Актуальность темы. Центральное место среди школьных предметов занимает история, которая включает в себя важные знания о развитии человечества в целом. На сегодняшний день история входит в список обязательных предметов, изучаемых в средней школе, но немногие задумывались об организации учебного процесса дореволюционного периода в России, в частности, в Пермской губернии.
Важно обратиться к проблеме подготовки учительских кадров для средних учебных заведений, так как во второй половине XIX века оформившаяся система подготовки учителей нашла ценнейший опыт в теоретической и практической сфере, который, несомненно, помог решению задач по организации учебного процесса в дальнейшем. Без выяснения и познания исторического прошлого отечественного образования современные проблемы вряд ли могут быть успешно разрешены.
Актуальность нашей исследовательской работы заключается не только в том, что данная тема мало изучена, но и в том, что она затрагивает важные аспекты процесса развития исторического образования в Пермском крае и личностей, повлиявших на данные события. А изучать историю родного края через судьбы исторических деятелей интереснее для современных людей.
Объектом исследования являются: педагоги-историки и краеведы Пермской губернии второй половины XIX столетия.
Предметом исследования является: научная деятельность и вклад краеведов и историков в историческое образование в Пермской губернии во второй половине XIX века.
Целью исследования является изучение деятельности и вклада педагогов-историков и краеведов Пермской губернии во второй половине XIX столетия в развитие исторической науки.
Для достижения данной цели необходимо было решить основные задачи: дать краткую характеристику основным образовательным учреждениям Пермской губернии того периода; изучить учебную деятельность и повседневную жизнь педагогов-историков и краеведов;выявить социальный состав педагогических кадров, дать анализ образовательного уровня, материального и правового положения учителей истории Пермской губернии во второй половине XIX столетия; изучить результаты трудов педагогов-историков и краеведов по изучению истории Родного края.
Территориальные рамки исследования определены границами бывшей Пермской губернии, которая в пореформенный период включала в себя территорию современного Пермского края, Свердловской и Курганской областей.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом второй половины XIX века. В этот период происходили большие изменения в социально-экономическом и политическом развитии России, в школьной политике правительства, активизировалась деятельность органов местного самоуправления в решении образовательных проблем.
Методы исследования. В качестве конкретных методов работы можно назвать такие исторические методы исследования, как аналитический, сравнительный, типологический и проблемно-хронологический.
Научная новизна работы заключается в том, что повседневная учебная деятельность педагогов-историков и краеведов Пермской губернии второй половины XIX века и вклад в развитие краеведческой науки Пермского края впервые рассмотрены в полном объёме.
1. Педагогическая деятельность историков в средних учебных заведениях Пермской губернии во второй половине xix столетия
1.1. Общая характеристика общеобразовательных учебных заведения в Пермской губернии во второй половине XIX столетия
Вторая половина XIX века – начало нового цикла в жизни и мужской, и женской средней школы. В этот период происходят значительные качественнее и количественные изменения в среднем образовании. Оно приобретает системные черты и становится полноценным компонентом складывающейся в России разветвленной системы образования.
Пермская губерния на протяжении XIX- начала XX вв. входила в состав двух учебных округов: Казанского (1803–1874) и Оренбургского (1874–1918). В состав Пермской губернии входили 12 уездов: Соликамский, Чердынский, Верхотурский, Кунгурский, Оханский, Пермский, Красноуфимский, Осинский, Екатеринбургский, Камышловский, Ирбитский, Шадринский. В каждом уезде были свои образовательные учреждения от народных низших училищ до гимназий. По реформе 1864 г. общеобразовательные учебные заведения делились на три разряда: народные училища (одногодичные приходские и трехгодичные уездные), прогимназии (четырехлетние) и гимназии (семилетние).
Формально в России к середине XIX, началу XX века были учебные заведения четырех уровней: начальные (школы грамоты, начальные школы со сроком обучения от двух до пяти лет); общеобразовательные и специальные посленачальные или «высшие начальные», учебные заведения, также принадлежавшие к различным ведомствам, общая продолжительность обучения составляла 6–8 лет; средние учебные заведения «гимназического уровня», дававшие право поступать в высшие учебные заведения. К этому уровню относятся классические гимназии, реальные гимназии и училища, женские гимназии, духовные семинарии, кадетские корпуса. Срок обучения в этих заведениях составлял 7–8 лет, однако после окончания полного курса начальной школы еще 3– 5 лет, таким образом, общий срок обучения составлял 11– 12 лет; высшие учебные заведения также разных типов (университеты, лицеи, духовные академии, специальные училища и институты) [13]. Все средние учебные заведения губернии в начале XX века, включая классическую гимназию, отнюдь не были элитарными учебными заведениями, недоступным для большинства горожан. Наоборот, значительную часть учащихся составляли дети учителей, врачей, служащих, мелких торговцев, ремесленников и даже крестьян. Плата за обучение была сравнительно небольшой, основную часть расходов по содержанию мужских средних учебных заведений брало на себя государство.
