Введение
Я считаю, что свобода – одна из самых важных жизненных ценностей, ведь именно свободный человек способен духовно развиваться и менять окружающий мир к лучшему. Однажды я услышала разговор моих сверстников о том, что свободы не существует, поскольку людям никогда не будет позволено делать все, что они хотят. Это заставило меня задуматься о значении слова «свобода». Я обратилась к толковым словарям, к научным статьям, написанным на данную тему (Петровых, 2002), в результате чего познакомилась с таким понятием, как концепт (Шулятиков, 2015).
По определению В.А. Масловой, концептом является «семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры» (Маслова, 2008, стр.272). Важно то, что концепт не возникает из значения ключевого слова непосредственно, но «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Он окружён эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом» (Лихачёв, 1997, стр. 286). Соответственно, концепт изменчив и зависит от сознания носителей языка, также он имеет многослойную структуру.
Так появилась цель моего исследования – выявить основные признаки концепта «свобода» в сознании моих сверстников, современных подростков, то есть, ответить на волнующий меня вопрос: что включает в себя понятие «свобода» и как оно воспринимается подростками. Для достижения этой цели я использовала методы когнитивной лингвистики – свободный ассоциативный эксперимент, анализ структуры ассоциативного поля, анализ лексико-семантических отношений между стимулом и реакцией; анализ словарных толкований лексем.
Мною были поставлены следующие задачи:
- на основе анализа внутренней формы и лексического значения слов-репрезентантов концепта, а также синонимов, антонимов и ассоциаций определить признаки концепта «свобода» в русском языковом сознании;
- провести свободный ассоциативный эксперимент среди подростков 15-17 лет, направленный на построение ассоциативных полей лексических единиц-репрезентантов концепта «свобода»;
- сопоставить выявленные признаки концепта «свобода» с ассоциативными полями, полученными в ходе эксперимента, и сделать выводы об отражении концепта «свобода» в сознании современных подростков.
Хотелось бы особо подчеркнуть ещё одну задачу моего исследования. Поскольку я увлекаюсь лингвистикой и серьёзно задумываюсь над тем, чтобы связать свою жизнь с наукой, большое значение имеет для меня работа с терминологией и обучение научному стилю изложения мыслей. При написании текста я не раз обращалась к пособиям по стилистике, лингвистическому энциклопедическому словарю под редакцией В.Н. Ярцева (1990), консультировалась с моим научным руководителем.
Итак, объектами данного исследования являются концепт «свобода» в русской языковой картине мира и языковое сознание подростков 15-17 лет. Предмет исследования – средства языкового выражения концепта «свобода» в русской языковой картине мира и ассоциативные связи лексических единиц-репрезентантов концепта.
В ходе работы я опиралась на теоретические исследования в области когнитивной лингвистики Ю.Н. Караулова (Караулов, 1994), В.А. Масловой (Маслова, 2008), М.В. Пименовой (Пименова, 2003), А. Вежбицкой (Вежбицкая, 2001), С.А. Аскольдова (Аскольдов, 1997), научные статьи, посвящённые анализу конкретных концептов (Деева, 2011; Петровых, 2002), а также лингвистические данные словарей различных типов (Словарь русского языка, 1990; Ефремова, 2012; Абрамов, 1999; Новый объяснительный словарь синонимов, 2003; Словарь антонимов, 2020; Словарь синонимов, 2020; Словарь синонимов русского языка, 2003; Тришин, 2020 и другие).
Научная новизна заключается в попытке выявить различные признаки концепта «свобода» в сознании современных подростков на основании сопоставления языкового выражения этого концепта, отраженного в словарях, с данными, полученными в ходе самостоятельно проведенного свободного ассоциативного эксперимента.
Практическая ценность – построение ассоциативных полей слов-репрезентантов концепта «свобода», которые могут оказаться полезными для всех интересующихся вопросами когнитивной лингвистики, а также детских психологов и педагогов, работающих в 9 – 11 классах.
Часть 1. Признаки концепта «свобода» в русском языковом сознании
Согласно исследованиям М.В. Пименовой, базовые признаки концепта определяются на основании анализа внутренней формы главного слова-репрезентанта, понятийные представлены в лексико-семантических вариантах слов-репрезентантов, его синонимах, образные признаки формируются благодаря метафорическому переосмыслению понятия, оценочные отражают степень ценности понятия, а функциональные показывают признаки тех функций, которые в сознании носителей языка закреплены за тем или иным референтом (Пименова, 2003).
