Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РУССКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Акинин М.Д. 1
1 с. Старомарьевка,Э МКОУ «СОШ №7», 11 класс
Акобян А.Т. (с. Старомарьевка, МКОУ «СОШ №7»)
1. Манасян А. Геноцид армян: императив политического переосмысления век спустя // 21-й ВЕК. – 2015. – № 3 (36).
2. Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы А839 Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. – 416 с.
3. Беликов Г. Святыни двух народов // Cтавропольская правда. 02.03.1994.
4. Восканян В. Древняя Русь и Армения.
5. Великая Н.Н. Армяне терского левобережья в VIII- XIX вв. // Studia Pontocaucasica. 2. Армяне Северного Кавказа. – Краснодар. 1995. – С.194–195.
6. Парсамян В. Развитие исторической науки в Армении в первой половине XIX // Известия академии наук Армянской ССР. – 1953. – №6.
7. Сароян Г.А. История армянского народа в кратком изложении. – Краснадар, 2015.
8. Депеша Русского посланника в Каире Смирнова Министру иностранных дел С. Сазонову (25 июня 1915 г.).
9. Ерицов А.Д. Первоначальное знакомство армян с северо-восточною Русью // Кавказский вестник. – 1901. – № 12. – С. 50.
10. Ковалевский М. Армянский вопрос // Черная книга. – C. 191.
11. Международная научная конференция, посвященная 100–летию геноцида армян, состоялась в Нижнем Новгороде // Сборник материалов об Армении и армянской диаспоре. Вып. 7. – Н. Новгород, 2017. – 208 с.
12. Каганкатвеци М. История агван / пер. К. Патканова. – СПб., 1861. – C. 275–276.
13. Мурадян М.Ф. Российско-армянские отношения в последнем десятилетии XX века // Голос Армении. 04.IV.2002.
14. Перевод послания армянских меликов Петру I // Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века / под ред. А. Иоаннесяна. – Т. II, Ч. I. – Ереван: АН АрмССР, 1964.
15. Грамоты Петра Первого об армянах // Полное собрание законов. Т.VII. – СПб, 1830. – С. 257.
16. История о Казанском царстве. (Казанский летописец) // ПСРЛ. Т. XIX. – СПб., 1903. – С. 130.
17. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. – М., 1947. – 124 c.
18. Крбекян В.Г. Участие армян в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. – Ереван: Антарес, 2004. – 168 с.
19. Семина Х.Д. Трагедия русской армии Первой Великой войны 1914–1918 гг. Записки сестры милосердия кавказского фронта. – Нью Мексико, 1963.
20. Этносоциологические исследования Армении и Диаспоры 10 / Институт этнологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. – Ереван, 2016.
21. 100–летие Геноцида армян в османской империи: уроки истории: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции 20 апреля 2015 г. в Уральском федеральном университете, РФ.
22. http://geoclub.info/armenia-vov/.
23. http://www.yerkramas.org/article/27222/genocid-armyan-i-rossiya.
24. [https://www.youtube.com/watchv=lXJncewCUgc.
25. https://www.youtube.com/watchv=U1hqIJ3XNn8.
26. https://www.youtube.com/watchv=6e6dAkZl3KM.
27. https://www.youtube.com/watchreload= 9&v=Nr8CPqGsAAg.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/5/37036.

Любить Армению по-русски – не спеша, Как будто вновь рождается душа. На Арарате, начиная путь, Она любила так, что не вздохнуть.

Любить Армению по-русски – без измен, Решая миром множество проблем. И выбирать родителей из стран: Россию – мать! Отца же – Айастан! Любить Армению по-русски – без причин, Лететь душой в святой Эчмиадзин. Неся в себе спасение Креста, С благословением жить Господа Христа

В. Коноплев

Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений различных этносов. Сила России – в ее народе, в ее многонациональности. Я горжусь, что в нашей стране такое огромное количество культур. Россия как государство и существует только благодаря этому национальному разнообразию. Предметом гордости страны являются такие ее представители, как А.С. Пушкин (имеющий, как известно, африканские корни), В.А. Жуковский (имевший турецкие корни), Н.М. Карамзин (возводивший свой род к татарской знати), П.И. Багратион (грузин), Махмуд Исамбаев (чеченец), М.Т. Лорис-Меликов, Анастас и Артем Микояны и Арам Хачатурян (армяне), протопоп Аввакум и патриарх Никон (мордвины), И.И. Левитан и Б.Л. Пастернак (евреи)… Межнациональные отношения являются одними из основополагающих в современном обществе, а межнациональные конфликты – одними из самых болезненных.

