Исследование предложенной темы позволяет раскрыть социально-экономические и педагогические предпосылки зарождения нового образа жизни молодого поколения немцев в форме молодежного движения «Вандерфогель» в Германии в конце XIX – начале XX вв.
Важность темы заключается в ее связи с современностью, так как наследием молодежного движения Вандерфогель стал современный стиль работы с молодежью в Германии.
В настоящее время тема международного юношеского движения представлена рядом публикаций отечественных и зарубежных исследователей. Среди них можно выделить известных ювенологов И.М. Ильинского, В.П. Мошнягу, Р.Е. Корнелла и др. Но работы перечисленных авторов носят не исторический, а скорее философский и социологический характер.
В исторической литературе в недостаточной степени представлена тема формирования молодежных организаций.
Прежде чем обратиться непосредственно к истории молодежного движения в Германии, следует в первую очередь познакомиться с социальной и экономической обстановкой в данной стране в изучаемый период. Решить эту задачу позволило использование в курсовом исследовании комплексных трудов, посвященных истории Германии: В.В. Степановой, В.В. Кучмы, А.И. Патрушева, Кривогуза И.М., Когана М.А [4] и др.
Некоторое представление об общих тенденциях в зарождении и развитии молодежного движения в мире дают публикации Соколовой В.И., Е.А. Куракиной[1], Л.А. Попутниковой [20].
Статьи Германовой О.Е., Шагалова О.Г., Ермакова А.М. [16, 17, 18] посвящены становлению национал-социалистического молодежного движения «Гитлерюгенд», ставшего единственной молодежной организацией в период Веймарской республики и ознаменовавшего собой период преследования независимых «Перелетных птиц» и их официального запрета.
Непосредственно зарождению и формированию немецкого молодежного движения «Вандерфогель» посвящены публикации Мали И.В., Герасименко И.В. [13, 15].
Источниковую базу исследования составили воспоминания участников движения «Вандерфогель», многие из которых в последующем стали знаменитыми деятелями культуры.
Хуберт Курт, входивший в начале 30-х годов в Дюренскую группу «Католических Вандерфогель» в статье «Meine Erinnerungen an die Anfänge des Nationalsozialismus und die ersten Jahre des N.S.-Staates in Düren» делится своими воспоминаниями о зарождении национал-социализма, первых годах его становления в Дюрене и отношении к нему «Вандерфогель»[2].
Ретроспективный обзор истории формирования молодежного движения в мире показывает, что зарождение и развитие различных организаций и объединений юношества на ранних его этапах практически не известны сегодня ни специалистам, ни широкой общественности. Молодежные и детские организации, опирающиеся на нравственное и физическое саморазвитие молодого поколения, остались в тени истории.
В начале 50-х гг. ХIХ в. в Германии были предприняты первые попытки создания молодежных и детских организаций. Здесь в 1845 г. был создан Союз евангелической молодежи под руководством доктора Франка – первого организатора пролетарского юношеского движения организаций католической молодежи в Германии.
Социальные и экономические изменения в конце ХIХ – начале ХХ вв. повлекли кризис семейного воспитания и изменения в школьной системе образования, создав благоприятную почву для появления совершенно новой молодежной культуры. Неслучайно именно на рубеже ХIХ–ХХ вв., в эпоху индустриализации, в Германии появилось молодежное движение «Вандерфогель» (Wandervogel) – «Перелетные птицы» [20].
Начало молодежному движению «Вандерфогель» в 1896 г. дали первые путешествия, по сути прогулки на природу, гимназистов Штеглица, пригорода на юго-востоке Берлина. Их возглавлял студент гимназии Герман Гоффман, который вел в свободное от собственной учебы время занятия в кружке стенографии. При этом походы гимназистов не были официально разрешены, поскольку в тот период в Германии существовал запрет на организацию ученических союзов.
Таким образом, 4 ноября 1901 года впервые в истории Германии в гимназии Штеглица был официально организован Ученический союз «Комитет по организации и проведению путешествий школьников», получивший название «Вандерфогель». В рамках этого движения молодежи Германии впервые было разрешено проводить свободное время без участия взрослых [13].
