Введение
Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно - сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника – первостепенная задача современного человека.
Гиподинамия (от греческого hypo – внизу и dynamis – сила) – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса.
По данным ВОЗ, более 80% юношей и девушек не занимаются ежедневными физическими упражнениями даже один час в день.
Проблема: рост числа подростков 14-15 лет, страдающих от гиподинамии.
Актуальность исследования
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.
Что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии? Наше исследование поможет в этом разобраться и дать профилактические рекомендации.
Основной целью исследовательской работы является объединение усилий учеников, членов их семей, учителей в решении вопросов, связанных с низкой двигательной активностью школьников и повышением личной грамотности учеников и членов их семей в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они, что такое гиподинамия и каковы ее последствия;
- научиться путем исследования получать информацию о признаках гиподинамии;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученным в школе;
- формировать у учащихся и развивать познавательные навыки здорового и безопасного образа жизни;
- привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;
- обобщить и предложить методы профилактики гиподинамии.
Объект исследования: гиподинамия учащихся.
Предмет исследования: влияние гиподинамии на учащихся.
Методы исследования:
- изучение тематической литературы;
- работа с интернетом и статистикой;
- анкетирование и его анализ;
- наблюдение.
В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов.
Основная часть
Исследование, проведенное Всемирной организации здравоохранения в 2001-2015 годах, показало, что у 81% подростков в возрасте от 11 до 17 лет нет никакой ежедневной физической активности. Они не занимаются каким-либо видом спорта, не ездят на велосипеде и не ходят интенсивно, что ставит под угрозу их настоящее и будущее здоровье.
Данное исследование проведено на основе данных опросов, собранных среди 1,6 миллиона студентов из 146 стран и территорий за период с 2001 по 2015 год. На основе данного исследования был составлен доклад ВОЗ.
Полученные результаты вызывают беспокойство, поскольку физическая активность связана с улучшением работы сердца и дыхания, психического здоровья и когнитивной деятельности, что имеет значение при обучении студентов.Физические упражнения наряду со здоровым питанием также рассматриваются экспертами как ключ к борьбе с глобальной эпидемией ожирения.
В опубликованном докладе эксперты ВОЗ считают: цифровые технологии привели к тому, что все больше молодых людей проводят время за электронными устройствами.«У нас произошла электронная революция, которая, похоже, изменила модели движения подростков, побудила их больше сидеть, быть менее активными в целом», – считает эксперт ВОЗ Линн Райли.
Исследование Всемирной организации здравоохранения показало, что пассивность подростков не зависит от уровня дохода или региона. Процент несовершеннолетних, попавших в эту категорию, варьировался от 66% в Бангладеш до 94% в Южной Корее.В странах Азиатско-Тихоокеанского региона с высоким уровнем дохода отмечается самый высокий уровень недостаточной активности, в то время, как в Индии, Соединенных Штатах и 17 странах Европы отмечаются одни из самых низких показателей.
Исследование также выявило различия между полами во всем мире: 85% девочек и 78% опрошенных мальчиков ежедневно не выполняют физические упражнения даже в течение часа.
Исследования, проводимые Роспотребнадзором, подтверждают выводы доклада ВОЗ и свидетельствуют о том, что ученики средней школы проводят 82-85% дневного времени в сидячем положении, а с началом обучения в школе физическая активность детей падает почти на 50%. Наличие физической культуры в школе не может восполнить недостаток движения, поэтому по данным Министерства Здравоохранения лишь 3% учеников выпускаются из школы без приобретенных хронических заболеваний. Попытки решения этой проблемы предпринимались Минздравом и Роспотребнадзором. Был введен обязательный третий час физкультуры, но несмотря на это ситуация не улучшилась, так как многие школы занимаются имитацией уроков физической культуры. В одних учебных заведениях дается слишком слабая физическая нагрузка, которая никак не может восполнить необходимое количество двигательной активности, в других же физкультура попросту отсутствует. В связи с этим проблема развития гиподинамии у современных подростков стоит достаточно остро, и до конца она не решена.
