В Коломенском краеведческом музее находится примечательный экспонат, который в народе называют «Батыева печать».
Большой белый камень с рельефом (размер по лицевой стороне 32 х 44 см), изображающий диковинного зверя, был вставлен в северную стену храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах слева от входа.
Рельеф высечен на поверхности правильно обтёсанного блока плотного известняка. Высота рельефа 2–2,5 см. Фигура почти лишена дополнительной разделки и своей ровной округлостью напоминает народную деревянную резьбу. Зверь, высеченный в камне, изображён в движении. Одна из передних лап поднята. [7:11–12].
Проблемы исследования. С данным барельефом связано несколько проблем, которые интересуют исследователей, по сей день. Во-первых, происхождение данного изображения, так как подобные изображения в окрестностях Коломны не встречаются. Во-вторых, до сих пор остается спорным вопрос о том, что за животное изображено на камне. В-третьих, значение данного изображения составляет научную проблему.
Целью работы: обосновать, почему «Батыева печать» была символом Коломны
Задачи исследования:
Изучить краеведческую литературу;
1. Выявить основные теории происхождения барельефа и его датировки;
2. Изучить историю барельефа и храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах;
3. Доказать, что изображение единорога было геральдическим знаком Коломенского удела.
Актуальность исследования. Данная тема актуальна в связи с тем, что в 2018 г. храму Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах исполняется 710 лет, а следовательно и барельефу. Так как, исследованиями 1960 – 1970-х гг. доказано, что храм был возведен в 1307 – 1308 гг. Данное событие совпало с тем, что в сентябре 2018 г. в связи с объединением Коломенского района с городом и созданием Коломенского городского округа возник вопрос о гербе. Коломенские краеведы обратились к истории символов города, в частности к изображению коломенского зверя. Так как «батыева печать» в период средневековья являлась геральдическим знаком коломенского удела.
Для того, что бы узнать историю данного музейного экспоната мы изучили труды коломенских краеведов – И.В. Маевского, Р.В. Славацкого, А.Б. Мазурова и др.
В своей работе мы исходили из принципа историзма, использовали исторический и сравнительный методы.
Наша работа позволяет с помощью изучения истории одного музейного экспоната узнать подробности о средневековой истории нашего города и одного из древнейших храмов Подмосковья.
1. Версии происхождения
1.1. Легенда о хане Батые
В Коломне существует легенда связывающая происхождение зооморфного барельефа[1] с событиями 1 января 1238 г., когда в битве с татаро-монголами под Коломной погиб князь Роман Ингваревич Рязанский.
Активное участие в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями – основное содержание начального периода истории нашего города. Первым крупным событием его стала «Коломенская битва» 1238 года.
После взятия Рязани и Пронска татаро-монголы устремились по льду замерзшей Оки в глубь русской территории. Тут на их пути встала Коломна, сторожившая вход в устье Москвы-реки, по которой проходил зимний путь к богатым городам Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо, направил к Коломне часть войск. Они должны были остановить врага на границе княжества, тогда как оставшиеся войска предназначались для защиты столицы. В исторической литературе отмечается, что разделение войск явилось ошибкой, приведшей к разгрому их по частям. [4:11].
Вот как описывает Коломенскую битву Никоновская летопись: «Потом же татарове поидоша на Коломну. Князь же великий Юрьи Всеволодовичь посла противу им сына своего князя Всеволода из Володимеря, и с ним князь Роман Ингваровичь Рязанский с силою своею, а воеводу своего Еремея Глебовичя послал князь великий Юрьи наперед в сторожех, и снястясясо Всеволодом и с Романом Ингваровичем у Коломны, и ту оступиша их татарове, и бысть сеча зла зело, и прогнаша их к надолобам, и ту убиша князя Романа Ингваровича Рязанского, а у Всеволода Юрьевича воеводу его Еремея Глебовичяубиша, и иных много мужей побиша, а князь Всеволод в мале дружине прибеже в Володимерь. А татаровепоидоша к Москве…» [Цит. по 4:10].
Рассказывали, что после Коломенской битвы на поле брани нашли тело князя Романа Коломенского (Рязанского). В знак уважения к мужеству своего врага Бату-хан приказал похоронить его по русскому обычаю с особыми почестями – в храме Божием. [3:10]. Считается, что этим храмом и был – храм Зачатия Иоанна Предтечи. Батый сказал: «Даю храму сему ярлык мой, знак охраны, чтобы никто не мог нарушить покой воина. И доколе сохранится Зверь мой на стенах этих, будет сей храм стоять нерушимо». [6:4]. Данную версию подтверждает Н.Д. Иванчин-Писарев: «Нам известно, что драконы или грифоны, то подобные этому, то птицеобразные, наполняют всю мифологию древних греков; были видимы и в Византии и в первобытной христианской Руси; были изображаемы на стенах наших древнейших храмов, как-то на Владимирском и других; – но, между тем, видим их и на печатях Ханских, привешенных к нашим Государственным актам, и на их монетах. Этот вспомин кажется мне довольно важным, ибо может задержать здесь пытолюбивого розыскателя, указав ему на сходство этого дракона с употреблением некогда Монголами, и предложив вопрос: не такой ли мы видим, пораженный львом, на печати усвоенной Иоанном III по свержении им Татарского ига? И так, не следы ли это нашествий Батыя, Дюденя или Тохтомыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров? Прибавлю к этому замечание, что Монголы могли изобразить дракона и в знак чествования сего идеального зверя». [1:133–134]. Все было логично до тех пор, пока церковь Зачатия Иоанна Предтечи считалась домонгольским памятником. Даже в 1930–е годы исследователи придерживались этого мнения. Но после подробных исследований и реставрации 1960 – 1970-х годов ситуация изменилась. Сегодня постройка датируется второй половиной XIV века. [7:12].
