Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/8/38651.
Актуальность исследования. Результаты специального изучения физиологов свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Также, по данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. У меня, как у будущего учителя-логопеда, эта тема вызывает особый интерес.
Специалисты утверждают: если в 1970–1980–е речевые дефекты были у каждого 4–го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений; увеличилось количество детей, у которых речь не появляется до 3 лет. По статистике, речевые нарушения в среднем в 2 раза чаще проявляются у мальчиков.
Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) составляют самую многочисленную группу – около 40 %. ОНР часто сочетается с выраженной неравномерностью психического развития, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А.Н.Корнев, В.В. Ковалев). Отсутствие своевременной работы по коррекции ОНР в дошкольном возрасте приводит к специфическим ошибкам в процессе чтения (дислексии) и на письме (дисграфии) и препятствует успешному усвоению программного материала по чтению и русскому языку в школе.
Вышесказанное заставляет специалистов серьезно задуматься над созданием системы медицинской, педагогической и социально-психологической помощи детям, имеющим тяжелые речевые нарушения (далее ТНР).
Целью настоящего исследования является анализ причин общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и разработка практических рекомендаций по решению данной проблемы.
Задачи настоящего исследования:
– Изучить литературу по теме исследования.
– Проанализировать:
систему помощи детям с ОНР в России и, в частности, в г. Снежногорске Мурманской области;
статистические данные по количеству детей, зачисленных в группы для детей с ТНР в дошкольных учреждениях г. Снежногорска;
– Провести анкетирование родителей воспитанников логопедических групп г. Снежногорска;
– Разработать рекомендации на основе выводов по результатам анкетирования и социального анализа.
Объект исследования. Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области.
Социальным объектом исследования являются воспитанники групп компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ г. Снежногорска.
Предмет исследования. Причины возникновения речевых нарушений у воспитанников ДОУ г. Снежногорска.
Гипотеза. Изучение причин речевых нарушений позволит спланировать профилактическую работу по снижению факторов риска, влияющих на развитие ребенка. В свою очередь, проведение профилактической работы по предупреждению нарушений речи позволит уменьшить количество детей с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области.
Методы исследования: теоретические и практические.
1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.
2. Практические: анкетирование, наблюдение, поиск, анализ.
Новизна работы заключается в том, что исследование дошкольников с ОНР проводится впервые в г. Снежногорске Мурманской области, автором разработана форма анкеты для родителей, которая позволяет выявить основные факторы риска при возникновении речевых нарушений у детей. Также в работе предложен комплекс практических рекомендаций по снижению количества детей дошкольного возраста с ОНР в условиях закрытого муниципального образования.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе количества воспитанников с ОНР в ДОУ г. Снежногорска, причин возникновения тяжелых речевых нарушений и предложении мер по профилактике общего недоразвития речи у детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты нашего исследования будут важны логопедам и воспитателям при проведении родительских собраний в ДОУ, медиками при консультировании будущих мам.
1. Теоретический обзор материала по теме исследования
Понятие «Общее недоразвитие речи»
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввели его в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп при детских садах. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР (Т.Б. Филичева).
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолёт, самосвал, пароход.
II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики». Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции (например, «игаю мятику» – Играю мячиком).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки не били. Потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка – там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».
IV уровень речевого развития характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор). У детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно. При составлении рассказа констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов [2].
Причины недоразвития речи
Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.
1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.
Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод – первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
1.1. Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными – токсикоз первой и второй половины беременности, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы и т.п.).
1.2. Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
1.3. Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
1.4. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.
1.5. Нарушения сроков вынашивания плода: недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
1.6. Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в психическом и физическом развитии.
1.7. Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.
1.8. Экологические вредности. Например, на Урале дефицит йода в воде влечёт за собой поражение эндокринной системы и мозга ребёнка. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют всем детям, проживающим на Урале принимать йодсодержащие препараты.
1.9. Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения – ультрафиолетового, ионизирующей радиации).
1.10. Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга.
В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений – от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.
3. Вредности родового периода
3.1. Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, которые могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
3.2. Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
3.3. Кесарево сечение – В процессе рождения путем кесарева сечения у ребенка может возникнуть ишемический инсульт, поэтому в настоящее время данная операция назначается строго по показаниям.
