В настоящее время возникает необходимость расширения форм взаимодействия образовательных организаций с её социальными партнерами для обеспечения открытости и доступности информационно-образовательной среды школы; применения методов профориентационной работы, повышающих качество подготовки специалистов, востребованных на рынке инновационной экономики.
Это положение требует активного применения информационно-коммуникационных средств и дистанционной связи. Необходимость взаимодействия современной школы с социальными партнёрами определяется следующим положением: интенсивное развитие глобального цифрового пространства, увеличение роли профориентационной работы. В свою очередь тенденции к глобализации общества, очевидны, так как данные процессы поддерживаются новыми информационными технологиями [4]. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273, ст. 15. прописана сетевая форма реализации образовательных программ, обеспечивающая возможность освоения обучающимся изучаемого материала с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [1].
Исходя из вышесказанного, требуется провести анализ педагогического опыта взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами на основе применения современных информационных средств коммуникации.
Цель и методика исследований. Исходя из вышеизложенного, нами поставлена цель – определить эффективность сетевой активности участников образовательных отношений по программе сотрудничества с её социальными партнерами.
Задачи:
- Изучить принципы взаимодействия организаций
- Представить опыт взаимодействия школы с социальными партнерами (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ОАО «КМЗ»)
Результаты работы. Согласно поставленным задачам, нами изучены принципы, на основе которых строится взаимодействие:
- принцип результативности - ориентация деятельности сети как в целом, так и отдельных ее участников, на решение конкретных образовательных задач, способствующих повышению доступности, качества социально-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций-участников сетевого взаимодействия;
- принцип добровольности и открытости - возможность вхождения в сеть новых участников, а также выхода из неё, с учётом социально-педагогической целесообразности [3, 6].
Исследования проведены на основе договора о сотрудничестве школы № 48 г. Копейска и преподавателями ЮУРГГПУ (г. Челябинск), договора о взаимодействии с Копейским машиностроительным заводом по программе профориентации.
С учётом территориальной удаленности нами используются формы взаимодействия ВУЗа и школы, не предусматривающее взаимные финансовые обязательства, а также механизмы, не противоречащие действующему законодательству (экскурсии, участие в онлайн-конференциях, совместные социальные проекты, классные часы).
Понимая, что взаимодействие образовательной организации с её социальными партнерами обеспечивает доступность и открытость информационной образовательной среды и способствует повышению качества образования, МОУ «СОШ № 48» успешно взаимодействует с ЮУРГППУ в течение нескольких лет (2017-2019 гг). При этом основные формы взаимодействия – это участие в онлайн-конференциях, форумах, дистанционных конференциях, в «Круглых столах». При доступности и открытости информационно-образовательной среды появляется возможность успешной реализации социальных проектов (таблица 1). Например, на базе нашей школы реализуются следующие социальные проекты при поддержке социальных партнеров: Проект «Леденец» (досуговая деятельность в зимний период), проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка». Также важной формой взаимодействия является публикационная деятельность по итогам выполненных работ с целью популяризации опыта реализации социально-важных проектов [3, 6].
Такое сетевое взаимодействие делает профессиональное образование открытым, доступным и более привлекательным, что является необходимым условием функционирования образовательных учреждений в современных условиях.
Таблица 1
План работы по программе сетевого взаимодействия, 2019-2020 уч. г.
Способы и средства организации |
Время, место проведения |
Установочная сессия «Актуальные проблемы образования» (Всероссийская конференция) в рамках сетевого взаимодействия, ЧГГПУ (круглый стол). |
20.09.2019,МОУ СОШ № 48. г. Копейск |
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона проблемы и перспективы». Программа проведения круглого стола «Управление профессиональной социализацией студентов педагогического вуза». 1. Организация процесса социализации студентов вуза (Павлова Л.Н.) 2. Цифровизация образования как условие профессиональной социализации студентов (Фортыгина С.Н.) 3. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной социализации в педагогическом вузе (Гордеева И.С.) 4. О процессе профессиональной социализации выпускников педагогического вуза в общеобразовательной организации (Ларионова О.А.) |
08.11. 2019, Челябинск, ул. Бажова, 48
|
Конкурс «Академия успеха» в рамках всероссийской конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона» |
Ноябрь-декабрь |
Сетевая активность образовательных организаций при подготовке специалистов агарного сектора с использованием современных цифровых технологий: Материалы Всероссийской конференции/ Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона |
Январь, Красноярск, 2019 |
В рамках сотрудничества по профориентации обучающихся имеет значение работа по техническому профилю. Сетевое взаимодействие МОУ «СОШ № 48» с Копейским машиностроительным заводом осуществляется с 2008 года. В рамках программы сотрудничества кураторы проводят классные часы на базе школы на следующие темы: «Выплавка стали», «Горное и обогатительное оборудование: горнопроходческие комбайновые комплексы, обогатительное оборудование», «Кузнечное, литейное, сварочное производство». Акционерное общество «Копейский машиностроительный завод» проводит подшефную работу со школой совместно с отделом развития и обучения персонала. Таким образом, ОАО «КМЗ» проводит классные часы, презентации, мероприятия, экскурсии на завод, главная цель которых – создать положительный имидж рабочим профессиям на промышленных предприятиях.
По своей целевой направленности данные формы взаимодействия формируют систему общеучебных и специальных знаний и умений учащихся [2, 5]. Данное положение обусловлено необходимостью внедрения деятельности, связанной с интеграцией теории и практики, формируют опыт деятельности в машиностроительном, кузнечном, литейном, сварочном производстве.
Таким образом, представленный опыт взаимодействия школы с социальными партнерами (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ОАО «КМЗ») доказывает эффективность сетевой активности участников образовательных отношений. В свою очередь, доступность информационно-образовательной среды школы (онлайн-конференции, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии) позволяет применять методы профориентационной работы, повышающих качество подготовки специалистов [6].
.