В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития. Чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.
Что такое дифференциация?
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход) – это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психологических, организационно- управленческих мероприятий.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности, учет в процессе обучения индивидуальных особенностей, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Цель работы учителя – обучить каждого ученика. Достичь цели «помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Дифференцированный подход поможет решить многие проблемы. Главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Я применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия и творчества.
Для того чтобы выявить ребенка с математическими способностями и делить их на группы в 7-8 классе на факультативных занятиях я и школьный психолог применяла диагностику для выявления одаренных детей, используя следующий метод Математический субтест Айзенка.
Метод Айзенка мы провели фрагментарно.
В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три — для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественноизобразительной и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление (зрительно-пространственный субтест теста Айзенка).
Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каждом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей.
Мы воспользовались только одним субтестом Айзенка для выявления математических способностей учащихся.
На выполнение всех 25 задач дается 30 мин. Отвечать надо быстро, но обдуманно и обоснованно. Если ученик затрудняется в ответе, лучше перейти к следующей задаче. Все задачи решаемы, просто надо приложить усилия. С каждой последующей задачей материал усложняется.
Ответ на задачу состоит из одного числа. Ответ необходимо записать в бланк. Старайтесь дать как можно больше продуманных и правильных ответов, не стоит ставить числа наугад. Прежде чем приступить к решению, убедитесь, что вы верно поняли инструкцию к тестированию и то, что от вас требуется.
Оценка результатов осуществляется с помощью графика необходимо отложить на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач; затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией.
От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует коэффициенту интеллекта (IQ).
С учетом диагностики и работоспособности учащихся было произведено деление на группы в 8 а классе.
Высокий |
Хороший |
Норма |
Недостаточный |
7 |
6 |
8 |
3 |
На примере факультативного занятия рассмотрим как можно применить дифференцированный подход к обучению математики.
Рассмотрим с вами этап систематизации и обобщения.
На данном этапе всем группам даются задания на различных карточка вариантов:
1. Группе по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» В данной карточке вы видите прототипы заданий входящих в ОГЭ.
Карточка №1
1)Решите уравнения
2) При каких значениях уравнение имеет единственное решение?
При каких значениях уравнение имеет более одного корня?
2. Группе по теме «Квадратные уравнения», данные задания усложняется формулами сокращенного умножения и скобками и объемам заданий.
Карточка №2
1. 4x2−3x−12=3x2−6x−14
2. −3x2−x+8=(x−3)(х+3)
3. (x−9)2=−x2+15x+50
4.
5.
6.
7.
8. При каких значениях уравнение имеет единственное решение?
3. Группе выдается карточка базового уровня по теме «Квадратные уравнения», с применением памятки.
Карточка №3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
4. Группе выдается тестирование на закрепления основых понятий по теме квадратные уравнение, а также памятка с решением аналогичных заданий.
Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И. |
полное |
неполное |
приведенное |
неприведенное |
Общий балл |
1. х2 + 8х+3 = 0 |
|
|
|
|
|
2. 6х2 + 9 = 0 |
|
|
|
|
|
3. х2 – 3х = 0 |
|
|
|
|
|
4. –х2 + 2х +4 = 0 |
|
|
|
|
|
5. 3х + 6х2 + 7 =0 |
|
|
|
|
Критерий оценивания:
Нет ошибок – 5 б.
1 – 2 ош. – 4б.
3 - 4 ош. - 3б.
5 - 6 ош. – 2б.
Более 6 ош. – 0 б.
Если в течении занятия учащиеся не справились с заданиями, то берут их на дом. На следующем занятии, осуществить проверку д/з. Кто справился с выполнением, то выдаются только ответы к карточкам. Если допущена ошибка, необходимо ее найти самостоятельно.
Прототипы данных заданий включены в ИГА как в 9 классе так в 11.
Библиографическая ссылка
Кальянова Н.М. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ» // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 6. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1235 (дата обращения: 21.11.2024).