Молодежное движение «Вандерфогель» стало порождением «страха перед современностью». Важным для его формирования был отказ от принятия нового стиля жизни с его формальными требованиями в поведении, одежде, воспитании, а также протест против расчетливого рационализма.
Главной эмблемой «Вандерфогель» стала перелетная птица серебряного цвета на голубом фоне. Она символизирует основные ценности движения – свободу и легкость, подвижность и связь с природой. Тем самым подчеркивалась свобода, независимость и полная самостоятельность «Вандерфогель».
Целью Вандерфогель, как наиболее значительного молодежного союза в рассматриваемый период, было практиковать во время пеших походов на природу новые формы общения в кругу друзей и искать более простые и естественные формы жизни. Это проявлялось даже в одежде. Так, они предпочитали свободное, удобное платье (короткие штаны, спортивная рубашка с воротником апаш, берет и значки) в противоположность стесняющей движения жесткой моде времени. В этих формах общения особая роль принадлежала пению. Но прежде всего, Вандерфогель воплощали романтическую жажду приключений[3]. Здесь следует процитировать писателя Ганса Фалладу (Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен, 1893-1947), который в юности состоял в движении Ванедрфогель: «Сегодня еще мало известно о том, что означал Вандерфогель. Это была общность молодежи, и это была общность, которая бунтовала против старости и буржуазности, против кастовой нетерпимости и ханжества. – Люди вели себя удивительно свободно и беспечно. Чем безумнее наряд, грубее манеры, тем лучше! Насмехались над прогулками, отправлялись в туристические походы, презирали иностранные слова, табак, алкоголь, подхалимство, воспитывались в духе средневековых странствующих школяров. Как и те когда-то, они странствовали с мандолиной и гитарой. Открывали заново бесконечное богатство народных песен и исполняли их крестьянам вечерами, прежде чем зарыться в сено»[4].
Ганс Людвиг Фридрих Карл Хармзен (1899-1989 гг.), ученый-демограф, медик, специалист в области политической экономии, в период с 1909 по 1916 г. посещал высшее реальное училище в берлинском районе Целендорф, являясь с 1913 по 1916 гг. членом Вандерфогель. Уже в ноябре 1915 г. он выразил свое разочарование по поводу неопределённых и аполитичных внутренних целей Вандерфогель: «Если несколько групп находят решение задач Вандерфогель только в пении и путешествиях, то они пфадфиндеры (Pfadfinder – скауты) или что-то в этом роде. – Тогда Вандерфогель лишь средство для достижения цели»[5].
Цели Вандерфогель, которые состояли в обращении к природе, саморазвитию и народности (народному духу), быстро распространились по всей Германии и Австро-Венгрии.
Важнейшей идеей было пробуждение «любви к родине» и создание туристической культуры (путешествий). Предпринимались походы и не только по немецкоговорящим областям, но и в соседние страны, при этом изучались новые народы и новые культуры, причем решающий акцент возлагался на народность. И хотя Вандерфогель был молодежным движением, которое пыталось отгородиться от любого авторитарного влияния, «и его захватили политические течения, которые продвигались и управлялись политическими и другими направлениями и организациями взрослых»[6].
Основными целями и задачами движения «Вандерфогель» являлись ранее и являются по сей день, прежде всего, социализация молодежи и прочная связь человека и окружающей среды.
Самым ярким и масштабным примером детского объединения была скаутская организация. Скаутское движение возникло в начале ХХ века в Великобритании и объединило в себе опыт существовавших детских и молодежных организаций. Движение скаутов быстро развивалось и охватило все страны Европы.
Скаутское движение – это всемирная детско-юношеская организация, занимающаяся комплексным развитием молодежи: в физическом, духовном и умственном планах.
Новаторство скаутинга заключалось в объединении детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности. Отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребенок играли каждый свою роль, ребенок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего, а значит более опытного и умелого товарища. Взрослый вел за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии получила название неформальная педагогика [11].