Согласно уставу 1804 г. в каждой губернии полагалось иметь среднюю общеобразовательную школу – гимназию. Первая гимназия на Урале была открыта в Перми 29 июня 1808 г. и получила название Пермской мужской гимназии. Первоначально курс обучения был разделен на 4 класса. Большинство гимназистов являлись детьми дворян и чиновников. Плата за обучение составляла в 50-е годы XIX в. 20 руб., к концу века уже 50 руб.
По уставу 1871 года классическая мужская гимназия признавалась единственной полноценной общеобразовательной средней школой, в августе этого же года гимназия преобразована в «классическую» с двумя древними языками, при этом был открыт приготовительный класс (закрытый в 1888 г.) и введен институт классных наставников. Следствием этого явилось то, что весной следующего 1872 года в первый раз происходили двойные экзамены – письменные и устные... В 1873 году при гимназии был открыт восьмой класс с педагогическим курсом [11].
Исходя из данных учебных планов по истории в Пермской мужской гимназии на 1864 г. и 1903–1904 учебные годы (см. Приложение 1), можно проследить развитие исторического образования в Пермской гимназии, ведь по уставу 1864 года историю изучали только с 3–го класса, а в 1904 году ученики приобщались к этому предмету уже с 1-го класса.
В 60-х годах XIX столетия начинается развитие женского среднего образования в Пермской губернии. Пермская Мариинская женская гимназия, учрежденная под именем женского училища 1-го разряда, открыта 28 декабря 1860 года [7].
Первоначально курс обучения был разделен на 5 классов. Подготовка поступающих была очень слабой, поэтому в 1864 году открывается еще один – подготовительный класс. На основании Положения о женских гимназиях и прогимназиях, утвержденного 24 мая 1870 года, Пермское Мариинское женское училище в 1871 году преобразовано в гимназию, с открытием в ней седьмого класса. С увеличением продолжительности курса усилены требования к оканчивающим гимназию и обучение уже проводится по министерской программе, чтобы приравнять среднее женское обучение к мужскому и дать возможность воспитанницам в дальнейшем продолжить учебу в высших учебных заведениях. В 1873 году при Пермской гимназии учреждается дополнительный восьмой класс, педагогический, для подготовки учащихся к деятельности учительниц. В соответствии с новым статусом изменилась программа: введены уроки латинского, английского, греческого языков, педагогика, дидактика, наглядное обучение [20].
Для поступления в 1 класс требуется возраст не менее 8 лет и умение читать и писать по-русски, на полный курс учения назначается 6 лет.
Таблица распределения предметов по классам и числа уроков [7].
Предмет и класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итого |
История |
- |
- |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
Следуя данным таблицы, можно сделать вывод о том, что преподавание истории в гимназии начиналось лишь с 4-го класса и продолжалось до 6-го, что говорит о нехватке исторический знаний учениц.
По словам историка В.С. Верхоланцева, «Начальницами училища и гимназии состояли: М.Ф. Ильина (1860–1861), М.В. Колюбакина (1861–1866), Фирекк (1866–1871), А.Г. Черняевская-Грацинская (1872–1902), В.И. Захарова (1902–1906) и нынешняя Т.И. Пашихина (с 1906 г.). Главный контингент учащихся – дочери чиновников и купцов» [11].
Епархиальное Женское Училище. В царствование императора Александра II в России распространяется новый тип средних учебных заведений – епархиальные училища, имеющие целью давать образование дочерям духовенства и готовить учительниц церковно-приходских школ. 1 сентября 1891 г. [11].
Устав епархиальных училищ 1868 года указывал, что данные учебные заведения имеют своей целью «воспитание девиц в правилах благочестия по учению православной церкви и в русском народном духе, с тем, чтобы воспитанницы могли впоследствии иметь благотворное влияние на окружающую среду строгою нравственною жизнью и деятельным исполнением семейных обязанностей» [14].
