Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Латышев О.Ю. 1 Чайкина Л.П. 2
1 г. Москва, проф., почетный доктор наук, заслуженный деятель науки, техники и образования, научный руководитель Международных экспериментов, директор, Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко
2 г. Воронеж, учитель русского языка и литературы, КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
1. Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события : краткий обзор. – Воронеж, 2000.
2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992.
3. Иванов П.В. Основы школьного краеведения. – Петрозаводск : ПГУ, 1977.
4. Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся : пособие для учителей. – М., 1965.
5. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 417–428.
6. Методика историко-краеведческой работы в школе : пособие для учителя / под ред. Н.С. Борисова. – М. : Просвещение, 1982.
7. Методика историко-краеведческой работы в школе : пособие для учителя. – М., 1982.
8. Применко В.Г., Архипова Н.П. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов : пособие для учителей. – М., 2009. – С. 6.
9. Путило О.О., Архипова Н.П. Использование современных информационных технологий на уроках литературы : пособие для учителей. – М., 2009. – С. 5.

Учитель литературы изучает с воспитанниками школы-интерната произведения А.В. Кольцова, И.С. Никитина, С.Я. Маршака, А. Платонова, В. Пескова, И. Бунина, уроженцев и жителей земли Воронежской. Использование краеведческого материала на определенных уроках литературы дает возможность посмотреть на автора и его произведение по-новому, приобщить учащихся к истории и культуре родного края. Применение компьютерной презентации на уроке представляет обширные возможности работы с видеоматериалом, со звуком, с фотодокументами и с текстом. Приведем несколько примеров описания слайдов к некоторым видам презентаций. При изучении повести А. Платонова «Котлован» предлагаем:

1. Биографические данные. Настоящая фамилия – Климентов. Вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода в Воронеже. Рано начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы Гражданской войны служил в Красной армии, участвовал в боях. Писать начал еще в годы гражданской войны – рассказы, стихи, статьи в провинциальных газетах и журналах. Был увлечен социальной утопией.

2. Повесть «Котлован» (1929–1930) опубликован в 1987 г. в журнале «Октябрь». Две сюжетные линии: строительство фантастического дома-символа построения нового общества, раскулачивание в деревне.

3. Задание: выявить в тексте повести характерные черты времени и подобрать эпизоды.

4. Характерные черты времени: 1) разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян; 2) грандиозные проекты, стройки коммунизма; 3) раскулачивание крестьян; 4) энтузиазм «масс»; 5) процветании бюрократии; 6) доносительство; 7) бездуховность.

5. Сопоставительная характеристика произведений. Задание: сопоставить черты времени, описанные в повести «Котлован», с соответствующими чертами в романе Е. Замятина «Мы». План: антиутопия, осуществленная мечта о всеобщем счастье, крушение коммунистической идеи. Итог: Платонов изображает общество в начале реализации «Генеральной линии», Замятин показывает, к чему приводит эта линия.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроке литературы вызывает у воспитанника не только удивление, но и радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Следующая распространенная форма работы с использованием современных информационных технологий – просмотр видеофильмов. Многие классические произведения нашли свое новое воплощение в кинематографе. Эти художественные фильмы служат хорошим подспорьем в работе на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты, а можно организовать просмотр всего фильма с последующим обсуждением. Тем более, что часто трактовка кинорежиссера расходится с авторским текстом [9, с. 5].

Выбирая краеведческое направление, следует отметить, что ярким примером для младших школьников может служить творчество замечательного воронежского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака – поэта, переводчика, драматурга, человека высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний. Он – один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране, его переводы Шекспира, Бернса впервые открыли произведения этих великих поэтов российским читателям. Строки его стихов не надо заучивать. Они запоминаются сами, а потом не уходят из памяти даже спустя многие годы. Пользуются огромным спросом сборник диафильмов по творчеству Маршака, аудиокниги Маршака «Карусель», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный» и другие. Для старшеклассников подходит художественный фильм «Темные аллеи», снятый в 1991 г. по мотивам рассказов Ивана Алексеевича Бунина. А режиссер Никита Сергеевич Михалков приступает к работе над новым фильмом, который будет основан на произведениях Ивана Бунина. В основу сюжета картины будут положены две книги – «Окаянные дни» и «Солнечный удар».

По произведениям А. Платонова также существуют фильмы: «Одинокий голос человека» по мотивам рассказа «Река Потудань», а также повестей «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера» (1978–1987), «Отец» по мотивам рассказа «Возвращение» (2007), «Родина электричества» – новелла из киноальманаха «Начало неведомого века» (1967).

Еще одной из популярных форм работы на уроке литературного краеведения с использованием ИКТ является использование музыки. Ведь всем известно, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют собой переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для работы литературной гостиной [8, с. 6]. Многие песни и стихи А. Кольцова положены на музыку А.С. Даргомыжским, Н.А. Римским-Корсаковым, М.П. Мусоргским, М.А. Балакиревым и другими ...

Иван Саввич Никитин – русский поэт ХIХ в., преемник Кольцова, мастер русского поэтического пейзажа, автор стихов более 60 песен и романсов, из которых наиболее известны «Звезды меркнут и гаснут», «В огне облака», «Белый пар по лугам расстилается», «По зеркальной воде, по кудрям лозняка» «От зари алый свет разливается», «Дремлет чуткий камыш», «Тишь – безлюдье вокруг», «Чуть приметна тропинка росистая», «Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг», «С листьев брызнет роса серебристая». Как правило, они впечатываются не в память, а в сердце со школьной скамьи и навсегда. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, является еще и важнейшим средством воспитания, одним из способов адаптации в социальной среде. Книги писателей-земляков, таких как И. Бунин, А. Платонов, А. Кольцов, И. Никитин, С. Маршак и др., раскрывают красоту окружающей природы, самой жизни.

Литературное краеведение средствами мультимедиа воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового, и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывает активного читателя-книголюба.

В заключение нам представляется необходимым сделать вывод о том, что в литературном краеведении средствами мультимедиа не только изучается разнообразная жизнь края и его роль для всего общества, но и используется возможность заняться полезной деятельностью. В процессе познания и преобразования родного края в воспитанниках утверждается важнейшее патриотическое чувство – ответственность за судьбу своей малой и большой Родины. На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении, и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю., Чайкина Л.П. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 2. – С. 198-199;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=217 (дата обращения: 16.09.2019).