Введение
Актуальность выбранной темы:
Самара является городом со славной спортивной историей и традициями. Первые спортивные общества были созданы ещё в конце XIX века. Самара в числе 11 российских городов принимала игры Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Цель моей научной работы: определить влияние географических факторов на развитие спорта г. Самара.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть географические факторы и их влияние на развитие спорта;
2. Изучить историю появления популярных видов спорта в Самаре и их развитие;
3. Разработать проект экскурсии по местам Самары, тесно связанными с историей спорта и ее современностью;
4. Внести предложения по развитию интереса к спортивным событиям у населения и органов власти.
Объект исследования: популярные виды спорта.
Предмет исследования: связь между географическими (и другими) факторами и развитием популярных видов спорта на территории г. Самара.
Методы исследования:
· теоретические (изучение нормативных документов, специальной литературы и др.);
· практические (наблюдение, анкетирование, социологический опрос и др.).
По характеру работа является исследовательской, направленной на поддержание внимание общества к здоровому образу жизни.
1. Новые направления привлечения внимания общественности к экологическим, географическим, культурным аспектам города Самары
1.1. Понятие и виды событийного туризма
В последнее время, когда моя семья увлеклась спортом, мы стали много путешествовать по России в целях участия в различных спортивных соревнованиях любительского уровня по бегу, плаванию, триатлону: Сочи, Казань, Набережные Челны, Нижний Новгород, Свияжск.
Событийный туризм – направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию[1]. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях, постепенно завоевывают все большую популярность. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма[6].
Ярким примером событийного туризма для нас стало проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Самара принимала болельщиков в течение всего времени чемпионата, это было несравненно и незабываемо: был организован карнавал, работали творческие площадки, экскурсии по самарским музеям и достопримечательностям.
Однако это стало поводом и для жителей города посмотреть на него другими глазами. Соответственно необходимо продолжать привлекать внимание жителей и гостей города Самары к вопросам охраны памятников природы, объектов культурного наследия, вести пропаганду здорового образа жизни.
2. Физико-географическая характеристика Самарской области и города Самары
2.1. Паспорт Самарской области
В соответствии с данными из Паспорта Самарской области, размещенного на официальном сайте Министерства иностранных дел РФ[10], площадь Самарской области – 53,6 тыс. кв. км; население – 3193,5 тыс. чел. (на 01.01.2018); город Самара (1163,4 тыс. чел. на 01.01.2018).
Самарская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волга, делящей ее на две неравные части – Приволжье и Заволжье. Область входит в состав Приволжского Федерального округа и расположена в его южной части. Самарская область граничит с Саратовской областью на юго-западе, с Ульяновской областью на северо-западе, с Оренбургской областью на юго-востоке, с Республикой Татарстан на севере, на юге имеет границу c Казахстаном.
В Самарской области протекает самая большая река Европы – Волга, обеспечивая область необходимыми запасами пресной воды и представленная в виде Куйбышевского и Саратовского водохранилищ с площадью зеркала 191 тыс. га. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области — 364 км. Кроме того, насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, свыше 1000 водохранилищ, озер и прудов.
Самарская область относится к малолесным регионам, средний процент лесистости составляет 12,7 %. Среди особо ценных лесных массивов – уникальные природные комплексы: национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина, национальный парк «Бузулукский бор», частично расположенный на территории Самарской области, располагаются более двухсот особо охраняемых природных территорий регионального значения[9].
2.2. Паспорт города Самары
На карте Самары друг с другом тесно соседствуют ландшафты, одни из которых в значительной степени хранят первозданный облик, полученный от природы (реки, горы, овраги, леса), а другие своим появлением в основном обязаны хозяйственной деятельности последних десятилетий (инфраструктура). Обычная географическая карта сможет немало рассказать, нужно только суметь внимательно ее прочитать.
Климат в Самаре умеренно-континентальный. Ближе к югу городского округа континентальные черты становятся более выраженными. Влияние речного воздушного потока Волги делает его более засушливым. Больше всего осадков выпадает в июне, июле, сентябре. Зимой преобладает северный и восточный ветер, летом – западный, весной и осенью – юго-западный.