Итак, базовые признаки концепта «свобода» можно осознать, проанализировав данные этимологического словаря М. Фасмера (Фасмер, 1987, Т.3, стр. 582-583): лексема «свобода» связана с древнерусскими словами «свобода» (независимость, свободное поселение), «свободь» (свободный), «слобода» (свобода, состояние свободного человека), сербохорватским «свобода» (мужество, свобода), словенскими «svobod» (разрешение, освобождение), «svobodа» (свобода, отпуск), чешским «svobodа» (свобода, холостяцкое положение, девичество), а также с церковнославянскими «свобъство», «собъство persona», где «svobь» от «svojь» (положение свободного, своего члена рода).
Таким образом, мы видим, что в значении слова «свобода» на передний план выходит сема «сам, свой» (связь с концептом «свой – чужой»), а также имеется указание на наличие некоего общества, в котором человек может ощущать себя свободным. Основное значение современного нам слова «свобода» содержит его исконную характеристику – наличие внешних условий для осуществления воли индивида. (Егорова и др., 2012, стр. 162). Следует отметить, что для русской культуры характерно понимание свободы как противоположности рабству. Так, А.Г. Лисицын пишет о том, что глагол «свободити» в текстах, написанных на древнерусском языке, употребляется в основном со словами «работа», «рабство», а слово «свободь» противопоставлено словам «работа», «раб» (Лисицын, 1995, стр. 74). Это отражено и в антонимических парах современного русского языка «свобода – рабство», «освободитель – поработитель», «освобождать – порабощать» и др. (Львов, 1984).
Далее обратимся к понятийной составляющей концепта и изучим значение слова «свобода», его синонимы и антонимы, а также дериваты первой ступени его словообразовательного гнезда (Тихонов, 2014, стр. 417) – «свободушка, свободный, высвободить, освободить». Подробное изложение анализа приведено в Приложении № 1.
Проведя лексикографический анализ слов-репрезентантов, мы можем говорить о таком понятийном признаке концепта «свобода», как независимость, отсутствие стеснений, но в то же время и ограничение. Получается, что свободным является тот человек, который может делать всё, что захочет, но в определённых рамках (недаром в русском семантическом пространстве «свобода» связана с концептами «власть», «демократия», «закон»). Итак, свободу можно считать парадоксальным понятием, ведь она не мыслится без наличия неких ограничений со стороны отдельных людей, общества, государства, норм морали, традиций.
Свобода мыслится как отсутствие ограничений для реализации определённых потребностей, как высоких, так и низменных, относящихся «к полному, необузданному произволу или самовольству» (Даль). С одной стороны, «свободный» – это никем не угнетённый, не занятый, просторный, а с другой – праздный, бесцеремонный, бесконтрольный, самовольный: «Само слово «свобода» понимается большинством народа как синоним слова «беспорядок», как возможность безнаказанного совершения каких-то антиобщественных и опасных поступков» (Вежбицкая, 2001, стр. 240).
Свобода связана с понятием некоего обширного пространства, в пределах которого человек является «своим», без помех осуществляет желаемые действия и беспрепятственно передвигается. Нахождение в таком пространстве, естественно, вызывает приятные ощущения, счастье. Это хорошо отражено в таких синонимах и толкованиях, как «раздолье, приволье, лёгкий, непринуждённый, никем не занятый, просторный, относящийся к досугу». Сделанный нами вывод подтверждается также мнением лингвиста А. Вежбицкой, которая отметила следующую особенность концепта «свобода»: «во всех русских словарях слово свобода толкуется с упоминанием слов «стеснять» или «стеснение», производных от «тесно», как если бы свобода состояла, по сути своей, в «освобождении» из своего рода смирительной рубашки, материальной или психологической» (Вежбицкая, 2001, стр. 35). Русский концепт «свобода» можно соотнести с образом распелёнатого младенца, который испытывает удовольствие от того, что может двигаться без всяких ограничений (Егорова и др., 2012, стр. 166), то есть оказывается, по сути, в обширном пространстве. Идею связи обширного открытого пространства и счастья со «свободой» подтверждают и примеры частотной сочетаемости слова «свобода» (Карта слов…, 2020): «счастье, пространство, эйфория, восторг свободы; наслаждаться свободой».
