Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Технологическая карта урока "Система географических координат"

Афанасьева О.А. 1
1 МБОУ лицей №1 города Усмани Липецкой области
основные понятия:» экватор»
«нулевой меридиан»
«параллели»
«меридианы»
«географическая широта»
«географическая долгота»
«географические координаты»

Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ Система географических координат

Тип урока_ урок изучения нового материала с элементами практикума.

Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты», комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой, планом местности, учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современным условиям, проведение самостоятельного поиска географической информации о своей местности из картографических и геоинформационных источников.

Основные понятия:» экватор», «нулевой меридиан», «пара ллели», «меридианы», «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

 

 

Приветственное слово учителя:

     Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.

И сегодня на уроке мы с вами поиграем в игру «Морской бой». Игра проходим по географическим правилам.                                               Наше путешествие начинается.

 

 

Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Слушают условия игры, выполняют задания

Делают вывод о том, что нельзя определить «адрес» корабля на игровом поле, зная   только букву, или только цифру.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 

 

2.Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет следующее стихотворение:

На карте – огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»

- Такое понятие ввёл человек.

- Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы её отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам

. Этаж называется широтой,

Номер квартиры – её долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик?

Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

(слайд1)

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 

3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульт-ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока «Географические координаты». (слайд2)

-Откройте тетради и запишите тему урока.

-Кто внимательно слушал стихотворение, тот, наверное, сможет сказать из чего складывается адрес любой точки на карте? Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны:

Вспомнить! Что такое экватор?

На какие полушария экватор делит Землю?

Узнать! Что такое параллель и меридиан?

Что такое долгота, широта?

Что такое географические координаты?

Научись делать! Определять географические координаты.

 

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?

                                                                                                      .

Нам предстоит ответить на главный вопрос:                                  

Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?


Объясняет понятия: - Географические координаты - это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная) – это географический адрес объекта на глобусе или карте.

-Первая часть адреса начинается с географической широты «географическая широта» это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель, на которой расположен географический объект)

-Вспомните, какая параллель находиться в центре?

-На какие полушария она делит? Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.

-На основе этого сформулируйте правило для точек с южной широтой.

Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш.

-Параллели, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах.

-Откуда начинается отсчет?

ПОМНИТЕ! Отсчет всегда от экватора

-Для того чтобы определить широту, необходимо выполнить следующие действия:

•      Найти объект на карте.

•      Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная)

•      Определить, на какой параллели расположен объект? (такова его и широта)

-А теперь эти действия попробуем закрепить на практике.

               Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить широту:

1группа – Москва

2группа – Пекин  

3 группа –Сидней

4 группа – Париж

5 группа – Бразилиа

-Достаточно ли знать только широту, чтобы найти объект на карте? Почему?

-Поэтому вторая координата, которую необходимо найти, называется географической долготой.

«географическая долгота» это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки (или меридиан, на которой расположен географический объект)

-Вспомните, какой меридиан является начальным?

-На какие полушария он делит?

Правило 3: Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.

-На основе этого сформулируйте правило для точек с восточной долготой.

Правило 4: Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д.

-Меридианы, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах

Откуда начинается отсчет? (от нулевого меридиана)

ПОМНИТЕ! Отсчет всегда начинается от нулевого меридиана

-Для того чтобы определить долготу, необходимо выполнить следующие действия:

·         Найти географический объект на карте.

·         Определить, в каком полушарии расположен объект. (Это определит западную или восточную долготу).

·         Найти меридиан, который проходит через объект. (Это и будет долгота)

 

Давайте немножко отдохнём.

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

               Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить долготу:

1группа – Москва

2группа – Пекин  

3 группа –Сидней

4 группа – Париж

5 группа – Бразилиа

Вот вы и определили географические координаты городов.

 

А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока

Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?

 

 

Записывают тему в тетрадь

Целеполагание.

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное

 

 

 

 

Слушают учителя, работают с текстом учебника на стр. 14-15.

делают записи в тетради, выполняют практическую работу по определению географических координат

 

 

 

 

Отвечают на вопрос (экватор, северное и южное)

 

-Правило №1 записывают в тетради

 

-Формулируют правило для точек с южной широтой.

-правило №2 записывают в тетради

 

-отвечают на поставленный вопрос.

-(от экватора)

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, проверяют ответы.

 

 

 

Выполняют задания на новый материал в группах

Работают в группах, определяют широту.

 

 

Отвечают на вопросы. -(нет, так как придется «обойти» всю параллель по окружности)

 

 

Пытаются ответить на вопрос

(-Нулевой меридиан или гринвичский.                     -на западное и восточное).

-Правило №3 записывают в тетради

 

-Формулируют правило для точек с восточной долготой.

-Правило №4 записывают в тетради

 

 

(от нулевого меридиана)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно...

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.

 

 

 

 

коммуникативные, познавательные

 

 

 

 

 

 

Регулятивные, коммуникативные, познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные, коммуникативные, познавательные

 

4. Этап информации о домашнем задании

 

П.2. вопросы на стр.17, определить координаты: г. Эверест, г. Вашингтон, Г. Рио-де- Жанейро, м. Игольный.

 

 

Записывают д/з.

 

 

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

 

1. Что такое параллель?

2.Что такое меридиан?

3. Что такое Географическая широта?

4.Что такое географическая долгота?

5.Что такое географические координаты?

6. Какие географические координаты имеют полюса Земли?

7.Какая бывает широта и долгота?

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

 

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

 

 

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 10)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

 

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

 

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само коррекции.

 

 


Библиографическая ссылка

Афанасьева О.А. Технологическая карта урока "Система географических координат" // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 5. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1377 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674