Арктика – обширная часть земного шара, с входящими в её состав морями и островами, примыкающая к Северному полюсу. Это загадочный уголок нашей планеты. Он постоянно притягивал и манил к себе людей. Очень многие из них как русские, так и иностранные мореплаватели стремились попасть на самый крупный из арктических островов. Это – остров Новая Земля.
Одним из арктических капитанов, который пробивался сквозь льды к этой суровой земле, был Яков Петрович Легздин, (Екабс Бертолдс Легздиньш), латыш по национальности, родился в предместье города Риги в 1893 году в рыбацкой семье. С детства мечтал стать моряком и ходить в далекие моря. Уже в ранней юности Яков становится матросом на торговых судах. Летом он ходил в море, зимой – учился в Мангальской мореходке. К его характеру и любви к морю прекрасно подходят слова известного морехода – первооткрывателя ледового континента Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».
Цель. Изучить биографию человека, который осваивал труднодоступные районы Арктики в начале XX века. Постараться разыскать новые картографические источники. Популяризировать материалы о Я. П. Легздине.
Задачи:
1. Исследовать биографию, жизнь и деятельность Якова Петровича Легздина.
2. Выяснить: откуда на карте Новой Земли появился залив Легздина и мыс Легздина, и за что этот человек был удостоен такой чести, чтобы его имя появилось на арктической карте.
3. Встретиться с одним из основателей Русского географического общества города Северодвинска – Голубевым Львом Васильевичем.
Предмет исследования: биография Якова Петровича Легздина. История освоения Новой Земли.
Объект исследования: карты острова Новая Земля и публикации о Якове Петровиче Легздине.
Методы исследования: анализ письменных и иллюстративных источников, картография, источниковедческий анализ, интервьюирование.
Практическая ценность исследования: использование на уроках истории, географии, на классных часах, на занятиях дополнительным образованием.
Актуальность. Край, в котором я родился и живу, является воротами в Арктику, которая всегда манила к себе людей. Этой работой я хочу напомнить своим соотечественникам о человеке, который своим трудом в нелёгких арктических условиях заслужил, чтобы его имя навсегда осталось на картах Арктики.
Источниковедческий анализ: в школьной библиотеке просматривая книги в отделе краеведение, мне на глаза попалась брошюра «Календарь знаменательных дат Архангельской области на 1993 год». Я заинтересовался небольшой статьёй о капитане Легздине. Материал этой статьи был очень мал, и я стал искать публикации в интернете. Оказалось, что об этом арктическом мореплавателе была ещё только одна публикация – статья в газете «Суббота» за 2009 год, которую мне пока найти не удалось.
1. «Северный остров»
Новая Земля крупнейший в Российской Арктике архипелаг между Баренцевым и Карским морями. Он расположен между 70 и 77-й параллелями северной широты, и с запада на 51,5 градусами восточной долготы от Гринвича. Состоит из двух больших островов – Северный (48.904км²) и Южный (33275км²). Проливом Маточкин Шар Новая Земля разделяется между 73 и 74 параллелями на два острова, из которых северный, почти в два раза больше южного. В длину, с юга на север, остров простирается более, чем на 1000 вёрст, а в ширину занимает около 200 вёрст. Остров Новая Земля составляет как бы дальнейшее продолжение Уральских гор – хребта Пай – Хойя.
«Кем и когда открыта Новая земля, за отсутствием точных и определённых исторических данных решить трудно, но не подлежит никакому сомнению, что она открыта русскими» [5].
Русские промышленники посещали этот остров задолго до того времени, когда о нём появились сведения в Западной Европе. Это подтверждает и само название острова, об этом же свидетельствуют и имеющиеся письменные памятники. Так итальянский писатель XVI века Мавро Урбино пишет: «Россияне из Биармии (Поморье), плавающие по северному морю, открыли около ста лет назад остров, дотоле неизвестный, показываемый на картах – Новая Земля» [2].
