Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО УГРОЗЫ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТИ

Самошилова Ю.В. 1
1 г. Астрахань, МБОУ «СОШ №1», 9 «Г» класс
Штонда В.В. (Астрахань, МБОУ «СОШ №1»)
1. Алешина И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации / И.Алешина // Международное сотрудничество. – 2000. – №1.
2. Берковиц Л. Агрессия / Л. Берковиц – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 361 с.
3. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! – М.: Изд-во «ИКАР», 2002 – 224 с.
4. Булгаков А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. – М., 2003.- 384 с.
5. Все о правах ребенка: Сборник нормативных актов. – М.: Проспект, 2017.
6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2003. – 512 с.
7. Лакан Ж. Телевидение. – М.: ИТДК «Гнозис»; изд-во «Логос», 2000.
8. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2004. – 480 с.
9. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 223с.
10. Телесемь. – 2017. – №46. – С. 41–55.

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет или прогноз погоды на день, неделю, месяц.

Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений [1]. И больше всего под влияние средств массовой информации находятся наши подростки, которые сегодня в массе своей предоставлены сами себе и проводят много времени перед экраном телевизора. А так как современные вещательные корпорации мало задумываются о качестве, количестве и безопасности подаваемой информации для подрастающего поколения, то телевидение сегодня это не только возможность подчерпнуть нужную информацию, но и во многих случаях источник повышенной опасности для еще не полностью сформированной психики подростка.

В данной работе мы не будем касаться вопросов влияния телевидения на здоровье подростков. А ставим своей целью выяснить какие каналы современного российского телевидения смотрят мои сверстники, программы какой направленности их интересуют и сколько времени они проводят у экрана.

В ходе подготовки работы мы провели небольшой социологический опрос среди учащихся 8–9 классов моей школы с целью выяснить какие каналы и передачи смотрят мои сверстники, а также провели анализ программ вещания некоторых российских каналов, чтобы понять защищает ли возрастная маркировка программ, подростков от просмотра передач не их возрастной категории.

Современное российское телевидение и его безопасность для подростков

В 1923 году была осуществлена первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали в Англии и в США. У нас же в России экраны зажглись в конце 30–ых годов. С тех пор телевидение из мало доступного переросло в массовое развлечение [3]. Это, практически, самый любимый способ людей проводить время, ведь сейчас очень много каналов и все удобства просмотра, к тому же это дешево, что немало важно в наше время. Телевидение несет нам информацию, но порой ненужную, что иногда пагубно влияет на психику подростка. А современная молодежь вырастает не так как раньше на классической литературе, а именно на телевидении.

Современные каналы телевидения пестрят огромным количеством программ, которые несут как нужную, полезную и познавательную информацию, так и имеют в своей программе передач, программы, которые могут нанести вред неокрепшему еще сознанию подростка. Для того, чтобы обезопасить подростков от массы опасной информации 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436–ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ. К информации, запрещенной для оборота среди детей, относится информация:

• побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

• способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

• обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

• оправдывающая противоправное поведение;

• содержащая нецензурную брань;

• содержащая информацию порнографического характера.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации [5].

Именно в этом законе впервые вводится так называемая возрастная маркировка программ российского телевидения, которая по замыслу авторов закона должна оградить наше подрастающее поколение от влияния опасной информации. В частности, в статье 12 дается полное описание способов такой маркировки всех программ телевидения, а также видео и кинопродукции.

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, – в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, – в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, – в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, – в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, – в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей» [5].

При этом законодатели обязали размещать подобную маркировку на всех видах продукции. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53–ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках [5].

Теперь открывая программу передач или посещая кинотеатры, мы видим, что все демонстрируемые продукты имеют возрастную маркировку. Однако, перед нами встаёт вопрос – как оградить подростков от просмотра программ, которые не отвечают его возрастной категории. К сожалению, большинство каналов современного телевидения ведут свою трансляцию без учёта интересов подрастающего поколения, а свои программы маркируют только для того, чтобы не нарушать закона. Конечно, мы не отрицаем, что большинство федеральных каналов исполняют закон о возрастной маркировке и стараются не выдавать в эфир той информации, которая может навредить подростку. Работа канала «Карусель» также свидетельствует о внимании руководства СМИ к интересам детей, однако маркировка программ канала «Карусель» показывает, что аудитория канала – это дети в возрасте от 0 до 12 лет, а вот программ для подростков, которые бы содержали нужную и полезную, а самое главное безопасную информацию практически нет. В конце 80-х – начале 90-х гг. на нашем телевидении была программа «До 16 и старше», которая делалась для подростков и содержала много нужной и полезной информации. Программа выходила в эфир ежедневно и собирала достаточно большую аудиторию. Именно в этой программе проходили встречи с известными музыкантами, авторами модных книг и статей, выходили в эфир клипы иностранных музыкантов. Сегодня, сделать подобную передачу будет конечно сложно, при всеобщей доступности информации, но тем не менее ни на одном федеральном канале – РОССИЯ1, 1КАНАЛ, НТВ мы не встретили программы, которая бы делалась для подростков. А ведь именно эти каналы смотрит большая аудитория подростков.

