1. Введение.
Воспитание и образование детей является одним из приоритетных направлений нашего государства. Так как от уровня знаний школьников зависит успешное будущее страны. В школе мы учимся не только писать и считать, здесь формируется наш характер, здесь нас учат логически мыслить и творчески подходить к выполнению заданий.
Изучая в лицее иностранные языки (английский, немецкий и испанский) и знакомясь с системой образования в этих странах, нам захотелось выяснить:
В чем сходство и различие учебной недели наших ровесников в разных странах? Как проходит их рабочая неделя? Какие предметы они изучаю, и задают ли им домашнее задания?
Цель нашего исследования - школьное образования в странах Европы в сравнении со школьной системой образования России.
Задачами данной работы являются:
1.Изучить школьную систему образования в России и странах Европы.
2.Провести сравнительный анализ систем школьного образования в этих странах.
3. Сравнить мнения ребят из России об образовании в Испании с реальными фактами.
Объектом исследования является школьная система образования.
Предметом исследования является учебная неделя школьников в России и странах Европы.
Практическую ценность данной работы мы видим в расширении кругозора и получении больших сведений о европейских школах. А также налаживанию дружеских контактов с зарубежными сверстниками.
Мы использовали следующие методы в написании работы: сбор материалов из различных источников; опрос одноклассников и учащихся школы г.Торревиеха в Испании; консультации с учителями; анализ и сравнение; обобщение; использование компьютерных технологий.
Результаты исследования: Создание наглядно-методического пособия в форме презентации на тему: «Учебная неделя школьников в России и Странах Европы ".
Для выполнения практической части работы был проведён опрос одноклассников в форме анкетирования, что позволило выдвинуть гипотезу:
Школьная неделя в странах Европы мало чем отличается от Российской, но российские школьники слишком перегружены выполнением домашних заданий.
2. Теоретическая часть. Система образования в Европе.
Как известно, история образования стран Европы глубоко уходит корнями в средние века. Например, первый университет в Европе был открыт в XI веке в г. Болонья, Италия. Школы же появились намного раньше и как правило, функционировали при различных религиозных заведениях.
В России первый университет начал свою работу в 1724 году, в г. Санкт Петербурге. И конечно, нам интересно знать, повлиял ли шестисотлетний временной разрыв между возникновением высшего образования в Европе и России на сегодняшнюю ситуацию в образовании.
Европейская система образования имеет свои особенности. Система школьного образования в Европе делится на государственную и частную.
Но сравнивать государственное образование в России с частными школами Европы будет неправильно, и результат получится необъективным. Поэтому, в данной работе мы рассмотрим государственные школы в Европе, чтобы сравнить их с российской системой образования.
2.1 Типы Британских школ.
Образовательная система Великобритании развивалась более ста лет. Это - сложная система с небольшими отличиями между разными частями страны. Английская образовательная система очень отличается от того, что мы имеем в России. В Британии образование обязательно с 5 до 16 лет. Более 95% всех английских детей обучаются в государственных школах. Все государственные школы в Великобритании бесплатны и предоставляют своим ученикам книги и оборудование.
-Nursery school– ( 2 до 5 лет) необязательное образование.
-Junior schools – начальные школы ( от 6 до 11 лет); после окончания сдают Общий вступительный экзамен Common Entrance Examination (CEE) в форме тестирования по основным изучаемым дисциплинам.
-Senior School – средняя школа (11 до 16 лет).
В соответствии с классификацией школ по половой принадлежности, образование Великобритании можно разделить на три типа учреждений: смешанные школы, школы для девочек и школы для мальчиков.
2.2. Школьное образование в Германии.
В Германии обучение начинается с 6 лет и делится на начальную и среднюю школу. Типы средних школ в Германии следующие:
- Начальная школа (Grundschule ) – 6 - 10 лет,
- Основная школа (Hauptschule ) – 11- 16 лет и предполагает последующее обучение в профтехучилище;
- Реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения,высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет;
-гимназия (Gymnasium ) – там обучение длится 8-9 лет и дает самое основательное образование.
2.3. Система образования в Испании
История образования в Испании ведёт отсчёт с XII века. Именно тогда в городе Паленсия был открыт первый университет. В настоящее время в королевстве существуют хорошо развитые системы как государственного, так и частного образования. Государственная система обучения в Испании подразделяется на 3 уровня обязательного образования.
Первый уровень подразделяется на 2 цикла. Первый цикл - аналог русским яслям, от 0 до 3 лет, необязательное образование. С 3 до 6 лет ребёнок уже может поступить в школу, в которой он будет учиться в начальных классах, а может продолжать ходить в частный детский сад.
Второй, обязательный, уровень – с 6 до 12 лет. Так называемый Educación Primaria (начальная школа). Это бесплатное образование, каждый год обучения которого соответствует номеру класса (curso).
И третий уровень, Educación secundaria Obligatoria (средняя и старшая школы), длится с 12 до 16 лет.
