыки, необходимые для учебы в вузе. Перевод в университет для британских школьников проходит безболезненно, практически не требуя адаптации ни в учебном процессе, ни в студенческом сообществе.

В этом и заключается основное отличие британской системы образования от российской, которую (по аналогии) можно представить в виде перевернутой пирамиды: вершина пирамиды с минимальным набором изучаемых предметов, которая соответствует начальной школе, оказывается внизу, а ее основание с максимальным набором предметов в старших классах – вверху.

Другое немаловажное отличие двух подходов в обучении – акцент на самостоятельную работу, лежащий в основе британского образования, и часто игнорируемый в российских учебных заведениях (как в школах, так и в вузах), где студенты получают информацию исключительно на уроках от учителя или в рамках лекционных курсов в университетах. Британские школьники с самых ранних лет ориентированы на самостоятельное получение информации, будь то анализ тематических работ в библиотеке, изучение источников в мультимедийном центре или работа над научным проектом. Такая методика обучения поддерживается в дальнейшем и в вузе.

В британских школах максимум практических навыков стремятся дать с самых младших классов. Естественные науки дети начинают изучать уже с 7-8 лет, но, конечно, на начальном этапе – без теории или даже без формул. Однако даже в этом возрасте ученики проводят опыты, получают химические вещества и знают об их практическом применении.

Проанализировав источники, мы выявили следующие факты:

Общее в системах образования России и Британии.

1. В России и Британии есть государственные, частные школы и школы-интернаты.

2. Предметы, включенные в Учебный план в России и Британии:

- литература;

- математика;

- окружающий мир;

- физическая культура;

- информационные технологии

- иностранные языки

- русский язык

- физика

- история

- география

- музыка

-художественное воспитание

3. Обучающиеся обеих стран носят униформу.

Различия в системах образования России и Британии

Сравнение образования в России и за рубежом

Российское образование

Зарубежное образование

Основной упор делается на изучение теоретической части

Акцент делается на получении навыков в практической области

Объемный подход к обучению, когда изучается много «лишних» предметов

Профильный подход к обучению с дополнением смежных предметов

Авторитет преподавателя ставится выше авторитета ученика

Авторитеты преподавателя и ученика остаются на равных позициях

Доступность высшего образования

В большинстве стран высшее образование дорогостоящее

Низкий уровень инфраструктуры и комфорта студентов

Хорошие условия для учебы, инфраструктура на высоком уровне

Зачисление абитуриентов по результатам ЕГЭ

Зачисление абитуриентов по результатам теста/ экзамена или на основании среднего балла аттестата

Лучшие страны для учебной эмиграции

По результатам многочисленных опросов, проведенных в течение последних 5 лет, список лучших стран для учебной эмиграции сильно не изменился. Северная Америка, Европа, Юго-восточная Азия ждут будущих бакалавров и магистров, аспирантов и докторов.

1. Великобритания.

2. Канада.

3. США.

4. Германия.

5. Франция.

6. Австралия.

7. Швеция.

8. Япония.

Что дает знакомство с рейтингами потенциальному студенту? Безусловно, информацию, которая поможет сделать правильный выбор страны обучения и конкретного места, где предстоит получать знания. Сведения рейтингов помогут точнее определиться в плане личных возможностей и выбрать подходящую систему образования. Наконец, даже вопрос цены обучения решается проще благодаря рейтинг.

Преимущества обучения в Великобритании

Британские уроки. Образование – как газон: ничего сложного – поливать и стричь, стричь и поливать. И так двести лет.

Срок обучения в Англии один из самых небольших. Английским учащимся требуется всего 15 лет, чтобы пройти путь от начального образования до аспирантуры. Также очень просто начать процедуру учебы в Англии – чтобы подать заявления на поступление в шесть английских университетов одновременно, вам потребуется заполнить всего одну форму. Кроме того, при зачислении на второе высшее образование вам не придется платить регистрационный сбор. Чтобы получить английское высшее образование и степень бакалавра, требуется всего три года, плюс еще один год для получения второго высшего образования, степени магистра или MBA. Благодаря этому, вы тратите меньше времени, а также, что немаловажно, денег на обучение. Важно также, что студенты, приехавшие для получения образования и обучения языку, могут легально работать без каких-либо специальных разрешений в свое свободное время. Университеты и колледжи Великобритании постоянно проводят контроль качества академических программ обучения. Квалификации и дипломы английских университетов и школ о получении образования в Англии, относятся к наиболее признанным и уважаемым во всем мире.

