Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Kolesnikova Y.A. 1
1

Введение

Актуальность выбранной темы:

Самара является городом со славной спортивной историей и традициями. Первые спортивные общества были созданы ещё в конце XIX века. Самара в числе 11 российских городов принимала игры Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Цель моей научной работы: определить влияние географических факторов на развитие спорта г. Самара.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть географические факторы и их влияние на развитие спорта;

2. Изучить историю появления популярных видов спорта в Самаре и их развитие;

3. Разработать проект экскурсии по местам Самары, тесно связанными с историей спорта и ее современностью;

4. Внести предложения по развитию интереса к спортивным событиям у населения и органов власти.

Объект исследования: популярные виды спорта.

Предмет исследования: связь между географическими (и другими) факторами и развитием популярных видов спорта на территории г. Самара.

Методы исследования:

· теоретические (изучение нормативных документов, специальной литературы и др.);

· практические (наблюдение, анкетирование, социологический опрос и др.).

По характеру работа является исследовательской, направленной на поддержание внимание общества к здоровому образу жизни.

1. Новые направления привлечения внимания общественности к экологическим, географическим, культурным аспектам города Самары

1.1. Понятие и виды событийного туризма

В последнее время, когда моя семья увлеклась спортом, мы стали много путешествовать по России в целях участия в различных спортивных соревнованиях любительского уровня по бегу, плаванию, триатлону: Сочи, Казань, Набережные Челны, Нижний Новгород, Свияжск.

Событийный туризм – направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию[1]. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях, постепенно завоевывают все большую популярность. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма[6].

Ярким примером событийного туризма для нас стало проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Самара принимала болельщиков в течение всего времени чемпионата, это было несравненно и незабываемо: был организован карнавал, работали творческие площадки, экскурсии по самарским музеям и достопримечательностям.

Однако это стало поводом и для жителей города посмотреть на него другими глазами. Соответственно необходимо продолжать привлекать внимание жителей и гостей города Самары к вопросам охраны памятников природы, объектов культурного наследия, вести пропаганду здорового образа жизни.

2. Физико-географическая характеристика Самарской области и города Самары

2.1. Паспорт Самарской области

В соответствии с данными из Паспорта Самарской области, размещенного на официальном сайте Министерства иностранных дел РФ[10], площадь Самарской области – 53,6 тыс. кв. км; население – 3193,5 тыс. чел. (на 01.01.2018); город Самара (1163,4 тыс. чел. на 01.01.2018).

Самарская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волга, делящей ее на две неравные части – Приволжье и Заволжье. Область входит в состав Приволжского Федерального округа и расположена в его южной части. Самарская область граничит с Саратовской областью на юго-западе, с Ульяновской областью на северо-западе, с Оренбургской областью на юго-востоке, с Республикой Татарстан на севере, на юге имеет границу c Казахстаном.

В Самарской области протекает самая большая река Европы – Волга, обеспечивая область необходимыми запасами пресной воды и представленная в виде Куйбышевского и Саратовского водохранилищ с площадью зеркала 191 тыс. га. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области — 364 км. Кроме того, насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, свыше 1000 водохранилищ, озер и прудов.

Самарская область относится к малолесным регионам, средний процент лесистости составляет 12,7 %. Среди особо ценных лесных массивов – уникальные природные комплексы: национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина, национальный парк «Бузулукский бор», частично расположенный на территории Самарской области, располагаются более двухсот особо охраняемых природных территорий регионального значения[9].

2.2. Паспорт города Самары

На карте Самары друг с другом тесно соседствуют ландшафты, одни из которых в значительной степени хранят первозданный облик, полученный от природы (реки, горы, овраги, леса), а другие своим появлением в основном обязаны хозяйственной деятельности последних десятилетий (инфраструктура). Обычная географическая карта сможет немало рассказать, нужно только суметь внимательно ее прочитать.

Климат в Самаре умеренно-континентальный. Ближе к югу городского округа континентальные черты становятся более выраженными. Влияние речного воздушного потока Волги делает его более засушливым. Больше всего осадков выпадает в июне, июле, сентябре. Зимой преобладает северный и восточный ветер, летом – западный, весной и осенью – юго-западный.

