Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Moskovchenko N.N. 1
1

Закончив работу над проектом, школьники, как правило, выполняют его защиту. Это очень ответственный этап работы направленный на логичное, последовательное и эффективное доказательство преимуществ данного проекта по сравнению с другими.

Защита может быть организована различными способами, начиная просто от демонстрации работы проектного изделия до организации театрализованного представления. Что само по себе смотрится очень необычно, ярко и хорошо запоминается. Но в современный цифровой век, авторы проектов чаще используют мультимедийную презентацию. Такие материалы, подготовленные в Microsoft Power Point, является оптимальной возможностью презентовать данные, совмещая текстовую информацию, визуальные средства и непосредственное описание проекта.

Презентация, подготовленная с учётом определённых требований, прекрасно демонстрирует конечный продукт труда. А допущенные в ней ошибки могут негативно сказаться на общей оценке. Поэтому хорошую презентацию надо готовить так же тщательно, как и весь проект.

Для подготовки и проведения эффективной презентации рекомендуется разделить свою работу на несколько этапов

Первый этап - это планирование и подготовка презентации.

Вначале необходимо определить основные моменты выступления, которые вы хотите донести до аудитории и на основании их составить презентацию. На слайдах должна быть отражена только самая главная информация, которая поможет слушателям лучше воспринять идею вашей работы.

Структура презентации, обычно, соответствует структуре пояснительной записки проекта. В неторопливом режиме представление проекта не должно превышать 10-15 минут. Из этого времени на саму презентацию отводится 10 минут и 5- минут на ответы на вопросы.

Среднее время, отводимое на показ и комментарий одного слайда, может составлять 30-40 секунд. Для того, чтобы во время Вашей презентации аудитория успевала прочитать размещаемый на слайдах материал, их количество не должно превышать 15-20 слайдов. При этом на этих слайдах должна быть отражена вся ключевая информация, начиная от возникновения идеи до практической реализации проекта.

Для того чтобы убедиться, что Ваш темп ведения презентации позволит уложиться в отведенное время, несколько раз проведите репетицию презентации.

Создавая презентацию, помните, что изображения на слайдах должны быть хорошо видны даже при использовании неяркого проектора в светлой аудитории на самом последнем ряду. Поэтому каждый слайд должен быть контрастным. Выбирая фон, старайтесь максимально приблизить его к белому, а надписи к чёрному. Но это не значит, что нельзя использовать другие цвета, всё должно быть контрастно, гармонично и читаемо. Рекомендуется использовать не более трёх цветов и максимум только 2 шрифта. Не используйте трудночитаемые шрифты: шрифты со всевозможными завитушками и шрифты с засечками. Не используйте шрифт с размером кегля менее 22. Соблюдайте единый стиль в оформлении презентации.

В презентацию включайте только ту информацию, которая поможет слушателям лучше воспринять материал. Именно информацию, а не данные.

Данные - это набор фактов, цифр, умозаключений и размышлений, содержащихся в пояснительной записке проекта. А информация - это проработанные данные, представленные в удобном для восприятия виде. Как правило, с помощью различных схем, рисунков, графиков, таблиц. Именно в такой последовательности. Как только Вы сформулировали то, что хотите донести до аудитории в конкретном слайде, сначала подумайте, как это представить в виде схемы? Не получается как схему, подумайте как показать это рисунком, графиком, таблицей. Используйте текст, только если все предыдущие способы отображения информации вам не подошли.

При размещении информации на слайдах презентации старайтесь не размещать более пяти элементов. Если это схема, то попробуйте упростить её до 5 элементов или группируйте элементы так, чтобы визуально в схеме выделялось 5 блоков. Это правило основано на закономерности обнаруженной американским ученым-психологом Джорджем Миллером. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов - то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.

Помните, из всех вариантов представления информации наиболее предпочтителен графический как наиболее наглядный.

Не злоупотребляйте анимацией. Используйте ее, только если есть необходимость показать движение или развитие событий. Не используйте анимацию в местах, где без нее вполне можно обойтись, например, при смене слайдов.

Единственное назначение спецэффектов это – привлечение внимания к информации, размещенной на слайде. Прием может быть широко использован для поэтапного построения схем, содержащих множество логически взаимосвязанных элементов. Появляясь один за другим, образуя связи между собой, элементы формируют схему, пусть сложную, но понятную для аудитории.

Допускается использование анимационных рисунков способных вызвать оживление интереса аудитории к презентации и докладу. Но злоупотреблять такой анимацией не стоит, так как она отвлекает внимание аудитории от содержания вашего доклада и делает его менее официальным.

Закончив создание презентации, сохраните файл в нескольких форматах, чтобы она корректно отображалась компьютере с любой операционной системой. Так, например, слайды, сохраненные в формате PDF, могут искажать анимационные эффекты, но полностью воспроизведут содержание презентации на любом компьютере.

