Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАБЫТЫЕ ДЕРЕВНИ ВАСЮГАНЬЯ

Петухова В.А. 1
1 с. Биаза, Северный район Новосибирской области, МКОУ «Биазинская средняя школа», 11 класс
Макарова О.В. (с. Биаза, Северный район Новосибирской области, МКОУ «Биазинская средняя школа»)
1. Архивные документы отдела архивной службы администрации Северного района Новосибирской области: Ф.5. Оп.1. Д. 237 л.70; Ф.5. Оп.1. Д.264 л.130; Ф.5. Оп.1. Д. 346 л.112; Ф.5. Оп.1. Д. 439 л.135; Ф.3. Оп.1. Д.90а, 102а, 104,106.
2. Балашова А.Д. Соприкасаясь с истоками прошлого. – Новосибирск, 2013. – 46 с.
3. Гламаздина Т.М. Прикосновение к истокам: История ушедших деревень. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2008. – 196 с.
4. Кузнецов А.В., Кузнецов Н.А. Охотничьи угодья Новосибирской области. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987. – 232 с.
5. Тарасова И.И. Район, устремленный в будущее. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр правления Новосибирской области организации общества книголюбов, 2002. – 224 с.
6. Фурсова Е.Ф., Голомянов А.И., Фурсова М.В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимосвязей конфессионально-этнографической группы. – Новосибирск: АГРОСИБИРЬ, 2003. – 115 с.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/2/38369.

Четыре столетия назад Россия приступила к освоению огромного края со сказочными богатствами. Это была Сибирь. Трудно дать однозначный ответ на вопрос, «откуда пошла Сибирская земля», – ясно одно: это край с большим и богатым наследием, традициями, которые надо хорошо знать и беречь. Из европейской части России в Сибирь двинулись переселенцы, это были белорусы, украинцы, чуваши, латыши, мордовцы. Все они отправились в далекую, неизведанную и суровую Сибирь в поисках лучшей доли, покинув свои насиженные места. Долго добирались через леса и болота, изнурившись от долгой дороги, останавливались на облюбованном месте, так и возникали деревни, села и поселки. Чем же привлек переселенцев наш Васюганский край с непроходимыми болотами? Может быть лесом, который богат ягодами, грибами и дичью, глубоководными реками или необъятными землями, которые могли прокормить их семьи. Таким образом, дикий Васюганский край стал превращаться в заселенную и обжитую территорию с множеством деревень и сел.

Но не все населенные пункты дожили до нашего времени, многих деревень уже нет. Ни домов, ни усадеб, ни песен – только пустырь, поросший травой да мертвая тишина кругом. О существовании деревень нам сегодня напоминает лишь крапива, бурьян да почерневшие от времени могильные кресты. Кресты на могильных холмах, а под ними в вечном покое лежат те, кто первым торил тропинки через болота и топи непроходимые, кто заботливо, по-хозяйски, многотрудно обживал эти некогда дикие места. Какие были красивые и звучные названия у этих деревень, расположенных на Васюганской равнине – Платоновка, Мало-Карагаевка, Украинка, Морозовка, Медвежинка, Зверевка, Право-Каевка, Еласска, Ича, Томиловка. Эти деревни остались в памяти некоторых жителей нашего села Биаза, так как они там родились и провели свое детство. Непросто понять, по каким законам возникают, живут и умирают села.

Тема малой родины (природа, освоение и заселение территории) становится актуальной как никогда в аспекте географической науки. Сегодня велик интерес к своему родному краю, деревни или селу откуда ты родом.

Работа основана на литературных, архивных данных и материалах периодической печати. Обширна литература о Новосибирской области, однако конкретной литературы о возникновении и ликвидации деревень Васюганья очень мало.

Огромный вклад в исследовании ушедших деревень Северного района Новосибирской области внесли сами жители Северного района: Балашова Александра Дмитриевна, Жоров Владимир Петрович, Назарюк Иван Митрофанович, Гламаздина Татьяна Михайловна.

