Актуальность проекта
Я уже 5-ый год учусь в школе № 1 города Малоярославец. Каждый день вхожу и выхожу в ее двери. Однажды, после уроков, выйдя из школы, я увидел, как группа учителей во главе с директором, а также незнакомые мне люди, собрались на торжественное мероприятие. Гости говорили о Василии Петрове и еще о мемориальной доске. Я немного постоял, но так и не дождался, когда они прикрепят неизвестную мне доску. На следующее утро, я остановился перед школой и стал внимательно рассматривать доску. На ней было написано: «Здесь учился герой Советского Союза Василий Васильевич Петров». Я подумал о том, мне известно не так много об этом человеке. Мне стало интересно, какой же подвиг совершил человек, который учился в моей школе, что даже его именем названа памятная доска.
В каждом городе проживают люди, которые много сделали для того места, где живут. Но не всегда ученики знают о подвигах свих земляков.
Считаю данную тему актуальной, потому что мы, живущие ныне, не имеем права забывать историю своей малой родины. Так, проходя мимо школьной стены с мемориальной доской, пусть каждый учащийся знает имя героя своего города.
Целеполагание
Гипотеза: Мемориальная доска на стене нашей школы носит имя человека, который отдал свою жизнь, защищая свою страну и нас, будущее поколение
Теоретической базой опыта являются:
● Школьный музей.
● Музей истории и краеведения г. Малоярославец.
● Асташкова Г.Е., Ефремова Т.П. Брошюра для музея истории и краеведения г. Малоярославец
● А.Э. Бауэр «Четыре часа войны»
Цель работы: На основе анализ архивных источников и поисковых материалов, изучить жизнь и подвиг Василия Петрова
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести опрос среди одноклассников
2. Изучить документы, хранящиеся в городском и школьном музеях
3. Собрать сведения о жизни Василия Петрова;
4. Исследовать подвиг героя;
5. Привлечь внимание одноклассников при помощи созданного буклета
6. Анализ и обобщение собранного материала
Пути решения проблемы
Объектом исследования: Василий Петров и его вклад в историю города и страны
Предметом исследования: биография и героический поступок Василия Петрова
Цели и задачи, гипотеза проекта обусловили выбор следующих методов исследования:
● Теоретическое
● Использование компьютерных технологий и интернет – ресурсов
● Обобщение
● Работа с учителем английского языка, учителем ОБЖ
● Интервью
● Работа с представителями краеведческого и школьного музеев
Работа проводилась поэтапно:
Первый этап |
Был направлен на исследование теоретических вопросов по данной проблеме. |
Сроки: июнь 2018 – август 2018 |
Второй этап |
Позволил спланировать работу по сбору материала, который использовался на протяжении всего проекта, что помогало достичь желаемого результата. |
Сроки: сентябрь 2018 |
Третий этап |
Анализ проделанной работы |
Сроки: октябрь 2018 |
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что мои одноклассники должны знать биографию и подвиг героя, чье имя увековечено на стенах школы и гордиться тем, что в стенах этой школы вырастают герои.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что мы создали буклет «Герой-пограничник», который может повысить патриотизм у моих одноклассников и повысить интерес к истории своей малой родины, а также может быть полезен не только в рамках класса, но и всей школы. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для подготовки к урокам:
● Краеведение
● История
● Классный час
«Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни-вечна.»
Марк Туллий Цицерон
Основная часть
Опрос одноклассников
Прежде чем приступить к работе, мы решили узнать у своих одноклассников, какой информацией они владеют о герое Великой Отечественной Войны и своем земляке Василии Петрове. С этой целью мы провели анкетирование.
Первый вопрос помог нам узнать, кому из одноклассников знакомо имя Василия Петрова. Выяснилось, что 63 % знают, а 37 % не знают. (Приложение 1)
Далее, для нашего исследования мы попросили одноклассников рассказать какой подвиг он совершил. Этот этап практической работы помог нам выяснить среди опрошенных количество учащихся, которые смогли ответить на все вопросы, которые не знали ответа и те, которые ответили частично. (Приложение 2) Согласно ответам наших одноклассников большая часть одноклассников не знает о подвиге героя своего города.