После 16 лет ребёнок может либо продолжить своё бесплатное образование в старшей школе (Educacion secundaria post - oblicatoria) и подготавливаться к получению среднего или высшего образования уже по выбранному направлению, либо уйти из школы и продолжить обучение в средне- специальном учреждении или начать работать.
3. Практическая часть.
В этой работе были проведены исследования учебной недели пятого класса в российской системе обучения, соответствующего 5 курсу начальной школы испанской системы образования. Чтобы начать свое исследование, мы провели опрос в классе, для того, чтобы узнать насколько, наши одноклассники информированы и знают, как учатся наши ровесники за рубежом. (Приложение 1)
Мама одной ученицы нашего класса побывала в Испании и взяла интервью у родителей детей обучающихся в Испании. А ученица 5М2 класса Дарина Эрмо Мухина задала вопросы своим испанским сверстникам.
Илья и Полина, дети из русскоговорящих семей, но родившиеся и живущие в Испании, учатся на 5 курсе начальной школы.
В результате интервью мы выяснили следующие факты.
Уроки (Приложение 2)
В Испании пятидневная учебная неделя. Первые 3 урока проходят без перемены на отдых. Затем большой перерыв - 40 минут на еду и короткую прогулку. После отдыха следующие 3 урока, каждый из которых длится 45 минут.
Учебный день у учеников длится с 9 часов утра до 14.00 дня. После обеда ученик посещает дополнительные кружки или идет домой.
Расписание уроков выдается ученикам один раз в начале года. Мы можем отметить тот факт, что изучаемых предметов немного меньше, чем в российской школе.
Обязательные предметы в испанской школе - математика, биология, испанский язык, литература, музыка, физическая культура, информатика, география и история совмещены в один предмет. Обязательны к изучению ещё 2 языка, кроме испанского. Уроки рисования есть, но они называются уроки искусства. На таких уроках учат творчеству – рисованию, скульптуре, креативным поделкам.
Уроки труда отсутствуют.
Интересно: Все записи в начальной школе делаются учениками простым карандашом.
Дневник школьника (Приложение 3)
Дневник в испанской школе тоже ведётся, но он отличается от дневников учеников российских школ. Текущие оценки в дневник не выставляются, а только четвертные. (Приложение 4).
Оценки за контрольные работы и тесты выставляются на отдельном листке для отчета на родительских собраниях.
Часть дневника посвящена различным советам и инструкциям. Например, правила поведения в школе и классе, советы как лучше самому организовать своё обучение, как готовиться к экзамену и что можно или нужно делать во время его прохождения. Так же есть советы для родителей по взаимодействию с ребенком, и даже советы по здоровому питанию и технике безопасности.
Любопытно: В дневнике есть бумажный кармашек для передачи денег, например, за экскурсию или для записки от родителя учителю.
(Приложения 5 -12)
Домашнее задание (Приложение 13)
Домашние задания задаются каждый день и по каждому предмету. Ученик должен записать домашнее задание, а его родитель ежедневно расписывается. Таким образом, происходит контроль за выполнением домашних заданий.
Нельзя сказать, что их меньше, чем в российской государственной школе.
Важно: Оценки за домашнее задание не выставляются и в табель успеваемости не заносятся.
Оценки
В Испании десятибалльная система оценок. И нам кажется, что такая система гораздо точнее оценивает знания. Оценки 8,9 и 10 считаются очень хорошими.
Взаимодействие школы с родителями
Электронный дневник в школе не ведется. Существует один день в неделю, среда, когда родитель может прийти на консультацию к учителю, предварительно обговорив время. На такой консультации он может задать вопросы по успеваемости своего ребёнка и другие интересующие его вопросы.
Внеурочная деятельность
Можно сказать, что система обучения в Испании направлена на разностороннее развитие ребёнка, на становление его самостоятельности, социальных навыков и помощь в скорейшем определении выбора занятия в жизни. Очень часто проводятся экскурсии и поездки, в зависимости от возраста учащихся однодневные и в старших классах длительностью даже до 10 дней. Организуются встречи с интересными людьми и совместные работы с другими классами параллели.
Сравнительная таблица рабочей недели учеников России, Испании и Англии приведена в (Приложении 14).
4. Заключение
Во время работы над темой «Учебная неделя школьника в странах
Европы и России» мы рассмотрели и сравнили учебные недели учеников пятых классов таких разных стран как Россия, Испания и Англия.
В ходе работы мы успешно решили задачи исследования:
- исследованы различные источники информации;
- выяснили, что система образования в России и странах Европы имеет много общего:
- Посещение школы в странах Европы является обязательным для каждого ребенка, достигшего 5-6 летнего возраста.
- В каждой стране школьному образованию уделяется важное значение.
Интересно было выяснить следующие отличия в школах Европы:
- Каждая школа как в Англии, так и в Испании, имеет имя (Вестминстер-Скул, Школа Мэри Хэмпден, Абби-Роуд, Колехио де Куба.).