В XVII веке Новоземельский остров входил уже в круг административных забот правительства и был предметом духовных попечений духовной власти. В библиотеке Антониево – Сийского монастыря Архангельской губернии хранится грамота патриарха Иоасафа II игумену Сийского монастыря Феодосию, от 1 января 1672 года о посылке на Новую Землю священника с псаломщиком.
Из русских экспедиций более известны следующие: В 1760 году лоцман Савва Ложкин отправился для промыслов на восточные берега Новой Земли и, благодаря своей настойчивости, в три года обогнул её и этим доказал, что Новая Земля – остров, в чём до того времени географы сомневались. В 1768 году была снаряжена экспедиция под начальством лейтенанта Розмыслова для исследования Новоземельского острова и снятия его на карту; экспедиция эта зимовала на восточном конце Маточкина Шара в Тюленьей губе. Ещё многие другие сильные и смелые русские люди стремились к берегам Новой Земли – это горный инженер Дудлов, лейтенант Лазарев, адмирал Ф.П. Литке, купец Брандт, поручик Пахтусов. Путешественники уточняли известные очертания этой земли, отыскивали новые заливы и бухты, обследовали, изучали, описывали этот огромный и загадочный остров.
Судьба Арктики полна героических и трагических страниц. Двадцатое столетие оказалось «золотым веком» в истории освоения арктических просторов. Одним из арктических капитанов, который оставил «свой след на Новой Земле» был Яков Петрович Легздин, имя которого на данный момент помнят немногие.
2. Биография арктического капитана, или как паренёк из предместья Риги стал соседом Георга и Франца-Иосифа?
Родился и вырос будущий капитан в семье латышского рыбака в 1893 году в предместье Риги. В семье было двое детей Петерис и Екабс, оба любили море, но 12–летняя разница в возрасте определила совершенно разные их судьбы. Старший брат окончил морскую школу и работал на латвийских судах, водил парусники Alfred, Jonathan, Milda. В 1924 году он стал капитаном портового ледокола Zibens. Это назначение оказалось для него роковым. В ноябре 1925 года капитан погиб в Рижском порту со всем экипажем, когда ледокол перевернулся и пошел ко дну, врезавшись в британский пароход.
Судьба же младшего брата – Якова, сложилась по-другому. Яков с детства тяготел к морю. Он, как и брат, учился на капитана дальнего плавания, но ему не успели вручить официальный диплом: в 1914 году он был призван в российский военный флот, на действительную службу, рядовым матросом. Затем его направляют на курсы прапорщиков русского флота, так латыш Екабс Бертолдс Легздиньш превратился в Якова Петровича Легздина. Под этим именем он впоследствии стал одним из самых авторитетных советских полярных капитанов первой половины XX века. В списке офицерских чинов русского императорского флота времен царствования Николая II, есть запись, которая это подтверждает: «Легздин Яков Петрович. Родился 12 сентября 1893 г. В службе (1914). Прапорщик по мор. части 15 июня 1915 г.» [7].
Октябрьскую революцию Легздин принял как свою, кровную. Ее завоевания он готов был защищать, не щадя себя. В 1919 году сторожевое судно «Ласка» Онежской военной флотилии, которым он командовал, отличилось в боях с белофиннами.
Вернуться в Латвию Якову не удалось. Не попал он и в теплые моря. После демобилизации в 1921 году стал работать на балтийских ледокольных пароходах. В будущем эта практика ему очень пригодится.
Судно, с которым в дальнейшем будут связаны самые значительные события в жизни Якова Петровича Легздина, тоже имело трудную судьбу: через несколько месяцев после Октябрьской революции в Архангельск пришёл, построенный по российскому заказу в Англии, ледокол «Святогор». Этот корабль был долгие годы самым большим и мощным ледоколом в мире. Защитникам Архангельска необходимо было преградить путь в порт британским войскам. Команда ледокола затопила корабль в устье Северной Двины. Но судно ожидало второе рождение. Англичане подняли ледокол, и в 1921–м он был выкуплен советскими властями, получив в 1927 году имя «Красин».Этот корабль стал флагманом Северного ледокольного флота. Легздин был его капитаном в 1932–1933 годах.