Студентам, находящимся на учебе в Великобритании сроком от 6 месяцев или дольше, дается право на бесплатное медицинское страхование.

Образование за рубежом в Англии открывает ворота для иностранных студентов много сотен лет. Перед выпускниками открывается множество путей и возможностей, а также высокий шанс построить успешную карьеру. Родители из большинства азиатских и европейских стран, как и из Канады и США, часто посылают своих детей на обучение за рубежом в Англию.

Начальный этап обучения детей в Великобритании – летние школы и лагеря. Благодаря широкому выбору программ, пансионов и школ, английское образование доступно для разных возрастных групп: от маленьких детей до специалистов самых разных отраслей. Освоение языка является необходимым требованием для получения образования в Великобритании на английском.

Получить образование в Великобритании – мечта многих небританцев. Во-первых, это престижно. Во-вторых, «корочки» британских вузов и колледжей зачастую являются пропуском в мир блестящей международной карьеры. И, в-третьих (the last but not the least, как говорят англичане), образование в Великобритании дают качественное: академическая подготовка в британских учебных заведениях вот уже много столетий поддерживается на высочайшем уровне.

Но не только «старыми» университетами славится сегодня учеба в Англии. Новые университеты и колледжи, школы и языковые курсы – все они обеспечивают качественное обучение сотням тысяч молодых людей со всего света. Плюс ко всему нужно помнить, что обучение английскому языку в Англии, стране-носителе этого языка, способствует свободному общению в любой точке мира, где бы ни пришлось жить, работать или отдыхать.

Система образования в Соединенном Королевстве значительно отличается от российской. Взять хотя бы тот факт, что учеба в Великобритании начинается в совсем еще нежном возрасте – в 5 лет. Из подготовительной школы (Pre-preparatory) дети переходят в начальную (Primary или Preparatory School) и только после этого – в среднюю (Seсоndary School). По ее окончании ученики сдают экзамен, чтобы получить сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education (GCSE). Однако этот документ открывает путь лишь в колледжи профессионального образования. Если же цель – университет, то молодому британцу придется провести на школьной скамье еще два года, и только после сдачи выпускных экзаменов A-level он сможет стать абитуриентом.

В ходе исследования был проведен опрос среди гимназистов с целью выяснить, какая система образования кажется им наиболее привлекательной – российская или британская и почему? Какие плюсы и минусы они в них видят? Где бы хотели учиться и т.д. Большинство учащихся нашей школы ответили, что образование в Великобритании кажется им более привлекательным и, если бы у них был выбор, они бы выбрали именно ее. По их мнению, она гораздо лучше российской и даже тот факт, что родители в Великобритании согласны платить за обучение своих детей, лишний раз доказывает, что люди доверяют ей гораздо больше, нежели, например, в России.

Практическая часть

Сравнение двух школ (Гимназии «Жуковка» и Bromsgrove School представлено в виде таблиц (см. приложения).

Рассматриваются следующие разделы:

Приложение 3. Режим работы

Приложение 4. Расписание

Приложение 5. Спорт

Приложение 6. Внеклассные мероприятия

Глава 4. Моя школа в Англии

Bromsgrove School – одна из старейших частных школ Великобритании, основанная еще в 1553 году. Школа расположена в маленьком красивом городке Бромсгроув в графстве Вустершир (Западная Англия), всего в 30 минутах от Бирмингема – второго по величине города в Соединенном Королевстве. На живописной парковой территории в 100 акров удобно расположены учебные корпуса и резиденции, новая трехэтажная библиотека, спортивный зал, крытый плавательный бассейн, зал для сквоша, поля для тенниса и регби, легкоатлетический трек.