Следующий вопрос был направлен на то, чтобы узнать какой процент одноклассников считает наличие мемориальной таблички на стенах школы справедливым. Выяснилось, что больше 40 % согласны с тем, что памятная доска необходима на стене школы. (Приложение 3)
Исходя из результатов нашего анкетирования, мы решили провести исследовательскую работу и создать буклет «Герой-пограничник», который поможет восполнить недостающую информацию о герое нашего города и будет полезна не только ученикам моего класса. (Буклет прилагается)
Из биографии Василия Васильевича
Для начала мы обратились за помощью в школьный и городской краеведческий музеи для сбора информации по биографии В. Петрова. Представители краеведческого музея во главе с Ефремовой Татьяной Прокопьевной, заведующей отделом краеведения МБУ «ММВЦ им. С.А. Солдатенкова», помогли нам собрать нужную информацию. Вот что нам удалось узнать: Василий Васильевич Петров родился 21 января 1918 года в городе Малоярославце Калужской области в многодетной семье железнодорожника. Его отец Василий Тимофеевич воспитывал свих шестерых детей и семерых детей своего родного брата Петра Тимофеевича. Петр Тимофеевич умер, когда его старшему ребенку было почти 12 лет. Нелегко тогда пришлось Василию Тимофеевичу. Но он смог вырастить и главное воспитать достойных людей. Василий Петров один из тех многочисленных детишек. (Приложение 4) Он хорошо учился в школе и был очень трудолюбив и ответственно относился к порученным обязательствам. Василий был веселым и жизнерадостным ребенком. Вася окончил семь классов неполной средней школы с хорошими результатами. Затем поступил в Малоярославецкое ФЗУ (фабрично – заводское училище) и успешно окончил с квалификацией слесаря по ремонту паровозов. Во время обучения он проявлял себя, как хороший, талантливый специалист. Любил чистоту и порядок на своем рабочем месте. Помимо этого, Василий проявлял себя и как общественный деятель. После окончания ФЗУ он работал токарем и выполнял обязанности слесаря в депо станции Малоярославца, и был избран секретарем комсомольской организации локомотивного депо крупнейшей в районе.
В 1938 году 19-летнего Василия Васильевича призвали в армию. Смышленого и политически подкованного новобранца направили на учебу в ленинградскую полковую школу, которую через год он закончил с отличием.17 сентября Василий Петров с сослуживцами приехали в Западную Белоруссию, но вскоре их перевели в село Цуцнев Владимиро-Волынской области Украины. Вот как вспоминает Василия политрук заставы Т.С. Мещеряков: «Я близко знал Василия Петрова, интересным он был человеком. С одной стороны, во всем был прост и обычен, а с другой таил в себе редкие способности: пел хорошо, сочинял стихи, умел рисовать. Притом был твердого характера, смелый, честный парень. И пошутить мог и веселую историю рассказать … Я уж не говорю о том, что местное население благодаря работе Петрова активно стало нам помогать» [4] (Приложение 5). А потом был неравный бой с врагом, который закончился героическим подвигом.
Подвиг на границе
Подвиг – что это значит для нас? Мы читаем книги о героях, смотрим фильмы о героических поступках, но понимаем ли сами значение этого слова. Поэтому, мы обратились к Толковому словарю Даля за трактовкой слова: «Подвиг – это героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском».
И что же заставило такого обычного парня, как Василий Петров, пожертвовать собой и совершить героический подвиг?
Мы считаем, что для В. Петрова совершить подвиг – было делом чести и долга. Он готов был отдать свою жизнь за родину и нас, будущее поколение.
Узнать события тех далеких дней, когда вершилась история – история подвига замечательного человека нам помогали представители краеведческого музея, книга известного в Калужской области литератора Анатолия Эрнестовича Бауэра «Четыре часа войны» и письма, сохранившиеся до наших дней.
В 1939-го новоиспеченный сержант прибыл в 90-й Владимир-Волынский пограничный отряд Украинского пограничного округа вблизи Западного Буга. Вскоре активного и грамотного парня, который умел быстро сходиться не только с однополчанами, но и с местным населением, заметили и назначили заместителем политрука заставы. Служба проходила успешно. В коротких весточках домой отцу Василию Тимофеевичу и матери Александре Панкратовне сын писал о Беларуси, которую успел полюбить, о новых друзьях-товарищах... В ответ родители сообщали о местных новостях, о том, что после службы непременно ждут сына домой, что в локомотивном депо его помнят и хотели бы снова видеть в трудовом коллективе. Но этим мечтам не суждено было сбыться.
На рассвете 22 июня 1941 года в казармах раздался сигнал: «Тревога! Застава – в ружье!» Моментально собравшись, бойцы выскочили из казармы. Зарубежье сверкало вспышками орудийного огня. Гремели пулеметы… Солдаты еще не знали о начале войны, и до последнего не хотели верить в это. Но как только они сами вступили в бой, суровую реальность пришлось осознать. Война. Она пришла так внезапно, так неожиданно! Они были первые, кто узнали об этом, им пришлось отбивать атаки немцев в этот огненный рассвет.
Через несколько часов после начала сражения доложили, что немцы сосредотачиваются в лесу за изгибом реки. Держать оборону в том месте и не допустить, чтобы немцы дошли заставе в тыл, было поручено Петрову и другим бойцам.
Поначалу они успешно справлялись с поставленной задачей, но через некоторое время Петров остался один, и в течение четырех часов ему удавалось удерживать оборону в одиночку. Когда к Петрову прибыл связной и сообщил, что необходимо отступать, Василий отказался, у него была перебита нога.
Еще несколько попыток противника были отбиты Петровым. Но вот один из вражеских попал в его «максим». Когда фашисты перебрались на наш берег, Василий Петров начал бросать в них гранаты. Но поняв, что они хотят взять его в заложники, подпустил их как можно ближе и лишь тогда бросил свою последнюю гранату… В течение 4-х часов, несмотря на шквальный миномётный огонь, Василий Петров уничтожил несколько десятков немецких солдат и погиб в неравном бою.
