Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ Путешествие по Африке
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Задачи урока : Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Основные понятия : Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: |
Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. -Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. |
Приветствуют учителя, |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
|
- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний). Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю) Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах) Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов) Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги) Какие океаны были им известны? (Атлантический и Индийский) Какое путешествие совершили финикийцы? Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. |
Диалог с учителем. Отвечают на вопросы
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Физкульт-ка |
-Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Африке». И в путешествие мы отправимся по Африке. (слайд2) Запишите тему урока в тетрадь Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Задачи нашего путешествия: (слайд 3) 1. Географическое положение материка 2. Об особенностях природы Африки. 3. О природных «рекордсменах» материка. О закономерностях изменения природы на материке. О том, что такое оазис. О том, как выглядят жители Африки. Нам предстоит ответить на главный вопрос: Бывает ли в Африке холодно? Почему?
Верно с Географического положения материка. (слайд4) План ГП. 1. Размеры. 2. Океаны и моря омывающие материк. 3. Соседние материки. Самый близкий материк? Как Африка соединена с Евразией? Вывод. Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка. Задания по группам (экспедиция по матарику): 1группа - Особенности рельефа материка 2группа – Особенности климата 3 группа – Внутренние воды Африки 4 группа – Пустыни 5 группа – Влажные экваториальные леса. 6 группа - Саванны
Слово предоставляется представителям из групп. Давайте немножко отдохнём. Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Покорчим рожи. Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке. Рисование носом. Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом. Раскрашивание. Представьте белый контур материка. Мысленно раскрасьте разным цветом природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов. Круг. Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей экономического района или повторить береговую линию какого-либо материка. Открытие нового 1) Оазис -это место , где есть влага и могут развиваться растения. Демонстрация слайда презентации « Необыкновенное путешествие в оазис». Обучающимся предлагается составить небольшой рассказ. Вопрос: Какая природная территория вам больше всего понравилась и почему? Население 1) Проблемный вопрос. Чем отличается население Африки от населения других материков? Подсказка на рис. 68 стр. 118 и текста учебника стр. 118-119. Обучающиеся самостоятельно работают с текстом и выполняют задание «Словесный портрет жителей Африки». Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Бывает ли в Африке холодно? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? |
Отвечают на вопросы Работают с физической картой полушарий и учебником. Ученик у доски даёт характеристику ГП. Учащиеся отмечают на к/карте: океаны, омывающие континент; Моря: Красное и Средиземное; Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский; Гвинейский залив; Суэцкий канал; Остров Мадагаскар; Полуостров Сомали; Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах. Задают дополнительные вопросы. На контурной карте Африки отмечают: Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро; Реки: Нигер, Конго, Замбези; Озёра: Виктория, Танганьика. Пустыня Сахара. Выполняют упражнения Работают с текстом учебника. Заполняют таблицу. Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
4. Этап информации о домашнем задании
|
П.22. вопр стр.119, Отметить на контурной карте географические объекты Выберите домашнее задание:
3. Составить кроссворды по теме « Африка» |
Записывают д/з. |
|
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации
|
Обучающимся предлагается заполнить таблицу. Сгруппировать слова по группам: природные территории, водные объекты, животные, растения. 1. Сахара, 2. Танганьика. 3. Нил, лианы, 4. Конго, 5. саванны, 6. гориллы, 7. Замбези, 8. оазис, 9. слоны, 10. баобаб, 11. Виктория, 12. гепарды, 13. влажные экваториальные леса, 14. акация. (для слабых учеников) Выполните тест в тетради: 1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? А) к западу; Б) к юго-западу; В) к северу. 2. Какой пролив отделяет Африку от Европы? А) Мозамбикский; Б) Гибралтарский; В) Берингов. 3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки? А) Гренландия; Б) Новая Гвинея; В) Мадагаскар. 4. Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский; Б) Сомали; В) Индостан. 5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? А) Суэцкий; Б) Панамский; В) Каракумский. 6. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки? А) Атлантический; Б) Индийский; В) Тихий. 7. Как называется крупный залив у берегов Африки? А) Мексиканский; Б) Персидский; В) Гвинейский. Критерии оценок: 1. 6-7 правильных ответов – вы успешно справились с заданием 2. 4-5 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал 3. 3-2 правильных ответа – вы были не слишком внимательны |
Отвечают на вопросы |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |
6.Этап подведения итогов |
Выставление оценок за урок |
||
7.Этап рефлексии |
сегодня я узнал…(слайд 10) |
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. |
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Особенности рельефа материка |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Особенности климата материка |
||||||||||||||||
1. Крупные формы рельефа:__________________ ____________. Самая высокая вершина Африки- _______________ , высота:____________________ На северо-западе расположены горы:__________ |
Климат Африки ______________________, так как______________________________________ Температура воздуха_________. Зима и лето отличается не _______________, а сменой ____________________________________________
|
||||||||||||||||
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Особенности внутренних вод Африки |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Особенности пустынь |
||||||||||||||||
Крупные реки Африки: ______________________ ____________________________________________ ____________________________________________ Самое большое озеро: _________________, средняя глубина ______________. Самое глубокое озеро: ________________, его глубина ____________.