Преподавательский состав школы заботиться не только о высоком уровне академической успеваемости, но и о воспитании гармонично развитых и культурных людей. С этой целью в школе создан современный центр для занятий искусством, ремеслами, дизайнерскими технологиями, а также работает более 30 кружков и клубов, в которых каждый может найти занятие по душе и проявить себя.

Отличные условия обучения и проживания, высокий профессионализм преподавателей, великолепная программа досуга и разнообразная экскурсионная программа, теплая и дружественная атмосфера, обеспечение полной безопасности детей – все это позволяет ежегодно во время летних каникул проводить незабываемые программы для детей со всего мира.

Отличительна особенность этой школы состоит в том, что в летнее время здесь также проводят свои каникулы британские школьники! Благодаря этому учащиеся получают уникальную возможность общаться с британскими детьми наряду с иностранными.

Приложение 1

Частные школы и колледжи в Великобритании

• Abbey College (графство Вустершир)

• ACS Cobham International School (графство Саррей)

• Kaplan International Colleges (Борнмут, Лондон)

• Badminton School (Бристоль)

• Bearwood College (графство Беркшир)

• Bedford High School (Бедфорд)

• Bellerbys College (Брайтон, Кембридж, Лондон, Оксфорд)

• Bethany School (графство Кент)

• Bradfield College (графство Беркшир)

• Brighton College (Брайтон)

• Bromsgrove School (графство Вустершир)

• Buckswood School (Гастингс)

• Cambridge Tutors College (Лондон)

• Caterham School (Льюишем)

• Cavendish College (Лондон)

• Clifton College (Бристоль)

• Collyer College (Хошем)

• Concord College (Шрусбери)

• Dover College (Дувр)

• Dulwich College (Лондон)

• Eastbourne College (графство В. Сассекс)

• Haileybury College (Хертфорд)

• Hurspierpoint College (графство З. Сассекс)

• Hurtwood House (графство Саррей)

• INTO City University London (Лондон)

• INTO University of East Anglia (Лондон)

• Kent College (Кентербери)

• King’s School (Рочестер)

• King’s School Ely (Кембридж)

• Kingswood School (Бат)

• Lancing College (графство З. Сассекс)

• Leys School (Кембридж)

• Loretto(Эдинбург)

• Millfield School (графство Сомерсет)

• Mill Hill School (Лондон)

• Moira House Girls School (графство В. Сассекс)

• Monkton Combe School (Бат)

• Public High School (Линкольншир)

• Queen Ethelburga’s College (Йорк)

• Roedean School (Брайтон)

Приложение 2

20 причин, по которым нужно учиться в «Гимназии «Жуковка»

1. Получение качественного образования.

2. Высокопрофессиональный педагогический коллектив.

3. Комфортная обстановка для учащихся, преподавателей и сотрудников гимназии, поддерживающаяся психологической службой.

4. Обучение осуществляется с использованием современных учебных технологий и инновационных методик обучения и развития детей в сотрудничестве с кафедрой управления образовательными системами МПГУ.

5. Высокие показатели в олимпиадах международного, российского и регионального уровней.

6. 100% поступление выпускников в лучшие российские и зарубежные ВУЗы.

7. Сложилась добрая традиция обучения детей разных возрастов из одной семьи. Выпускники становятся родителями будущих учеников гимназии.

8. Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и развития творческих способностей.

9. Приоритет гимназии – сотрудничество с родителями и активное вовлечение их в жизнь гимназии.

10. В гимназии прислушиваются к мнению и предложениям родительской общественности и готовы на компромиссные решения по любым вопросам.

11. Многие учащиеся, которые уходят по разным причинам в другие школы, как правило, возвращаются в «Жуковку».

12. Особое внимание уделяется преподаванию иностранных языков.

13. Возможность подготовки к сдаче экзаменов на Кембриджский сертификат, подтверждающий высокий уровень владения английским языком.

14. Интересные и продуктивные занятия с педагогами-носителями иностранных языков.

15. Выездные учебные стажировки за рубеж.

16. Квалифицированное медицинское обслуживание и сопровождение.

17. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеурочное время.

