Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ? ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Тетерина М.О. 1
1 г. Снежногорск Мурманской области, МБОУДО «ДДТ «Дриада», 11 «В» класс
Хиневич Е.С. (Снежногорск, МБОУДО «ДДТ «Дриада»)
1. Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Л.Г., Окунева Г.Ю. Нервно-психические расстройства и речевые нарушения у детей. – Пермь, 1999.
2. Докшина А.А., Мехрякова Т.И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 99–101.
3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С. Н.- М., 1999.
4. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
5. Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит. – СПб. ,2011. – 312 с.
6. Общее недоразвитие речи // http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr (Дата обращения: 22.08.2018 г.).
7. РИА Новости // https://ria.ru/society/20171114/1508750706.html (Дата обращения: 21.08.2018 г.)
8. Система логопедической помощи детям с ОНР // https://vuzlit.ru/566227/sistema_logopedicheskoy_pomoschi_detyam (Дата обращения: 29.08.2018 г.).
9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
10. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Ч.II. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997 – С. 283–511.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/8/38651.

Актуальность исследования. Результаты специального изучения физиологов свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Также, по данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. У меня, как у будущего учителя-логопеда, эта тема вызывает особый интерес.

Специалисты утверждают: если в 1970–1980–е речевые дефекты были у каждого 4–го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений; увеличилось количество детей, у которых речь не появляется до 3 лет. По статистике, речевые нарушения в среднем в 2 раза чаще проявляются у мальчиков.

Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) составляют самую многочисленную группу – около 40 %. ОНР часто сочетается с выраженной неравномерностью психического развития, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А.Н.Корнев, В.В. Ковалев). Отсутствие своевременной работы по коррекции ОНР в дошкольном возрасте приводит к специфическим ошибкам в процессе чтения (дислексии) и на письме (дисграфии) и препятствует успешному усвоению программного материала по чтению и русскому языку в школе.

Вышесказанное заставляет специалистов серьезно задуматься над созданием системы медицинской, педагогической и социально-психологической помощи детям, имеющим тяжелые речевые нарушения (далее ТНР).

Целью настоящего исследования является анализ причин общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и разработка практических рекомендаций по решению данной проблемы.

Задачи настоящего исследования:

– Изучить литературу по теме исследования.

– Проанализировать:

систему помощи детям с ОНР в России и, в частности, в г. Снежногорске Мурманской области;

статистические данные по количеству детей, зачисленных в группы для детей с ТНР в дошкольных учреждениях г. Снежногорска;

– Провести анкетирование родителей воспитанников логопедических групп г. Снежногорска;

– Разработать рекомендации на основе выводов по результатам анкетирования и социального анализа.

Объект исследования. Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области.

Социальным объектом исследования являются воспитанники групп компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ г. Снежногорска.

Предмет исследования. Причины возникновения речевых нарушений у воспитанников ДОУ г. Снежногорска.

Гипотеза. Изучение причин речевых нарушений позволит спланировать профилактическую работу по снижению факторов риска, влияющих на развитие ребенка. В свою очередь, проведение профилактической работы по предупреждению нарушений речи позволит уменьшить количество детей с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области.

Методы исследования: теоретические и практические.

1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.

2. Практические: анкетирование, наблюдение, поиск, анализ.

Новизна работы заключается в том, что исследование дошкольников с ОНР проводится впервые в г. Снежногорске Мурманской области, автором разработана форма анкеты для родителей, которая позволяет выявить основные факторы риска при возникновении речевых нарушений у детей. Также в работе предложен комплекс практических рекомендаций по снижению количества детей дошкольного возраста с ОНР в условиях закрытого муниципального образования.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе количества воспитанников с ОНР в ДОУ г. Снежногорска, причин возникновения тяжелых речевых нарушений и предложении мер по профилактике общего недоразвития речи у детей.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты нашего исследования будут важны логопедам и воспитателям при проведении родительских собраний в ДОУ, медиками при консультировании будущих мам.

1. Теоретический обзор материала по теме исследования

Понятие «Общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввели его в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп при детских садах. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР (Т.Б. Филичева).

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолёт, самосвал, пароход.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики». Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции (например, «игаю мятику» – Играю мячиком).

III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки не били. Потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка – там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».

IV уровень речевого развития характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор). У детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно. При составлении рассказа констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов [2].