Исходя из вышесказанного, определена цель работы: исследовать причины возникновения и ликвидации деревень Васюганья Северного района Новосибирской области.

Для достижения цели определили задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проанализировать демографическую ситуацию с 10-х по 80-е годы XX века на севере Северного района Новосибирской области.

3. Провести интервьюирование жителей с. Биаза.

Объект исследования: забытые деревни Васюганья Северного района Новосибирской области.

Предмет исследования: воспоминания жителей села Биаза, которые проживали в данных деревнях и архивные материалы.

Теоретический анализ литературы позволил выдвинуть в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что возникновение деревень Васюганья связано с миграцией населения из европейской части России, а их ликвидация с социально-экономическими процессами. В качестве альтернативной гипотезы – предположение о том, что возникновение и ликвидация деревень Васюганья носит случайный характере и не связаны с миграционными и социально-экономическими процессами.

Для проведения исследования нами был подобран комплекс методов: анализ литературы и документации по теме исследования, экспертная оценка, сбор информации у местных жителей.

Исследования проводились с сентября 2017 года по октябрь 2018 года.

Практическая значимость данной работы может состоять в ее использовании в школе на уроках географии и внеклассных мероприятиях при изучении родного края.

1. Освоение Васюганских земель

С 60-х по 80-е годы 20 века с карты Северного района исчезло несколько деревень. В начале 20 века шел процесс освоения и заселения Васюганья, прошло 20–30 лет и переселенцы прочно окрепли на сибирской земле: построили избы, завели хозяйство, сеяли, пахали, гуляли свадьбы, пели свои народные песни. Но начиная с 60-х годов местные жители стали покидать свои обжитые места и деревни постепенно стали исчезать.

На реке Тара и ее притоках: Еласска, Каевка и Ича когда-то были расположены следующие деревни: Морозовка, Платоновка, Мало-Карагаевка, Еласска, Медвежинка, Право-Каевка, Ича, Томиловка, Украинка, Зверевка. На данный момент этих деревень уже не существует (Приложение № 1).

Платоновка. Была большой и красивой деревней, расположенной на берегу Тары. Основана в 1907 году, население – русские, белорусы, кержаки. Первые новоселы – Филипп Хмелев, Лушка Шутова, Матрена Атопкина. В 1931 году организован колхоз «Советский кустарь». Жители занимались сельским хозяйством, охотой, рыболовством. В годы войны на фронт ушли 17 человек, и никто из них не вернулся. После войны построили клуб, контору, медпункт. Имелась начальная школа. Кроме скота в колхозе держали пасеку, на полях сеяли пшеницу овес, рожь, ячмень. Личное подворье селян было большое. Решением райисполкома № 186 от 19.08.1977 год деревня ликвидирована (Приложение 2).

Мало-Карагаевка. Деревня возникла в 1907 году на берегу реки Тара. Проживающее население – татары. Имелся сельский совет и школа. В 1926 году проживало 406 человек. В 1931 году организован колхоз«Красный нацмен», сеяли рожь, пшеницу и овес, разводили крупнорогатый скот и овец. Деревни не стало 1 1996 году.

Морозовка. Появилась в 1909 году на живописном берегу реки Тара, проживающее население – русские. В 1931году организован колхоз «Демьяна Бедного». В 1926 году проживало 193 человека. Решением райисполкома от 12.08.1970 года № 151 была ликвидирована (Приложение 3).

Еласска. Была основана в 1910 году, на берегу реки Еласска, притока Тары. В 1930 году организован колхоз «Красный маяк». В 1926 году проживало 315 человек русскоязычного населения. Постановлением Президиума Западно-Сибирского Краевого исполнительного комитета от 31.08.1931года № 1277 «О перестройке сети сельсоветов» – Еласский Сельский Совет влить в Остяцкий сельский Совет. В 1963 году деревня перестала существовать.