3.4. Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:
4.1. Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
4.2. Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи.
4.3. Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
4.4. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
4.5. Прием антибиотиков, приводящих к снижению слуха.
5. Группа функциональных нарушений, приводящих к нарушению речевого развития ребенка.
Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств – эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.
5.1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка. В неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие малышей задерживается.
5.2. Соматическая ослабленность – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
5.3. Психологические травмы, вызванные испугом или стрессом, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений – заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими).
5.4. Подражание речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, ускоренный темп речи, заикание [1].
Также следует отметить, что речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет показано различие правого и левого полушария головного мозга в зависимости от пола. Левое полушарие в основном осуществляет речевую функцию, а правое – зрительно – пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, наоборот, быстрее развивается левое полушарие, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. У девочек раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.
Система помощи детям с ОНР в России
Логопедическая помощь дошкольникам с речевой патологией в российской системе образования осуществляется в детских садах комбинированного типа, где создаются группы для детей с нарушениями речи, логопедические пункты. Дети школьного возраста с нарушениями речи получают помощи в логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е и 2-е отделения).
В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п., детские санатории, сурдологические кабинеты. В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (алалия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).
В логопедических группах ДОУ оказывают помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача – коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:
1) группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
2) группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
3) группы для детей с заиканием.
Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с I – II уровнем ОНР зачисляются в логопедические группы с 4 лет на 3 года обучения. Дети с III уровнем недоразвития речи зачисляются с 4–5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент групп для детей с ТНР составляют воспитанники преимущественно с III уровнем ОНР.
Дети школьного возраста получают логопедическую помощь в логопедических пунктах, которые создаются при общеобразовательных школах. Коррекционная работа с учащимися в логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.
В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи. В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.
2. Описание исследования и его результаты
Этапы проведения исследования
Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (табл. 1).
Таблица 1
Этапы исследования
Этап |
Задачи |
Используемые методы |
Сроки |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы |
– изучить и проанализировать познавательную и научную литературу. |
– самостоятельное размышление; – изучение информационных источников; – поиск литературы по теме исследования. |
январь 2018 г. – май 2018 г. |
2 этап. Практическое исследование проблемы |
– изучить информацию о количестве детей с нарушениями речи на сайтах МБДОУ г. Снежногорска. – провести собеседование с учителями-логопедами ДОУ и школы по теме исследования; – провести анкетирование родителей; – провести анализ статистических данных. |
– наблюдение; – анализ; – сравнение; – анкетирование |
Май 2018 г. – сентябрь 2018 г. |
3 этап. Практическое использование результатов |
– обобщить изученную информацию; – разработать рекомендации по теме исследования; – разработать памятки для родителей. |
– наблюдение; – систематизация; – отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) |
май 2018 г. – сентябрь 2018 г. |
Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области
Специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК) которые обследуют дошкольников с нарушениями речи отмечают, что количество детей с ОНР остаётся стабильно высоким из года в год. В настоящее время в г. Снежногорске работают 7 логопедических групп, которые оказывают квалифицированную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. Также работают 2 логопедических пункта при школах (СОШ № 266 и ООШ № 269). При необходимости школьников с тяжелыми нарушениями речи могут направлять на обучение в ГОБОУ «Минькинская коррекционная школа-интернат» (п. Минькино Мурманской области).