Причины недоразвития речи

Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод – первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

1.1. Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными – токсикоз первой и второй половины беременности, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы и т.п.).

1.2. Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

1.3. Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

1.4. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.

1.5. Нарушения сроков вынашивания плода: недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

1.6. Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в психическом и физическом развитии.

1.7. Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.

1.8. Экологические вредности. Например, на Урале дефицит йода в воде влечёт за собой поражение эндокринной системы и мозга ребёнка. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют всем детям, проживающим на Урале принимать йодсодержащие препараты.

1.9. Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения – ультрафиолетового, ионизирующей радиации).

1.10. Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений – от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

3.1. Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, которые могут затрагивать речевые зоны головного мозга.

3.2. Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.

3.3. Кесарево сечение – В процессе рождения путем кесарева сечения у ребенка может возникнуть ишемический инсульт, поэтому в настоящее время данная операция назначается строго по показаниям.

3.4. Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

4.1. Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.

4.2. Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи.

4.3. Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.

4.4. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.

4.5. Прием антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

5. Группа функциональных нарушений, приводящих к нарушению речевого развития ребенка.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств – эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

5.1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка. В неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие малышей задерживается.

5.2. Соматическая ослабленность – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

5.3. Психологические травмы, вызванные испугом или стрессом, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений – заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими).

5.4. Подражание речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, ускоренный темп речи, заикание [1].

Также следует отметить, что речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет показано различие правого и левого полушария головного мозга в зависимости от пола. Левое полушарие в основном осуществляет речевую функцию, а правое – зрительно – пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, наоборот, быстрее развивается левое полушарие, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. У девочек раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Система помощи детям с ОНР в России

Логопедическая помощь дошкольникам с речевой патологией в российской системе образования осуществляется в детских садах комбинированного типа, где создаются группы для детей с нарушениями речи, логопедические пункты. Дети школьного возраста с нарушениями речи получают помощи в логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е и 2-е отделения).

В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п., детские санатории, сурдологические кабинеты. В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (алалия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

В логопедических группах ДОУ оказывают помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача – коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

1) группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

2) группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);

3) группы для детей с заиканием.

Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с I – II уровнем ОНР зачисляются в логопедические группы с 4 лет на 3 года обучения. Дети с III уровнем недоразвития речи зачисляются с 4–5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент групп для детей с ТНР составляют воспитанники преимущественно с III уровнем ОНР.

Дети школьного возраста получают логопедическую помощь в логопедических пунктах, которые создаются при общеобразовательных школах. Коррекционная работа с учащимися в логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи. В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

2. Описание исследования и его результаты

Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (табл. 1).

Таблица 1

Этапы исследования

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

– изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

– самостоятельное размышление;

– изучение информационных источников;

– поиск литературы по теме исследования.

январь

2018 г. – май

2018 г.

2 этап.

Практическое исследование проблемы

– изучить информацию о количестве детей с нарушениями речи на сайтах МБДОУ г. Снежногорска.

– провести собеседование с учителями-логопедами ДОУ и школы по теме исследования;

– провести

анкетирование родителей;

– провести анализ статистических данных.

– наблюдение;

– анализ;

– сравнение;

– анкетирование

Май 2018 г. – сентябрь

2018 г.

3 этап. Практическое использование результатов

– обобщить изученную информацию;

– разработать рекомендации по теме исследования;

– разработать памятки для родителей.

– наблюдение;

– систематизация;

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

май 2018 г. – сентябрь

2018 г.

Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области

Специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК) которые обследуют дошкольников с нарушениями речи отмечают, что количество детей с ОНР остаётся стабильно высоким из года в год. В настоящее время в г. Снежногорске работают 7 логопедических групп, которые оказывают квалифицированную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. Также работают 2 логопедических пункта при школах (СОШ № 266 и ООШ № 269). При необходимости школьников с тяжелыми нарушениями речи могут направлять на обучение в ГОБОУ «Минькинская коррекционная школа-интернат» (п. Минькино Мурманской области).