Медвежинка. В 1911 году переселенцы облюбовали высокое место около реки Каевка притока Тары. Так образовалась это деревня, которая находилась в 6 км от деревни Право-Каевка и 16 км от Остяцка. Деревня была очень красивая, народ веселый и дружный. В 1926 году проживало 167 человек, преобладали – белорусы. В 1932 году организован колхоз «Северная заря». Корчевали лес, сеяли лен, рожь, овес, ячмень, сажали картофель, держали коров, овец, гусей,кур, свиней. В 1954 году деревня стала разъезжаться. Решением райисполкома от 29.02.1972 года № 37 была ликвидирована (Приложение 4).

Право-Каевка. В 1907 году Белов Василий, Кузнецов Левон, Кузнецов Петр и их три сестры поселились на правом берегу реки Каевка. Это было очень красивое место. Небольшая, но глубокая река с крутыми берегами и сплошным хвойным лесом. Так появилась деревня Право-Каевка. В речке много было рыбы, в лесу ягод и грибов. В 1912 году построили кирпичный завод, а в 1923 году – школу. По сведениям на 1926 год в деревни проживало 146 человек русскоязычного населения. В 1931 организован колхоз им. Сталина. На новых разработанных полях получали хорошие урожаи зерна. На праздники ездили в Ичу в церковь. Решением райисполкома от 29.02.1972 года № 37 была ликвидирована (Приложение № 4).

Украинка. В 1908 году ходок Назарюк Никифор пришел на левый берег реки Ича притока Тары. Место ему пришлось по душе и он остановился здесь жить. А потом прибыла большая группа переселенцев из Украины. Первую ночь переселенцы ночевали на берегу реки под открытым небом. Всю ночь шел сильный дождь, все промокли, так и мыкали горе всю ночь. Отсюда и название поселения «Горемычка». Через 10 лет Горемычка была полностью заселена. Население занималось сельским хозяйством, сеяли хлеб, гречиху, лен, стали жить в достатке. В 1920 году открылась школа. Усадьбы были большие, площадью до 1 га, избы рубили хорошие и крепкие. Название деревни Горемычка не устраивала мужиков, унижало их достоинство. Тогда и решили переименовать деревню в 1927 году на Покров, отсюда и название – Ново-Покровка. В 1926 году проживало 350 человек, преобладали украинцы. В 1931 году организован колхоз «Украинец» и одновременно деревню Ново-Покровку переименовали в Украинку. В 30-х годах почти каждый житель имел приличное хозяйство, появились жатки и молотилки. После войны были открыты медицинский пункт и библиотека. Решением райисполкома № 186 от 19.08.1977 года деревня ликвидирована (Приложение № 2).

Томиловка. Год образования – 1908. Свое название деревня получила от первых переселенцев с Белоруссии, поселившихся на берегу реки Ича, притока Тары. Первыми жителями были братья Михалевичи. Это была небольшая деревушка с одной улицей, на которой теснились избушки и небольшие пятистенники. Люди разрабатывали пашню, охотились, благо дичи было много. В 1926 году проживало 158 человек, преобладающее население – белорусы. Здесь жили трудолюбивые и хозяйственные люди. Занимались сельским хозяйством, разводили скот, сеяли хлеб. В 1932 году образовался колхоз «Осоавиахим». В 1935 году открылась начальная школа. В конце 70-х деревня стала разъезжаться. Решением райисполкома от 02.03.1966 № 42 – населенный пункт д.Томиловка передана из Остяцкого сельсовета в Останинский сельсовет. Решением райисполкома от 10.03.1982 года из учетных данных исключена д.Томиловка (Приложение № 5). Перестала существовать одна из небольших деревень на васюганских просторах. На месте Томиловки сейчас большой луг, где растет высокая и густая трава.