Второй этап - подготовка устного выступления.

После завершения оформления презентации необходимо подготовить текст для комментирования слайдов. Комментирование это не зачитывания информации со слайда, и не подробный пересказ того, что на слайде изображено и написано, так как, слушатели способны видеть и читать самостоятельно. Презентация – это Ваш рассказ, а то, что показывается на экране – это дополнительные иллюстративные материалы. Презентация не повторяет слова выступающего, а лишь дополняет их, создавая целостную и яркую картину выступления.

Главное в выступлении докладчика - подчеркивание личного отношения к сообщаемой информации через использование отсылок к мнению слушающей при помощи таких речевых форм как;

- обратите внимание,

- на слайде показано,

- на этом рисунке изображено,

-о чем свидетельствуют представленные фотографии,

- хотелось бы особо отметить,

- в качестве доказательства хочу привести данные, представленные в таблице,

- считаю принципиально важным…

и т.п.

Для того, чтобы комментарии хорошо воспринимались слушателями, необходимо разделить первичный текст, написанный «для глаз» (т.е. для чтения) на порции, каждая порция соответствует определенному номеру слайда. Важно создать письменный текст, имитирующий устное выступление дословно.

Чтобы чувствовать себя уверенно в процессе комментирования слайдов необходимо подготовить таблицу, содержащую в хронологическом порядке скриншоты слайдов и текст устной речи для их комментирования, которую необходимо распечатать и держать при себе по время доклада. Наличие такой таблицы не предполагает постоянное чтение докладчиком написанного текста. Чем больше вы используете импровизации и самостоятельное комментирование, тем ваше выступление интереснее. Второй экземпляр такой таблицы желательно передать помощнику, который во время выступления будет переключать слайды.

Рассказывая о своём проекте, контролируйте громкость и темп речи. Не надо кричать, но и не стоит «бубнить» монотонно. Главное - ориентироваться на самых дальних людей в аудитории – они должны находиться на пределе хорошей слышимости.

Также важно поддерживать «глазной» контакт с аудиторией. Хуже всего, когда выступающий вообще не смотрит на аудиторию, фокусируя взгляд на потолке или неодушевленных предметах, которые не отвлекают его внимание. Это заведомо проигрышный вариант.

Помните, что, наиболее важными этапами любой презентации являются вступление и заключение.

На этапе вступления происходит объединение аудитории для работы в нужном направлении. Первый слайд это ключевой фрагмент, содержащий название работы и указание авторов проекта. Докладчику необходимо представиться и определить цели направления совместной работы. Представляясь, произносите свои имя и фамилию четко, уверенно и достаточно громко, чтобы собеседник их запомнил. После этого сделайте небольшую паузу и убедитесь, что собеседник воспринял вас. Небольшая пауза как нельзя лучше продемонстрирует вашу уверенность. А прозвучавшие начальные слова – это как стартовая ракета, привлекающая внимание окружающих, поэтому приветствие может выглядеть следующим образом:

  • Здравствуйте, меня зовут Фамилия Имя. Я представляю проект «Название проекта». Надеюсь, что вам будет интересно узнать…;
  • Здравствуйте, меня зовут Фамилия Имя. Я только что закончил работать над своим проектом «Название проекта». Возможно, мои идеи будут вам полезны (интересны)…
  • Здравствуйте, меня зовут Фамилия Имя. В течении учебного года я выполнял исследовательский проект «Название проекта», результаты которого, стали полной неожиданность для ….

Окончание презентации, как и ее открытие, не менее важно. Люди, как правило, лучше запоминают то, что увидели последним. Естественно итоговый слайд и ваши комментарии могут содержать:

· краткое резюме важных фактов и аргументов;

· описание использованной литературы по данному проекту;

  • благодарность за внимание;
  • предложение задавать вопросы.

К презентации можно подготовить дополнительные материалы, способствующие более полному раскрытию темы проектной работы:

· пояснительную записку;

· рекламные материалы в печатной форме;

· рецензии и отзывы пользователей;

· результаты исследований;

· распечатки слайдов презентации;

· и т.п.

В качестве примера рассмотрим вариант защита проекта

«Технология изготовления коробочки из тонколистового металла»

Слайд

Выступление

Слайд1.JPG

Здравствуйте, меня зовут Лысенко Артемий.

Я представляю информационный проект «Технология изготовления коробочки из тонколистового металла».

   

Слайд2.JPG

На уроках технологии в 5 классе, мы изготавливали коробочку из тонколистового металла.

Работа оказалась не очень простой. Надо было очень точно выполнить разметку, вырезать заготовку, да потом ещё несколько раз согнуть. Надо сказать, что не увсех у нас в классе получились хорошие изделия.

Мне кажется, нам не хватало наглядности, что бы приёмы работы, мы могли посмотреть самостоятельно в любой момент.

