Конституция – это самый главный закон страны. Она определяет основные положения страны, показывает отношение государства и гражданина, определяет роль государства в данной стране, закрепляет форму государственно территориального устройства и многое другое. Все это закреплено в Конституции Российской Федерации принятой в 1993 году. По мнению экспертов, данная конституция устарела. То есть она не в полной мере регулирует те или иные отношения, более того, даже противодействует развитию страны. Поэтому специалисты считаю, что необходимо внести коренные изменения в имеющуюся конституцию или создать совершенно новый правовой документ. Конституции принятой 12 декабря 1993 году 25 лет. За это время мы получили большое количество опыта. Но даже первичный анализ дает понять, что проблема эффективности данной Конституции считается весьма актуальной. Более того, имеет место проблема связи факторов успешности, определяемых конституцией, и успеха процветания страны. Государственные органы нередко сталкиваются с проблемой, когда та или иная проблема не может быть урегулирована из-за отсутствия или неполноты правовой нормы. Таким образом, возникает некий пробел в конституции. Пробел права уместен тогда, когда можно отмечать, что соответствующий вопрос входит в сферу регулирования конституционного права и должен решаться правовыми средствами, но его решение в целом или в какой-то части не предусмотрено или предусмотрено не полностью [4].
В данной работе предпринята попытка провести историко-правовую оценку ранее действующих конституций, анализ современной, объяснить причины и последствия изменений Конституции РФ, и дать прогноз относительно конституционных реформ в будущем.
1. Историко-правовая оценка советских конституций
1.1. Конституция 1924 года
В первых советских Конституциях отражались социалистические ценности и классовый характер. Конституция 1924 года утверждала такие ценности, которые по факту не осуществлялись в обществе. Это относилось к провозглашаемым в ней принципам принадлежности власти трудящимся, полноты власти Советов, федеративного устройства России, возможностям гражданами осуществлять закрепленных в конституциях прав и свобод. В ней показан факт вхождения республик в Союз ССР. Он отмечен в ст. 3, показывающей, что согласно желанию народов, принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, республики, входя в состав Союза ССР, передают Союзу право власти, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к объектам воздействия органов Союза ССР. В ст. 19 показывалось, что в пределах, отмеченных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к полномочиям Союза, на территории республик имеют неоспоримую силу постановления главных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не могут издавать законы государственного значения на территории республик СССР. Этим частично подтверждались независимые права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на независимость республик в их Конституциях не было. Не было также создана в этой Конституции система сохранения за республиками права выхода из состава Союза ССР. Права республик как государств, входящих в состав Союза, не отмечались на прямую, а лишь через предметы действия высших органов РСФСР. В связи с появлением субъектов СССР в ее Конституции уже появились положения, показывающие их статус и возможности федерации в отношении их. В структуре Конституции была отмечена глава «О советских социалистических республиках», в которой показывались основы формирования их органов государственной власти, порядок утверждения Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об независимых областях. К полномочиям республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К общему ведению Съезда и ВЦИК относилось отмеченные границ республик, АССР и независимых областей, утверждение Конституций дружеских республик, АССР, разрешение различных вопросов между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена указов Съездов Советов республик, АССР и независимых областей, противодействующих настоящей Конституции или постановлений верховных органов СССР. Дальнейшее конституционное развитие СССР также напрямую было связано с утверждением новых союзных конституций. Этот процесс шел по пути все большего соответствия устройству и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления схожего текста конституций всех союзных республик. Создание СССР в виде союзного государства не в полной мере отвечало объективным условиям, особенностям национального состава страны, без сомнения предрасположенной больше к форме государства с независимым образованиями. Но мировое состояние, надежда на международную революцию побудили В.И.Ленина, а вслед за ним и все руководство Коммунистической партии и Советского государства положиться на федеративное, на союзное государство. Впрочем, и такая форма государственной общности для нашей страны оказалась очень сильной, устояв даже перед страшными испытаниями Великой Отечественной войной и другими трудностями. А.Н. Медушевский представил своеобразную мысль о том, что партия «формально закрепляя федеративный принцип, ...реально проводила курс на последовательное сворачивание прав республик и превращение их в автономии» [3]. Юристы знают, что превратить союзное государство в государство с независимым образованиями крайне трудно и, конечно, такого процесса в истории Советского государства не было. Ленин и Сталин подчеркивали непостоянство федеративного устройства. Они полагали, что ему на смену прейдет форма государственное единства, которое будет удобно для развития экономики, культуры и др.