Среднегодовая температура воздуха +5,2 С, среднегодовая влажность – 72%, среднегодовая скорость ветра – 3,5 м/с[12].
Таким образом, учитывая наличие природных ландшафтов и инфраструктуры к ним, а также погодные условия, можно составить проект привлечения туристов в Самару различной направленности, в т.ч. спортивной.
В таблице мною представлены некоторые виды спорта, зависимые от природных ландшафтов:
№ п/п |
Географический фактор |
Вид спорта |
1. |
Реки Волга и Самарка |
Парусный спорт Рыболовный Пляжные виды спорта Соревнования по плаванию на открытой воде |
2. |
Сокольи горы |
Лыжный спорт Спортивное ориентирование |
3. |
Овраги (Студёный, Коптев) |
Велокросс Трейловый бег |
3. Краткая история отдельных видов спорта в Самаре.
3.1. Парусный спорт
В 1908 году Самара переживала экономический подъём, связанный с развитием торговли и промышленности. Неудивительно, что это год стал начальной вехой в становлении и развитии спорта. К этому времени в Самаре проводились конные бега и борьба в цирке.
В феврале 1908 года в газете «Голос Самары» говорилось, что физическое развитие молодёжи, учащихся гимназий и училищ слабое и обосновывалась идея создания в Самаре спортивного клуба с широким выбором видов спорта[11], таком стал яхт-клуб.
Согласно уставу Самарского речного яхт-клуба, клуб «ставит своей целью развитие, кроме яхтенного, и других видов спорта: охотничьего, рыболовного, автомобильного, лыжного, конькобежного». Учредителями яхт-клуба, подписавшими его устав, были известные в городе люди: братья Головкины, художник Константин Павлович и купец Александр Павлович, архитектор А. А. Щербачёв, владелец пивоваренного завода Альфред фон Вакано.
В конце апреля 1908 года Городская дума приняла решение об отводе бесплатно места на берегу Волги около Струковского сада под постройку яхт-клуба. Но скоро выяснилось, что более удобным местом расположения зимнего помещения будет площадка на углу ул. Дворянской и Алексеевской (ныне ул. Куйбышева и ул. Красноармейская, где дом промышленности). Торжественное открытие водной станции яхт-клуба состоялось 28 июня 1909 года. А в 1911 г. при яхт-клубе были открыты секции футбола, борьбы, фехтования, шахмат, коньков, тяжёлой, лёгкой атлетики и лыжных гонок, которые были довольно популярны.
В настоящее время Федерация парусного спорта города Самары и Самарский яхт-клуб «Волга» проводят соревнования гонок крейсерских яхт, в т.ч. всероссийского уровня (25 июля регата памяти В.С.Высоцкого)
3.2. Лыжный спорт
Официальной датой рождения лыжного спорта в России является 1895 год. Первые упоминания о самарских лыжниках датированы 1908 годом, в связи с образованием в Самаре спортивного яхт-клуба.
Первая официальная лыжная гонка, в которой выступали воспитанники реального училища и лыжники-железнодорожники, состоялась в Самаре в 1912 году. Но история сохранила лишь официальный протокол гонки от 10 февраля 1913 года[3]:
1. Забег старших лыжебежцев на 10 вёрст по слегка пересечённой местности.
2. Забег младших лыжебежцев на 6 вёрст по прямой с поворотом.
3. Забег новички на 3 версты с поворотом.
4. Забег детский на 2 версты с поворотом.
С 1941 года в Самаре стали проводиться традиционные массовые соревнования на призы газеты «Волжская коммуна». Первые старты были организованы на Коровьем острове. В дальнейшем они проводились на набережной реки Волга, на Поляне имени Фрунзе, лыжных базах «Горелый хутор», «Чайка» и «Динамо» и не прерывались на протяжении всей войны. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве был подготовлен спецотряд из 100 спортсменов-лыжников для службы в разведке, десанте и в составе пехотных отрядов.