Телевидение для подростка – реальность или проблема

Подобные наблюдения заставили нас провести небольшой социологический опрос учащихся 8–9 классов моей школы. (Приложение 1)

В ходе опроса мы хотели выяснить:

1. какие каналы телевидения смотрят мои сверстники;

2. какие программы вызывают у подростков особый интерес;

3. сколько времени проводят у экрана телевизора подростки;

4. ограничивают ли родители время просмотра телевизора.

В нашем опросе приняли учащиеся 8 и 9 классов. Мы опросили 150 учащихся нашей школы. Результаты нашего опроса и выводы мы представили в виде диаграмм.

По возрастному признаку наши респонденты разделились следующим образом. 30 % это учащиеся в возрасте 13 лет, 45 % – 14 лет и 25 % – 15 лет. В виде диаграммы – это можно представить следующим образом. (рис. 1) Среди наших респондентов девушки составили – 65 %, а юноши – 35 %. рис. 2)

samo-1.tif

Рис. 1

samo-2.tif

Рис. 2

Очень интересные результаты мы получили, когда задали респондентам вопрос – какие телеканалы смотрят мои сверстники. Наиболее популярными каналами для подростков моей школы стали – НТВ, ТНТ, СТС и ТВ-3. Именно эти телеканалы в массе своей смотрят мои сверстники. (рис. 3) Исходя из данных диаграммы можно сделать вывод, что первое место по популярности занимает канал ТНТ, вторым по популярности стал канал – РЕН ТВ, третье место занимают каналы – СТС и ТВ-3. Канал НТВ – 7 %, РОССИЯ1 и 1КАНАЛ по 5 %, ПЯТЫЙ – 4 %, ТВ-ЦЕНТР – 3 % и канал КУЛЬТУРА смотрит только 1 % подростков.

samo-3.tif

Рис. 3

samo-4.tif

Рис. 4

Данные диаграммы (рис. 4) показывают нам, что подростков больше всего интересуют сериалы, реалити шоу и развлекательные шоу. Только 3 % ребят смотрят интеллектуальные игры и 5 % следят за новостями. 15 % подростков регулярно смотрят научно-популярные программы, причем в ходе опроса мы выяснили, что это в основном программы канала РЕН ТВ. Соответственно 10 % респондентов смотрят художественные фильмы и 7 % ребят смотрят мультфильмы.

Таким образом, проанализировав ответы ребят (рис. 5) мы сделали вывод, что 60 % подростков тратят от 3 до 5 часов в день на просмотр телепередач, 20 % ребят смотрят телевизор не более 1 часа в день, 5 % ребят так заняты, что вообще не смотрят телевизор. Следовательно, мои сверстники проводят у телевизора практически все свое свободное время.

samo-5.tif

Рис. 5

samo-6.tif

Рис. 6

В ходе обработки опроса мы сделали вывод, что родители современных подростков контролируют количество времени, которое подростки проводят у телевизора, особенно в вечернее время 35 %, рабочие дни 15 % и 20 % родителей постоянно ведут контроль за временем, проведенном у телевизора. Но среди подростков есть 5 % детей, которые в этом вопросе остаются бесконтрольными.

samo-7.tif

Рис. 7

Функция «родительский контроль», которая сегодня доступна на большинстве современных телевизоров практически никем из родителей не используется. 25 % родителей ограничивают доступ ребят в интернет, но не связывают эту функцию с телевещанием.

Подводя итоги нашего опроса можно сделать следующие выводы:

• подростки проводят у телевизора в среднем от 3 до 5 часов в день;

• особой популярностью пользуются такие каналы как – СТС, РЕН ТВ, ТВ-3 и ТНТ;

• среди программ, которые смотрят учащиеся 8–9 классов наиболее популярны – сериалы, реалити шоу, развлекательные шоу и научно –популярные программы;

• значительная часть родителей ограничивает время, проводимое у телевизора, особенно в вечернее время и в рабочие дни;

• к сожалению, функция «родительский контроль» не пользуется популярностью среди родителей наших подростков.