Таким образом, стоит отметить, что к середине XIX столетия существовало два вида женских средних учреждений: женские гимназии и епархиальные училища. Первые были направлены на светское воспитание, а вторые – на духовно-нравственное воспитание девушек по учению православной церкви.
Частные гимназии. Во второй четверти XIX века в Перми появляются частные пансионы для дочерей купечества и дворянства, но долго они не просуществовали. Среди обязательных предметов в частных пансионах были: грамматика, арифметика, российская и всеобщая история, российская и всеобщая география, немецкий и французский языки, рисование, музыка, рукоделие, танцы [8]. Так, в сентябре 1909 года преобразована в гимназию мужская прогимназия Э.В. Циммерман, возникшая еще 22 сентября 1886 года под именем частной школой и переименованная в 1903 году в прогимназию. Главный контингент учащихся – не поступившие в казенные учебные заведения вследствие конкурса [11].
Открывались не только частные мужские средние заведения, но и женские. 16 августа 1901 г. в Перми произошло открытие частного женского учебного заведения Л.В. Барбатенко, переименованного в октябре 1902 г. в женскую прогимназию, а 5 ноября 1903 г. в женскую гимназию. В ней учились в основном дети зажиточной интеллигенции. Плата за учебу здесь была выше, чем в других гимназиях [15].
Спустя 3 года, 1 сентября 1904 г. в Перми появилось подготовительное женское учебное заведение М.Н. Зиновьевой, преобразованное 1 сентября 1907 г. в профессиональное. Осенью 1909 г. это учебное заведение переименовано в прогимназию, а в 1913 году – частная женская гимназия с правительственной программой. Поступали сюда все, кто не прошел конкурс в правительственную гимназию [15, С. 464–465]. Все частные средние учебные заведения собственных помещений не имели.
Из данного выше материала, следует, что государственные и частные учебные заведения придерживались одного плана обучения, но в частные учреждения, чаще всего, приходили дворянские дети, не поступившие в государственные учреждения.
1.2. Повседневные трудовые обязанности и положение педагогов средних учебных заведений на примерах знаменитых историков Пермской губернии, посвятивших себя учительской деятельности
В гимназиях преподавали в основном образованные, добросовестные люди, понимающие ответственность за молодое поколение. Они не ограничивались формальным обучением, а развивали в учениках чувство собственного достоинства, уважение к личности человека. Именно такие педагоги преподавали в пермских учебных заведениях, которые представляют русскую учительскую интеллигенцию, отличавшуюся высоким уровнем образования и воспитания.
Особое место занимали учителя средних учебных заведений. Подавляющее большинство из них имели высшее образование, а соответственно и достаточно высокий статус в обществе. Многие из них занимались общественной деятельностью, научной работой, благодаря которой были известны не только в своем регионе, но и за его пределами. В отличие от учителей начальных школ учителя средних учебных заведений получали хорошую заработную плату, пенсию по выслуге лет, имели государственные награды. Все это выделяло из общей массы населения Урала и заставляло окружающих особым образом относиться к ним.
Положение преподавателей средних школ резко отличалось от учителей начальных училищ. Это были выпускники высших учебных заведений, состоявшие на государственной службе чиновники, получавшие соответствующее своему чину жалование.
Особый интерес вызывает вопрос о причинах выбора учительской профессии. А. Велский, который окончил Пермскую мужскую гимназию, а затем и сам выбрал профессию учителя, выявил некоторые причины выбора профессии педагога. По его мнению, для большинства преподавателей единственным побудительным мотивом был экономический фактор. Именно заработная плата становилась привлекательным моментом, который и влиял на выбор этой профессии. «Экономический фактор, который еще, по мнению Писарева, заставляет идти в учителя самых бедных и самых бездарных, вообще играет большую роль в выборе той или иной профессии, в частности, в выборе карьеры педагога имеет доминирующее значение» [9, С. 182]. Помимо экономического фактора А. Велский говорит и о случае. Многие выбирали эту профессию чисто случайно. Возвращаясь, домой после окончания университета, еще не зная, чему посвятить свою дальнейшую жизнь, молодые люди под влиянием знакомых и родных избирали для себя учительскую стезю.