В послевоенное время в стране уделялось большое внимание развитию массовой физической культуры и спорта. В больших городах при крупных предприятиях, заводах и учебных заведениях открывались спортивные клубы (СК) и коллективы физической культуры с созданием своей материальной базы.
В настоящее время лыжный спорт активно развивается в Самаре. Визитной лыжной карточкой Самарской области стали традиционные массовые соревнования на призы газеты «Волжская коммуна», «Гонка памяти», тольяттинский и самарский марафоны, «Лыжный праздник Красноглинского района», «Самарская Лука», Кубок «Чайки и Рождественская гонка и конечно массовая «Лыжня России».
3.3. Велодром и отряд велосипедистов-санитаров
Новые веяния приживались в городской среде очень быстро. Так случилось и с велосипедом. Стоило этой новинке в конце XIX века получить распространение в Европе, как буквально сразу, в начале 90-х годов, первые «быстроноги» - так переводится слово «велосипед» с латинского – появились и в Самаре. В середине 90-х годов XIX века на углу улиц Дворянской (ныне Куйбышева) и Алексеевской (ныне Красноармейской) на принадлежащей известному купцу П.М. Журавлеву земле появился самый настоящий велодром 42 саженей в длину и 32 саженей в ширину. Его обустройство вполне может вызвать зависть даже наших современников, ибо при всей популярности велоспорта в Самаре такой спортивной арены в городе не появилось и по сию пору.
Кстати, в Самарском музее модерна (ул. Фрунзе, 159) можно увидеть жетон победителю на велосипедных гонках.
В годы Первой мировой войны Самара стала выполнять роль важного тылового пункта. 25 января 1915 года в г.Самаре организован добровольный отряд велосипедистов-санитаров для перевозки тяжелораненых воинов. Помимо прочих задач на властях города лежала обязанность по размещению и лечению раненых солдат и офицеров, прибывающих с передовой. В документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Самарской области, упоминается и о специальном отряде велосипедистов-санитаров. Создан он был по инициативе начальника Самарского губернского жандармского управления полковника Михаила Познанского.
Для сборки санитарной повозки требовались два велосипеда. Между их рамами укреплялись специальные широкие носилки, куда и укладывали раненого. Весь процесс сборки занимал примерно 2 минуты. Согласно данным ЦГАСО, всего с 22 августа 1914 года по 12 ноября 1915 года отряд Михаила Познанского перевез 2567 раненых. Велосипедисты-санитары работали в любое время дня и ночи и при любой погоде[13].
3.4. Конники-спортсмены и ипподром
Впервые самарские конники-спортсмены собрались на рысистые состязания 15 января 1891 года. На льду реки Самарки было разыграно 2 приза общества на дистанцию 3 версты.
Лошадный спорт в Самаре стремительно вырастал, и на повестку дня стала организация специального ипподрома. Толчком к созданию первого из них стало создание в конце 90-х годов Самарского скакового общества. По договоренности с городскими властями 1 июля 1897 года ему был выделен участок размером 14 десятин между дорогами на Смышляевку и село Черновское вправо от Семейкинского тракта (ныне Московского шоссе).
1 июля 1903 года общество арендовало у города сроком на 12 лет компактную территорию в районе нынешнего завода имени Масленникова. Именно там в короткие сроки был отстроен самый популярный дореволюционный самарский ипподром. Он занимал площадь 7 десятин и 13 саженей и имел около полуверсты длины. Однако в 1911 году городские власти определили эту территорию под строительство казенного Трубочного завода (ныне завод имени Масленникова), и постройки ипподрома были разобраны. Только в 1913 году в Самаре появился новый ипподром – на территории современных корпусов клинической больницы у Семейкинского (Московского) шоссе. Этой спортивной арене было суждено пережить события октября 1917 года, и именно на ней с начала 20-х годов XX века проходили конноспортивные состязания советского периода. Но в начале 30-х годов, в связи с началом строительства корпусов клинической больницы, самарскому ипподрому в который уже раз пришлось менять место своей дислокации. Поначалу он сместился на левую сторону шоссе, в район нынешних корпусов аэрокосмического университета, а в 1936 году обосновался на самом северном выезде из города, близ сельскохозяйственной выставки, где и существовал по 2010 год, пока не был разрушен для строительства торгового центра.