3. «Важный человек, с трудной судьбой»
На долю Якова Петровича Легздина выпало делом доказать целесообразность применения ледоколов в Арктике. Если не считать использование ледокольного парохода «Ленин» в Карских транспортных экспедициях 1921–1922 годов, признанного экономически нерентабельным. В советское время, впервые в 1928 году ледокол пришел в Арктику.
В июне 1928 года ленинградские моряки и портовики за пять дней ударной работы подготовили находившийся на долгой консервации линейный ледокол «Красин» к походу для спасения потерпевшего аварию в районе Шпицбергена экипажа дирижабля «Италия». С этого и началась долгая и блестящая служба Легздина в Арктике. Он стал добровольцем в этом рейсе и сменил должность старпома на ледоколе «Трувор», на невысокую должность четвертого помощника капитана ледокола «Красина». К тому времени за его плечами был опыт семи ледовых навигаций на Балтике.
В этом же году Легздин на «Красине» ходил на обеспечение девятой Карской экспедиции, весной 1932 года выручал из ледового плена ледокольный пароход «Ленин» в юго – восточной части Баренцева моря. А сам ледокольный пароход «Ленин» был направлен для помощи геологической экспедиции Федора Ивановича Пустовалова, которая исследовала западное побережье острова Северный, Новой Земли.
Особо памятным был 1933 год. Начался он с первого в истории зимнего рейса к берегам Новой Земли, где нужно было оказать помощь снабжением промысловым становищам. Если ледоколу «Ермак» в 1901 году не удалось достичь северной конечности Новой Земли даже в августе, то капитан Легздин на ледоколе «Красин», это сделал в апреле, по арктическим меркам зимой. С годами совершенствовалась тактика ледового плавания, рос опыт и ледового капитана Легздина, за этот небывалый рейс капитан Легздин одним из первых транспортных моряков был удостоен ордена Ленина – высшей награды Родины. [1]
В апреле – мае ледокол «Красин» под командованием Легздина дважды ходил на Шпицберген для помощи Экспедиции подводных работ особого назначения. А летом прославленный ледокол стал лидером Карской экспедиции. Он провел из Архангельска на Лену торговые суда с семью тысячами тонн грузов для Якутии, а с Диксона – обский речной буксир «Первая пятилетка» с лихтером. День прибытия экспедиции к берегам Якутии с тех пор считается днем основания крупнейшего арктического порта Тикси.
В 1937 году в качестве ледового лоцмана Легздин осуществлял первую в истории проводку по Северному морскому пути гидрографических судов «Охотск», «Океан» и «Камчадал».
В 1941 был назначен капитаном линейного ледокола «Степан Макаров» и много лет служил на нём. С первых блокадных месяцев в Ленинграде, был направлен в порт Тикси, к рождению которого был причастен. Здесь он выполнял девиационные работы, создал навигационную и инструментальные камеры.
B 1943—1945 гг. был назначен капитанам ледокольного парохода «Якутия», a затем судна «Папанин». Служил на острове Диксон. [6]
Несмотря на усердные поиски, более подробные вехи биографии Лезгина всё равно остаются «белыми пятнами». Пока мне немного удалось выяснить о геологической экспедиции И.Ф. Пустовалова, которую Яков Петрович вывез из одного из заливов с северо-западной оконечности острова Новая Земля. Во время Великой Отечественной войны Легздин был ледовым лоцманом и капитаном. За транспортные операции в Арктике 1943–45 гг. он был награждён орденом. Этот период его жизни – второе «белое пятно». Раскрытие этих пятен и есть цель моей работы в дальнейшем.