Зверевка. В 1908 году было всего 6–7 хозяйств, живших на заимке Зверева, а уже в 1909 году туда приехало сразу 40 семей переселенцев и деревню назвали Зверевка. Крестьяне корчевали лес, производили посевы, строили дома. В 1926 году проживало 264 человека, преобладающее население – белорусы. В 1934 году образован колхоз «Смерть капитала», а в 1935 он был переименован в колхоз « Имени Тимошенко». В деревне была начальная школа, магазин. Деревня перестала существовать в 1965 году.

Ича. Деревня образовалась в 1896 году на высоком берегу реки Ича притока Тары. В 1926 году проживало 236 человек, по национальности – русские. Ича с окружающими деревнями была связана церковью, в которой люди крестили своих детей, отпевали умерших, венчались и отмечали все религиозные праздники. Здесь велась церковно-приходская книга, где записывались рожденные и умершие, регистрировались браки. Церковь действовала до 1929 года. Во время коллективизации в церкви устроили склад. Деревня Ича являлась волостным центром, здесь действовали сельский Совет, маслозавод, почта, медицинский пункт, начальная школа, лавка. В 1931 году постановлением Президиума Зап.Сиб.края от 31.08.1931 № 1277 Ичинский сельский Совет объединили с Останинским сельским Советом. В 1934 году образовался колхоз «Боевик». Решением райисполкома № 186 от 19.08.1977 года деревня ликвидирована (Приложение № 2) [1,3].

2. Исследование причин возникновения и ликвидации деревень Васюганья

2.1. Демографическая ситуация на Васюганье

По архивным документам и литературным источникам проанализировали демографическую ситуацию нашего края. Выяснили, что на территории Северного района до 1928 года было два округа (района): Биазинский и Новотроицкий, и входили они в Барабинский округ. По статистическим данным до 1928 год в состав Биазинского района входило 27 населенных пунктов общей численностью населения 6 459 человека (Приложение 6).

Самое крупное по численности поселение – село Биаза – 547 человек, самое маленькое – Березовская заимка – 17 человек. Национальный состав разнообразный: русские, белорусы, украинцы, татары, кержаки. На тот момент в Мало-Карагаевке, Украинке, Еласске, Платоновке, Зверевке, Иче, Морозовке, Медвежинке, Томиловке и Право-Каевке вместе проживало 2 808 человек, в основном русские и белорусы, украинцы проживали в Украинке, татары в Мало-Карагаевке (Приложение 7).

Из данных деревень самое крупное по численности населения была Мало-Карагаевка – 406 человек, самое маленькое по численности – Право-Каевка – 146 человек. В то время семьи были многодетные, в среднем от 5 до 10 детей. Преобладал традиционный тип воспроизводства населения, неразрывно связанный с аграрной экономикой и присущими ей общественными отношениями. Эти отношения традиционные, т.е. поведение людей ориентировано на повторение неизменных образцов (как жили наши отцы и деды). Рождаемость не регулировалась, такие мысли были чужды человеку и была высокой, высокая была и смертность, особенно младенческая.

2.2. Вспоминая прошлое

Любая деревня имеет маленькую или большую историю, она складывается из множества судеб и событий. Работая с архивными документами и периодическими материалами, выяснили, что в нашем селе Биаза проживают люди, которые родились и провели свое детство в этих деревнях (Приложения 8, 9, 10). Для изучения причин возникновения и ликвидации провели интервьюирование жителей. Вот, что они нам поведали.