4. Направления развития спорта в Самаре
4.1. Велодорожки как признак цивилизации
Велосипед считаются жизнеспособной формой передвижения, несущую к тому же энергетическую и экономическую эффективность, выгоды для здоровья и экологические преимущества.
Согласно проведённым социологическим опросам на форуме ВелоСамара, значительная часть велосипедистов нашего города (около 50%) используют велосипед для поездок на набережную, площади, в центр города. Вместе с тем многие (25%) предпочитают поездки на природу (за Волгу, на Самарскую Луку).
К проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Самаре были спроектированы и построены велодорожки вдоль ул. Ново-Садовая и Московское шоссе.
Вдоль Московского шоссе по четной стороне велодорожка имеется, по нечетной – она периодически пропадает и появляется после крупных перекрестков.
Велодорожки вдоль магистрали по ул. Ново-Садовой «петляют» с одной с одной стороны дороги на другую и беспрерывно ехать по ним не получится. Многократное пересечение транспортных потоков между собой повышает уровень аварийности.
Еще немаловажный вопрос практического характера – это организация пересечения с дорогой. Если это чисто «зебра», то приходится обязательно спешиваться, а вот если оборудовать переход «зеброй с велодорожкой», то можно было бы переезжать, не нарушая ПДД.
Первая велосипедная дорожка была организована и открыта в Самаре в 2011 году на второй очереди Самарской набережной, а в 2018 году в городе есть уже несколько десятков километров, связывающих исторический центр города, набережную со Студёным оврагом и стадионом «Самара Арена».
4.2. Проект велосипедной экскурсии по Самаре «От велодрома до Самара Арена»
Учитывая более 100-летнюю историю развития самарского спорта и построенный к Чемпионату мира по футболу 2018 года стадион «Самара Арена», считаю возможным соединить прошлое и настоящее в рамках велосипедной прогулки по Самаре.
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Основные требования, которые я использовала при составлении маршрута:
1. Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности;
2. Наличие доступности объекта либо картографический/фото материал, позволяющий реконструировать отсутствующие в настоящее время объекты;
3. Использование преимущественно велодорожек для передвижения.
Характеристика экскурсии
Цель: Знакомство с историей спорта в Самаре;
Задача: Познакомить экскурсантов со спортивными объектами г. Самары и влиянием урбанизации на них;
Тип экскурсии: велосипедная;
Маршрут экскурсии: указан в Приложении № 1;
Время прохождения маршрута: 2 часа 30 мин;
Общее расстояние: 17 км;
Средняя скорость: 7,4 км/ч;
Требуемое оборудование: велосипед, шлем (при выезде на проезжую часть)
Рекомендуемые погодные условия: теплая и сухая погода;
Стоимость: питание на трассе по личному усмотрению.
Объезд маршрута
Этот этап являлся одним из важных и интересных этапов разработки данной части моей работы. Мы провели его летом 2018 года.
Точки на маршруте также располагаются в хронологическом порядке, таким образом, участники планируемого вело пробега смогут познакомиться с историей развития спорта в Самаре с 1890 года до настоящих дней, оказавшись на конечной точке маршрута – у стадиона «Самара Арена».
4.3. Взаимосвязь с приоритетными национальными проектами
Некоторые города России называют себя спортивными столицами, например, Казань. Конечно, по количеству спортивных объектов, построенных к тысячелетию Казани и летней универсиаде 2013 года, Самаре тяжело соперничать с таким гигантом. Но спортивная жизнь в Самаре не может ограничится только футбольным событием 2018 года. Стадион и инфраструктура рядом с ним, прекрасная набережная вдоль реки Волга, лыжные трассы Чайки должны стать местом спортивного притяжения для спортсменов, любителей и болельщиков.