В Германии становление скаутинга шло своим особым путем, под влиянием «Вандерфогель». И если скаутство в других странах всегда оставалось в той или иной степени пробританским движением, то в Германии оно впитало народнический дух, освобождаясь от влияния центральной организации. Ведь движение «Вандерфогель» возникло в Германии в знак протеста молодежи против урбанизации и существующей действительности. Пфадфиндеры (нем. «Pfadfinder» – следопыты), как стали именоваться немецкие скауты, быстро влились в ряды молодежного движения, которое имело аналогичную структуру и значительное влияние на территории страны. Стихийная тяга к природе и странствиям предлагала буржуазной молодежи романтический вариант ухода от суровой действительности. Перед глазами основателей зарождающегося молодёжного движения вставали образы странствующих школяров латинских школ и университетов позднего Средневековья, предлагавшие молодёжи особую жизнь странствующего романтика. Ее характерными чертами были пристрастие к народной музыке и танцам, наслаждение природой и неприхотливость во время походов. Томас Манн писал: «Немцы – народ романтического протеста против философского интеллектуализма и рационализма просветителей», народ, у которого мистика «взбунтовалась против ясности…» [14, c. 175-177]. И если, согласно принципам Баден – Пауэлла, от скаутов помимо получения радости от жизни на природе и приключений, требовался духовный рост, накопление знаний, умений и навыков, которые должны были доказываться в испытаниях, то в Германии это проявлялось не так жестко, как в других странах. На переднем плане у немецких и австрийских скаутов был и остается по сей день поход, в то время как типичная форма деятельности всех других скаутов – лагерь [14, c. 179].
Переплетение характерных черт английского скаутского движения и особенностей немецкого Wandervogel привело к тому, что внутри скаутских союзов развивались новые направления движения. До 1933 в Германии возникло огромное количество скаутских организаций, различавшихся содержательной направленностью: от довоенного скаутинга до союзов с ярко выраженными особенностями Wandervogel, а так же организации, которые по политическим взглядам были близки сторонникам Веймарской республики. Это вызвало с одной стороны раскол крупных организаций и объединение других более мелких организаций в большие союзы. Так, например, Bündische Jugend возникла из бывших скаутов, членов Wandervogel и других молодежных организаций. Педагогика содержания этих объединений во многом совпадали с педагогикой традиционного скаутинга – воспитание любви к природе, забота о ближних и слабых, формирование воли, характера, наблюдательности [12, с. 207].
К началу Первой мировой войны в Германии было уже 100 тысяч скаутов. В 1938 году после выдвижения на первый план нацистской молодежной организации «Гитлерюгенд» скаутское движение в Германии было запрещено. После победы над фашизмом движение возродилось, причем с 1971 года в состав скаутских отрядов стали входить и девочки. Сегодня в Германии существует два мужских и одно женское скаутское объединение.
В настоящее время немецкие скауты активно занимаются общественной деятельностью, протестуя против депортации беженцев из Германии, сотрудничая с экологической организацией «Гринпис» и с организацией по защите прав человека «Amnesty International».
Таким образом, проанализировав скаутские движения в Британии и в Германии можно сделать вывод, что отличались эти движения в основном только более радикальным характером в Британии и походами в Германии, в то время как типичная форма для других стран Европы был лагерь.
Веймарская республика 1919—1933 годов в Германии просуществовала большую часть мирного периода между двумя мировыми войнами. После Мартовской революции 1848 года она стала второй попыткой учреждения в Германии либеральной демократии. Она завершилась приходом к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP), которая создала тоталитарную диктатуру. Этот режим получил еще в период своего существования определение «демократия без демократии».
Единственным разрешенным в Германии молодежным движением стал «Гитлерюгенд», основанный летом 1926-го года и ставший к началу 1933-го года, ознаменовавшего собой официальный приход национал-социалистов к власти, одним из основных инструментов управления новой Германией.
Государственная политика нацистской Германии была направлена на формирование у немецкой молодежи «новых народных ценностей» с помощью воспитания, ориентированного на идею элитарности немцев.