Я живу в Ставропольском крае, многонациональном селе Старомарьевка, которая населена многочисленными этническими группами: лезгины, чеченцы, даргинцы, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы...

Межнациональные браки – обычное явление в нашем селе. Самые распространенные – это браки между русскими и армянами. Русская культура для многих армян стала такой же родной, как и армянская. И дружба между этими народами испытана не годами, а веками. Армяне про русский народ всегда говорит: «Наш великий друг севера».

Цель моей работы:

• на примере русско-армянских отношений доказать, что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, поможет воспитать любовь не только к России, но и к своим корням, к своей нации, что поможет воспитанию толерантного отношения к представителям других наций,

• доказать, что армянский народ является не только традиционным союзником России, но и выполняет важную созидательную миссию на Кавказе.

• В соответствии с поставленной целью, основными задачами являются:

• анализ исторических традиций и социокультурных основ русско-армянских отношений;

• знакомство с историей появления армян в селе Старомарьевка;

• проанализировать, синтезировать и обобщить полученные данные.

Объект исследования: русско-армянские отношения.

Предмет исследования: политическое, историческое, культурное взаимодействие и развитие двух народов и государств.

Исследовательская гипотеза: русско-армянские отношения, имеющие глубокие культурно-исторические традиции, служат основой для взаимной реализации национальных интересов России и Армении.

Методы исследования:

– изучение литературы и других источников информации на армянском и русском языках;

– консультации с научными сотрудниками Армении и России;

– анализ и синтез исторических документов и исследуемой литературы;

– опрос и анкетирование;

– сравнительно – сопоставительный анализ;

– типизация;

– фотографирование;

– изучение, синтез и обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы: изучить и обобщить теоретические представления о русско-армянских вековых братских отношениях.

Практическая значимость исследовательской работы:

• в наше нелёгкое политическое время работа особенно актуальна с учетом важности укрепления русско- армянских политических, военно- экономических и культурно- исторических связей;

• результаты исследования могут быть использованы для проведения тематических классных часов, для докладов по темам при подготовке к урокам истории, обществознанию, русского языка, английского языка, литературы и МХК, а также при подготовке к сдаче ЕГЭ по этим дисциплинам.

По виду деятельности данная работа является исследовательской работой, так как выдвинута гипотеза, которая доказана в процессе исследования темы.

По содержанию данная исследовательская работа относится к межпредметной.

По организации – индивидуальная.

По времени – долговременная (долгосрочная: май – ноябрь 2018 г.).

Армянская диаспора в мире и армяне на юге России

«Да будет благословен тот час, когда русские благословенной своей стопой вступили на армянскую светлую землю и развеяли проклятый злобный дух кизильбашей».

Эти слова были написаны Хачатуром Абовяном, армянским писателем, национальным общественным деятелем начала 19-го века, основоположником новой армянской литературы и нового литературного языка в 1841 году в историческом романе «Раны Армении». Но русско-армянские отношения намного старше. Они возникли еще в далеком прошлом, на началах взаимного понимания и дружбы. Дружбы, которая имеет глубокие исторические корни и которая зарождалась и развивалась в многовековой борьбе за освобождение от социального и национального гнета.

Сегодня больше обсуждается тема армян, проживающих в Росси, чем присутствие русских в Армении. Дело в процентном соотношении: в России живет чуть меньше армян, чем в самой Армении. Трагическая судьба армянского народа привела к возникновению армянской диаспоры. Армяне в разных количествах проживают во всех уголках мира: в России, США, Германии, во Франции, в Болгарии, в Индии, ЮАР и т.д. Но самая большая диаспора – в России. По официальным данным переписи 2010 г. в России проживает 1980000 армян. Самая большая армянская Диаспора находится в Краснодарском крае, затем в Ставропольском крае и третье место по численности армян занимает Ростовская область.

Формирование армянской диаспоры на юге России относится к XVIII – началу XXв. преимущественно за счет выходцев из Ирана и Турции, между которыми в 1639 г. была поделена Армения. Но известны более ранние миграции, документально зафиксированные еще в XI- XII вв. в Южном Дагестане и на Северо – Западе Кавказа.

Куда бы армяне не переселялись, они открывали армянские школы, строили церкви, создавали культурные общества. С 1800 г. армянам Кизляра и Моздока было разрешено иметь свои суды, которые совершали функции органов самоуправления. В 1799 г. армяне основали новый город на месте Старых Маджар и дали ему название «Старый Крест» (современный Буденновск). Органом самоуправления в нем стал магистрат, при котором функционировал армянский суд.