На мой взгляд, учитывая современные тенденции развития спортивной индустрии, виды спорта можно классифицировать на виды в зависимости от сопричастности к процессу:
№ п/п |
Факторы, которые могут оказать влияние |
Виды спорта |
Статус участника |
1 |
Зрелищность |
Футбол Хоккей Пляжные виды спорта Парусный спорт |
болельщик |
2 |
Вовлеченность |
Лыжные гонки Велоспорт Забеги Триатлон |
спортсмен |
Также независимо от вида спорта можно стать волонтером (добровольцем), помогающим в организации и проведения соревнования.
Взаимосвязь темы моего исследования с приоритетными национальными проектами и стратегиями:
Направление |
Нац.проект |
Цель |
популяризация здорового образа жизни |
Приоритетный национальный проект «Формирование здорового образа жизни» |
Ключевая цель проекта – увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 году и до 60 % к 2025 году |
развитие добровольческого (волонтерского) движения |
Федеральный проект «Социальная активность» (входит в национальный проект «Образование») |
С 2019 по 2024 год развитие добровольчества за счёт расширения возможностей для самореализации граждан, повышения роли добровольчества в общественном развитии, формирования и распространения добровольческих инновационных практик |
формирование информационного пространства |
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 |
Использование информационных технологий в спорте (3d-моделирование) [2], получение достоверной информации |
4.4. Проект использования прилегающей к стадиону «Самара Арена» территории
О необходимости строительства в Самаре крытого велотрека и лыжероллерной трассы на территории лыжной базы «Чайка» речь шла еще в распоряжении Правительства Самарской области от 04.02.2014 № 58-р «Об утверждении Программы действий Правительства Самарской области на 2014 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года и послания Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе от 26 декабря 2013 года».
В настоящее время определено, что велотрек будет расположен рядом со стадионом «Самара Арена». Пока его нет, я предлагаю использовать непосредственно прекрасное дорожное покрытие улиц Дальняя и Арена 2018 для проведения тренировок и велосоревнований.
В частности, мною было разработано 3 возможных варианта трассы (Приложение № 2).
Заключение
В заключении хотелось бы привести выводы моего исследования:
1. Географическое положение Самары позволяет проводить соревнования как профессионального, так и массового уровня, привлекая к участию спортсменов из соседних регионов (Саратовской области, Ульяновской области, Оренбургской области, Республики Татарстан, Казахстана), а болельщиков со всей России;
2. Привлечение таких участников даст возможность развития событийного туризма и дополнительных отраслей (гостиницы, питание и т.д.);
3. Самара является городом со славной спортивной историей и традициями, о которых можно рассказать на экскурсиях, в т.ч. моей велоэкскурсии;
4. Массовые спортивные соревнования способствую популяризации здорового образа жизни и реализации нац.проекта;
5. Спортивные соревнования расширяют возможности волонтерской деятельности;
6. Необходим обмен опытом между органами власти, организаторами спортивных соревнований в целях расширения их сотрудничества;
Приложение № 1
Экскурсионный вело-маршрут «От велодрома до Самара-арена»:
Протяженность: 17 км
Время объезда: 2 ч. 30 мин., из них проезд – 1 ч. 30 мин., время на остановки – 50 мин.
Точки на маршруте:
№ п/п |
Современная ситуация |
Исторический облик |
1 |
Дом промышленности, пересечение улиц Куйбышева и Красноармейской (начальная точка) |
Велодром, зимнее здание яхт-клуба (конец 1890 в.) |
2 |
лодочная станция на Вилоновском спуске |
Водная станция яхт-клуба (1909 г.) |
3 |
Завод им. Масленникова |
Ипподром (1903 г.) |
4 |
Клиники медицинского института |
Ипподром (1913 г.) |
5 |
Корпуса Аэрокосмического института |
Ипподром (начало 30-х годов ХХ века) |
6 |
пересечение Московского шоссе и проспекта Кирова |
Ипподром (1936 г. - 2010 г.) |
7 |
стадион «Самара-Арена» 2018 г. (конечная точка) |
___ |
Приложение № 2
Вариант № 1, схема марштура
Вариант № 2, схема маршрута
Вариант № 3, схема маршрута