Основные понятия политико-мировоззренческого обучения, такие как «народная общность», «раса», «фюрерство», «служба» целенаправленно формировавшие сознание молодых людей, были выработаны Гитлером в его наиболее известном труде “Mein Kampf” («Моя борьба»), в его речах и в работах идеологов Третьего рейха. Для так называемого «народного государства» идеалом были физически развитые, дисциплинированные юноши и девушки, мировоззрение которых сформировано в необходимом государству ключе[7]. Таким образом, Гитлерюгенд стал социальным институтом, цель которого состояла в воспитании юного поколения в духе нацизма. Следовательно, направленность движения «Вандерфогель» на воспитание свободно мыслящей, независимой личности и его аполитичность были идеологически чужды новой власти. Национал-социалисты стремились к полной политизации молодежи, усилению связи молодежи с политикой. Тем самым, молодежь должна была в будущем позаботиться о сохранении и развитии германского государства и процветании национал-социалистической системы.
Физическое воспитание немецкой молодежи играло ключевую роль. Подчеркивалось, что физическая закалка являлась «службой народу». Для демонстрации «арийских» спортивных достижений с 1937 года проводились «имперские спортивные соревнования Гитлерюгенда», направленные на демонстрацию «силы и непобедимости» германского народа. Конечно физическое воспитание молодежи после 30-х г. носило милитаристский характер, когда со спортивными упражнениями совмещались строевые и тактические занятия[8]. Длившиеся часами маршировки, речевки, упражнения должны были воспитывать в подростках солдатскую дисциплину. Благодаря такой муштре армия Германии в будущем получила готовых солдат [3, c. 56].
Девушки тоже были включены в гитлеровское движение. Пропагандируемый идеальный тип девушки – это соратница мужчины-борца, помогающая ему в его деятельности во благо национал – социализма. Здесь следует упомянуть, что одним из многочисленных движений в составе Гитлерюгенда был Союз немецких девушек (нем. Bund Deutscher Mädel) – девичья часть крупнейшей в мире молодежной организации. Союз немецких девушек имел сначала два, а с 1938 г. – три структурных подразделения: от 10 до 14 лет, от 14 до 18 лет, и дочернюю организацию «Вера и красота» (нем. Glaube und Schönheit), в которую входили девушки с 18 до 21 года. С декабря 1936 г. членство в Союзе было обязательным, поэтому к началу Второй мировой войны он охватил более трех миллионов девочек и девушек в возрасте от 10 до 18 лет. Но девушек не готовили для непосредственного участия в военных действиях. На съезде НСДАП в 1936 г. Гитлер заявил, что пока в Германии есть здоровое поколение мужчин, о чем национал-социалисты позаботятся, подразделения гранатометчиц и женщин-снайперов формироваться не будут, поскольку «это ущемление прав женщины» [18, с. 89]. Но, отдавая дань государству, девушки должны были с 1938 г. в обязательном порядке проходить медико-санитарные курсы, за что получали серебряный спортивный значок. 1 августа 1939 г. Имперское управление по работе с молодежью взяло обязательство каждый год выпускать из Союза немецких девушек 25 тысяч участниц, прошедших медицинскую подготовку. По официальным данным, только с сентября 1939 по июнь 1940 г. медицинские курсы прошли 80 тысяч девушек [18, с. 90].
Самыми распространенными формами идеологического воспитания были вечера отдыха и организация лагерей. Каждую среду члены Гитлерюгенда собирались на так называемых «домашних вечерах», где изучали германские сказания о героях. При этом, на «домашних вечерах» не было критики или дискуссий, всё было устроено как в армии – по приказу или команде. Другой формой идеологического воспитания был лагерь, разбивавшийся на определенной территории, и напоминавший по своему устройству военизированное поселение. В распорядок дня лагеря входили спортивная гимнастика и мировоззренческое обучение, выдержанное строго в рамках нацистской идеологии.
Такой социальный институт как школа играл второстепенную роль после Гитлерюгенда в формировании национал-социалистического мировоззрения у подрастающего поколения. Школа воспринималась руководителями Третьего рейха в большей степени не как образовательное заведение, а как воспитательное [17]. Основной ее функцией была выработка у учащихся определенных политических и нравственных идеалов. Государственная политика в области образования была направлена не столько на реформирование форм и методов обучения, сколько на изменение приоритетов в воспитании, базирующихся на нацистской идеологии. Новые учебные заведения являлись по сути учебными центрами для подготовки верных линии партии политических борцов.