Согласно источникам, терские армяне помимо родного языка свободно владели и языками окружающих их народов, строго соблюдая при этом различные церковные обряды и посты. Они хранили крепость семейных уз, невозможность семейных разделов при жизни родителей, воспитание детей под строгим надзором старших, обучение их чтению и письму на родном языке, соблюдение обычаев взаимопомощи, уважения к старшим, гостеприимства. [ Великая Н. Н. «Армяне терского левобережья» в VIII- XIX вв//Studia Pontocaucasica. 2. Армяне Северного Кавказа.- Краснодар. 1995. С.194–195]

В 1839 г. образуется Армянский аул, переименованный в 1841г. в город Армавир по названию древней столицы Армении. Здесь активно начинают развиваться торговля, обрабатывающая промышленность, открываются армянские школы, строятся несколько церквей. До 1914 г. Армавир считался селом. Но здесь раньше, чем во многих других городах Кавказа, появились электричество, телефон, трамвай.

В 1778 г. по приказу Екатерины II было решено пересилить в низовья Дона наряду с 18407 греками 12598 армян. Под руководством А.В. Суворова армянские переселенцы 1779 г. дошли до низовий Дона, где им по царской грамоте отводилось 86 тысяч десятин земли рядом с крепостью Св. Дмитрия Ростовского и разрешено было основать один город и пять селений. По этой грамоте переселенцы получили различные льготы и привилегии.

Построенный армянами практически на пустом месте город получил название Нор (Новый) Нахичевань, который в 1838 г. был переименован в Нахичевань – на – Дону, чтобы отличиться от древнего армянского города Нахичевана, расположенного на берегу Аракса.

Сельские переселенцы в окрестностях города основали пять селений – Чальтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай, воспроизведения названия оставленных в Крыму сел.

Колония получила возможность решать свои внутренние проблемы самостоятельно. У колоний был герб с изображением пчел и улия, символизирующий трудолюбие армянского народа, а также печать и собственный суд. Языком делопроизводства стал армянский.

Был построен монастырь Сурб Хач (Святой Крест), где в 1790 г. была открыта первая на юге России типография. В 1894 г. на центральном кладбище города был воздвигнут памятник Екатерине II, на пьедестале которого была высечена надпись: «Императрице Екатерине благодарные армяне».

Известно, что во время русско – персидских и русско – турецких войн, а также во время войны с Наполеоном XVIII-XIX вв. нахичеванские армяне оказывали значительную материальную помощь русскому правительству. Местные купцы поддерживали связи не только с Арменией, но и с армянскими колониями разных стран Запада и Востока, содействуя тем самим развитию внешних торговых – экономических связей этих стран с Россией [Казаров С. «Нахичеванское купечество» (конец XVIII- начало XX века) Ростов-на-Дону, 2012, с. 140].

Спустя три года после основания Екатеринодара к 1797 г. армяне, главным образом торговые люди, начинают населять город. Как и в других городах, здесь тоже армяне начинают развивать торговлю и промышленность. Большая часть маслобойных заводов, мельниц и крупных магазинов Екатеринодара принадлежала товариществам армянских купцов. Им же принадлежали многие красивые здания в центре города, которые украшают город до сих пор.

В 1777 г. был основан Ставрополь, в качестве крепости. Армянские поселенцы появились там с первых дней его основания. В 1808 г. 50 армянских семей поселились здесь из Нор Нахичевана. Они построили первую деревянную армянскую церковь, а в 70-х годах XIX в. – каменную. В 1851г. рядом с церковью была возведена армянская школа. Вот что пишет бытописатель И. Бентковский: «армяне, поселившись в Ставрополе, составили из своих жилищ почти отдельный квартал, который долгое время был известен под названием Армянской улицы. Каждый армянин имел при доме лавку, через что из их улицы образовался гостиный ряд». [Беликов Г. «Святыни двух народов» // ставропольская правда. 02.03.1994].

Армянам принадлежали крупнейшие в городе магазины, паровые мельницы, даже театр и первый в городе кинотеатр.

С развитием курортов Кавказских минеральных вод армянские общины возникают также в Пятигорске и в других курортных городах. Самой крупной из них была община в Пятигорске. Здесь также в основном армяне занимались торговлей. Им принадлежали крупные магазины, крытый рынок, красивые особняки. Среди армян были также знаменитые курортные врачи.