Зиновенко Светлана Анатольевна

«Я родилась 13 марта 1956 года в деревне Украинка. Мой отец Гламаздин Анатолий Павлович родился в Остяцке, а мама Гламаздина Мария Ефимовна в Зверевке. Родственники по линии матери приехали из Белоруссии. Украинка была большой деревней в две улицы. Улицы широкие, чистые и песчаные. Народ очень дружный, даже дома не запирали на замки, не было воровства, доверяли друг другу. Всей деревне отмечали праздники, столы накрывали на улице, и каждый житель нес то, что было в доме. Школа была начальной, учеников училось около 45 человек, два учителя вели уроки в сдвоенных классах. В семье у нас было 2 детей. Практически всю одежду нам шила мама, редко, что покупали в магазине. Был у нас клуб, в котором ставили различные постановки и концерты, так как молодежи было много, но нас маленьких не пускали. По выходным дням приезжал киномеханик, показывал фильмы. В основном в Украинке проживали украинцы, были и белорусы. Практически все лето мы проводили на речке, марлей ловили пескарей, в лесу собирали грибы и ягоды. Лес рос прямо около огородов. Держали большое хозяйство, в летнее время вся работа по дому была на нас – детей, так как взрослые работали в колхозе почти весь день. Из Украинки мы ехали в 1966 году в Останинку из-за работы отца. Всю свою жизнь он посвятил школе и именно в этих краях он начал свою педагогическую деятельность. Народ стал постепенно разъезжаться в 60-е годы из-за большой отдаленности (от Украинки до Биазы – 28 км, до Северного – 58 км) и плохих дорог. В основном уезжали в близлежащие села».

Ковган Мария Егоровна. «Родилась я 1 июля 1954 года в деревне Право-Каевка. Мои родители Кондрашкины Анисья Васильевна и Егор Николаевич, тоже родились здесь. Отец работал шофером, мать в колхозе. В семье было 6 детей. Отец сам построил дом их двух комнат, мебели в доме мало, в основном кровати, лавки, стол да полки на стенах. Держали хозяйство, садили огород. Мама всем сама шила одежду – платья, рубашки, блузки, юбки и штаны из ситца, была своя швейная машинка. Если покупали пальто, то его все дети носили по очереди, передавали от старшего к младшему. В магазине товар был, но не было денег, чтобы его купить. Так как в колхозе зарплату не давали, а ставили трудодни, зарплату родители получали в конце года, и тогда мама покупала нам комковой сахар и делила его на шесть частей – это был праздник для нас. В деревне была начальная школа. Это был деревянный дом с тремя комнатами, в котором мы учились. Детей в школе было немного, учила одна учительница. Проживали в деревне основном русские, а на левом берегу жили татары. Право-Каевка стояла на правом берегу реки Каевка, поэтому деревню так и назвали. Берега у реки высокие, песчаные, мы любили купаться и неводом ловить рыбу. Вокруг деревни рос большой лес, ягод, грибов и орех было много. Все лето мы их собирали, а дома сушили. В 1961 году вместе с родителями мы переехали в село Биаза, которое расположено в 30–ти км от Право-Каевки. В Биазе была средняя школа, а нам надо было учиться дальше. Люди стали уезжать из-за того, что деревня далеко расположена от райцентра – 60 км, не было хороших дорог, ходили пешком, или ездили в основном на конях, да и школа была начальной».

Вишняк Надежда Ивановна

«Родом я из Томиловки, родилась 22 января 1956 года. Название деревни произошло от фамилии первого поселенца – Томилов. Отец Новиков Иван Трофимович, мама Новикова Анастасия Павловна. Родственники отца приехали из Белоруссии, а мамы из Волынской губернии села Выдрыница. Томиловка – красивая деревня с одной широкой улицей. Дома у всех были добротные, усадьбы большие до 40 соток. Мебели в доме было мало: кровати, лавки, стол, небольшие шкафчики для посуды и одежды, печь и полати. В семье было 4 детей. Мама сама нас одевала, шила одежду и нас этому учила. Хозяйство держали большое: коровы, свиньи, куры, гуси овцы, козы. Садили большой огород. Жили в достатке, много работали и продукты питание практически были свои, в магазине мало, что покупали. Любимая наша еда – пельмени и мясная колбаса своего производства. В деревне была начальная школа, учеников немного – 16 человек. Восьмилетку заканчивала в Останинке, жили в интернате, на выходные дни уходили домой. От Останинки до Томиловки 6 км, чаще всего ходили пешком. В Томиловке в основном проживали белорусы. На ферме держали до 600 голов коров. Народ был дружный, все праздники отмечали вместе. Летом ходили в лес за грибами и ягодами, ловили рыбу на речке, было очень весело. Из Томиловки я уехала в 1973году, когда устроилась на работу в село Биаза. Разъезд деревни связан с укрупнением больших хозяйств. Наш колхоз отнесли к Останинке, весь скот перегнали туда и поэтому жители Томиловки постепенно переехали в Останинку и другие села. От Биазы до Томиловки 22 км, а до Северного 52 км».