|
Величайшая пустыня _________________. Она расположена в ___________ части Африки. Летом воздух прогревается до ____________. Растительность: ____________________________ ___________________________________________ Животный мир: |
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Особенности влажных экваториальных лесов |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Особенности саванн |
||||||||||||||||
Влажные экваториальные леса расположены _____ ____________. Они ______________________________ Деревья обвиты _________. Лучи света___________ ___________, так как____________________________ Растительность:________________________________ _______________________________________________ Животный мир:________________________________ _______________________________________________ |
Саванны это -__________________________________. Саванны расположены __________________, так как ________________________________________________ Растительность:_________________________________ ________________________________________________ Животный мир: _________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
Выполните тест ГП Африки:
1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? А) к западу; Б) к юго-западу; В) к северу. 2. Какой пролив отделяет Африку от Европы? А) Мозамбикский; Б) Гибралтарский; В) Берингов. 3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки? А) Гренландия; Б) Новая Гвинея; В) Мадагаскар. 4. Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский; Б) Сомали; В) Индостан. 5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? А) Суэцкий; Б) Панамский; В) Каракумский. 6. Как называется крупный залив у берегов Африки? А) Мексиканский; Б) Персидский; В) Гвинейский. 7. Почему на материке жаркий климат? 8. Как изменяется климат на материке с удалением от экватора?
|
Выполните тест ГП Африки:
1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? А) к западу; Б) к юго-западу; В) к северу. 2. Какой пролив отделяет Африку от Европы? А) Мозамбикский; Б) Гибралтарский; В) Берингов. 3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки? А) Гренландия; Б) Новая Гвинея; В) Мадагаскар. 4. Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский; Б) Сомали; В) Индостан. 5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? А) Суэцкий; Б) Панамский; В) Каракумский. 6. Как называется крупный залив у берегов Африки? А) Мексиканский; Б) Персидский; В) Гвинейский. 7. Почему на материке жаркий климат? 8. Как изменяется климат на материке с удалением от экватора?
|
||||||||||||||||
Выполните тест ГП Африки:
1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? А) к западу; Б) к юго-западу; В) к северу. 2. Какой пролив отделяет Африку от Европы? А) Мозамбикский; Б) Гибралтарский; В) Берингов. 3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки? А) Гренландия; Б) Новая Гвинея; В) Мадагаскар. 4. Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский; Б) Сомали; В) Индостан. 5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? А) Суэцкий; Б) Панамский; В) Каракумский. 6. Как называется крупный залив у берегов Африки? А) Мексиканский; Б) Персидский; В) Гвинейский. 7. Почему на материке жаркий климат? 8. Как изменяется климат на материке с удалением от экватора?
|
Выполните тест ГП Африки:
1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? А) к западу; Б) к юго-западу; В) к северу. 2. Какой пролив отделяет Африку от Европы? А) Мозамбикский; Б) Гибралтарский; В) Берингов. 3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки? А) Гренландия; Б) Новая Гвинея; В) Мадагаскар. 4. Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский; Б) Сомали; В) Индостан. 5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? А) Суэцкий; Б) Панамский; В) Каракумский. 6. Как называется крупный залив у берегов Африки? А) Мексиканский; Б) Персидский; В) Гвинейский. 7. Почему на материке жаркий климат? 8. Как изменяется климат на материке с удалением от экватора?
|
||||||||||||||||
Сгруппировать слова по группам: 1.Сахара, 2. Танганьика. 3. Нил, лианы, 4. Конго, 5. саванны, 6. гориллы, 7. Замбези, 8. оазис, 9. слоны, 10. баобаб, 11. Виктория, 12. гепарды, 13. влажные экваториальные леса, 14. акация.
|
Сгруппировать слова по группам: 1. Сахара, 2. Танганьика. 3. Нил, лианы, 4. Конго, 5. саванны, 6. гориллы, 7. Замбези, 8. оазис, 9. слоны, 10. баобаб, 11. Виктория, 12. гепарды, 13. влажные экваториальные леса, 14. акация.
|
||||||||||||||||
Сгруппировать слова по группам: 1.Сахара, 2. Танганьика. 3. Нил, лианы, 4. Конго, 5. саванны, 6. гориллы, 7. Замбези, 8. оазис, 9. слоны, 10. баобаб, 11. Виктория, 12. гепарды, 13. влажные экваториальные леса, 14. акация.
|
Сгруппировать слова по группам: 1. Сахара, 2. Танганьика. 3. Нил, лианы, 4. Конго, 5. саванны, 6. гориллы, 7. Замбези, 8. оазис, 9. слоны, 10. баобаб, 11. Виктория, 12. гепарды, 13. влажные экваториальные леса, 14. акация.
|