Среднегодовая температура воздуха +5,2 С, среднегодовая влажность – 72%, среднегодовая скорость ветра – 3,5 м/с[12].

Таким образом, учитывая наличие природных ландшафтов и инфраструктуры к ним, а также погодные условия, можно составить проект привлечения туристов в Самару различной направленности, в т.ч. спортивной.

В таблице мною представлены некоторые виды спорта, зависимые от природных ландшафтов:

№ п/п

Географический фактор

Вид спорта

1.

Реки Волга и Самарка

Парусный спорт

Рыболовный

Пляжные виды спорта

Соревнования по плаванию на открытой воде

2.

Сокольи горы

Лыжный спорт

Спортивное ориентирование

3.

Овраги (Студёный, Коптев)

Велокросс

Трейловый бег

 

3. Краткая история отдельных видов спорта в Самаре.

3.1. Парусный спорт

В 1908 году Самара переживала экономический подъём, связанный с развитием торговли и промышленности. Неудивительно, что это год стал начальной вехой в становлении и развитии спорта. К этому времени в Самаре проводились конные бега и борьба в цирке.

В феврале 1908 года в газете «Голос Самары» говорилось, что физическое развитие молодёжи, учащихся гимназий и училищ слабое и обосновывалась идея создания в Самаре спортивного клуба с широким выбором видов спорта[11], таком стал яхт-клуб.

Согласно уставу Самарского речного яхт-клуба, клуб «ставит своей целью развитие, кроме яхтенного, и других видов спорта: охотничьего, рыболовного, автомобильного, лыжного, конькобежного». Учредителями яхт-клуба, подписавшими его устав, были известные в городе люди: братья Головкины, художник Константин Павлович и купец Александр Павлович, архитектор А. А. Щербачёв, владелец пивоваренного завода Альфред фон Вакано.

В конце апреля 1908 года Городская дума приняла решение об отводе бесплатно места на берегу Волги около Струковского сада под постройку яхт-клуба. Но скоро выяснилось, что более удобным местом расположения зимнего помещения будет площадка на углу ул. Дворянской и Алексеевской (ныне ул. Куйбышева и ул. Красноармейская, где дом промышленности). Торжественное открытие водной станции яхт-клуба состоялось 28 июня 1909 года. А в 1911 г. при яхт-клубе были открыты секции футбола, борьбы, фехтования, шахмат, коньков, тяжёлой, лёгкой атлетики и лыжных гонок, которые были довольно популярны.

В настоящее время Федерация парусного спорта города Самары и Самарский яхт-клуб «Волга» проводят соревнования гонок крейсерских яхт, в т.ч. всероссийского уровня (25 июля регата памяти В.С.Высоцкого)

3.2. Лыжный спорт

Официальной датой рождения лыжного спорта в России является 1895 год. Первые упоминания о самарских лыжниках датированы 1908 годом, в связи с образованием в Самаре спортивного яхт-клуба.

Первая официальная лыжная гонка, в которой выступали воспитанники реального училища и лыжники-железнодорожники, состоялась в Самаре в 1912 году. Но история сохранила лишь официальный протокол гонки от 10 февраля 1913 года[3]:

1. Забег старших лыжебежцев на 10 вёрст по слегка пересечённой местности.

2. Забег младших лыжебежцев на 6 вёрст по прямой с поворотом.

3. Забег новички на 3 версты с поворотом.

4. Забег детский на 2 версты с поворотом.

С 1941 года в Самаре стали проводиться традиционные массовые соревнования на призы газеты «Волжская коммуна». Первые старты были организованы на Коровьем острове. В дальнейшем они проводились на набережной реки Волга, на Поляне имени Фрунзе, лыжных базах «Горелый хутор», «Чайка» и «Динамо» и не прерывались на протяжении всей войны. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве был подготовлен спецотряд из 100 спортсменов-лыжников для службы в разведке, десанте и в составе пехотных отрядов.

