Аннотация
Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9-х классов.
Курс несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности.
В рамках курса планируется не только закрепить, обобщить и систематизировать приобретённые учащимися ранее общеучебные знания, навыки и умения, сформировать новые, но и создать условия для их использования в учебной, познавательной и социальной практике, содействовать формированию целенаправленной познавательной деятельности.
В элективном курсе учащиеся смогут познакомиться с природными условиями, ресурсами, населением и экономикой, народными традициями, достопримечательностями своего края. Работая с картами и схемами, ребята смогут получить более широкие знания об особенностях развития своего края. Изучая свой край, каждый учащийся сможет проанализировать один из аспектов (ресурсы, экономика, население) и выступить со своим сообщением на конференции.
Предлагаемый элективный курс расширит ваше образовательное пространство, так как знакомит с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по целому ряду предметов.
Предназначение такого курса – создание условий для освоения ключевых компетентностей, которые необходимы человеку для любой деятельности.
Какую бы профессию вы не выбрали, каждому из вас необходимо научиться:
- самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач;
- научиться пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, анализировать факты с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;
- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;
- достойно представлять результаты своей деятельности в самых разных и современных сегодня формах, как с использованием компьютерных технологий (видеофильм, презентация) так и без (творческое выступление, дебаты и др.)
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9-х классов.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Элективный курс «Моя малая родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса:
Ознакомление учащихся с краеведческим материалом, формирование у учащихся знаний о природе, культуре, населении, экологии родного края.
Задачи курса
I. Общеобразовательные задачи:
обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные задачи:
- сформировать системное представление о Санкт-Петербурге, как целостном географическом регионе;
- показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
- сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего города;
- развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Специфика курса:
- объединяет знания по истории и культуре Санкт-Петербурга, истории, биологии, экономике;
- темы включают материал, не содержащийся в базовых и профильных программах;
программа не создает учебных перегрузок для школьников (домашние задания отсутствуют или необязательны);
- комплекс предлагаемых методов обучения включают традиционные формы (лекции, семинары, практикумы, консультации), активные методы, методы самообучения (использование интернет - пространства, музейного пространства города).
Актуальность курса:
Курс актуален применяемыми новыми технологиями (сотрудничества, критического мышления, информационными) и организационными формами
Продолжительность курса: 34часа
Категории обучаемых: учащиеся 9-х классов
Вид курса: предметный
Критерии уместности:
расширение знаний по физической и экономической географии, самостоятельная работа с диаграммами, графиками, статистикой, их анализ.
Формы подведения итогов: защита проектов, презентаций, творческих работ.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся, окончившие курс смогут:
- понимать и объяснять причины изменений на карте Санкт-Петербурга;
- разбираться в особенностях современной экономики своего города;
- анализировать графики, диаграммы, статистические материалы;
- самостоятельно работать с различными источниками информации.
Выполнение программы элективного курса способствует формированию следующих компетенций.
Информационная компетентность:
- умеют работать с информацией разного типа: интернет - ресурсами, справочниками, материалами СМИ и др.;
- ориентироваться в любом городском пространстве используя план, культурные ориентиры и средства навигации;
-умеют применять знания в нестандартной ситуации: использует полученные знания для создания собственного проекта;
-владеют приемами самостоятельного добывания новых знаний.
Личностная компетентность:
- желают и умеют проявлять самостоятельность, инициативу при подготовке собственного проекта;
- планируют и организуют свою деятельность так, что бы хватило времени на все этапы подготовки проекта;
-владеют правилами учебного сотрудничества, распределяют роли в группах с учетом интересов, возможностей и желаний.
Коммуникативная компетентность:
- умеют работать индивидуально и в группе, выполняя исследовательские и проектные задания;
- способны представить результаты исследования;
- умеют участвовать в учебном диалоге;
- умеют доказывать свою точку зрения.
Метапредметные умения:
регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
познавательные учебно-логические:
классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа и синтеза;
учебно-информационные:
поиск и отбор необходимых источников информации, использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; создание собственной информации (карты, схемы, презентаций) и её представление в соответствии с учебными задачами;
коммуникативные:
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Основные формы контроля обучения:
- педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
- рейтинговое оценивание активности участия в семинарах и при выполнении самостоятельных работ;
- зачетное оценивание итогового проекта.