А на открытом пространстве обычно много воздуха и света, есть простор для полёта птиц. Так проявляются образные признаки концепта. Свобода может быть метафорически осмыслена как воздух, ветер, свет, птица, крылья, полёт. Это доказывают примеры сочетаемости (Карта слов…, 2020): «запах, глоток, ветер, свет, дерево, солнце, аромат, крылья свободы, дышать свободой, пахнуть свободой».
Также свобода неразрывно связана с борьбой, она воспринимается как нечто желанное и священное: «жажда, факел свободы; бороться, сражаться, умереть за свободу; стремиться к свободе, рваться на свободу, мечтать о свободе; отстоять, защищать свою свободу, добиться свободы, дорожить своей свободой, на алтарь свободы» (Карта слов…, 2020). Таким образом, говоря об оценочных признаках концепта, можно заключить, что свобода обладает высокой ценностью, воспринимается как нечто положительное.
Важно отметить то, что свобода может персонифицироваться («… свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут» А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд»). На возможность персонификации указывает и сочетаемость с глаголами в качестве субъекта (Карта слов…, 2020): «свобода пришла, пьянила, опьяняла». Не стоит забывать и знаменитую Статую Свободы «Свобода, озаряющая мир», расположенную в США и представляющую собой женщину как олицетворение свободы. На основании этого можно сделать вывод о функциональных признаках концепта – свобода приносит радость, полноценную, счастливую жизнь.
Часть 2. Концепт «свобода» в сознании современных подростков
Чтобы сделать выводы о том, как концепт «свобода» отражается в сознании современных подростков, мы провели свободный ассоциативный эксперимент по методике Ю.Н. Караулова (Караулов, 1994) среди 119 обучающихся МБОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина» Сергиево-Посадского городского округа Московской области в возрасте от 15 до 17 лет. В качестве стимулов респондентам были предложены само слово «свобода», его дериваты первой и второй ступеней, несколько смежных по смыслу слов, а также антонимы. Полученный ассоциативный словарик, состоящий из 29 ассоциативных полей, полностью приведен в Приложении № 2. Здесь же ограничимся примером одной из словарных статей:
Свобода – жизнь (21), тюрьма (6), слово (6), поле (5), птица (4), равенство (4), мир (4), воля (3), дом (3), гулять (3), улица (3), freedom (3), белый (2), ветер (2), голубь (2), чувство (2), независимость (2), крылья (2), страна (2), безграничный простор (2), небо (2), месть, счастье, убийство, свежий воздух, полёт, свобода действия, рай, выбор, природа, горы, рабство, птица белая, отдых, ложь, Энгельс, радость, совесть, вера, правда, бесконечность, раздолье, free, Я свободен, флаг, революция, Россия, Франц. революция, мечта, не бывает, человек, заточение, плен, жажда жизни, Навальный, маршрутка, уже не та, нулевая реакция (0); (119+57+0+36).
Сопоставив базовые, понятийные, функциональные, оценочные и образные признаки концепта «свобода» с ассоциациями подростков из составленного мной словаря, я пришла к следующим выводам.
Значения основных слов-репрезентантов концепта представлены словами-реакциями в различной степени, при этом несколько лексико-семантических вариантов не были отражены вовсе. Это «свобода» в своем философском аспекте как «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества» (Словарь русского языка, 1990), «освободить» в значении «уволить» (Словарь русского языка, 1990), «свободный» в значениях «существующий отдельно, не имеющий опоры, ни к чему не прикреплённый, не передающий движения другим частям механизма» (Ушаков, 1935-1940), «не оформленный юридически» (Ефремова, 2012).
Прежде всего, свобода у подростков ассоциируется с «отсутствием стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или его членов (Словарь русского языка, 1990), что доказывают следующие ассоциации. Свобода - слово (6), равенство (4), воля (3), независимость (2), страна (2), свобода действия, Энгельс, совесть, флаг, революция, Франц. революция, Навальный. Свободный – независимый (11), вольный (5), Россия (2), народ, гражданин, человек и власть. Освободить - Александр II (5). Освободить – людей, народ, общественность.