В послевоенное время в стране уделялось большое внимание развитию массовой физической культуры и спорта. В больших городах при крупных предприятиях, заводах и учебных заведениях открывались спортивные клубы (СК) и коллективы физической культуры с созданием своей материальной базы.

В настоящее время лыжный спорт активно развивается в Самаре. Визитной лыжной карточкой Самарской области стали традиционные массовые соревнования на призы газеты «Волжская коммуна», «Гонка памяти», тольяттинский и самарский марафоны, «Лыжный праздник Красноглинского района», «Самарская Лука», Кубок «Чайки и Рождественская гонка и конечно массовая «Лыжня России».

3.3. Велодром и отряд велосипедистов-санитаров

Новые веяния приживались в городской среде очень быстро. Так случилось и с велосипедом. Стоило этой новинке в конце XIX века получить распространение в Европе, как буквально сразу, в начале 90-х годов, первые «быстроноги» - так переводится слово «велосипед» с латинского – появились и в Самаре. В середине 90-х годов XIX века на углу улиц Дворянской (ныне Куйбышева) и Алексеевской (ныне Красноармейской) на принадлежащей известному купцу П.М. Журавлеву земле появился самый настоящий велодром 42 саженей в длину и 32 саженей в ширину. Его обустройство вполне может вызвать зависть даже наших современников, ибо при всей популярности велоспорта в Самаре такой спортивной арены в городе не появилось и по сию пору.

Кстати, в Самарском музее модерна (ул. Фрунзе, 159) можно увидеть жетон победителю на велосипедных гонках.

В годы Первой мировой войны Самара стала выполнять роль важного тылового пункта. 25 января 1915 года в г.Самаре организован добровольный отряд велосипедистов-санитаров для перевозки тяжелораненых воинов. Помимо прочих задач на властях города лежала обязанность по размещению и лечению раненых солдат и офицеров, прибывающих с передовой. В документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Самарской области, упоминается и о специальном отряде велосипедистов-санитаров. Создан он был по инициативе начальника Самарского губернского жандармского управления полковника Михаила Познанского.

Для сборки санитарной повозки требовались два велосипеда. Между их рамами укреплялись специальные широкие носилки, куда и укладывали раненого. Весь процесс сборки занимал примерно 2 минуты. Согласно данным ЦГАСО, всего с 22 августа 1914 года по 12 ноября 1915 года отряд Михаила Познанского перевез 2567 раненых. Велосипедисты-санитары работали в любое время дня и ночи и при любой погоде[13].

3.4. Конники-спортсмены и ипподром

Впервые самарские конники-спортсмены собрались на рысистые состязания 15 января 1891 года. На льду реки Самарки было разыграно 2 приза общества на дистанцию 3 версты.

Лошадный спорт в Самаре стремительно вырастал, и на повестку дня стала организация специального ипподрома. Толчком к созданию первого из них стало создание в конце 90-х годов Самарского скакового общества. По договоренности с городскими властями 1 июля 1897 года ему был выделен участок размером 14 десятин между дорогами на Смышляевку и село Черновское вправо от Семейкинского тракта (ныне Московского шоссе).

1 июля 1903 года общество арендовало у города сроком на 12 лет компактную территорию в районе нынешнего завода имени Масленникова. Именно там в короткие сроки был отстроен самый популярный дореволюционный самарский ипподром. Он занимал площадь 7 десятин и 13 саженей и имел около полуверсты длины. Однако в 1911 году городские власти определили эту территорию под строительство казенного Трубочного завода (ныне завод имени Масленникова), и постройки ипподрома были разобраны. Только в 1913 году в Самаре появился новый ипподром – на территории современных корпусов клинической больницы у Семейкинского (Московского) шоссе. Этой спортивной арене было суждено пережить события октября 1917 года, и именно на ней с начала 20-х годов XX века проходили конноспортивные состязания советского периода. Но в начале 30-х годов, в связи с началом строительства корпусов клинической больницы, самарскому ипподрому в который уже раз пришлось менять место своей дислокации. Поначалу он сместился на левую сторону шоссе, в район нынешних корпусов аэрокосмического университета, а в 1936 году обосновался на самом северном выезде из города, близ сельскохозяйственной выставки, где и существовал по 2010 год, пока не был разрушен для строительства торгового центра.