Анализ статистических данных по количеству дошкольников, зачисленных в логопедические группы в г. Снежногорске (ЗАТО Александровск)

Таблица 2

Количество групп компенсирующего назначения для детей с ТНР в ЗАТО Александровск (т.о. Снежногорск) в 2018–2019 уч. году

Группа ДОУ

Старшая группа

Подготовительная группа

ДОУ № 2

1

1

ДОУ № 7

1

1

ДОУ № 8

1

0

ДОУ № 9

1

1

Всего групп

7 групп

 

Таблица 3

Количество детей с ОНР, зачисленных в старшие группы, компенсирующей направленности для детей с ТНР

Уч. год

Нару- шения речи

2016–2017

учебный год

2017–2018

учебный год

2018–2019

учебный год

ДОУ 2

ДОУ 7

ДОУ 8

ДОУ 9

ДОУ 2

ДОУ 7

ДОУ 8

ДОУ 9

ДОУ 2

ДОУ 7

ДОУ 8

ДОУ 9

ОНР (I ур)

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

ОНР(II ур)

2

2

2

1

4

3

3

1

1

2

2

0

ОНР (III ур)

12

12

11

10

11

11

10

12

11

12

13

14

ОНР (IV ур)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Всего

14

14

13

12

14

14

13

14

12

14

15

14

% от общего количест-ва воспитан-ов старших групп ДОУ

23 %

37 %

22 %

25 %

23 %

36 %

21 %

29 %

29 %

34 %

36 %

30 %

Всего

53 воспитанника

55 воспитанников

55 воспитанников

% от общего количест-ва воспитан-ов старших групп ДОУ

26 %

26 %

32 %

Эти данные свидетельствуют о стабильно высоком проценте детей с общим недоразвитием речи среди дошкольников МБДОУ г. Снежногорска. При этом в реальности это количество детей еще выше, так как, по словам учителей-логопедов, не все нуждающиеся дети зачисляются в логопедические группы по причине отказа родителей. Эти дети продолжают посещать общеразвивающие группы ДОУ и занимаются в логопунктах 2–3 раза в неделю, что недостаточно для коррекции общего недоразвития речи. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети с ОНР поступают в школу, и, как следствие, у них возникают проблемы с усвоением программного материала по чтению и русскому языку.

Таблица 4

Количество детей с ОНР, поступивших в первый класс МБОУ ООШ № 269

Учебный год

Нарушение речи

2016–2017

2017–2018

2018–2019

ОНР (II уровень)

0

0

0

ОНР (III уровень)

6

4

5

ОНР (IV уровень)

6

2

1

% от общего количества первоклассников

12 %

6 %

6 %

Анализ данных показывает, что впервые классы общеобразовательной школы поступает значительное количество детей с ОНР. В основном, это дети, которые по разным причинам не получили специализированную помощь в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.

2.4. Анкетирование. Выводы по результатам

Анкета представлена в Приложении 1. Всего в анкетировании приняли участие 46 человек (мамы 28 мальчиков и 18 девочек). После обработки данных были получены следующие результаты.

Результаты представлены в диаграмме (Приложение 2)

Среди детей с ОНР преобладают мальчики – 61 %

В ходе исследования было выявлено влияние следующих негативных факторов на развитие ребенка, в том числе вызывающих речевую патологию:

Факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся плод:

– хотя бы один из родителей умеренно употребляет алкоголь в 65 % семей;

– родители курят в 52 % семей (из них в 11 % случаях курят оба родителя);

– испытывали токсикоз во время беременности – 43 %;

– сохраняли беременность в условиях стационара – 26 % матерей;

– перенесли вирусные заболевания во время беременности – 13 %;

– повышенное давление – 11 %;

– вредности на рабочем месте – 11 % матерей;

– несовместимость крови по резус-фактору – 7 %;

– эндокринные заболевания – 4 %;

– анемия – 4 %;

– травмы во время беременности – 2 %.

Неблагоприятные факторы во время родов:

– Кесарево сечение – 15 %;

– роды прошли с проблемами – 13 %;

– асфиксия (недостаток кислорода) – 11 %.

– родовая травма: 4 %.

Факторы, вызывающие речевую патологию, в первые годы жизни:

– неврологические проблемы наблюдались у 41 % детей (причем, 63 % из этих детей наблюдаются неврологом по настоящее время).

– инфекционно-вирусные заболевания перенесли – 50 %;

– желудочно – кишечные расстройства перенесли – 35 %;

– частые заболевания (соматически ослабленные дети) – 17 %;

Также в среднем 17 % респондентов отметили, что у ребенка была задержка в речевом развитии (слова появились к 3 годам, фразовая речь – к 3–4 годам).

37 % респондентов отметили наличие родственников с аналогичными проблемами в речевом развитии, что может говорить о генетической предрасположенности к речевым нарушениям.