18. Традиции гимназии, созданные за 20 лет существования «Жуковки» в негосударственном образовании (в учебе, во внеурочной деятельности, спорте, сотрудничестве с выпускниками и студентами Театрального института им. Б.А.Щукина, творческое сотрудничество с родителями…).

19. Насыщенная экскурсионная программа (музеи и выставочные залы Москвы и Подмосковья, профориентационные экскурсии, поездки по городам Росси и за рубеж).

20. Школа расположена в экологически чистом районе, известном своей многовековой историей.

Приложение 3

Вот уже более 100 лет студенты приезжают в Соединенное Королевство, чтобы насладиться преимуществами, которые дает первоклассное среднее образование за границей в частных школах-пансионах. Вы узнаете их везде. Спокойные, уверенные в себе и умеющие вписаться в социум, они окружены аурой интеллекта и успеха. И не важно, какой профессии они себя посвятят – можете быть уверены, что они извлекут из нее максимум, достигнут вершин профессионализма и успеха. Однажды узнав, на что обращать внимание, вам будет несложно определить людей, получивших образование в английской частной школе-пансионе. Это некий «знак качества», уверенность в себе, выраженная индивидуальность, иногда – некая вычурность, блеск, – эти качества делают встречу и общение с ними удовольствием.

Чудесные результаты

Но выпускники частных школ-пансионов Великобритании умеют не только производить впечатление. Школы также ответственны за другие, более измеряемые достижения. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию в 2002 году предоставила рапорт о том, что британские школы-пансионы достигли наилучших результатов по сравнению с другими школами мира. Тесты, проведенные Организацией среди 250 000 15-летних школьников в 32 странах мира показали, что результаты учащихся школ-пансионов превосходят результаты аналогичных им возрастных групп в других странах. И эти результаты еще более впечатляют, если вы посмотрите на внутрибританскую статистику. Почти 40% всех британских студентов, получивших на выпускных экзаменах максимальные оценки А по трем и более предметам, посещали частные школы-пансионы – при том, что в целом студенты этих школ составляют только 7% от общего числа английских школьников. И 92% выпускников школ-пансионов идут учиться в университеты.

Сотрудники, условия и традиции

Но отнюдь не магия творит эти удивительные результаты (как бы сильно школы в Великобритании и не ассоциировались с Хогвартсом, школой-пансионом юного волшебника Гарри Поттера). Причина, по которой британские школы-пансионы столь успешны, заключена в сочетании трех факторов: во-первых, очень хорошее соотношение количества студентов и персонала (за подбор учителей отвечает соответствующий гос. орган); во-вторых, инвестиции в учебное оборудование (бюджет в образование каждый год в стране увеличивается в несколько раз), и в-третьих, традиции и дух, адресованные потребностям учащихся как личностей. Школы делают гораздо больше, чем просто «натаскивают» учеников на хорошие экзаменационные результаты.

Соотношение студентов и сотрудников

Правильное соотношение количества студентов и сотрудников школы – определяющий фактор. Оно означает, что каждый студент будет получать достаточно внимания, как в учебное, так и во внеучебное время. Благодаря ему опережающий своих одноклассников ученик никогда не заскучает на занятиях, а те, для кого предмет окажется затруднительным, никогда не почувствуют себя отставшими. Хорошее соотношение учеников и преподавателей гарантирует, что учебный процесс всегда будет направлен на индивидуальные потребности учеников, а не школы в целом. Благодаря этому, уровень образования ежегодно повышается.

Другая область, в которой соотношение учеников-сотрудников играет важную роль – это объем внимания, посвященный студенту во внеклассное время, после окончания занятий. Акцент здесь делается на заботе и персональном наставничестве, что, возможно, и является наиболее существенным различием между школами-пансионами сегодняшнего дня и 20-и или 30-и летней давности. Британские частные школы-пансионы всегда были очень успешны в области академических достижений, но сегодня они также гордятся тем, что помогают учащимся справится с проблемами социализации и эмоциональными трудностями, возникающими в процессе взросления.