Таким образом, армяне в России на протяжении целого тысячелетия жили и трудились, пользуясь постоянным покровительством российского правительства, которое обеспечивало их различными льготами и привилегиями русского народа. Но армяне здесь жили не только национальными интересами своей родины, но и во многом интересами принявшей их страны. Они внесли большой вклад в экономику, науку и в культуру этой страны.

Бог наградил армян не только выдающимся талантами коммерческой деятельности, но и способностью глубоко понимать потребности и психологию других людей, совершенно непохожих на них ни традициями, ни обычаями, ни законами своего быта и своей веры. Армянские предприниматели умеют находить верный тон, верные слова, верный способ общения с самыми разными народами Кавказа, добиваясь своей выгоды, не задевая ни национальных, ни религиозных, ни бытовых чувств и правил народов, с которыми они имеют дело.

С сожалением надо отметить, что за годы советской власти планомерно проводилось по отношению к национальным меньшинствам политику не столько русификации, сколько своего рода «унификации», сближения культур, целью которой было создание новой исторической общности – «советского народа». И в результате армянская диаспора в России практически лишилась, за небольшим исключением, многих очагов своей национальной культуры, создаваемой до 1917 г.

И только к концу 80-х годов прошлого столетия, после начала Карабахского движения за независимость в 1988 г., почти во всех местах компактного проживания армян в России открываются культурно – просветительные общества, организуются землячества, воскресные школы и классы по изучению армянского языка, создаются народные ансамбли армянской музыки, песни и танца, реставрируются и строятся новые церкви.

Армяне в селе Старомарьевка Грачёвского района Ставропольского края

Старомарьевка – одно из сел Ставропольского края, где количество армян занимает второе место после русских среди населения. По численности они обгоняют такие крупные этнические группы как украинцы, даргинцы, лезгины, чеченцы.... Примечательно, что выполняя многогранную общественную работу с достижениями главной цели, они сохраняют и свою культуру, язык, национальные традиции, национальный характер, который отличается стойкостью, целеустремленностью и самоуважением. Во многом это основано на высокой духовности армян Армянской апостольской церкви – наставнице и защитнице народа.

Армяне, приехав в Старомарьевку в начале 1988 г., после трагических событий в Сумгаите и в Баку, а также в поисках работы из разных районов бывшего Советского Союза, начали заниматься торговлей, животноводчеством, строительством… К концу 1988 года Армению постигло еще одно горе – землетрясение. И многие армяне, которые остались без жилья на своей Родине, приехали в Ставропольский край. Для многих армянских семей наше село стало родным, где они живут, трудятся, создают новые семьи.

У армян есть характерная черта – помочь друг другу, протянуть руку помощи своему родственнику, близкому, соседу, другу…. Но несмотря на то, что в Старомарьевке армяне компактно живут с другими этническими группами и со всеми армянами вообще, они продолжают более тесно общаться со своими земляками, то есть с теми, к кому они приехали или с кем они когда – то покинули свои родные земли.

Основу армян в Старомарьевке составляют выходцы из Карабаха, Кировабада (ныне Гянджа, республика Азербайджан), Гюрджевана (село в Ахсуйском районе Азербайджана, которое было в основном населено армянами), Чардахлу, Айгедзора (село Шамшадинского района Республики Армения), Гоша (село в Дилижанском районе Республики Армения), есть и выходцы из Грузии из исторического Джавахка (ныне Самцхе- Джавахети) и из других районов Армении. Но самая большая группа – это выходцы из села Чардахлу, села Айгедзор, из разных районов Карабаха и из села Гош. Целая улица Михайловская населена выходцами из Айгедзора.

Основные занятия местных армянских мужчин – строительство. Женщины в основном домохозяйки, причем большинство из них имеют высшее образование. Но, в свое время, не имея гражданства Российской Федерации и не сумев найти работу по профессии, многие из них предпочли остаться дома и заняться воспитанием детей. Есть среди женщин и мужчин немало предпринимателей, экономистов, медработников и учителей.

Самые распространенные армянские фамилии – Григоряны, Акопяны, Саркисяны или Саргсяны и Аветисяны. Причем они необязательно являются родственниками.