Следующим по популярности значением является «раздолье, простор, досуг» (Ефремова, 2012). Приведём примеры ассоциаций. Свобода - поле (5), птица (4), дом (3), гулять (3), улица (3), ветер (2), крылья (2), безграничный простор (2), небо (2), природа, горы, отдых, бесконечность, раздолье. Свободный – выходные, незанятой, занят. Освободить – отпустить (9).
Также важными оказались значения «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» (Словарь русского языка, 1990), «отсутствие рабства, крепостной зависимости и освобождение от неё» (Ефремова, 2012), что доказывают следующие слова-реакции. Свобода - тюрьма (6), рабство, заточение, плен. Свободный – раб. Освободить - спасти (8), выпустить (5), помочь (3), клетка (2), заложник (2), бездомные животные, выпустить по доброму пленника, плен, откинулся с зоны, крестьян.
Свобода воспринимается подростками и как «отсутствие каких-либо ограничений, стеснений» (Словарь русского языка, 1990), «избавление от чего-либо стесняющего, связывающего (Ефремова, 2012)» (Свободный - орёл (2), полёт, ни от чего независящий, ничего несдерживаемый, необязанный, лёгкий, руки.); «лёгкость, естественность, непринуждённость, отсутствие натянутости в общении (Ефремова, 2012)» (Свободный – своенравный (2), раскрепощённый, простой, без комплексов. Освободить – раскрепоститься.); «излишняя непринуждённость, развязность (Ефремова, 2012)» (Свобода – убийство. Свободный – дикий, вне закона, без ответственности.); «отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному желанию (Ефремова, 2012)» (Свободный – человек (11), бизнесмен, мальчик, без второй половины, мужик, не подчиняющийся, школьник, совершеннолетний, холостой, чувства, казак.).
Малопопулярными оказались такие значения, как «никем и ничем не занятый (Словарь русского языка, 1990) » (Свобода – маршрутка. Свободный – открытый (2), касса. Освободить – сделать доступным.); «просторный, не тесный (Словарь русского языка, 1990)» (Свободный – просторный.); «не имеющий чего-либо (Словарь русского языка, 1990)» (Свободный – от лишений, от оков.); «изгнав захватчиков, вернуть себе, обратно (Словарь русского языка, 1990)» (Освободить - Европа (2), война.).
Таким образом, я выявила базовые и понятийные признаки концепта «свобода» в сознании подростков, а теперь давайте обратимся к образным и оценочным признакам. Следует отметить, что респондентами было предложено достаточно много метафорических реакций, которые полностью подтверждают наши выводы, сделанные в первой части исследования. Систематизируем их в следующей таблице (таблица № 1).
Таблица № 1. Образные и оценочные признаки концепта «свобода», согласно реакциям респондентов
Образный / оценочный признак |
Ассоциативные реакции респондентов |
(обширное) пространство |
Свобода – мир (4), улица (3), безграничный простор (2), небо (2), природа, горы, бесконечность, раздолье. Свободный – небо. Высвободить – небо. |
место, где человек является своим, родным |
Свобода – дом (3). |
счастье (приятные ощущения) |
Свобода – счастье, рай, отдых, радость. Свободный – счастливый (9), ура (2). Освободить – радоваться, сделать счастливым, раскрепоститься. Высвободить – сделать счастливым. |
воздух |
Свобода – свежий воздух. Высвободить – воздух. |
ветер |
Свобода – ветер (2). Свободный – ветер (2). |
свет |
Свобода – белый (2), <птица> белая. |
птица |
Свобода – птица (4), голубь (2), птица белая. Свободный – орёл (2), птица. Высвободить – птица (4), птенчик. |
крылья |
Свобода – крылья (2). Освободить – крылья. |
полёт |
Свобода – полёт. Свободный – летящий. |
нечто желанное, необходимое, положительное, а также связанное с борьбой |
Свобода - жизнь (21), мир (4), правда, мечта, жажда жизни. Свободный – мечта, жизнь, мир. Освободить – спасти (8), помочь (3), герой (2), рыцарь (2), помочь спасти, дать жизнь, излечить, победа, выпускной, простить, помощь, справедливость. Высвободить – помочь (3), спаситель (3), спасти (3), герой. |
Мы видим, что свобода представлена в образах привольного пространства, дома, воздуха, неба, ветра, света, летящей крылатой птицы и получает положительную оценку. Свобода – это жизнь, источник блага и счастья.
