Исследовательская компетенция является примером метапредметных компетенций и включает в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. На основании определения образовательной компетенции А. В. Хуторского можно предложить определение исследовательской компетенции.
Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Одним из наиболее эффективных способов формирования исследовательских компетенций воспитанников школы-интерната №1 ОАО «РЖД» является подготовка и участие в школьных публичных чтениях «Первый Северный – 29 регион», где воспитанники представляют и защищают рефераты, проекты и исследовательские работы. Задачами чтений являются развитие познавательных интересов и способностей школьников, пропаганда научной и творческой деятельности, знакомство с научной терминологией, методикой ведения исследований, правилами работы с научной литературой, другими источниками информации, приборами и оборудованием, обучение методикам оформления, представления и защиты результатов исследования, способствование самообразованию и профессиональному самоопределению школьников. Таким образом, школьные публичные чтения помогают сформировать общую исследовательскую компетентность учащихся как часть ключевых, универсальных компетенций воспитанников. «Первый Северный – 29 регион» включает в себя работу нескольких секций, в том числе и гуманитарного цикла. Чаще всего проекты и исследования в нашей секции носят интегрированный характер и охватывают две или более областей знаний.
В ходе работы конкурса наставники развивают у детей личностно-положительное отношение к исследовательской деятельности, активизируют ориентацию на самостоятельное приобретение дополнительных знаний. Кроме того во время оформления и защиты результатов исследования воспитанники учатся представлять итоги своей деятельности перед аудиторией с применением интерактивных, графических и наглядных средств. При этом большой акцент делается на выслушивание возражений, аргументацию своей точки зрения и анализ собственной работы.
Следующим этапом в представлении результатов исследований является участие в различных конкурсах и конференциях за пределами школы.
Среди воспитанников школы-интерната – дипломанты муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов и конференций.
Достижения воспитанников в секциях гуманитарных наук за последние три года
Название работы |
конкурс, конференция |
год участия |
результат |
Вдохновение под стук колёс (секция искусствоведения) Военный путь моих предков (секция краеведения)
Влияние исторических событий 1920-1960-х годов на выбор личного имени в Котласе (секция истории) Влияние уровня начитанности на уровень грамотности учащихся (секция русский язык) |
Муниципальная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь» |
2018 |
Победитель Победитель |
IX Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция школьников «С наукой в будущее», г. В. Устюг |
2018 |
Победитель |
|
XXIII Российская научная конференция школьников «Открытие», г. Ярославль |
2020 |
Участники очного тура |
|
Конференция школьников "Открой в себе ученого" Всероссийская Научно-Инновационная Конференция учащихся от 12 до 18 лет, г. Санкт-Петербург |
2020 |
Победитель Призёр |
|
VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ» |
2018 |
Призёр |
|
Котлашане в фашистском плену (на примере биографий Махина В.В. и Кудрина Б.В.) (секция истории) Военный путь моих предков (секция краеведения) |
XXXVIII общественно-научные чтения |
2019 |
Призер Участник |
Участие котлашан, вернувшихся с Первой мировой войны в гражданской войне и становлении советской власти (секция истории) Военный путь моих предков (секция краеведения)
Вдохновение под стук колёс (секция литературоведения) |
XV Архангельский областной конкурс научно-исследовательских работ и исследовательских проектов имени М.В.Ломоносова, «Национальный парк «Кенозерский» |
2018 |
Участник очного тура Участник заочного тура |
XXII Областная учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья» |
2019 |
Призёр |
|
Международная конференция научно-исследовательских работ Евро-Азиатского института |
|
Призёры |
|
Международный конкурс научно-исследовательских работ «Science and Development», посвящённый Всемирному дню науки за и развитие (ООН) |
2020 |
Призёры |
|
Счастье есть? (уровень счастья и представления о нем котлашан) (секция краеведения) |
Муниципальная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»
|
2020 |
Призер |
Мы можем убедиться, что секция гуманитарных наук в рамках школьных публичных чтений «Первый Северный – 29 регион» дает отличный старт в формировании общей исследовательской компетентности, в развитии личности. У воспитанников школы-интерната №1 ОАО «РЖД» возрастает желание практической деятельности, развивается познавательная активность, отрабатываются навыки исследователя, что очень актуально в условиях реализации ФГОС.
Библиографическая ссылка
Артемьева О.Н., Лебедева Т.А. Формирование исследовательских компетенций учащихся по предметам гуманитарного цикла в условиях реализации ФГОС // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 5. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1376 (дата обращения: 21.11.2024).