4. Направления развития спорта в Самаре

4.1. Велодорожки как признак цивилизации

Велосипед считаются жизнеспособной формой передвижения, несущую к тому же энергетическую и экономическую эффективность, выгоды для здоровья и экологические преимущества.

Согласно проведённым социологическим опросам на форуме ВелоСамара, значительная часть велосипедистов нашего города (около 50%) используют велосипед для поездок на набережную, площади, в центр города. Вместе с тем многие (25%) предпочитают поездки на природу (за Волгу, на Самарскую Луку).

К проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Самаре были спроектированы и построены велодорожки вдоль ул. Ново-Садовая и Московское шоссе.

Вдоль Московского шоссе по четной стороне велодорожка имеется, по нечетной – она периодически пропадает и появляется после крупных перекрестков.

Велодорожки вдоль магистрали по ул. Ново-Садовой «петляют» с одной с одной стороны дороги на другую и беспрерывно ехать по ним не получится. Многократное пересечение транспортных потоков между собой повышает уровень аварийности.

Еще немаловажный вопрос практического характера – это организация пересечения с дорогой. Если это чисто «зебра», то приходится обязательно спешиваться, а вот если оборудовать переход «зеброй с велодорожкой», то можно было бы переезжать, не нарушая ПДД.

Первая велосипедная дорожка была организована и открыта в Самаре в 2011 году на второй очереди Самарской набережной, а в 2018 году в городе есть уже несколько десятков километров, связывающих исторический центр города, набережную со Студёным оврагом и стадионом «Самара Арена».

4.2. Проект велосипедной экскурсии по Самаре «От велодрома до Самара Арена»

Учитывая более 100-летнюю историю развития самарского спорта и построенный к Чемпионату мира по футболу 2018 года стадион «Самара Арена», считаю возможным соединить прошлое и настоящее в рамках велосипедной прогулки по Самаре.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Основные требования, которые я использовала при составлении маршрута:

1. Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности;

2. Наличие доступности объекта либо картографический/фото материал, позволяющий реконструировать отсутствующие в настоящее время объекты;

3. Использование преимущественно велодорожек для передвижения.

Характеристика экскурсии

Цель: Знакомство с историей спорта в Самаре;

Задача: Познакомить экскурсантов со спортивными объектами г. Самары и влиянием урбанизации на них;

Тип экскурсии: велосипедная;

Маршрут экскурсии: указан в Приложении № 1;

Время прохождения маршрута: 2 часа 30 мин;

Общее расстояние: 17 км;

Средняя скорость: 7,4 км/ч;

Требуемое оборудование: велосипед, шлем (при выезде на проезжую часть)

Рекомендуемые погодные условия: теплая и сухая погода;

Стоимость: питание на трассе по личному усмотрению.

Объезд маршрута

Этот этап являлся одним из важных и интересных этапов разработки данной части моей работы. Мы провели его летом 2018 года.

Точки на маршруте также располагаются в хронологическом порядке, таким образом, участники планируемого вело пробега смогут познакомиться с историей развития спорта в Самаре с 1890 года до настоящих дней, оказавшись на конечной точке маршрута – у стадиона «Самара Арена».

4.3. Взаимосвязь с приоритетными национальными проектами

Некоторые города России называют себя спортивными столицами, например, Казань. Конечно, по количеству спортивных объектов, построенных к тысячелетию Казани и летней универсиаде 2013 года, Самаре тяжело соперничать с таким гигантом. Но спортивная жизнь в Самаре не может ограничится только футбольным событием 2018 года. Стадион и инфраструктура рядом с ним, прекрасная набережная вдоль реки Волга, лыжные трассы Чайки должны стать местом спортивного притяжения для спортсменов, любителей и болельщиков.