1.2. «Сталинская» конституция 1936 года
В феврале 1935 года Пленум ЦК ВКП(б) предложили внести изменения в Конституцию. Новая конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Ее основополагающими началами были: объявление об уничтожении эксплуататорских классов; провозглашение факта построения социализма в СССР; провозглашение ведущей роли социалистической собственности; установление равного избирательного права граждан, тайного голосования, определенного порядка проведения прямых выборов; ВКП провозглашалась «руководящей и направляющей силой» социалистического общества. Что касается федеративного устройства, то данный вопрос не претерпел существенных изменений – СССР представлял собой объединение 11 республик, которые могли свободно выходить из союза. В главе II «Государственное устройство» Конституции были отмечены принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась власти Союза и союзных республик. Союзные республики, в составе которых имелись независимые республики и независимые области, в своих Конституциях прописывали еще также совместные начала построения высших органов государственной власти и управления независимых республик и независимых области. Как справедливо отмечают В.П. Портнов и М.М. Славин, «единство принципов советской социалистической государственности и здесь сохраняется в полном объеме. Каждая из независимых республик, осуществляя свое управление на автономных началах, имеет свою Конституцию, которая учитывает особенности республики и составленную в полном соответствии с Конституцией союзной республики и Конституцией СССР» [5].
1.3. Конституция «развитого социализма» 1977 года
Истоки создания этого документа берут свое начало еще в 1960 годах, потому что, именно в то время идея скорого перехода к коммунистическому обществу постепенно утратилась в новых формулировках, все сильнее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное вмешательство граждан в общественную жизнь, увеличение значимости общественных организаций, укрепление единства граждан и рост общественного самоопределения и самоуправления [2]. Эта конституция состоит из 9 разделов, таких как Государство и личность, основы общественного строя и политики, национально-государственное устройство и тд. Несмотря на то, что конституция 1977 года оставила свою преемственность с предыдущими Конституциями СССР, ей присущи специфические черты: провозглашалось право на охрану здоровья, право на использование достижений культуры, право на свободное творчество, право на жилище, а также был расширен перечень политических прав: появилось возможность критиковать действия государственных и общественных организаций, право на обжалование действий должностных лиц. Появились такие формы прямой демократии, как референдум и всенародное обсуждение. Основная цель политического развития советского общества, прописана в 9 статье Конституции. Статья 5 Конституции вводила институт референдума [8]. Но, несмотря на прогрессивный характер данного документа, принятие Конституции 1977 года обозначило некий застой в советском обществе. Критику заслуживает несменяемое положение о праве свободного выхода союзной республики из состава СССР. В итоге политическая обстановка изменилась не в пользу Советского Союза. Настала новая эпоха отношений и государств.
2. Итоги действия Конституции 1993 года за четверть века
2.1. Анализ нормативных положений в нынешней конституции Российской Федерации
Современная Конституция оформила социально-экономическую природу государственной власти. Это подразумевает, что будет поддерживаться многообразие форм собственности, свободная предпринимательская деятельность, единое экономическое пространство, свободное ценообразование Статья 8. Россия создает совершенно новую экономическую модель, в условиях постмирового кризиса, находит новые места для регулирования рынка. Одним из важных достижений конституции является создание системы реализации публичной власти: механизм федеральных органов государственной власти, механизм органом местного самоуправления, а также разграничение полномочий. Федерализм помогает эффективно распределять властные полномочия между центром и периферией статья 71 и 72. Принцип разделения властей позволяет, не только распределить властные полномочия между органами государственной власти, но и уравнять между ними определенных права. Такой нормативно правовой акт, как конституция Российской Федерации, обладает прямым действием, то есть действует непосредственно статья 15. Прямое действие конституции РФ предоставляет Конституционный суд РФ. Он обладает правом монопольного толкования конституционных законов. Если происходит какое-либо затруднение, неясность в процедуре применения права, тогда используют официальное толкование Основного Закона Конституционным Судом РФ [4].