Начальник заставы, на которой служил Петров, Мирон Репенко написал с фронта родителям Василия Петрова следующее письмо: (Приложение 6)
Звание Героя Советского Союза Василию Васильевичу Петрову было присвоено 8 мая 1965 года, а также был награжден орденом Ленина посмертно.
Герои не умирают
Войну не выбросить из памяти тех, кого она опалила! И мы, нынешнее поколение, должны помнить о подвиге и мужестве тех, кто завоевал для нас ясное, мирное небо над головой, чтобы не повторилась та страшная беда, которую пережили люди того страшного времени… И отблагодарить их, мы можем только памятью.
В 2018 году в Малоярославце был установлен памятник В. Петрову. Мы встретились и взяли интервью у бывшего пограничника, а ныне учителя ОБЖ школы № 1 г. Малоярославца Гуркина Николая Николаевича, который непосредственно был причастен к воздвижению памятника. В ходе беседы нам удалось узнать много интересного, а именно:
− Братство пограничников (в котором состоит Гуркин Н.Н) во главе с Лукьяновым Н.С. собрали средства на воздвижение памятника В. Петрова (Приложение 7)
− Субботники вокруг памятника проводятся за счет братства и кадетов
− Каждый год проводиться фестиваль песни, прозы и поэзии «Зеленые береты», проводятся мероприятия, посвященные памяти В. Петрова
− Полковник погранвойск В.И. Монастырев написал песню, посвященную В. Петрову.
Я горжусь тем, что в моем городе жил такой герой – Василий Васильевич Петров! И сейчас в Малоярославце ещё сохранился дом, в котором рос и жил герой, на его стенах размещена мемориальная доска. В 2015 году, 28 мая, в День пограничника, в Малоярославце установили памятный знак в честь подвига земляка – «Пограничный столб». (Приложение 8) Пограничник Василий Васильевич Петров навечно зачислен в списки своей погранзаставы, которая в память о Герое названа его именем. По просьбе местных жителей деревня Цуцнев переименована в Петрово. Его именем назван мыс над Западным Бугом, с которого отважный пограничник сдерживал рвущихся в глубь советской территории врагов (Приложение 9). На месте гибели был установлен обелиск. В депо Малоярославец Герою воздвигнут памятник. Его именем названа одна из улиц Малоярославца. (Приложение 10)
А 15 сентября 2017 г в Калужской области прошёл единый день торжественного открытия памятных досок Героям Советского Союза. Они установлены на стенах школ, где учились герои. День открытия памятных досок призван сохранить память о земляках, которые совершили боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны. (Приложение 11)
Заключение
Проделав, колоссальную работу по изучению биографии Василия Петрова, я понял, что его подвиг неоценим! Он совсем молодой боец в одиночку уничтожил боле роты фашистов. Василий своим героическим поступком, показал пример другим солдатам, как надо сражаться за Родину. В те времена каждая жизнь имела огромное значение, ведь победа нам далась именно благодаря великому мужеству и способности самоотверженно бороться за то, что любишь, за то, что дорого – родители, братья, сестры, родной дом, родная земля. Василий отдал самое ценное, что у него было, за родной край. Считаю, что край, в котором жил и учился Герой, обязан увековечить память о нем.
Памятные доски должны напомнить или рассказать, что в этой школе учились те, кто не пожалел себя, чтобы следующие поколения могли жить под мирным небом.
Кроме того, исходя из результатов нашего анкетирования, мы создали буклет о нашем земляке и назвали его «Герой-пограничник». Данный буклет поможет восполнить недостающую информацию о герое нашего города. Мы раздали буклеты классным руководителям 5-х классов и рекомендовали провести классные часы, посвященные Петрову В.В.
Я считаю, что задачи выполнены, цель моего проекта достигнута, гипотеза подтвердилась.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Фотографии Василия с братом и сестрами (фотографии предоставлены музеем истории и краеведения г. Малоярославца, директор)
Приложение 5
Служба в армии (фотографии предоставлены музеем истории и краеведения г. Малоярославца, директор)
Приложение 6
Письмо начальника заставы, Мирона Репенко, родителям В. Петрова (из личного архива учителя ОБЖ СОШ № 1 Гуркина Н.Н.)
Приложение 7
Памятник В. Петрову (из личного архива учителя ОБЖ СОШ № 1 Гуркина Н.Н.)
Приложение 8
Пограничный столб и мемориальная доска возле дома В. Петрова
Приложение 9
Статья о героическом подвиге В. Петрова в газете Комсомольская правда от 27 июня 1941 года (фотографии предоставлены музеем истории и краеведения г. Малоярославца, директор)
Приложение 10
Именем героя названа улица в г. Малоярославец
Приложение 11
Открытие мемориальной доски на здании средней школы № 1 г. Малоярославца
Библиографическая ссылка
Куклин В.А. МОЙ ЗЕМЛЯК – ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-1. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=998 (дата обращения: 21.11.2024).