Анализ статистических данных по количеству дошкольников, зачисленных в логопедические группы в г. Снежногорске (ЗАТО Александровск)
Таблица 2
Количество групп компенсирующего назначения для детей с ТНР в ЗАТО Александровск (т.о. Снежногорск) в 2018–2019 уч. году
Группа ДОУ |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
ДОУ № 2 |
1 |
1 |
ДОУ № 7 |
1 |
1 |
ДОУ № 8 |
1 |
0 |
ДОУ № 9 |
1 |
1 |
Всего групп |
7 групп |
Таблица 3
Количество детей с ОНР, зачисленных в старшие группы, компенсирующей направленности для детей с ТНР
Уч. год Нару- шения речи |
2016–2017 учебный год |
2017–2018 учебный год |
2018–2019 учебный год |
|||||||||
ДОУ 2 |
ДОУ 7 |
ДОУ 8 |
ДОУ 9 |
ДОУ 2 |
ДОУ 7 |
ДОУ 8 |
ДОУ 9 |
ДОУ 2 |
ДОУ 7 |
ДОУ 8 |
ДОУ 9 |
|
ОНР (I ур) |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ОНР(II ур) |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
ОНР (III ур) |
12 |
12 |
11 |
10 |
11 |
11 |
10 |
12 |
11 |
12 |
13 |
14 |
ОНР (IV ур) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
14 |
14 |
13 |
12 |
14 |
14 |
13 |
14 |
12 |
14 |
15 |
14 |
% от общего количест-ва воспитан-ов старших групп ДОУ |
23 % |
37 % |
22 % |
25 % |
23 % |
36 % |
21 % |
29 % |
29 % |
34 % |
36 % |
30 % |
Всего |
53 воспитанника |
55 воспитанников |
55 воспитанников |
|||||||||
% от общего количест-ва воспитан-ов старших групп ДОУ |
26 % |
26 % |
32 % |
Эти данные свидетельствуют о стабильно высоком проценте детей с общим недоразвитием речи среди дошкольников МБДОУ г. Снежногорска. При этом в реальности это количество детей еще выше, так как, по словам учителей-логопедов, не все нуждающиеся дети зачисляются в логопедические группы по причине отказа родителей. Эти дети продолжают посещать общеразвивающие группы ДОУ и занимаются в логопунктах 2–3 раза в неделю, что недостаточно для коррекции общего недоразвития речи. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети с ОНР поступают в школу, и, как следствие, у них возникают проблемы с усвоением программного материала по чтению и русскому языку.
Таблица 4
Количество детей с ОНР, поступивших в первый класс МБОУ ООШ № 269
Учебный год Нарушение речи |
2016–2017 |
2017–2018 |
2018–2019 |
ОНР (II уровень) |
0 |
0 |
0 |
ОНР (III уровень) |
6 |
4 |
5 |
ОНР (IV уровень) |
6 |
2 |
1 |
% от общего количества первоклассников |
12 % |
6 % |
6 % |
Анализ данных показывает, что впервые классы общеобразовательной школы поступает значительное количество детей с ОНР. В основном, это дети, которые по разным причинам не получили специализированную помощь в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.
2.4. Анкетирование. Выводы по результатам
Анкета представлена в Приложении 1. Всего в анкетировании приняли участие 46 человек (мамы 28 мальчиков и 18 девочек). После обработки данных были получены следующие результаты.
Результаты представлены в диаграмме (Приложение 2)
Среди детей с ОНР преобладают мальчики – 61 %
В ходе исследования было выявлено влияние следующих негативных факторов на развитие ребенка, в том числе вызывающих речевую патологию:
Факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся плод:
– хотя бы один из родителей умеренно употребляет алкоголь в 65 % семей;
– родители курят в 52 % семей (из них в 11 % случаях курят оба родителя);
– испытывали токсикоз во время беременности – 43 %;
– сохраняли беременность в условиях стационара – 26 % матерей;
– перенесли вирусные заболевания во время беременности – 13 %;
– повышенное давление – 11 %;
– вредности на рабочем месте – 11 % матерей;
– несовместимость крови по резус-фактору – 7 %;
– эндокринные заболевания – 4 %;
– анемия – 4 %;
– травмы во время беременности – 2 %.
Неблагоприятные факторы во время родов:
– Кесарево сечение – 15 %;
– роды прошли с проблемами – 13 %;
– асфиксия (недостаток кислорода) – 11 %.
– родовая травма: 4 %.
Факторы, вызывающие речевую патологию, в первые годы жизни:
– неврологические проблемы наблюдались у 41 % детей (причем, 63 % из этих детей наблюдаются неврологом по настоящее время).
– инфекционно-вирусные заболевания перенесли – 50 %;
– желудочно – кишечные расстройства перенесли – 35 %;
– частые заболевания (соматически ослабленные дети) – 17 %;
Также в среднем 17 % респондентов отметили, что у ребенка была задержка в речевом развитии (слова появились к 3 годам, фразовая речь – к 3–4 годам).
37 % респондентов отметили наличие родственников с аналогичными проблемами в речевом развитии, что может говорить о генетической предрасположенности к речевым нарушениям.