- В английских школах дети обращаются к учителям Mr и Miss/ с фамилией, а в испанских очень часто могут обращаться к учителю по имени.
- У британских студентов есть рождественские каникулы, пасхальные каникулы и летние каникулы. В школах также есть специальные праздники полутермина в середине каждого семестра. Эти праздники длятся за 2-3 дня до этого или после выходных. В испанских школах учебный год заканчивается в июне, а начинается в середине или конце сентября.
- В Британских школах существуют отличная от Российских школ норма оценок:
o A - 90-100% – превосходные знания,
o B - 80-89% - хорошие,
o C - 70-79% - удовлетворительные,
o D - 60-69% - плохо,
o E - 0-59% – очень плохо.
o В конце каждого семестра школа посылает отчет родителям.
- В Испанских школах 10- бальная система оценок.
- В Германии 6 - бальная система
o 1 -отлично
o 2- хорошо
o 3- достаточно
o 4 - удовлетворительно
o 5 - плохо
o 6- очень плохо
- Как в Англии, так и в Испании, у всех учеников есть свои собственные шкафчики. Шкафчики важны и гарантируют безопасность имущества учеников.
- В школах Европы существует система штрафов за определенные непослушания, например использование мобильных телефонов во время уроков.
Можно однозначно сказать, что эта работа была очень увлекательной и полезной. Было выяснено много интересных фактов, которые можно взять на вооружение в наших школах. Например, раздел с полезными советами в испанских дневниках и большая внеурочная работа. Либо отметить, что например такие нужные предметы как труд, отсутствуют в испанских школах. И конечно, трудно представить, что между уроками в испанских школах отсутствуют перемены.
В заключении можно добавить, что гипотеза с меньшим количеством домашних заданий в испанских школах подтвердилась частично.
Приложение 1.
Анкета для одноклассников:
1. Как вы думаете, сколько дней в неделю учатся дети в Европе?
2. Сколько уроков в день у европейского ученика 5 класса?
3. Задают ли им домашние задания? Много или мало задают?
4. Есть ли у них каникулы и если есть, сколько раз в год?
5. Англия, Испания, Германия. В какой из этих стран оценка “1” является самой лучшей?
6. Есть ли в странах Европы, например таких, как Англия, Испания, Германия, школьные дневники? И, если есть, для чего они используются?
Приложение 2.
Расписание уроков в 5 классе Испанской школы
Английский яз. |
Испанский яз. |
Испанский яз. |
Испанский яз. |
Английский яз. |
Испанский яз. |
Математика |
История/геог- графия |
Математика |
Математика |
Физкультура |
Литература |
Физкультура |
Валенсий- ский яз. |
Валенсий- ский яз. |
Математика |
Музыка |
Литература |
Литература |
Музыка |
Литература |
Валенсий- ский яз. |
Английский яз. |
Биология |
Искусство |
Биология |
Религия (необязатель- ный) |
Валенсий- ский яз. |
История/геог- рафия |
Классный час |
Приложение 3.
Обложка дневника ученика 5 класса.
Приложение 4.
Дневник. Оценки за четверть.
Приложение 5.
Дневник. Правила поведения в школе.
Приложение 6.
Дневник. Правила поведения в классе.
Приложение 7.
Дневник. Рекомендации по организации самостоятельного обучения.
Приложение 8.
Дневник. Рекомендации по организации самостоятельного обучения.
Приложение 9.
Дневник. Рекомендации по самоподготовке к экзамену.
Приложение 10.
Дневник. Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми.
Приложение 11.
Дневник. Рекомендации по организации здорового питания.
Приложение 12.
Дневник. Бумажный конверт для денег и записок в дневнике
Приложение 13
Дневник. Домашние задания и роспись родителей.
Приложение 14.
Сравнительная таблица учебной недели учащихся 5 классов.
Страна |
Кол - во учебных дней в неделю |
Кол - во уроков в день |
Переме - ны |
Длительность уроков |
Кол-во изучаемых предметов |
Электронный дневник |
Система оценок |
Внеурочная деят-сть |
Кол-во лет обязат. образования |
Домашние задания |
Россия |
6 |
5-6 |
после каждого ур. |
45 мин. |
15 |
есть |
5-ти бальная |
есть |
9 |
Есть |
Испания |
5
|
6 |
после 3го урока |
45 мин. |
11(+рели- гия) |
нет |
10-ти бальная |
Есть, актив- ная |
11 |
Есть
|
Англия |
5 |
5-6 |
После 1 пары |
60 мин |
6 обязательных + 4 на выбор |
нет |
100 балльная |
Есть, актив- ная |
|
есть |
Германия |
5 |
5-6 |
После первой пары |
45 |
12(религия и половое воспитание) |
нет |
6 ти бальная |
есть |
13 |
есть |