Поэтому, когда в 6 классе, стал вопрос выбора темы проекта, я решил выполнить информационный проект, содержащий как можно больше наглядной информации, о процессе изготовления металлической коробочки.

   

Слайд3.JPG

Как же должна выглядеть эта информация?

Я решил рассмотреть несколько вариантов и выбрать самый оптимальный.

Вариант №1

Изготовить информационный стенд из реек и фанеры. На нём разместить в технологической последовательности макеты развёртки коробочки на разных этапах изготовления (разметка, резка, гибка, отбортовка и. п.).

Вариант №2

Снять подробный видеофильм о процессе изготовления коробочки.

Вариант №3

Оформить фотоальбом, где каждая фотография будет нести информацию о какой - то технологической операции, во время изготовления коробочки.

   

Информационный проект.jpg

Проанализировав варианты, пришел к выводу, что лучше всего выполнить проект в виде фотоальбома. Это наименее затратный вариант.

Не требующий особых технических средств. Фотографии будут вполне понятны и доступны ученикам.

   

Слайд4.JPG

Цель моего проекта: Оформить фотоальбом, содержащий изображения основных операций при изготовлении коробочки из тонколистового металла. Показать состояние развёртки коробочки на различных этапах.

Задачи проекта:

· Выяснить какие трудности испытывали мои сверстники при изготовлении коробочки.

· Интересна ли им будет тема моего проекта?

· Подготовить необходимые материалы и инструменты для изготовления коробочки.

· Сфотографировать и соответственно оформить результаты работы.

   

Слайд5.JPG

Приступая к работе по выбранной теме, я решил выяснить какие трудности при изготовлении коробочки испытывали мои сверстники.

Группе шестиклассников из 30 человек, были заданы следующие вопросы.

«Какие операции вызывали затруднения при изготовлении коробочки из тонколистового металла?»

Как показывают данные этой диаграммы, большинство школьников испытывали проблемы с разметкой и гибкой заготовки.

   

Слайд6.JPG

Данные второго опроса, говорят, что большинство учеников 83% заинтересованы в получении информации об изготовлении коробочки через изображения.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная мной тема проекта будет интересна и востребована моими сверстниками.

   

Слайд7.JPG

Таким образом, базовый вариант альбома должен содержать фотографии с изображениями состояния развёртки коробочки на определённых этапах, приёмы работы на этих этапах и необходимые инструменты и приспособления.

   

Слайд8.JPG

Работу над проектом, можно разделить на несколько этапов.

1этап: Это возникновение идеи. Как сказано выше, она возникла в процессе работы на уроках технологии.

2 этап: Непосредственное изготовление коробочки и фотографирование всех технологических этапов и состояния развёртки коробочки от выбора заготовки до отделки.

3 этап: Самый ответственный и наиболее затратный этап работы. Обработка изображений. Оформление проекта. Печать и переплёт листов с наглядной информацией.

   

Слайд9.JPG

В процессе работы над проектом, особых трудностей не было. Изготавливая коробочку, я выполнял знакомые мне слесарные операции, соблюдая правила безопасности. Необходимые инструменты и приспособления предоставил учитель технологии.

Не большую трудность вызвал процесс изготовления чертежей, последовательности разметки развёртки коробочки. В этом помощь оказала моя старшая сестра.

   

Слайд10.JPG

Считаю, что цель моей работы достигнута. Была изготовлена металлическая коробочка. Сфотографированы все этапы работы.

На основе этих фотографий создан альбом, наглядно демонстрирующий весь технологический процесс. В альбом включена подробная информация о процессе разметки заготовки для коробочки.

Изготавливая коробочку, я усовершенствовал свои умения работы слесарными инструментами.

Составляя альбомные страницы, закрепил навыки работы на компьютере в программе Microsoft Word. Познакомился с работой графического редактора Paint.NET.

Узнал, как переплетают книги. Полученные знания при выполнении этого проекта будут полезны в дальнейшей моей учебе и повседневной жизни.

Альбом с удовольствием опробовали и оценили учитель и мои одноклассники. Некоторые после уроков пробовали самостоятельно изготовить такие коробочки по предложенному алгоритму в альбоме.

Учитель, сказал, что размножит этот альбом и в следующем учебном году будет, применят на уроках технологии в 5 классе.

   

самооценка 2.jpg

Затраты на изготовление проекта, в основном состоят из стоимости бумаги и краски для цветного принтера. Металл для коробочки использовали от остатков оконного отлива.

Бумага - 18 листов по 4 рубля -72 рубля.

Печать 18 листов по 9 рублей - 162 рубля.

Обложка и переплёт 21 рубль.

Итого стоимость альбома составила 255 рублей.

Заканчивая работу над проектом, появилось желание продолжить подобную работу для изготовления других изделий.

Но это задача на следующий проект.

   

Слайд11.JPG

Спасибо за внимание!

Готов ответить на ваши вопросы.