4. Беседа со старейшим членом Русского географического общества города Северодвинска – Голубевым Львом Васильевичем
Изучать биографию арктического капитана без карт Арктики невозможно. Моя работа называется «Два автографа на карте Арктики». Один автограф я нашёл – это залив Легздина на Новой Земле. А вот второй – это мыс Легздина на острове короля Георга на Земле Франца- Иосифа на многих картах не отмечен. У нас в городе живёт замечательный, увлечённый Арктикой и кораблестроением человек. Он был одним из первых основателей в нашем городе Русского географического общества. Это – Голубев Лев Васильевич. Сейчас он находится уже на заслуженном отдыхе, поэтому найти его было нелегко, но мы точно знали, что есть у него уникальные материалы о кораблях и карты. Лев Васильевич 38 лет работал на Северном Машиностроительном предприятии на многих должностях – строил корабли и подводные лодки. Затем он 20 лет преподавал технику кораблестроения и конструкций в Северодвинском техническом колледже.
Мы договорись о встрече с Львом Васильевичем с целью задать ему несколько вопросов и попросили его принести арктические карты, чтобы вместе попытаться еще раз найти мыс имени Легздина. Он сообщил нам, что, по всей вероятности, геологическая экспедиция Ф.И. Пустовалова делала промеры глубин у побережья Северного острова, Новой Земли. Но точной информации по этому вопросу нет т.к. возможно она засекречена, по причине того, что на Новой Земле находится полигон еще с начала XX века.
У Льва Васильевича собран богатейший материал по гидронавтике и подводной навигации, и поэтому он может с уверенностью утверждать, что глубины начинаются с севера Новой Земли, с района залива имени Легздина, и то, что именно оттуда подводный лодки уходят на глубину.
Лев Васильевич рассказал мне несколько до этого мне неизвестных фактов: об уникальной арктической – ледовой платформе «Приразломная», о глубоководных подводных лодках серии АС-12, принимавших участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», о глубинных залежах железомарганцевых конкреций, из которых можно получить качественную сталь. Также показал интересные карты. Мы договорились о дальнейшем сотрудничестве.
Заключение
«В нескольких метрах от берега, там, куда заплывают даже дети, море может оказаться для начинающего местом самых заманчивых и увлекательных приключений» Джеймс Олдридж
История благоволит тем, в ком живет дух приключений и запомнит их как отважных исследователей, ступивших в неизвестность. А совершенные ими путешествия войдут в историю и навсегда оставят их имена на картах Земли.
Почти 10 лет назад в Северном Ледовитом океане был создан первый Национальный парк «Русская Арктика». Он занимает северную часть архипелага Новая Земля и часть окружающей акватории. Площадь суши 6320,9 кв. км, а морской акватории – 7939,1 кв. Парк создан для сохранения уникальной природы Арктики, объектов и мест, связанных с историей открытия и освоения российской Арктики.
На карте Арктики имя капитана Легздина встречается дважды. Это залив Легздина на карте западного побережья Новой Земли. Он появился ровно восемьдесят пять лет назад. Назвали его так геологи экспедиции И. Ф. Пустовалова. Легздин на ледоколе «Красин» вывез эту экспедицию из безымянного до этого залива. Израненный льдами балтийский ледокол только что освободил из ледового плена в Карском море «А. Сибирякова» и «В. Русанова». Имя капитана Легздина тогда не сходило со страниц газет. Исследователями отмечалось:«Подобной чести не удостаивался ни один из латвийских мореходов».
Мыс Легздина на западе острова Земля Георга в архипелаге Земля Франца-Иосифа назван уже после смерти капитана, 1 апреля 1954 года, как признание заслуг моряка, так много сделавшего для развития ледового плавания.
Яков Петрович Легздин был награжден: орденом Ленина, орденом Красной Звезды, орденом Знак Почёта.
Очень немногие люди оставляют свои имена на карте планеты, и мне не хочется, чтобы забылось имя человека, который был удостоен такой чести. Ради этого я готов продолжить своё исследование.
Приложение 1
Легздин Яков Петрович
Приложение 2
Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства
Приложение 3
Залив имени Легздина
Приложение 4
Встреча с Львом Васильевичем Голубевым
Библиографическая ссылка
Аншуков Д.Б. ДВА АВТОГРАФА НА КАРТЕ АРКТИКИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=831 (дата обращения: 23.11.2024).