Условия обучения

Собираясь на обучение в Великобританию следует знать условия поступления в английские школы. Например, что все британские школы-пансионы находятся в постоянном соперничестве с хорошо управляемой государственной системой образования. Это значит, что руководители школ отлично понимают, что родители, которые платят за образование собственного ребенка, ожидают получить высококачественное оборудование и современные образовательные технологии. Поэтому оборудование и условия для занятий естественными науками, искусствами, информатикой и коммуникационными технологиями, спортом часто являются практически произведениями искусства.

Кроме того, что британские частные школы предлагают самое современное учебное окружение, они также часто располагаются в наиболее привлекательных традиционных сельских поместьях. Это само по себе создает ощущение гордости и ожиданий, когда даже здания воплощают ценности и традиции учебного заведения, зачастую уходящие корнями на сотни лет назад.

Традиции и дух

Школьное образование в Великобритании, это, конечно, несколько больше, чем подготовка студентов к успешной сдаче экзаменов или определенному количеству карьерных этапов. Пожалуй, более всего британские школы-пансионы отличаются наличием традиций, которые они стремятся внушить своим студентам.

Все школы имеют различные традиции, но есть нечто общее в их основе. Прежде всего, британские школы-пансионы всегда стремятся к развитию личности в целом, а не отдельных ее аспектов. Как бы ни были хороши академические результаты школ, они всегда будут стремиться создать окружающий студентов «обучающий опыт», который побуждает к самовыражению, развитию креативности и индивидуальности. Успехи в спорте, искусствах и других областях деятельности, например, таких как дискуссии, могут быть менее ощутимы, чем результаты экзаменов, но это еще один способ развития независимости, уверенности и веры в себя у студентов.

Еще один ключ к воспитанию у студентов уверенности в себе – подчеркнутое разрешение формировать собственные суждения. Студентов в Великобритании побуждают мыслить самостоятельно о различных проблемах, много читать и затем обсуждать, и отстаивать свою точку зрения.

Такая концентрация на развитии личности в целом есть, частично, причина того, почему выпускники британских школ-пансионов так ценятся работодателями. Внушая студентам уверенность в себе, британские пансионы учат их умению адаптироваться, демонстрировать лидерские качества и доверять себе. В глобальном мире, в котором успех во многом зависит от возможности ориентироваться в огромном потоке информации и многочисленных мнениях, способность доверять своим чувствам и уверенно принимать решения являются весьма ценными качествами.

И, наконец, учиться в Великобритании – это всегда уделять внимание развитию социальных качеств. Совместная жизнь в мульти-возрастной и мультикультурной среде вырабатывает у студентов такие навыки как доброта, толерантность и ответственность. Поэтому неудивительно, что выпускники британских школ-пансионов так легко узнаются в мире.

Отличный выбор

Учебные заведение в Великобритании предлагают широчайший выбор, каждая школа создает собственную уникальную атмосферу, которая складывается из академического подхода, предлагаемых условий и оборудования и традиций, которые каждая школа создает сама.

Вот только некоторые из возможностей – студенты и родители могут выбирать между отдельным или совместным обучением полов, между количеством бордеров (borders) (больше или меньше), между школами, которые больше внимание уделяют, например, спорту, или теми, где в программу включено религиозное воспитание. Некоторые школы могут быть весьма формальными, в них к студентам обращаются только по фамилии; другие могут подчеркивать самовыражение. Количество вариантов неисчислимо, но в одном вы можете быть твердо уверены – что всегда найдется оптимальное соответствие между школой и нуждами конкретного студента.

Ценность за деньги

Все эти качества способствуют созданию исключительной ценности британского образования. Фактически, обучение детей за рубежом в Великобритании является хорошей инвестицией. Приезжать на курсы в Великобританию – выгодно! Программы короче, чем в других странах, соответственно, они более интенсивны. Кроме того, зарубежные студенты, зачисленные на любой курс обучения от 15 часов в неделю (full time) в Шотландии, или – в других частях страны – на учебный курс, длящийся от 6 месяцев, часто имеют право на бесплатное медицинское обслуживание через Национальную службу здоровья Соединенного Королевства (National Health Service (NHS)). Также они могут претендовать на стипендии и гранты, предоставляемые школами и колледжами.

