К исследованию такой темы меня натолкнуло предыдущее участие в городской конференции, на которой девочки других школ показали свои таланты: чайные домики, расписные платки, глиняная посуда. Мне стало интересно, откуда столько фантазии, почему дети, которые делают что-то руками, так творчески развиты и откуда берутся эти творческие наклонности и способности? Есть ли зависимость между руками и мозгом? Что сначала: в голове появляется идея, и руки воплощают ее, или руки начинают делать, а голова развивает и заканчивает идею? На эти вопросы я попыталась найти ответы с помощью интернета.
Творческим проектом исследовательской работы стало изготовление презентации и двух поделок.
Завершила работу я анкетированием моего класса и выводами.
Цель исследования. Узнать, какова связь между способностями, дарованиями, развитием в целом и движениями кистями и пальцами рук.
Задачи:
1. Изучить историю жестикуляции и моторики.
2. Выявить зависимость между развитием моторики и развитием ребенка в целом.
3. Узнать, какую роль играют движения кисти и пальцев рук в умственном и творческом развитии ребенка.
4. Определить, какие качества развивают занятия и упражнения по развитию мелкой моторики.
5. Провести анкетирование среди одноклассников.
6. Сделать соответствующие выводы и заключения.
План исследования:
1. Изучить, собрать, систематизировать информацию о моторике.
2. Провести анкетирование.
3. Сделать выводы и написать заключение.
4. Подготовить презентацию.
5. Подготовить наглядный материал - поделки.
Гипотеза. Применение заданий и упражнений по развитию мелкой моторики положительно влияет на творческие способности, мышление, фантазию и ловкость.
История
Наши предки общались с помощью жестов, постепенно к которым добавлялись звуки, возгласы. Движение пальцев совершенствовалось: человек изготавливал орудие труда и охоты, одежду, жилища. В связи с этим в мозге развивался отдел отвечающий за движения кисти рук и пальцев и параллельно развивалась речь человека. Это сейчас ученые узнали, что эти два отдела моторный центр (отдел, отвечающий за движения рук) и речевой отдел находится очень близко. Поэтому, было выдвинуто предположение, чтоб развить в человеке таланты, творческие наклонности, воображение, мышление и ловкость, необходимо развивать моторику рук, а так же массаж ладоней благотворно влияет на развитие всех этих вышеперечисленных качеств.
Также влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Ученые считали, что игры с участием рук приводили в гармоничные отношения тело и разум.
Роль движения кисти рук и пальцев в развитии человека
Я прочитала слова знаменитого педагога-новатора, писателя, кандидата педагогических наук Василия Александровича Сухомлинского: «Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» и, меня, очень заинтересовало такое суждение, я решила в нем разобраться.
Г. Хильдрет и Н. Манн – ученые, которые провели эксперимент: у детей, в шесть недель снималась энцефалограмма мозга, затем у этих детей тренировались руки с помощью массажа, пассивных сгибаний и разгибаний пальцев. Через два месяца после тренировки снова снималась ЭФГ. Как оказалось, что тренировки значительно ускорили процесс созревания мозга.
В дошкольных учереждениях занятия чередуются с пальчиковыми играми типо: «Сорока-Белобока», «Ладушки», массаж ладоней с помощью катания между ладошками шестигранного карандаша, это не только снимает напряжение и усталость, а так же стимулирует разум.
В психическом развитии ребенка многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, то есть развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения (координация)
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь требует использования точных , координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы чтобы одеваться, писать, рисовать, обслуживать себя, выполнять множественные и учебные действия.
Мелкая моторика и творческое развитие
МОТОРИКА – это совокупность движения тела управляемая мозгом с помощью центральной нервной системы.
Одевание, обувание самого себя - требует скоординированных действий (чтоб попасть, например, в рукав или попасть шнурком в отверстие, застегивание пуговиц)
Рисование/ разукрашивание - развивает фантазию, концентрацию внимания, воображение, четкость действий: способность не заходить за линию рисунка который разукрашиваешь.
Вязание, вышивание, бисероплетение - сложные и четкие движения пальцами, требующие особой сноровки, ловкости и четкости движения и не только, чтоб получить результат, а так же чтоб не поранится. Так же вязание и вышивание помогает достичь высшей степени расслабления, сравнимое с медитацией. Снижается мышечная активность и частота сердечных сокращений. Вязание снижает риск развития слабоумия. Вязание делает ребенка счастливее: при использовании изделия самому, он слышит в свой адрес комплименты и слова восхищения.
Вырезание бумаги, оригами, аппликации, так же развивают мышление, воображение, четкость действий, ловкость рук, фантазию.
Игра на музыкальных инструментах - укрепляются мышцы кисти рук, пальчики становятся более чувствительными. При игре на гитаре обе руки задействованы одинаково, значит, оба полушария развиваются равномерно.
Правое полушарие отвечает за зрительные образы, ориентацию в пространстве, воображение, мечты, ритм, цвет. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, счет, интуицию, логику.
И еще множество всевозможных занятий и упражнений по развитию моторики : лепка, собирание пазлов, рисование на песке, перебирание бусин- всё это активизирует мозг ребенка развивая мышление, фантазию, воображение, ловкость, терпение, усидчивость, спокойствие, аккуратность, общительность (сближение людей по интересам в кружки)
Практическая часть
В практической части я хотела показать два вида творческой работы. На изготовление которых, меня натолкнул праздник «Осенины». В осенний период появляется много природных материалов, при подключении фантазии и воображения из них можно сделать много поделок.
Первая поделка будет «Осеннее лукошко».