Кондаков Валерий Николаевич

«Моей малой родиной является деревня Мало-Карагаевка, которая была расположена на берегу реки Тара. Я родился 1января 1949 года. Мои родители приехали вместе с переселенцами из Казани в 1908 году в Мало-Карагаевку. Они называли себя «казанскими татарами». Деревня была большой, в три улицы, дома деревянные с большими усадьбами до 60 соток. Держали хозяйство, даже пчел, садили огород. В начальной школе обучалось много учеников в сдвоенных классах. В деревне, кроме татар, проживали чуваши, русские, кержаки, а также ссыльные – грузины, киргизы, немцы. Вокруг деревни рос лес, в котором мы собирали грибы, ягоды и кедровые орехи, летом ловили рыбу на Таре. Из праздников мне больше всего запомнился майдан. Собиралась все деревня и устраивались соревнования: гонки на конях, бег, лазили на столбы, катали яйца, борьба. Победителей награждали подарками. Майдан проводили весной после посевных работ. Одежду мама шила сама, у нас была швейная машинка. Из деревни я уехал в 1968 году, когда ушел в армию. Мало-Карагаевка стала постепенно разъезжаться в 60-х- 70-х годах, причина – выдача паспортов сельским жителям, детям надо было учиться дальше, большая отдаленность от райцентра – 50 км (от Мало-Карагаевки до Биазы – 20 км). В 2014 деревня полностью выгорела после весеннего пала».

Иванова Вера Матвеевна

«Я родилась 1 октября 1948 года в деревне Платоновка. Родные по линии матери приехали из Белоруссии. Деревня наша была большой, дома располагались в одну линию вдоль реки Тара. За домами располагались огороды. На берегу реки стояли бани, в них сушили и мяли на мялках лен. Дома строили из дерева, а крыши покрывали берестой и дерном, потом уже перекрывали тесом или шифером. Около дома был небольшой палисадник, в котором садили цветы – ромашки и ноготки, из деревьев – черемуху и рябину. Усадьбы у всех были большие до 60 соток, держали хозяйство, садили огород. Все жили за счет своего хозяйства. У нас в семье было 3 детей, все девочки, мама сама нам шила одежду. Часто она шила одежду под заказ, жители деревни с ней делали расчет продуктами. Около деревни рос лес, в котором мы собирали грибы, ягоды, особенно много росло малины. В деревне был клуб, в котором показывали фильмы, молоканка, сушилка, магазин и начальная школа. В школе был один большой класс, в котором учились сразу 4 класса, учила нас всех одна учительница. Жили мы весело, летом купались в реке, ловили рыбу; вечерами с нами играли взрослые в лапту – это была наша самая любимая игра. Жили в Платоновке основном белорусы, были и русские. Из Платоновки мы уехали самые первые в 1958 году в Северное, отцу выдали паспорт, и мы поехали. Разъезд деревни связан с укрупнением хозяйства, наш колхоз перевели в Бергуль и люди стали постепенно разъезжаться».