Однако встретились реакции, которые отражают парадоксальность свободы и говорят о том, что свободным не так-то легко и приятно быть, о том, что свобода немыслима без ограничений и может превратиться в анархию. Приведём примеры ассоциаций. Свобода – месть, выбор, ложь, не бывает, уже не та. Свободный – одинокий, вне закона, мёртвый, без ответственности. Освободить – разрушить, умереть. Высвободить – умереть, сломать рёбра. Подобные реакции немногочисленны, однако они есть.
Итак, при анализе ассоциативных полей становится ясным, что подростки состоянию свободы, несущей радость, чётко противопоставляют состояния рабства, угнетения, связанное с депрессией (свобода – тюрьма (6), рабство, заточение, плен). Обращает на себя внимание тот факт, что угнетение у многих ассоциируется со школой и взрослыми людьми, а освобождение – с совершеннолетием и непосещением уроков. Приведем пример соответствующих ассоциаций. Поработитель – родители (2), математичка (2), завуч, имена школьных учителей (2). Угнетение – школа (3), имена учителей (6). Угнетатель – завуч (2), имена учителей (9). Неволя – школа (4), лицей, урок. Освободитель – выпускной, 18-летие. Освободить – из школы, имена учителей (3), не ходить в школу, звонок. Независимость – совершенолетие (2), 18 лет (2), взрослые, универ, взрослая жизнь. Свободный – совершеннолетний. Высвободить – выпускной, окончание шк., школа. Тюрьма – школа (8).
Заключение
В заключение подведу итоги моего исследования. Я проанализировала внутреннюю форму, лексическое значение, сочетаемость слов-репрезентантов концепта «свобода» и пришла к следующим выводам:
- свобода – парадоксальное понятие (это отсутствие стеснений, которое не мыслится без наличия ограничений со стороны человека, общества, норм морали, традиций);
- свобода – отсутствие ограничений для реализации как высоких, так и низменных потребностей, доходящих до полного произвола и беспорядка;
- свобода связана с понятием обширного пространства, в пределах которого человек является «своим», без помех действует согласно своим желаниям и передвигается;
- свобода обладает высокой ценностью и воспринимается как нечто положительное, желанное и священное; свобода связана с понятиями счастья и борьбы;
- свобода может быть метафорически осмыслена как воздух, ветер, свет, птица, крылья, полёт;
- свобода может персонифицироваться и действовать как субъект («свобода пришла, пьянила, опьяняла, примет радостно у входа»).
Я провела свободный ассоциативный эксперимент по методике Ю.Н. Караулова (Караулов, 1994) среди 119 обучающихся МБОУ «Лицей №24» в возрасте от 15 до 17 лет, на основе полученных данных составила ассоциативный словарик, содержащий 29 словарных статей (Приложение № 2). В результате сопоставления ассоциаций школьников и словарных значений слов, представляющих концепт «свобода», я сделала выводы о том, чем является свобода в сознании моих сверстников. Подробно выводы изложены во второй части данной работы. Здесь же обозначу самые важные из них:
- прежде всего, свобода ассоциируется у подростков с отсутствием ограничений деятельности человека как гражданина и с раздольем, простором, досугом, а «отрицательные» значения свободы, связанные с проявлениями низменных наклонностей, излишней развязностью, встречались среди реакций подростков очень редко (понятийные признаки концепта);
- среди ассоциаций школьников было очень много метафорических реакций, которые говорят о том, что в сознании подростков свобода представляется как воздух, ветер, свет, птица, крылья, полёт, бесконечное пространство (образные признаки концепта);
- реакции большинства подростков показали их положительное отношение к свободе как к источнику блага и счастья, однако встретились ассоциации, говорящие о том, что свободным не так-то легко и приятно быть, что свобода немыслима без ограничений и может превратиться в анархию; этот факт доказывает то, что в сознании подростков отражена парадоксальность понятия свободы (оценочные признаки концепта);
- в сознании моих сверстников состояние свободы противопоставляется состоянию рабства, угнетения, причем свобода ассоциируется с совершеннолетием и непосещением уроков, а угнетение – со школьной жизнью, требованиями учителей.
Итак, сделанные мной наблюдения говорят о том, что подавляющее большинство моих сверстников воспринимают свободу как жизненную ценность, приносящую счастье, связывают её с долгожданным взрослением и готовы использовать для благих начинаний.