Учебная нагрузка учителей дореволюционных средних школ в середине 60-х годов не превышала 12 часов в неделю. За данные часы получали 700 рублей в год, многие брали дополнительные часы, за которые им платили за 1 урок 50 рублей в год [10, С. 138]. Например, преподаватель истории и географии Пермской мужской гимназии А. В. Зверев в год получал зарплату 1760 рублей в год – уроки – 1260 р., классный наставник – 160 р., учитель пения – 250р. В среднем нагрузка на преподавателя была небольшая, многие работали в нескольких учебных заведениях. В Пермской Мариинской женской гимназии в 1871 году преподаватели получали за урок 50 р., учительницы – 35 р. [3, С.105]. Со временем заработная плата увеличивалась как у учителей, так и за службу классных наставников.
Рассмотрим недельную нагрузку учителя истории в Пермской губернии конце XIX века.
Из таблицы (см. Приложение 2) следует, что количество преподаваемых уроков в неделю учителем, не достигало больше 20–ти, следовательно, педагоги имели больше времени для саморазвития и занятия внерабочими делами.
Учителя истории гимназий Пермской губернии и реальных училищ получали высшее образование в основном в Казанском университете, хотя были окончившие столичные высшие учебные заведения. Преподавательницы средних школ оканчивали гимназии и восьмой педагогический класс. Следует рассмотреть трудолюбие, целеустремленность педагогов средних учебных заведений на конкретных примерах.
Александр Алексеевич Дмитриев – выдающийся историк города Перми и Пермского края. Образование получил в Пермской гимназии (с 1865 по 1872) и на историко-филологическом факультете Казанского университета, где проявил серьёзное отношение к учёбе и трудолюбие, изучая труды классиков исторической науки. В 1876 году Дмитриев окончил университет и вернулся в Пермь, а уже 10 января 1877 г. он занял место преподавателя Мариинской женской гимназии; затем работал преподавателем истории и географии Пермской мужской гимназии с 1880 по 1890 гг. Со студенческой скамьи посвятил себя изучению истории и обнаружил солидную научную подготовку. Он еще тогда выделялся среди товарищей своими знаниями и работами по русской истории, а также привычкой к упорному и систематическому труду [11, С. 79].
Время летних каникул он использовал для поездок по территории Пермской губернии, собирая в местных архивах и у частных лиц оригиналы и копии старинных документов – летописи, грамоты, переписные и писцовые книги. Часть этих документов хранится в Государственном архиве Пермской области. С 1882 по 1902 год Дмитриев опубликовал более 140 научных работ по истории Пермского края. Его главный труд – «Пермская старина». Другой известный труд Дмитриева – «Очерки по истории г. Перми» – посвящён истории города от его основания до 1845 года. Александр Алексеевич Дмитриев скончался 14 июня 1902 года и похоронен в Перми на Егошихинском кладбище [17]. Являлся членом Пермского губернского статистического комитета, общества археологии и этнографии при Казанском университете. За годы службы получил звание статского советника, орден Святого Станислава 3 степени [5, С. 82].
Александр Васильевич Зверев – педагог, историк, краевед. В 1881 г. окончил Петербургский университет. 25 сент. 1884 г. Был принят в Пермскую мужскую гимназию преподавателем русского языка и словесности. С 1890 г. вел здесь историю и географию, а также возглавлял находившуюся в стенах гимназии библиотеку им.Д.Д. Смышляева. В 1886 – 1896 гг. был по совместительству учителем истории и географии в Мариинской женской гимназии. А.В. Зверев получил известность благодаря двум своим книгам по истории Пермской мужской гимназии, одна из которых дает представление о ее деятельности с 1885 по 1895 г., другая с момента образования гимназии в 1808 г. и до 1908 года. Обе работы, написанные на основе большого фактического материала, заметно выделяются на фоне других изданий подобного типа [18].
Николай Алексеевич Фирсов – педагог, историк, профессор Казанского университета [21]. Получил образование в Санкт-Петербургском педагогическом институте. В сентябре 1855 г. начал преподавать в Пермской мужской гимназии и оставался на этой должности до 1860 года. Принимал активное участие в общественной жизни города, вошел в кружок интеллигенции, сплотившийся вокруг Д.Д. Смышляева. Помогал ему в организации благотворительных литературно- музыкальных вечеров. В 1858 г. опубликовал в журнале «Русский педагогический вестник» «Очерк воспитания девиц в Пермской губернии». В «Пермском сборнике» напечатанные его труды: «Пермская губернская гимназия» и «Спектакли в канцелярском училище в нынешние святки» [5, С.143–144].