Неблагоприятные социальные факторы, имеющие влияние на возникновение общего недоразвития речи у ребенка:
– Ребенок проводит у телевизора (компьютера, планшета) значительное количество времени в 82 % семей (1 час – 43 % детей из их количества, более часа – 57 %).
– Ограничение социальных контактов с родителями:
– в будний день 46 % респондентов недостаточно общаются с ребенком;
– в выходные дни 41 % респондентов недостаточно общаются с детьми.
Диаграмма по результатам анкетирования представлена в приложении.
Выводы по результатам анкетирования
Значительное количество дошкольников с ОНР в г. Снежногорске обусловлено комплексом неблагоприятных факторов, которые влияли на детей в процессе внутриутробного развития, во время родов, а также генетической предрасположенностью к речевым нарушениям, заболеваниями, которые ребенок перенес в первые годы жизни, ограничением социальных контактов с родителями, низкой психолого-педагогической грамотностью родителей, которые разрешают своему ребенку проводить много времени за просмотром телепередач и играми на электронных устройствах. Однако, уникальные компенсаторные возможности мозга ребенка, рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.
По итогам исследовательской работы можно предложить следующие мероприятия, которые могут в значительной степени снизить количество детей с общим недоразвитием речи в МБДОУ г. Снежногорск.
1. Проведение просветительской работы с учащимися 10–11 классов в школе, с будущими мамами в женских консультациях по вопросам важности здорового образа жизни для рождения здоровых детей, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
2. Ранняя постановка на учет беременных в женских консультациях для отслеживания хода беременности, лечения сопутствующих заболеваний.
3. Организация в женских консультациях работы по психологической подготовке будущих мам к родам.
4. Освобождение беременных женщин от работ, связанных с вредностью.
5. Обязательная консультация детского невролога в раннем возрасте и на протяжении первых лет жизни с целью отслеживания развития ребенка.
6. Проведение родительского собрания в ранних группах ДОУ, во время которого будут обсуждаться вопросы, как организовать общение с ребенком в семье, сколько времени нужно уделять ребенку, как создать дома развивающую обстановку.
7. Проведение родительских собраний в младших и средних группах ДОУ с целью популяризации знаний о нормах речевого развития ребенка дошкольного возраста, о назначении логопедических групп, разъяснения необходимости перевода ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР при диагностировании у ребенка ОНР.
8. Разработка буклета для родителей «Что делать, если у моего ребенка нарушения речи?».
Разработка рекомендаций по теме исследования
• Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо:
• Посетить консультацию учителя-логопеда, чтобы узнать, какие именно речевые проблемы есть у ребенка.
• Создать условия для коррекции речи ребенка (зачислить в логопедическую группу, в логопедический пункт ДОУ, посещать занятия логопеда в Центрах развития ребенка и т.п.).
• Регулярно заниматься с ребенком дома, четко выполняя рекомендации учителя-логопеда.
• Проводить как можно больше времени с ребенком, разговаривать с ним, играть, читать книжки.
• Ограничить времяпрепровождение ребенка у компьютера, телевизора и планшета.
А также
• Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
• Учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращайтесь к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.
• Побуждать ребенка к речи. Он должен чувствовать поддержку родителей, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать в речевой контакт. Необходимо задействовать, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») для ребенка.
• Учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
• Активно участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
• Поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
• Не сравнивать ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
• Организовывать совместную предметную и игровую деятельности с ребенком. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым, деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие. Необходимо включать речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивать ребенку свои и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже можно просить ребенка комментировать свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмыслять причинно-следственные зависимости.
Заключение
Таким образом, гипотеза подтвердилась, задачи, поставленные в начале исследования, решены:
– изучена литература по теме исследования;
– проанализирована система работы с детьми с ОНР в России и, в частности, в г. Снежногорске Мурманской области;
– проведен анализ статистических данных по количеству детей, зачисленных в группы с ТНР, в дошкольных учреждениях г. Снежногорск;
– проведено анкетирование родителей воспитанников логопедических групп г. Снежногорска Мурманской области;
– описаны результаты и сделаны выводы;
– разработаны рекомендации, составлен буклет для родителей на основе выводов по анкетированию и социального анализа.
Библиографическая ссылка
Тетерина М.О. ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ? ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=890 (дата обращения: 22.12.2024).