Конкретно подсчитать, сколько армян эмигрировали в Старомарьевку и из каких мест, я не смог, так как столкнулся с проблемой: нет данных в администрации села. Но достоверные данные о количестве учащихся, представляющих разные национальности, ведется в журнале соц. педагога нашей школы Хохловой Валентины Федотовны. По справкам, которые ведет Валентина Федотовна, армяне в МКОУ СОШ №7 составляют 23 %. Валентина Федотовна также помогала мне провести опрос и анкетирование среди учащихся для выяснения процентного соотношения армян, эмигрировавших из разных местностей России и бывшего Советского Союза.

В ходе опроса я выяснил, что армяне, которые в свое время эмигрировали из села Чардахлу, составляют большинство – 35 %; из всего Карабаха – 20 %; из села Айгедзора Шамшадинского района республики Армяния – 15 %; из села Гюрджеван Республики Азербайджан – 10 %; из села Гош Дилижанского района Республики Армения – 7 %; армяне, которые эмигрировали из Грузии, составляют 5 %; остальные 8 % приехали в Старомарьевку из разных областей России и Армении.

Хочу еще раз отметить, что эти данные основаны на опросе, сделанном среди учащихся представителей армянской национальности МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка и среди родителей этих детей. По разрешению директора школы Краснянской Светланы Викторовны я посещал родительские собрания школы в течение сентября месяца.

В МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка было проведено анонимное анкетирование среди 7–9 классов (170 учащихся), 10–11 классов (30 учащихся) и среди учителей (30 педагогов). Всем были предложены следующие вопросы:

Согласны ли вы с выражением «В дружбе народов – единство России».

«да» – 90 %

«нет» – 0 %

«затрудняюсь ответить» – 5 %

«другое» – 5 %

Как вы относитесь к межэтническим бракам?

«положительно» – 60 %

«отрицательно» – 20 %

«затрудняюсь ответить» – 17 %

«другое» – 3 %

Знакомы ли вы с культурой, традициями и историей армянского народа?

«да»-80 %

«нет»-2 %

«затрудняюсь ответить» – 13 %

«другое» – 5 %

Слышали ли вы о Геноциде армян?

«да» – 98 %

«нет» – %

«затрудняюсь ответить» – 0 %

«другое» – 0 %

Хотели бы вы посетить Армению?

«да» – 94 %

«нет» – 1 %

«затрудняюсь ответить» – 2 %

«другое» – 3 %

Проанализировав результаты анкетирования, я пришёл к выводу, что учащиеся школы знакомы с традициями, обычаями, искусством, фольклором и историей армянского народа. У них развита межэтническая толерантность и уважение к культуре других народов. И основная заслуга в этом педагогического состава и администрации МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка. Здесь часто проводятся большие внеклассные мероприятия, воспитывающие толерантность учащихся к культуре других народов. Один из самых популярных ежегодных фестивалей – утренник, посвященный народам Кавказа «Мы дети Кавказа – за мир на Кавказе», «Кавказ наш общий дом». Именно благодаря таким мероприятиям укрепляется дружба и межнациональные отношения между учащимися нашей школы.

Но я бы хотел, чтобы кроме внеклассной работы учителя и учащиеся имели возможность посещать Армению и принимать армянских учеников и учителей по программе обмену учащимися. Это даст уникальную возможность окунуться в культуру наших стран.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сказать, что задачи и цели выполнены: в ходе проведённой работы был изучен и синтезирован материал о русско-армянских отношениях.

Данное исследование показало, что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, поможет воспитать любовь не только к России, но и к своим корням к своей нации, что поможет воспитанию толерантного отношения к представителям других наций.

В своей работе я доказал, что армянский народ является не только традиционным союзником России, но и выполняет важную созидательную миссию на Кавказе.

Данные выводы подтверждают выдвинутую гипотезу: русско-армянские отношения, имеющие глубокие культурно-исторические традиции, служат основой для взаимной реализации национальных интересов России и Армении.

Сегодня отношения Армении и России находятся на очень высоком уровне. Армения считается основным союзником России в Закавказье, позиции стран совпадают или близки по ключевым международным вопросам. Сотрудничество Армении в формате ОДКБ, по оценке армянской стороны, является существенным элементом ее национальной безопасности. Среди договоров и соглашений, определяющих межгосударственные отношения – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года.

Я думаю, моя работа имеет практическую направленность: в наше нелёгкое политическое время работа особенно актуальна с учетом важности укрепления русско- армянских политических, военно- экономических и культурно- исторических связей, а также может быть использована для проведения тематических классных часов, для докладов по темам при подготовке к урокам истории и МХК, при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории, обществознанию и литературе.


Библиографическая ссылка

Акинин М.Д. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РУССКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=933 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674