1.2. Научно обоснованные версии появления печати
Однако при взгляде на «хвостатого ярого зверя» возникают некоторые вопросы… Резной камень производит впечатление вставленного в новую кладку. Что это – следы переделок XIV века, или загадочный рельеф перенес сюда из другой постройки? [2:7–8].
О.П. Булич в книге «Коломна», изданной в Москве в 1928 году, пишет: «Весьма интересным является предположение профессора А.И. Некрасова, что резные плиты с изображением драконов типа городищенского и владимирского являются гербами князей суздальских. Отсюда напрашивается взаимоотношение между построением церкви с. Городищ и венчанием в г. Коломне Дмитрия Донского с Евдокией из рода князей суздальских». [5:3]. Вероятно, с самим венчанием храм ни как не связан, но следует отметить, что время постройки храма совпадает с переходом Коломны под власть московских князей. Предположительно время постройки храма – 1307 – 1308 гг. Коломна же была присоединена к Москве в 1301 г. Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены, тождественен раствору кладки самой стены. Следовательно он был вставлен при постройке храма. [7:12].
При сравнении белокаменной резьбы Владимиро-Суздальского зодчества с нашим зооморфным барельефом, обнаруживается, что полностью совпадающих элементов нет. Однако, сам по себе сюжет – изображение какого-либо зверя действительно присутствует на барельефах Дмитровского собора во Владимире или Храма Покрова на р. Нерли. Городищенский барельеф выглядит менее совершенным по сравнению с ними.
Современные исследователи расходятся в трактовке изображения. Б.Л. Альтшуллер называет изображенное существо единорогом. По его мнению, об этом говорит острый отросток на носу и хорошо переданные копыта. С.В. Загревский считает, что это не что иное, как василиск – чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Изображений подобных существ в декоре домонгольских храмов достаточно много, например, во владимиро-суздальских храмах. Н.Н. Воронин говорит о том, что, на первый взгляд, рельеф напоминает собаку. Но, возможно, на городищенском рельефе изображен волк, барс или даже лев, выполненный в несколько наивном стиле. Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов в книге «По Оке от Коломны до Мурома» говорят, что рельеф церкви правильнее связывать с московской эмблематикой. Они вспоминают личную печать Ивана Грозного, где был изображен единорог [7:12–13].
Так как, храм был выстроен после присоединения Коломны к Москве – появление загадочного зверя является вполне закономерным. Вероятно, после присоединения города к Московскому княжеству местные мастера, таким образом, восприняли новую традицию зодчества.
2. Геральдический знак Коломенского удела
2.1. Герб города
Независимо от того, взят ли единорог с Востока или имеет древнерусские корни, ясно, что «Батыева печать» – геральдический знак Коломенского удела. [2:9].
Коломенский удел в домонгольский период входит в состав великого княжества Рязанского. Это убедительно доказал историк А.Б. Мазуров. Захватив Коломну в 1300 году, Московия присоединила древние княжеские владения и, вероятно, их символику. [2:5].
Коломенский «единорог» мог быть символом Коломенского удела. Так как, до XIV века Коломна была самостоятельным уделом со своим князем в составе Рязанского княжества. Вполне вероятно, что один из местных князей имел свой геральдический знак.
2.2. Коломенские монеты
Осенью 2011 года. Под Коломной была обнаружена уникальная монета с изображением «Батыевой печати». Характерная особенность: надчекан выбит не на подражании дирхемам, как это делалось позже, а на подлинном дирхеме хана Бердибека (1357 – 1359). Дирхем подрезали, чтобы привести к московскому стандарту – около грамма серебра, и сделали надчекан со зверьком.
Полновесность монеты свидетельствует о ее древности. Похоже, что она относится к эпохе раннего Дмитрия Донского, и это одна из первых московских монет, хотя точную датировку установить, конечно, очень трудно. Позднее вес монет понижался.
Между «Батыевой печатью» и надчеканом есть некое отличие. Если на храме единорог направлен в одну сторону, то на монете – в противоположную.
Однако и этой странности есть объяснение. В начале монетного дела наши мастера, еще не накопившие достаточно опыта, могли резать клейма и надписи прямо с рисунка, не учитывая, что при чеканке изображение зеркально перевернётся. Как раз это и произошло в данном случае! [2:7–9].
Таким образом, мы видим, что изображение коломенского «единорога» применялось на монетах в удельный период, что свидетельствует о значимости данного изображения в рамках данного удела.
Заключение
«Батыева печать» по сей день является одним из символов Коломны. С ней связано большое количество местных легенд и преданий. На сегодняшний день известно, что барельеф относится к XIV в., когда Коломенский удел стал частью Московского княжества. Именно в этот период Коломна имела большое стратегическое значение для объединения русских земель.
Вероятно, само по себе изображение коломенского «единорога» является проявлением власти местных, удельных князей. Легенда о «батыевой печати» не находит под собой оснований. Таким образом, можно сделать вывод, что «единорог» – это символ удельного периода в истории Руси.
Библиографическая ссылка
Трефилова К.И., Матвеев Д.Р. «БАТЫЕВА ПЕЧАТЬ» – СИМВОЛ КОЛОМНЫ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=836 (дата обращения: 21.11.2024).