Неблагоприятные социальные факторы, имеющие влияние на возникновение общего недоразвития речи у ребенка:

– Ребенок проводит у телевизора (компьютера, планшета) значительное количество времени в 82 % семей (1 час – 43 % детей из их количества, более часа – 57 %).

– Ограничение социальных контактов с родителями:

– в будний день 46 % респондентов недостаточно общаются с ребенком;

– в выходные дни 41 % респондентов недостаточно общаются с детьми.

Диаграмма по результатам анкетирования представлена в приложении.

Выводы по результатам анкетирования

Значительное количество дошкольников с ОНР в г. Снежногорске обусловлено комплексом неблагоприятных факторов, которые влияли на детей в процессе внутриутробного развития, во время родов, а также генетической предрасположенностью к речевым нарушениям, заболеваниями, которые ребенок перенес в первые годы жизни, ограничением социальных контактов с родителями, низкой психолого-педагогической грамотностью родителей, которые разрешают своему ребенку проводить много времени за просмотром телепередач и играми на электронных устройствах. Однако, уникальные компенсаторные возможности мозга ребенка, рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

По итогам исследовательской работы можно предложить следующие мероприятия, которые могут в значительной степени снизить количество детей с общим недоразвитием речи в МБДОУ г. Снежногорск.

1. Проведение просветительской работы с учащимися 10–11 классов в школе, с будущими мамами в женских консультациях по вопросам важности здорового образа жизни для рождения здоровых детей, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

2. Ранняя постановка на учет беременных в женских консультациях для отслеживания хода беременности, лечения сопутствующих заболеваний.

3. Организация в женских консультациях работы по психологической подготовке будущих мам к родам.

4. Освобождение беременных женщин от работ, связанных с вредностью.

5. Обязательная консультация детского невролога в раннем возрасте и на протяжении первых лет жизни с целью отслеживания развития ребенка.

6. Проведение родительского собрания в ранних группах ДОУ, во время которого будут обсуждаться вопросы, как организовать общение с ребенком в семье, сколько времени нужно уделять ребенку, как создать дома развивающую обстановку.

7. Проведение родительских собраний в младших и средних группах ДОУ с целью популяризации знаний о нормах речевого развития ребенка дошкольного возраста, о назначении логопедических групп, разъяснения необходимости перевода ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР при диагностировании у ребенка ОНР.

8. Разработка буклета для родителей «Что делать, если у моего ребенка нарушения речи?».

Разработка рекомендаций по теме исследования

• Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо:

• Посетить консультацию учителя-логопеда, чтобы узнать, какие именно речевые проблемы есть у ребенка.

• Создать условия для коррекции речи ребенка (зачислить в логопедическую группу, в логопедический пункт ДОУ, посещать занятия логопеда в Центрах развития ребенка и т.п.).

• Регулярно заниматься с ребенком дома, четко выполняя рекомендации учителя-логопеда.

• Проводить как можно больше времени с ребенком, разговаривать с ним, играть, читать книжки.

• Ограничить времяпрепровождение ребенка у компьютера, телевизора и планшета.

А также

• Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

• Учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращайтесь к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

• Побуждать ребенка к речи. Он должен чувствовать поддержку родителей, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать в речевой контакт. Необходимо задействовать, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») для ребенка.

• Учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

• Активно участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

• Поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

• Не сравнивать ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

• Организовывать совместную предметную и игровую деятельности с ребенком. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым, деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие. Необходимо включать речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивать ребенку свои и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже можно просить ребенка комментировать свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмыслять причинно-следственные зависимости.

Заключение

Таким образом, гипотеза подтвердилась, задачи, поставленные в начале исследования, решены:

– изучена литература по теме исследования;

– проанализирована система работы с детьми с ОНР в России и, в частности, в г. Снежногорске Мурманской области;

– проведен анализ статистических данных по количеству детей, зачисленных в группы с ТНР, в дошкольных учреждениях г. Снежногорск;

– проведено анкетирование родителей воспитанников логопедических групп г. Снежногорска Мурманской области;

– описаны результаты и сделаны выводы;

– разработаны рекомендации, составлен буклет для родителей на основе выводов по анкетированию и социального анализа.


Библиографическая ссылка

Тетерина М.О. ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ? ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-2. – С. 328-336;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=890 (дата обращения: 13.05.2021).