Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Крикотова Т. 1
1 г. Оренбург, МАОУ «Гимназия № 7» (полного дня), 11 класс
Сафонова Т.И. (Оренбург, ООДЮМЦ)
1. Новохатская Э. А. Шумовое загрязнение мегаполиса и его влияние на здоровье человека // Социальная политика и социология. 2010. № 9 (63). С. 135–144.
2. Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013.
3. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики / под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. М.: ИПРАН, 1993. С. 16-31.

Одним важных параметров успешности современного человека является его умственная работоспособность, т.е. способность эффективно осуществлять деятельность по анализу и синтезу информации из разных источников, понимать, запоминать информацию, продуцировать креативные идеи. Умственная активность человека зависит от многих факторов – физических, химических, биологических. Существуют методики, которые позволяют существенно увеличить результативность мышления за счет применения достижений мнемоники, психологии, лингвистики, логики и т.д. В то же время многие факторы среды негативно сказываются на внимании и работоспособности мозга человека, временно или длительно снижая активность мозга.

Одним из таких факторов является шум. Шумовое загрязнение среды является важной проблемой особенно в урбанизированных условиях. Шумовое загрязнение считается причиной нервно-психических заболеваний; длительное воздействие шума приводит к понижению производительности труда, снижению активности человека, повышенной утомляемости, ухудшению самочувствия, повышению артериального давления, вызывает бессонницу, нарушение сердечной деятельности и органов слуха [1].

На организм человека по-разному влияют разные шумы – помимо так называемого «белого шума», который не несет в себе какой-либо информационной составляющей для человека, есть и структурированный шум, в том числе – акустические волны, формирующие музыку: «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени» [2: 403]. С точки зрения социальной и культурологической музыка является видом искусства; с точки зрения физики музыка является структурированным шумом в акустическом диапазоне.

Слушание музыки является потребностью для многих людей; особенно большое количество слушателей среди молодежи. Почти все современные школьники постоянно слушают музыку – когда делают уроки, едут в транспорте или отдыхают. Музыка оказывает мощнейшее психофизиологическое воздействие на человека, которое во многом зависит от того, какую именно музыку человек слушает.

Целью моего исследования было изучение влияние музыки на динамику умственной работоспособности человека. Предмет исследования: изменение интеллектуального развития человека во время неоднократного прослушивания музыки. Гипотеза исследования: музыка оказывает на умственную деятельность человека большое влияние.

Материалы и методы исследования

Основные методы исследования – опрос и анкетирование учащихся. Экспериментальное исследование проводилось по методике корректурной пробы Бурдона-Анфимова [3].

В исследовании приняли участие 28 учащихся 11 класса Гимназии № 7 (полного дня) г. Оренбурга.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование «Проверка влияния различной музыки на динамику умственной работоспособности школьников» проводилось с помощью таблицы В. Я. Анфимова раз в неделю в течении месяца в одно и то же время, чтобы учесть изменения динамики умственной работоспособности на протяжении дня и недели. Каждый раз эксперимент проводился под разную музыку – классику, популярную эстрадную, тяжёлый рок, рэп, и один раз, для сравнения, – в тишине. Школьникам раздавались таблицы; они брали ручку и просматривая каждую строчку слева направо, вычёркивали буквы А и Е косой чертой. Через 2 минуты командой работа прекращалась и ученики отмечали знаком то место на строке, где каждого застал сигнал «стоп».

После проведения исследования таблицы собирались и подсчитывались результаты: объём работы (количество просмотренных строчек); качество работы (количество допущенных ошибок). Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за одну допущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок. Все результаты заносятся в таблицу (таблица).

Результаты исследования

Окружающий звуковой фон/Жанр музыки

Кол-во просмотренных строчек

Примерное количество просмотренных символов

Кол-во ошибок

min/max

среднее

min/max

среднее

в тишине

9-17

12

87

0-12

5,1

классика

9-16

11

84

0-15

6,8

популярная эстрадная музыка

8-13

10

76

1-18

9,3

рэп

7-13

9

75

2-19

11,6

рок

4-12

7

59

2-28

14,6

Скорость (производительность) внимания (А, знаков в секунду) при выполнении задания вычисляют по формуле:

А = N / t,

где N – количество символов в проработанной испытуемым части корректурной таблицы; t – время выполнения задания в секундах. Точность работы (Т, усл. ед.) вычисляют по формуле:

T = M / n,

где М – общее количество вычеркнутых символов; n – количество символов, которые необходимо (т. е. следовало) вычеркнуть в просмотренном тексте. Коэффициент умственной продуктивности (Е, зн.) вычисляют по формуле:

E = N×T,

где N – общее количество просмотренных символов; Т – точность работы. Уровень концентрации внимания (К, %) вычисляют по формуле:

K = ((Ʃ – P – O)/ n)×100 %,

где Σ – количество правильно зачеркнутых символов; P – количество пропущенных символов; O – количество ошибочно зачеркнутых символов; n – количество символов, которые необходимо было вычеркнуть в просмотренной части корректурной пробы. Качество работы (R, %) вычисляют следующим образом:

R = (1 – (P + O)/N)×100 %.

После проведения подсчетов составлялся рейтинг музыкальных жанров по уровню влияния на выполнение умственной работы. Отмечена максимальная производительность в отсутствии музыки, которая снижается в ряду: классическая музыка ˃ популярная эстрадная музыка ˃ рэп ˃ рок.

Опрос, проведенный среди учащихся 11 класса показал, что большинство учеников предпочитает эстрадную музыку и рок (рис. 1). Большинство респондентов слушает музыку более 2 часов в день (рис. 2).

krik1.wmf

Рис. 1. Музыкальные предпочтения учащихся 11 класса

krik2.wmf

Рис. 2. Длительность слушания музыки учащимися 11 класса

Сопоставление результатов проведенного исследования и предпочтений музыкальных стилей школьниками показывает, что большинство из них находится в «группе риска» – в том плане, что они продолжительно слушают музыку, причем те стили, которые существенно снижают умственную работоспособность.

Выводы

В итоге исследований установлено влияние музыки на работоспособность школьников. Максимальное качество работы отмечено при отсутствии каких-либо звуков; также значительная концентрация внимания сохраняется при прослушивании классической музыки (Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Чайковский).

При этом необходимо учитывать, что прослушивание той или иной музыки имеет изначально эмоциональную причину (желание отдохнуть, успокоиться), поэтому категорически не одобрять тот или иной жанр музыки нельзя. Но в любом случае прослушивание музыки не должно быть постоянным фоном жизнедеятельности человека.


Библиографическая ссылка

Крикотова Т. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=992 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674