Учебно-тематический план
п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
раздел |
темы |
всего |
лекции |
практика
|
||
|
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
I |
Общий обзор города (4часа) |
|||||
|
1 |
История заселения и хозяйственного освоения территории Санкт-Петербурга. |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
2 |
Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего города. |
2 |
1 |
1 |
Творче- ская работа |
II |
Природа своего края (12 часов)
|
|||||
|
1 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Санкт-Петербурга |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
2 |
Климат и агроклиматические ресурсы; |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
3 |
Внутренние воды |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
4 |
Почвы, земельные ресурсы |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
5 |
Растительный и животный мир Санкт Петербурга |
4 |
1 |
3 |
Практическая и творче- ская работа |
III
|
Общая характеристика населения и хозяйства города (8 часов) |
|||||
|
1 |
Население Санкт-Петербурга |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
2 |
Демографическая ситуация города |
2 |
2 |
1 |
Практическая работа |
|
3 |
Обычаи и традиции
|
4 |
1 |
2 |
Творче- ская работа |
IV |
|
Экологические проблемы Невского района Санкт-Петербурга(8 часов)
|
|
1 |
Экологические проблемы города Семинар «Основные экологические проблемы Санкт Петербурга» |
4 |
1 |
3 |
Практическая и творче- ская работа |
|
2 |
Виды загрязнений Невского района Санкт-Петербурга Работа над проектами |
4 |
1 |
3 |
Практическая работа |
|
|
Подведение итогов |
1 |
1 |
|
Защита проектов, презентаций, творческих работ.
|
|
|
Итого |
34 |
15 |
19 |
|
Содержание программы
«Моя малая родина» (34 часа)
- Введение (1 час) Лекция: История возникновения Санкт - Петербурга. Цели и задачи курса. Обсуждение тем исследовательских проектов.
- Общий обзор города (4 ч.)
Лекция:(2 часа)
Географическое положение. Первые упоминания о нашем городе. Происхождение названия города, знаменитые жители нашего города. История заселения и хозяйственного освоения территории Санкт-Петербурга. Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего города. Годы гражданской войны. Великая Отечественная война в жизни города.
Практическая работа (1час). Составление плана-схемы города. Выделение районов города. Оценка экономико - географического положения по картам и типовому плану.
Творческая работа:(1 час) «Мой город на исторической карте»
(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов и т.д.)
- Природа своего края (12 ч.)
Лекция:(5 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и агроклиматические ресурсы; внутренние воды; почвы, земельные ресурсы; растительный мир и животный мир Санкт Петербурга.
Практические работы (5 часов)
Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса Невского района. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.
Творческая работа: (2 часа) Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.
4. Общая характеристика населения и хозяйства города (8ч.)
Лекция: (4 часа)
Население, демографическая ситуация города, социальный состав, обычаи и традиции.
Практические работы (2часа)
Характеристика демографической ситуации населения города. Характеристика Невского района.
Семинар (1час) тема: «Демографическая ситуация Санкт Петербурга».
Творческая работа:(1 час). Составление сообщения об интересных людях города, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость».
Экологические проблемы Санкт-Петербурга(8 ч.)
Лекция: ( 2 ч. )
Виды загрязнений. Экологические проблемы города. Радиационное загрязнение территории Невского района. Экология человека, воспитание экологической культуры.
Практические работы (4 часа)
Работа над проектами:
Загрязнение атмосферного воздуха Невского района Санкт -Петербурга.
Шумовое загрязнение Невского района Санкт- Петербурга.
Химическое и радиоактивное загрязнение почв Невского района Санкт- Петербурга.
Отсутствие санитарно-защитных зон предприятий Санкт Петербурга.
Семинар (1 час) тема: «Основные экологические проблемы Санкт Петербурга» Творческая работа (1час). Составление сообщений на тему: « Экологические проблемы города», «Мой город в будущем».
Итоговое занятие ( 1ч )
Защита проектов, презентаций, творческих работ
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории города;
- особенности физико- и экономико-географического положения г.Санкт-Петербурга;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории города;
- зависимость рельефа территории города от тектонического строения и действия внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга Ленинградской области;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- ведущие отрасли хозяйства;
- примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико- и экономико-географическое положение г.Санкт-Петербурга;
- определять размеры, протяженность территории;
-работать с различными географическими источниками
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
- оценивать демографическую ситуацию населения;
- составлять характеристику одного из районов;
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Методические рекомендации по изучению курса «Моя малая родина».
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
- Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
- Изучение и анализ статистического материала.
- Проведение картографического анализа.
- Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
- Осуществление систематизации исследовательских материалов.
- Проведение экскурсий по школьному музею и музеям города.
Критерии, позволяющие проводить самостоятельный анализ курса:
- Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
- Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
- Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
- Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
- Учащиеся знают и видят, что их исследования, приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.