Результаты и обсуждение
Недостаточная физическая нагрузка среди детей в настоящее время широко распространена. Учащиеся нашей школы – не исключение, от недостатка движения страдают как младшие, так и старшие школьники, их члены семьи и сотрудники школы. Наша задача – выяснить, что знают учащиеся о гиподинамии, дать рекомендации по профилактике «болезни цивилизации».
В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов. В начале выявили группы здоровья учащихся (табл. 1).
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос: «Распределение учеников по группам здоровья» (количество учащихся)
|
1 группа |
2 группа |
3 группа |
5 класс |
5 |
22 |
1 |
6 класс |
6 |
10 |
2 |
7 класс |
1 |
11 |
2 |
8 класс |
3 |
15 |
1 |
9 класс |
5 |
14 |
1 |
11 класс |
4 |
14 |
0 |
Итого: |
24 |
86 |
7 |
1 группа - «здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов.
2 группа - «практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности.
К 3-й группе относятся больные, нуждающиеся в лечении. Это лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности.
Выводы:
- 1 группу (это абсолютно здоровые дети) имеют 21 % школьников, причем большее их количество приходится на учеников 5-6 классов, и 3-я группа – 5% в наименьших количествах у школьников 5 класса.
- Больше всего детей с 2-й группой здоровья - 74%, причем количество детей с 2 и 3 группами увеличивается с возрастом. По статистике большинство школьников со 2-й группой имеют проблемы с осанкой, зрением, вегетососудистой дистонией. Это дети, которые могут заняться своим здоровьем и перейти в 1-ю группу, т.к. низкая физическую активность только усугубляет данные заболевания.
- Старшеклассникам больше времени требуется на подготовку к урокам, они ведут менее активный образ жизни, поэтому у них в основном 2-я группа здоровья.
Исследование на определение уровня двигательной активности проводилось в виде анкетирования по разработанной анкете.
Вопросы анкеты
1.Сколько времени в сутки вы проводите в движении?
2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?
3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?
4.Надо ли заниматься спортом?
5.Занимаетесь ли вы спортом?
6.Много ли вы проводите времени за компьютером?
7. Занимаетесь ли спортом в выходные дни?
8. Вы предпочитаете подниматься домой на лифте или по лестнице?
9.В какое время года ваша двигательная активность больше?
Выводы:
- Утреннюю зарядку делают всего13 учеников - это 9% от общего количества школьников. Как показали исследования, что независимо от возраста ее проводят те ученики, в семьях которых принято ее проводить.
- Уроки физкультуры нравятсяв основном младшим школьникам. Старшеклассники считают, что им нужны другие предметы и уроки физкультуры уже не смогут повлиять на их здоровье. Охотно ходят на уроки физкультуры те старшеклассники, которые занимаются спортом.
- Каждый из школьников в среднем проводит в движении 7 часов; причем учащиеся 7-8 классов находятся в движении большее количество времени - до 8,5 час. ежедневно, нежели ученики 5, 6 классов и старшеклассники (6-7 часов). Учащиеся 5 и 6 классов объясняют это жестким контролем родителей за режимом дня. Старшеклассники объясняют свою небольшую двигательную активность тем, что много времени проводят за подготовкой к занятиям и засиживанием за компьютером.
- Спортивные секции посещают 34% учеников - причем в большинстве это школьники 5-7 классов, среди учащихся 9-10 классов из общего количества обследуемых только 8%, и то это только те ученики, которые занимаются спортом профессионально (бокс, хоккей, спортивные танцы).
- Занимаются спортом в выходные дни 61 человек, это 43%. Как показывают исследования, только 3% учащихся ходят на лыжах, 9% - ходят по выходным в бассейн. Хотя самыми «полезными» видами спорта считаются плавание и хотьба на лыжах, так как они задействуют практически все мышцы организма.
- Свободное время чаще всего проводят за телевизором или компьютером79учеников - 58 % опрошенных. Как отмечают школьники 5 -6 классов, им не разрешают родители долго сидеть за компьютером. Старшеклассники считают, что компьютер позволяет им быстрее сделать уроки, а также получить новые знания, пообщаться с друзьями и познакомиться с новыми людьми. Спортом, считает большинство учащихся 9, 10 классов можно заняться позже.