В итоге, часть движения Вандерфогель ушла в оппозицию, образовав неформальную организацию «Пираты Эдельвейса».
Пираты переделывали слова популярных в то время песен, превращая их в антинацистские, распространяли листовки против режима, рисовали направленные против гитлеровского режима лозунги на стенах домов и на поездах.
С официальных трибун рейха «пиратов» обличали как тунеядцев и социальных паразитов.
По мере развертывания войны «Пираты Эдельвейса» решались на все более дерзкие действия против нацистов. Они устраивали против них акты саботажа, помогали евреям, дезертирам и военнопленным. Отдельные их представители совершали налеты на военные лагеря, чтобы добыть оружие и взрывчатку, атаковали нацистские войска и принимали участие в партизанском движении. Ответными репрессиями становились исправительные школы, трудовые и концентрационные лагеря. Большое количество «пиратов» были отправлены в молодёжный концлагерь Моринген.
Некоторые из пиратов позже присоединились к радикальной оппозиционной группе «Эренфельд», сплотившейся вокруг 23-летнего Ганса Штайнбрюка. Помимо них, в кружок, базировавшийся в развалинах разбомбленного Кельна, входили беженцы из концлагерей, дезертиры и избежавшие депортации евреи – всего 128 человек. Будучи отверженными и не имея талонов на питание, они добывали себе средства к существованию нелегальным путём – кражами и взломами.
Группа Эренфельд также специализировалась на оружии. Свой арсенал они использовали для акций саботажа против гитлерюгенда, гестапо и штурмовиков (НСДАП). Группа Штайнбрюка вынашивала планы взрыва кёльнского центрального управления гестапо. Оперативная сводка кёльнской прокуратуры начала 1945 года приписывала группе Эренфельд не менее 15 покушений, в том числе и на политического лидера НСДАП, двух чиновников из гестапо и начальника отдела гестапо в Кёльне. В сентябре 1944 года группа застрелила местного руководителя отделения НСДАП и гестапо объявило борьбу с молодыми оппозиционерами акцией военного значения. Эрнст Кальтенбруннер – начальник имперской госбезопасности, издавал «директивы по борьбе с молодёжными группировками», в которых непокорные подростки приравнивались к врагам государства и государственным изменникам[9].
В начале октября 1944 г. во время облавы было поймано несколько пиратов. 10 октября после жестоких пыток в гестапо 13 мужчин и подростков привезли к месту публичной казни. Но тогда расправа над ними так и не состоялась. 25 октября была казнена группа русских «остарбайтеров», пригнанных на принудительные работы. Им вменялось в вину связь с пиратами.
Две недели спустя на том же самом месте была казнена группа Эренфельд, в том числе и шесть несовершеннолетних пиратов, бывших членов «Вандерфогель».
После окончания Второй мировой войны возрождение движения «Вандерфогель» не последовало. Лишь с 50-х гг. XX века в Германии и Австрии вновь начали появляться отдельные группы «Вандерфогель». К настоящему времени движение не сумело вернуть себе былых позиций, но традиционные формы деятельности первых «Вандерфогель» остаются востребованными среди современной немецкой молодежи.
Сегодня «Вандерфогель» насчитывает около 26000 детей и подростков. Оно пользуется особой поддержкой правительства, поскольку в отличие от многих других молодежных группировок, особенно радикального характера, является эффективным институтом социализации молодежи
В настоящее время молодежные организации играют огромную роль в жизни Германии. Молодые люди в Германии могут вступать в союзы в соответствии с их ориентирами и интересами. Они стремятся принадлежать к определенной общности и стремятся к осуществлению поставленных целей. Различные молодежные союзы помогают молодежи выбрать свою сферу и вести активную общественную деятельность. Их работа помогает направить политику в нужное русло и регулировать некоторые ее аспекты. Таким образом, можно сказать, что современная молодежь Германии активно принимает участие в общественной жизни страны.
Библиографическая ссылка
Ласкина Д.Е. ПЕРВОЕ НЕМЕЦКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ «ВАНДЕРФОГЕЛЬ» (КОНЕЦ XIX – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВВ.) // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=834 (дата обращения: 03.12.2024).