На мой взгляд, учитывая современные тенденции развития спортивной индустрии, виды спорта можно классифицировать на виды в зависимости от сопричастности к процессу:

№ п/п

Факторы, которые могут оказать влияние

Виды спорта

Статус участника

1

Зрелищность

Футбол

Хоккей

Пляжные виды спорта

Парусный спорт

болельщик

2

Вовлеченность

Лыжные гонки

Велоспорт

Забеги

Триатлон

спортсмен

 

Также независимо от вида спорта можно стать волонтером (добровольцем), помогающим в организации и проведения соревнования.

Взаимосвязь темы моего исследования с приоритетными национальными проектами и стратегиями:

Направление

Нац.проект

Цель

популяризация здорового образа жизни

Приоритетный национальный проект «Формирование здорового образа жизни»

Ключевая цель проекта – увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 году и до 60 % к 2025 году

развитие добровольческого (волонтерского) движения

Федеральный проект «Социальная активность» (входит в национальный проект «Образование»)

С 2019 по 2024 год развитие добровольчества за счёт расширения возможностей для самореализации граждан, повышения роли добровольчества в общественном развитии, формирования и распространения добровольческих инновационных практик

формирование информационного пространства

Стратегия развития информационного

общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203

Использование информационных технологий в спорте (3d-моделирование) [2], получение достоверной информации

 

4.4. Проект использования прилегающей к стадиону «Самара Арена» территории

О необходимости строительства в Самаре крытого велотрека и лыжероллерной трассы на территории лыжной базы «Чайка» речь шла еще в распоряжении Правительства Самарской области от 04.02.2014 № 58-р «Об утверждении Программы действий Правительства Самарской области на 2014 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года и послания Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе от 26 декабря 2013 года».

В настоящее время определено, что велотрек будет расположен рядом со стадионом «Самара Арена». Пока его нет, я предлагаю использовать непосредственно прекрасное дорожное покрытие улиц Дальняя и Арена 2018 для проведения тренировок и велосоревнований.

В частности, мною было разработано 3 возможных варианта трассы (Приложение № 2).

Заключение

В заключении хотелось бы привести выводы моего исследования:

1. Географическое положение Самары позволяет проводить соревнования как профессионального, так и массового уровня, привлекая к участию спортсменов из соседних регионов (Саратовской области, Ульяновской области, Оренбургской области, Республики Татарстан, Казахстана), а болельщиков со всей России;

2. Привлечение таких участников даст возможность развития событийного туризма и дополнительных отраслей (гостиницы, питание и т.д.);

3. Самара является городом со славной спортивной историей и традициями, о которых можно рассказать на экскурсиях, в т.ч. моей велоэкскурсии;

4. Массовые спортивные соревнования способствую популяризации здорового образа жизни и реализации нац.проекта;

5. Спортивные соревнования расширяют возможности волонтерской деятельности;

6. Необходим обмен опытом между органами власти, организаторами спортивных соревнований в целях расширения их сотрудничества;

Приложение № 1

 

Экскурсионный вело-маршрут «От велодрома до Самара-арена»:

Протяженность: 17 км

Время объезда: 2 ч. 30 мин., из них проезд – 1 ч. 30 мин., время на остановки – 50 мин.

Точки на маршруте:

№ п/п

Современная ситуация

Исторический облик

1

Дом промышленности, пересечение улиц Куйбышева и Красноармейской (начальная точка)

Велодром, зимнее здание яхт-клуба (конец 1890 в.)

2

лодочная станция на Вилоновском спуске

Водная станция яхт-клуба (1909 г.)

3

Завод им. Масленникова

Ипподром (1903 г.)

4

Клиники медицинского института

Ипподром (1913 г.)

5

Корпуса Аэрокосмического института

Ипподром (начало 30-х годов ХХ века)

6

пересечение Московского шоссе и проспекта Кирова

Ипподром (1936 г. - 2010 г.)

7

стадион «Самара-Арена» 2018 г. (конечная точка)

___

 

Приложение № 2

Вариант № 1, схема марштура

Вариант № 2, схема маршрута

Вариант № 3, схема маршрута