- 87% учащихся понимают, что двигательная активность нужна и они занимаются и часть из них занимается спортом. 9% школьников считают, что они и так здоровы и их активность достаточна. 4% считают, что спорт вреден или он ничего не дает человеку.
- Дети более активны весной и летом, на это указали 100% учащихся.
Определение сердечно – дыхательной выносливости
Вначале ребята подсчитали свой пульс, после чего им было предложено проделать упражнения с незначительной нагрузкой и вновь посчитать пульс.
Используя стандартные показатели оценивался полученный результат (табл. 2).
Таблица 2
Показатели пульса для различных категорий подростков
Категория |
Показатель пульса (число сокращений в минуту) |
||||
Очень высокий |
высокий |
средний |
низкий |
Очень низкий |
|
Девушки |
Меньше 82 |
82-90 |
92-96 |
98-102 |
Больше 102 |
Юноши |
Меньше 72 |
72-76 |
78-82 |
84-88 |
Больше 88 |
Результаты исследования представлены в таблице (табл. 3).
Таблица 3
Результаты исследования «Определение сердечно-дыхательной выносливости»
(в %, от числа участвовавших)
Классы |
Количество детей (с показателями) |
||||
Очень высокий |
высокий |
средний |
низкий |
Очень низкий |
|
5 |
5 |
4 |
8 |
2 |
2 |
6 |
4 |
6 |
5 |
3 |
1 |
7 |
7 |
5 |
9 |
3 |
2 |
8 |
4 |
4 |
7 |
2 |
4 |
9 |
4 |
7 |
7 |
4 |
1 |
11 |
6 |
6 |
9 |
5 |
4 |
Выводы:
- Абсолютно здоровых детей (1 группа) из обследованных всего 21%. Недостаточность активного образа жизни способствует тому, что с возрастом детей, страдающих гиподинамией, становится все больше. Установлено, что двигательная активность учащихся зависит от них самих. Более активные ученики 5 и 6 классов. Старшеклассники много времени проводят за компьютером, хотя осознают, что двигательная активность – это здоровье. Но они это оставляют на «потом».
- Исследования показали, что нетренированных учащихся (с низкими и очень низкими показателями сердечно – дыхательной выносливости) оказалось 33 человека, что составило 24% из всего числа обследованных. Со средними показателями – 46 человек - 33%. Высокий показатель сердечно – дыхательной выносливости – у 61 ученика (44%).
- В результате исследования также было выяснено, что у нетренированных учащихся пульс участился на 50% и более, в то время как у тренированных ребят изменения были незначительными. При увеличении нагрузки картина еще более углубилась: у нетренированных учащихся пульс увеличился почти на 100% и долго не восстанавливался, а у ребят занимающихся спортом регулярно, показатели были лучше, восстановление пульса проходило через 3-5 мин.
Более тренированными оказались те учащиеся, которые занимаются спортом постоянно, таких оказалось - 35 %.
- Спортом занимаются только 1/4 часть учеников, двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях, особенно она мала зимой; весной и летом - возрастает.
- Наши школьники страдают от гиподинамии, но не все стремятся к активному образу жизни. Поэтому необходима информация и ученикам и родителям о гиподинамии, чем она грозит в будущем. И единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых и организованная физическая деятельность.
Рекомендации
Для того чтобы улучшить физическую подготовленность, нужно повысить уровень двигательной активности. Поэтому мы начали с классного часа, который провели 25 января 2021 года в нашем классе. В ходе классного часа я рассказала своим одноклассникам о гиподинамии, её отрицательном влиянии на здоровье и важности ведения здорового образа жизни. Научила одноклассников комплексам физических упражнений против гиподинамии.
Я составила для своих одноклассников буклет о гиподинамии, который раздала каждому учащемуся.
Также я познакомила одноклассников с некоторыми результатами анкетирования учащихся нашей гимназии.
В заключении мои одноклассники заполнили анкету, из которой я выяснила, что моё выступление на классном часе не было напрасным, более 65% учащихся уяснили для себя важность двигательной активности для их здоровья.