Повседневные трудовые обязанности педагогов средних учебных заведений заключались в ведении ежедневных занятий по своим предметам, классном наставничестве в одном или нескольких классах, участии в заседании педагогических советов, надзоре за учащимися вне школы. Учебная нагрузка учителей дореволюционных средних школ в середине 60-х годов не превышала 12 часов в неделю. За данные часы они получали 700 рублей в год [10, С. 138].
Вышеперечисленные педагоги являются примерами трудолюбия, бесконечного желанию познать новое и конечно, огромной любви к своей деятельности, своей профессии. Имея все шансы посвятить себя подготовкой к профессорской деятельности и получить кафедру, а значит – признание, они предпочли работать в своей родной губернии преподавателями в учебных заведениях.
1.3. Женский вклад в развитие образования в Пермской губернии
Учительницы женских гимназий также внесли вклад в развитие образования в Пермской губернии, они сами оканчивали курс гимназий, а затем занимались преподавательской деятельностью.
Екатерина Николаевна Тронина – учитель истории пермской Александровской женской гимназии. Родилась в 1863 году, училась в Пермской Мариинской гимназии, окончила специальный педагогический курс, получила звание домашней учительницы в 1882 году. С этого же года стала преподавать в Пермской прогимназии, с 1908 году в преобразованной Александровской гимназии до 1909 года. В 1898 году брала отпуск для посещения городов и селений Римской империи. Имеет серебряную медаль в память царствования императора Александра III и медаль в память 300–летия дома Романовых [2].
Надежда Яковлевна Соловьёва – учитель истории и словесности Александровской женской гимназии. Родилась в 1878 году, дочь священника. Окончила Елизаветинскую женскую гимназию в 1895 году, получила звание домашней учительницы. В 1906 году окончила курс С.-Петербургских высших женских курсов историко- филологического отделения. В октябре 1906 года устроилась на службу в Уфимскую вторую женскую гимназию учителем истории, географии и словесности. В августе 1908 года в Оренбргскую первую женскую гимназию. С мая 1909 по 1917 года работала в Пермской Александровской женской гимназии. Начальница гимназии характеризует Соловьеву так, «Весьма аккуратная и исполнительная учительница, к делу относится внимательно, с ученицами держит себя корректно, уроки вела с интересом и с завышенным результатом». В 1916 году произошел спор между председателем педагогического совета и учителем истории, после которой Надежда Яковлевна подала прошению об увольнении, но оно не было удовлетворено. В 1917 году она уволилась по собственному прошению, дальнейшая судьба не известна [1].
Заключение
Изучив учебный процесс в Пермской губернии во второй половине XIX столетия, можно прийти к выводу о том, что увеличение числа средних общеобразовательных учреждений разной направленности способствовало не только повышению общего уровня грамотности населения, но и способствовало увеличению числа талантливых выходцев из простых семей, стремившихся к знаниям и способствовавших развитию Пермской губернии, в частности, исторического образования и краеведческой науки в данном регионе.
Таким образом, формирование педагогических кадров в любом образовательном учреждении сильно влияет на его становление и развитие. Именно замечательные педагоги воспитывают талантливых учеников. В дореволюционной России преподаватели пользовались уважением, получали достойное жалование и пособия, активно занимались общественно жизнью города, помогали в развитии целого региона.
Велик и неоспорим женский вклад в развитие исторического образования в Пермской губернии во второй половине XIX века.
В учебных заведениях Пермской губернии работали замечательные педагоги, которые были не только хорошими преподавателями истории, но и замечательными учеными, многие из них занимались историей родного края и развитием образования в губернии.
Приложение 1
Учебный план поистории в Пермской мужской гимназии, установленный в 1864 г. [6, С. 53–54]
Учебный предмет |
Число уроков по классам в неделю |
Всего в неделю |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
История |
- |
- |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
Учебный план по истории в Пермской мужской гимназии на 1903–1904 учебный год [6, С. 77]
Предмет |
Классы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Для не изучающих греческий язык |
Для изучающих греческий язык |
|||||
История |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Недельные уроки преподавателя истории и географии Пермской гимназии А.В. Зверева с 1885 – 1896 [6, С. 109]
Годы преподавания |
Количество уроков в неделю |
1885 |
20 |
1886 |
16 |
1887– 1888 |
16 |
1888–1889 |
16 |
1890– 1891 |
19 |
1891–1892 |
20 |
1892–1893 |
14 |
1893–1896 |
16 |
Библиографическая ссылка
Сурнина Д.С. ПОРТРЕТ ИСТОРИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ // Международный школьный научный вестник. 2019. № 1-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=882 (дата обращения: 02.04.2025).