Внимание ученых направлено на проблемы связанные с ограничением прав и свобод личности, взаимодействие различных институтов и публичной власти, легитимность Конституции, взаимная ответственность субъектов федерации и др. В соответствии с 3 статьей Конституции РФ, единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Народная независимость подразумевает собой принадлежность всей полноты власти народу, также народ может осуществлять свою власть на прямую или через органы государственной власти. Это обозначает, что народ может осуществлять свою власть через государственную власть, общественную власть или через власть органов местного управления. Можно вспомнить Указ президента 2004 года об отмене региональных выборов. В соответствии с 4 статьей Конституции РФ, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Если кандидатуру Председателя Правительства отклонят три раза, то он будет назначен Президентом РФ, Государственная Дума будет распущена. В будущем должны объявить о новых выборах в нижнюю палату. Но в праве ли Президент РФ три раза подряд выдвигать одну и туже кандидатуру? Конституция РФ не даёт ответ на этот вопрос. Нерешённость данного вопроса представляет собой пробел Конституции, который должен быть устранён.
2.2. Недостатки и пробелы в нынешней конституции Российской Федерации
Исследователи конституционного права рассматривают вопрос о недостатках, дефектах в этом праве. Данный вопрос поднял С.А.Авакьяном. Он выявил такие дефекты, которые связаны с органами местного самоуправления, конституционного правосудия и т.д. Данные рассуждения С.А. Авакьяна заслуживают некого внимания, но они спорны. Российский конституционализм преодолел огромный путь становления, связанный с падением и возрождением. Он обладает определенной противоречивостью и нерешенностью некоторых вопросов. К примеру, в первой главе конституции Российской Федерации прописаны основы конституционного строя. В ней можно выделить следующие недостатки:
1. Статья 8, пункт 2. Здесь проявляется ограниченность форм собственности.
2. Статья 10 и статья 11, пункт 1. Здесь происходит противоречие двух статей. Когда в первой написано только про законодательную, исполнительную и судебную власть, то в следующей уже говорится о Президенте РФ. Во второй главе конституции РФ прописаны права и свободы человека и гражданина. Но по факту многие ее статьи нарушаются, либо не в полной мере регулируются. Рассмотрим несколько статей:
1. Статья 31. Для проведения публичного мероприятия необходимо подать уведомление соответствующим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления. Но если они не примут уведомление, то проводить его нельзя.
2. Статья 38, пункт 3. Забота о нетрудоспособных родителях зависит от личных качеств детей. Следовательно, исполнение данной конституционной обязанности основывается на совести детей.
3. Статья 41, пункт 1. Хоть и здравоохранение в РФ оказывается бесплатно, его качество очень низкое. Для того чтобы получить профессиональную врачебную помощь людям нередко приходится обращаться в платные клиники, а это не каждый способен себе позволить. В четвертой главе конституции Российской Федерации говорится о президенте РФ. Недостатком в Конституции является то, что президент обладает большим перечнем полномочий, сочетая и законодательную и исполнительную власть.