Всемирно признанный диплом

Хотя британские школы-пансионы часто предлагают и небританские дипломы, как, например, Международный бакалавриат (International Baccalaureate) для студентов, которые хотят – или которым требуется – определенный диплом для продолжения карьеры, основной ценностью получения британских дипломов является их всемирная известность. Диплом типа A-level не только признается во всем мире, но и, как гарантированный результат высококачественной системы британского образования, еще и вызывает уважение.

Мультикультурализм и язык международного общения

Еще одно преимущество заключается в том, что студент оказывается в ситуации подлинного мультикультурализма, как в самой школе-пансионе, так и, шире, в британском обществе в целом. Школы в Великобритании рады приветствовать учащихся со всего мира, и опыт совместной жизни и учебы одновременно с британскими и зарубежными студентами создает живую мльтикультурную среду, которая все еще довольно редко встречается в сегодняшнем глобализированном мире.

И кроме того, конечно, есть ведь и английский язык. Английский – это интернациональный язык бизнеса, науки и интернета, и нет лучшего способа выучить его, как погрузиться на длительное время в языковую среду. Английские школы прекрасно понимают, что иностранным студентам, возможно, потребуется кратковременная помощь, и предлагают специальные дополнительные программы для новых студентов и поддержку для тех, кто сталкивается с трудностями в общении.

Молодежная культура

Наконец, захватывает возможность расти и взрослеть, будучи частью динамичной английской молодежной культуры, которая известна своей креативностью в любой сфере, что бы ни интересовало конкретного студента; с возможностью участия во всемирно-известных музыкальных, спортивных и медиа – событиях. Неудивительно, что студенты, закончившие школу-пансион, здесь так узнаваемы.

Заключение

В чем же заключаются главные отличия русских школ от английских?

1. В России обучение в школе начинается с 6 -7 лет, а заканчивается в 16-17 лет. В Англии учатся с 5 до 18 лет, 2 последних года обучения в школе эквивалентны первым курсам российских университетов.

2. Обучение в России осуществляется в больших классах (25-30 человек), в результате не все школьники получают достаточно внимания со стороны учителей. В английских частных школах, как правило, маленькие классы (15 – 20 человек), что обеспечивает более индивидуальный подход.

3. В Великобритании большой выбор школ, принимающих на обучение только мальчиков или только девочек. Если родители ищут для своего ребенка школу с раздельным обучением, имеет смысл обратить внимание на английские пансионы.

4. В Англии в старшей школе (A-levels, IB) учащиеся изучают только те предметы, которые они сами выбрали. В России некоторые предметы, преподаваемые в выпускных классах, являются обязательными.

5. В английской системе образования в старших классах (A-levels, IB) школьные предметы изучаются более углубленно. Английские школьники имеют возможность выбрать интересующие их предметы уже в 14 лет, что является предпосылкой для раннего определения целей и планов на будущее. Обучение в старших классах предполагает много самостоятельной работы (поиск информации, ее анализ, собственные идеи и выводы).

6. В Великобритании взаимодействие между учителями и учениками сильно отличается от российской модели. Британские преподаватели относятся к школьникам с уважением и тактом. Процесс обучения представляет собой скорее диалог, чем просто передачу знаний и материалов.

Мы выявили ряд существенных отличий и много общего между двумя системами образования в двух странах, которые носят не только информативный характер, но и помогают выделить положительное и использовать это. В целом, есть много общего и много различий в системе образования России и Великобритании.

Но можно отметить, что российская и западные системы образования становятся все ближе.

Можно предположить, в будущем в Европе сложится общая система образования.

Гипотеза подтвердилась.

Качество и объем знаний, приобретенных в гимназии «Жуковка» в течение 1-6 классов, позволили мне достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к британской системе обучения. Учебные умения и навыки, сформированные в российской школе, оказались востребованными в новой системе обучения.


Библиографическая ссылка

Опенгейм М.М. ДВЕ СТРАНЫ – ДВЕ ШКОЛЫ. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БРИТАНИИ И РОССИИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=758 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674