Савастеева Варвара Алимпиевна

«Родом я из Морозовки родилась 11 декабря 1925 года. Семья у нас была большая, 8 детей. Деревня располагалась на высоком берегу реки Тара в одну улицу, а вокруг красотища, очень много росло черемухи и весной весь берег Тары был белый от ее цветения. Хозяйство держали большое, у всех огороды до 80 соток, садили лен, брюкву, репу, картошку, турнепс. Отец работал бригадиром МТС, а мама в колхозе, мы помогали дома и в колхозе родителям. Летом ходили в лес за грибами и ягодами, ловили рыбу в реке. В годы войны все мы и выжили за счет рыбы и тех припасов, что заготавливали летом. Жили в деревне дружно и весело, хотя на отдых времени было совсем мало. Проживали в основном русские и белорусы. Одежду шили сами, но для начала ткали ткань изо льна, а уже потом из нее шили. У нас была начальная школа, магазин и клуб. Из Морозовки мы уехали в Биазу после войны. Сначала поставили времянку, а затем перевезли свой дом из Морозовки. Люди стали уезжать из деревни в Кордон и Биазу после укрупнения хозяйств. Наш колхоз перевели в Биазу. От Морозовки до Биазы было всего 6 км. Так и не стало моей деревни».

Заключение

Проведенный анализ литературы, архивных и печатных материалов, воспоминаний жителей нашего села показал, что на территории Васюганья Северного района Новосибирской области проходил интенсивно миграционный процесс. Миграция носила двойной характер: 1) 10–е – 20–е годы XXвека – переселение людей из европейской части России в Сибирь с целью освоения земель и возникновению новых населенных пунктов, это время активного заселения Васюганья; 2) 60-е – 80-е годы XX века –выезд населения из обжитых мест в более крупные населенные пункты (райцентр, областной центр), это время сокращения численности населения и количества деревень. В настоящее время из 27 населенных пунктов на Васюганской равнине, расположенной в пределах Северного района осталось всего 4 села и 5 деревень (села – Биаза, Бергуль, Останинка, Остяцк; деревни – Веселая, Кордон, Ургуль, Ичкала, Надеждинка),18 населенных пунктов навсегда исчезли с карты северной части Северного района. В среднем деревни просуществовали 66 лет, «долгожителем» являлась деревня Мало-Карагаевка, просуществовала 89 лет, а меньше всего «прожила» деревня Еласска – 53 года.

В ходе исследования выяснили причины возникновения и ликвидации деревень Васюганья. Причиной возникновения деревень следующая: миграция населения из европейской части России в 1903–1919 гг. в поисках лучшей доли и из-за недостатка земель (хотелось, чтобы народу было поменьше, чтобы земли побольше захватить), а также жестокие меры эксплуатации на родине, боязнь расплаты за участие в забастовках.

Причинами ликвидации деревень стали:

1. Большая отдаленность от райцентра, в среднем 50–70 км, плохие дороги, не было регулярного сообщения между населенными пунктами, ходили пешком или ездили на лошадях (Еласска, Медвежинка, Право-Каевка, Украинка).

2. Выдача паспортов колхозникам и их детям в 60-х-70-х годах усилила отток населения из деревень (Платоновка, Мало-Карагаевка).

3. Наличие в деревнях только начальных школ (Еласска, Право-Каевка).

4. Укрупнение больших хозяйств (Платоновка, Томиловка, Зверевка, Ича, Морозовка).

Таким образом, в ходе работы были выяснены причины возникновения и ликвидации деревень Васюганья. В итоге, мы достигли цели и задач исследования и подтвердили рабочую гипотезу о том, что возникновение деревень Васюганья связано с миграцией населения из европейской части России, а их ликвидация с социально-экономическими процессами.

Приложение 1

petuh-1.tif

petuh-2.tif


Библиографическая ссылка

Петухова В.А. ЗАБЫТЫЕ ДЕРЕВНИ ВАСЮГАНЬЯ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-1. – С. 122-128;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=863 (дата обращения: 14.08.2020).