Мне понадобятся:
– Основание (плотный картон круглой формы)
– Шишки
– Веточки рябины
– Ножницы
– Термоклей
!!!!Работая с горячим силиконом, нужно быть внимательным и аккуратным, так как у пистолета есть нагревательные элементы, об которые можно обжечся.
Для начала, я отсортировала шишки по размеру. Затем, начиная с самых крупных, по одной шишечке приклеивала к круглому основанию(которое я вырезала из плотного картона). И так, нанося клей на каждую шишку, я приклеивала их друг к другу. Затем, к получившейся корзинке приклеила ручку- небольшой кусок проволоки. Эта ручка также была декорирована шишками, и бантом.
По окончании работы Лукошко заполнилось веточками рябины, орешками, осенними листьями и сухоцветами.
Еще одна поделка выполнена в распространненной технике: лепка. Овощная картина должна получиться из вылепленных мной фруктов. Материал для лепки я выбрала соленое тесто, так как оно пластичное, легко поддается деформации, а спустя время высыхает, и есть возможность разукрасить любыми цветами.
Мне понадобилось:
– вода
– мука
– соль
– рамка
– краски и кисточки.
Для начала приговлю само тесто. Растворю в стакане теплой воды соль, затем добавила муки, оновременно вымешивая «тесто». Муки сыпала до тех пор, пока масса не стала пластичной и перестала липнуть к рукам.
Затем делим тесто на заготовки для фруктов. Будет одна большая капуста, гроздь винограда, персики, сливы и самые маленькие детали, вишни и листики. Все эти заготовки оставляем сушиться, для ускоренной сушки можно поставить в духовой шкаф при медленном огне. Когда наши фрукты и листики высохнут, я приступаю к их разукрашиванию. Затем снова оставляю сушиться. Когда все детали будут готовы: просушены и разукрашены, я приступаю к их приклеиванию к рамке с помощью горячего силикона.
!!!! Работая с горячим силиконом, нужно быть внимательным и аккуратным, так как у пистолета есть нагревательные элементы, об которые можно обжечся.
Вывод
Мелкая моторика играет огромную роль в развитии творческих способностей. Если родители хотят вырастить гения, то необходимо развивать и активизировать точки на ладошках детей с помощью массажа, игр, выполнения творческих работ, игре на музыкальных инструментах. Ведь все эти точки непосредственно связаны с мозгом с помощью нервной системы. И, найдя многочисленные доказательства, развития творческих способностей, воображения, фантазии, я смело могу сказать, что пальцы – это источник способностей и дарований.
Благодаря занятиям и упражнениям по развитию мелкой моторики, так же развиваются личностные качества:
– спокойствие
– усидчивость
– внимание
– концентрация
– фантазия
– мышление
– речь
– терпение
– ловкость
– трудолюбие
– воображение
– общительность
Анкетирование
Я провела анкетирование среди ребят моего класса. Мне стало интересно, что ребята знают о мелкой моторике. Ответы ДА\НЕТ.
1. Играли ли, Вы, когда-нибудь в пальчиковые игры типо «Сороки-Белобоки»?
2. Массируете ли, Вы, свои ладони?
3. Слышали, Вы, о таком понятии, как мелкая моторика?
4. Как, Вы, думаете, лепка и рисование это интересное занятие?
5. Изготавливали ли, Вы, изделие своими руками?
6. Считаете ли, Вы, себя творческой личностью?
Всего в опросе учавствовало 19 учеников моего класса. 10 ребят ответили, что не играли в пальчиковые игры, остальные 9 играли. Очень обрадовало то, что 13 ребят массируют свои ладошки, остальные 6 не делают этого. На вопрос о понятии «мелкая моторика» 15 одноклассников слышали и знают что это такое, четверо не знают этот термин. 17 ребят считают лепку и рисование интересным занятием, два ученика так не считают. Почти все мои одноклассники, а именно 18 человек, изготавливали поделки своими руками, один ученик этого не делал. Мнения разделились почти поровну в ответах о считании себя творческими личностями: десять ребят считают себя таковыми, а девять ребят не считают так.
Заключение
Закончив свой интересный и творческий проект, скажу, что мне понравилось исследовать, ведь я сама узнала много интересного, научного и познавательного. Теперь я тоже буду массировать свои ладошки для активации мозговой деятельности.
Думаю, я достигла цели проекта, то есть доказала свою гипотезу о положительном влиянии заданий и упражнений по развитию мелкой моторики на творческое развитие и развитие детей в целом.
Работа над проектом показала мне важность и высокую ценность развития мелкой моторики в развитии способностей и дарований.
Приложение 1
ВОПРОС |
Ответы ДА (чел.) |
Ответы НЕТ (чел.) |
1. Играли ли, Вы, когда-нибудь в пальчиковую игру типо «Сорока-белобока»? |
9 |
10 |
2. Массируете ли, Вы, свои ладони? |
13 |
6 |
3. Слышали ли, Вы, о таком понятии, как «мелкая моторика»? |
15 |
4 |
4. Как, Вы, думаете, лепка и рисование интересное занятие? |
17 |
2 |
5. Изготавливали, Вы, когда-нибудь, изделие своими руками? |
18 |
1 |
6. Считаете ли, Вы, себя творческой личностью? |
10 |
9 |
Ряд 1 (синий) – ответы ДА Ряд 2 (красный) – ответы НЕТ
Библиографическая ссылка
Сухарькова А.В. ПАЛЬЦЫ, КАК ИСТОЧНИК СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=842 (дата обращения: 21.11.2024).