Возрастная маркировка программ: требование закона или необходимость

Выяснив в ходе опроса самые популярные телеканалы моих сверстников, мы решили провести анализ программы передач и определить есть в программе тех каналов, которые выбрали подростки программы, промаркированные в соответствии с возрастными категориями подростков.

В ходе анализа программы передач канал СТС мы получили следующие результаты. Только две программы имеют маркировку 6+, две программы – 12+, остальные программы промаркированы категорией 16+. Таким образом, большая часть программ имеет возрастную аудиторию 16+, в то время как смотрят этот телеканал ребята в возрасте от 12 лет. Хочется отметить, что программы категории 6+ и 12+ идут в основном в утреннее время, когда ребята бывают в школе.

Канал РЕН ТВ маркирует все свои программы категорией 16+ и только одна программа имеет маркировку 12+ – причем это художественный фильм, который демонстрируется в 01:30, когда дети уже отдыхают.

Практически такую же ситуацию мы увидели и в программе передач канала ТНТ. Из всех программ, представленных каналом только две программы имеют маркировку 12+, причем эти программы демонстрируются либо поздно ночью или рано утром, когда просмотр этих программ детьми не возможен. Все остальные программы имеют маркировку 16+.

Несколько иную ситуацию мы увидели на канале ТВ-3, на котором в утреннее время идут мультипликационные фильмы, и они имеют маркировку 6+ и 12+, все же остальные программы также имеют маркировку 16+.

Мы попытались изобразить полученные результаты в виде диаграммы (рис. 8).

samo-8.tif

Рис. 8

Таким образом, большинство программ популярных среди подростков телеканалов имеют маркировку 16+. Это свидетельствует о том, что подростки в возрасте от 10 до 15 лет практически не имеют программ, которые отвечали бы их возрастной категории. Понятно, что мои сверстники могут смотреть программы, которые имеют маркировку 16+ и они не принесут вреда моим сверстникам, но хотелось бы отметить, что каналы, которые пользуются популярностью среди подростков, ставя возрастную маркировку не особо заботятся о качестве и безопасности предлагаемой информации. Поэтому то возникает подозрение, что возрастная маркировка делается только ради того, чтобы не нарушать закон.

В ходе подготовки работы мы выработали ряд предложений по поводу защиты прав подростков в области телевещания:

• усовершенствовать систему возрастной маркировки программ телевидения;

• запретить показ программ сомнительного содержания в период с 13:00 до 19:00, это время, когда ребята бывают относительно свободны и не находятся под контролем родителей;

• вести просветительскую работу по применению системы «родительский контроль», который позволит родителям ограничивать доступ детей к контенту некоторых телеканалов и интернет-сайтов;

• в программу передач федеральных каналов добавить программы для подростков и не только в рабочие дни, но и в выходные;

• создать канал для молодежи и подростков, такой же как детский канал «КАРУСЕЛЬ»;

• ограничить демонстрацию программ правового характера, в которых часто показывают сцены насилия и преступников, таким образом знакомя подрастающее поколение с «романтикой» преступной жизни.

Заключение

В ходе работы мы определили какие телеканалы наиболее интересны для моих сверстников, программы какой направленности их интересуют и сколько времени они проводят у экрана телевизора. Анализ программы передач, выбранных нашими респондентами каналов позволил нам определить, что большая часть программ имеет условную возрастную маркировку и не отвечает возрастным особенностям подростков. Мы также установили, что большинство родителей не используют систему «родительский контроль» для ограничения доступа детей к каналам телевидения и интернет сайтам.

Данные полученные в ходе нашего исследования можно использовать для проведения уроков обществознания в 8–9 классах, для проведения родительских собраний по теме информационной безопасности и проведения круглых столов и информационных бесед с ребятами.

Итоги нашего исследования в очередной раз заставили нас посмотреть на телевидение не просто как на источник развлечения, но и как на средство, формирующее интересы и сознание подрастающего поколения. В связи с этим хочется еще раз напомнить нашим законодателям, что законы, принимаемые для защиты детей от информации должны работать и всесторонне учитывать интересы подрастающего поколения, при этом мы не выступаем за жесткую цензуру, а лишь призываем к ограничению тех программ, которые формируют у ребят искаженные представления о мире и могут нанести вред психологическому развитию подростков.


Библиографическая ссылка

Самошилова Ю.В. ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО УГРОЗЫ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=889 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674