3. Конституция 1993 года – юридическая модель настоящего и будущего России
3.1. Причины и последствия изменения Конституции 1993 года
После распада СССР на постсоветском пространстве образовались независимые государства. Их главной целью являлось сохранить порядок в стране, а так же за ее пределами. Для всего этого в срочной мере необходимо создать такой закон, который мог урегулировать все основные положения. Для Российской Федерации таким законом стала ее Конституция. Это был уникальный нормативно правовой акт, который закреплял за собой суверенитет, независимость, главенство и верховенство государственной власти, закреплял основы конституционного строя и др. Конституция закрепляет основные направления социального прогресса и дальнейшие перспективы развития общества. Конституция РФ обладает большими стратегическими возможностями, также обеспечивает опережающее воздействие на различные окружающие процессы, стимулируя социальную активность субъектов права. Важность новой конституции заключается в том, что она определила суверенный статус России [6]. В статье 5 Конституции РФ прописывается основные положения о федерализме в Российской Федерации. К ним относятся равноправие субъектов, равенство народов, целостность государства и ее власти, а также разделение полномочий между субъектами. Все эти принципы обуславливают закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как единого целостного организма, а также её частей-субъектов. Российский политик С.Н.Бабурин дает нам еще одно понятие федерализма. Оно заключается в сбережении политико-правовой самобытности России [1]. На основе Конституции РФ образовалась совершенно новая конституционно-правовая система, в основу которой легли принципы федерализма [4].
3.2. Необходимость проведения конституционной реформы сегодня
В современной России одним из самых главных и острых вопросов является проведение конституционной реформы. Это связано с нарастанием общественного недовольства, а также несостоятельностью некоторых положений конституции. Данные недостатки можно исправить за счет качественных, точечных изменений, а прописанная в конституционном тексте глубина правового смысла помогает этот текст адаптировать к уже существующим правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины «живой Конституции» [9]. Опираясь на данную доктрину у нас появляется возможность, не искажая сути правового смысла, прописанного в Конституции РФ, определять его актуальное значение в контексте современных социально-правовых реалий. Конституционный cуд довольно долго стремится к такому подходу к толкования Конституции. Основой нашей конституции является доктрина неотчуждаемых прав человека, а также принцип равенства, которое получило свое дальнейшее развитие в целом ряде конституционных положений. Но это не означает, что проблема общественного согласия в полной мере урегулирована.
Заключение
На мой взгляд, нужно постепенно отказываться от чрезмерного обилия субъектов федерации, сведя их количество до двух: город столичного значения и новая административно – территориальная единица, обладающая элементами государственности. По моему личному убеждению, равенство субъектов, прописанное в ныне действующей редакции, существует только на бумаге. Ну не могут объективно быть равными образования, одно из которых обладает собственной конституцией, государственным языком, и даже органом конституционного контроля, а другое может только принять устав. История в этом плане показательна: республики являются рассадником сепаратистских движений. Достаточно вспомнить печально известные события начала 1990–ых, когда распался СССР, когда под угрозой выхода из федерации находился Татарстан, Калмыкия, Тува и другие национальные образования в составе российского государства. Немаловажным является ограничение срока пребывания Президента у власти до 4 лет и не более двух сроков подряд. В пункте 3 статьи 81 прописано, что «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Создается возможность одному и тому же лицу занимать должность неограниченно всякий раз, когда он уже обладал государственной властью оба срока в прошлом, поскольку после его преемника нет никаких правовых ограничений на повторное вступление в должность. И наконец, следует признать право законодательной инициативы за объединениями граждан. Количество инициативной группы следует прописать в законе. Полагаю, что это очень значимый шаг для развития гражданского общества в нашей стране, о котором так много говорят в последнее время. Государственные органы не всегда могут оперативно реагировать на происходящие в обществе вызовы. У народа должна быть возможность влиять на законодательный массив. Конституция содержит в своем тексте потенциал правовых преобразований, рассчитанный на обозримое историческое будущее страны. Она позволяет в определенной степени уточнять условия общественного компромисса в меняющихся социальных реалиях, обеспечивает социально-политическую стабильность, необходимую для дальнейшего развития.
Приложение 1
Статья 8, пункт 2: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Приложение 2
Статья 10: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны
Приложение 3
Статья 11, пункт 1: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерацию.
Приложение 4
Статья 31: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
Приложение 5
Статья 38, пункт 3: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Приложение 6
Статья 40, пункт 3: Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Приложение 7
Статья 41 пункт 1: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Библиографическая ссылка
Филаткин М.А. К 25-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=939 (дата обращения: 23.11.2024).