Введение
Исследования компетенций учителей – это часть программы Национальной системы учительского роста, которая вошла в указ президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Осенью 2018 года часть регионов нашей страны прошли апробацию аттестационного экзамена в новой форме. Согласно данным, опубликованным в СМИ, представленных на информационных совещаниях, результаты экзамена продемонстрировали профессиональные дефициты педагогов: и предметные, и методические. Одной из проблем, выявленных в результате проведённого экзамена, является выбор методов, приёмов и средств обучения:
· неумение пользоваться учебником как ведущим средством обучения;
· ошибки в выборе методического инструментария;
· неоправданный выбор заданий и др.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: от специфики содержания изучаемого материала, от уровня возрастных и познавательных особенностей обучающихся, от времени, которым располагает учитель, от наличия средств обучения и много другого. На сегодняшний день существует довольно много современных технологий обучения, включающих богатый выбор разнообразных методов и форм. Каким отдать предпочтение?
Цель: создание условий для повышения уровня педагогического мастерства педагогов по восполнению дефицитов методических компетенций посредством овладения эффективными методами игровых технологий.
Задачи:
- актуализировать и систематизировать знания о методологических основах игровых технологий;
- содействовать практическому освоению активных методов использования игровых технологий.
Материалы: 4 аудитории, карточки с дифференцированными заданиями, цветные карточки с классификацией игр, маршрутный лист на обратной стороне одной из карточек группы.
Ведущий метод: игра
Форма проведения: квест-игра
Основное содержание
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар мы посвятим одной из самых древних, но, не смотря на это, эффективной технологии. Для работы на семинаре вы при входе в зал выбирали себе карточку по цвету, на которой написаны разновидности игр. Давайте вспомним, а что такое игра?
Теоретический блок:
Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. Что же такое «игровые педагогические технологии»?
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Д.Б.Эльконин. Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Они, в общем, отличаются от игр тем, что обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются определенной воспитательной направленностью [1].
Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам [1].
Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету карточек (рассаживаются по группам, у кого из группы написан принцип классификации, тот и лидер, он формирует вокруг себя команду и представляет классификацию игр по определённому критерию. На его карточке маршрутный лист)
Лидер группы № 1 (красный цвет карточек). Деление игр по виду деятельности на
- физические (двигательные),
-интеллектуальные(умственные),
- трудовые,
- социальные
- психологические.
Лидер группы № 2 (жёлтый цвет карточек). Деление по характеру педагогического процесса выделяют:
- обучающие, тренировочные,
-контролирующие,обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- коммуникативные,
- репродуктивные, продуктивные, творческие
- диагностические,
Лидер группы № 3 (зелёный цвет карточек). Деление по характеру игровой методики:
- предметные,
- сюжетные,
-ролевые,
- деловые,
- имитационные,
- игры-драматизации.
Лидер группы № 4 – это сам ведущий, у него и инструкторов синий цвет карточек, они представляют деление по игровой среде, так как именно они эту среду и обеспечивают:
- игры с предметами и без них,
- настольные,
- с различными средствами передвижения
- на местности,
- комнатные,
- компьютерные и с ТСО
Ведущий: Спасибо за представление. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока. Предлагаю перейти от теории к практике. Каждая команда получает буклет-путеводитель по аудиториям, где они будут выполнять разнообразные задания. В каждой аудитории вас будет встречать инструктор, который объяснит суть задания и подведёт итог его выполнения. По окончании задания вы будете получать карточку с буквой, одна из которых у вас уже есть. Из этих букв к концу семинара сложится слово (у всех участников, кроме лидеров, с обратной стороны цветной карточки буква К).
Практический блок - квест
Станция 1. Игра «Перевёртыши»
Инструктор: приветствую Вас, уважаемые участники, на станции «Перевёртыши»
Задача: подобрать к каждому слову антоним или слово той же тематической группы. Выберите уровень сложности согласно пятибалльной системе с учётом ваших возможностей, можете начать с самого простого и перейти на другой уровень (используется приём дифференциации, создание «ситуации успеха»)
«3» |
«4» |
«5» |
Отгадай название сказки, подобрав к каждому слову антоним или слово той же тематической группы [3] «Бодрствующее чудовище» «Пациент Ойздоров» «Дождливая служанка» «Жарилко» «Километровочка» «Мышка в босоножках» «Милый лебедь» |
Отгадай пословицы и поговорки, подобрав к каждому слову антоним или слово той же тематической группы [3] - Ложь уши ласкает - Новые враги хуже старого одного - Вклад невыплатой ужасен - Лысина – мужское безобразие - Курица кабану подружка - Кошка- враг обезьяны
|
Отгадай стихотворную строку, подобрав к каждому слову антоним или слово той же тематической группы [3] - Ты забываешь ужасную вечность. - Ты ушла от меня, не попрощавшись. - Лето!... Помещик, приуныв… - Жара без луны; ночь ужасная! Все я бодрствую, враг безобразный - Чёрный дуб у твоей двери |
Инструктор: так же, как на каждом этапе урока, мы делаем выводы, проведём рефлексию, тем самым устраняя дефицит методической компетенции в выборе практических заданий и способов их предъявления в сильном и в слабом классе. При изучении каких тем можно использовать эту игру? На каких этапах урока? В чём эффект? (на этой станции выдаётся буква В)
Станция 2. Игра «Угадай, кто» или «Угадай, что»
Инструктор: это игра, которую можно использовать и на уроках русского языка и литературы.
Организовать её можно по-разному.
1. При изучении какого-либо произведения с большим количеством героев, которых нужно охарактеризовать, литературоведческого термина или языкового явления. Дети сами могут зашифровать понятие для всего класса. Например, этот герой провёл всю свою жизнь в боях, имеет двух сыновей, сражается с поляками, татарами, турками, ему принадлежат фразы «Я тебя породил, я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах?».
2. Или игру можно построить по-другому, когда дети загадывают для своего одноклассника литературного героя, автора, литературный термин, языковое явление, а отгадывающий с помощью наводящих вопросов догадывается, о ком или о чём идёт речь.
Задание: один из участников команды встаёт спиной к экрану, где на иллюстрации изображён А.С.Пушкин. Участник начинает с вопроса «Я что?», команда может отвечать нет или да. После этого он задаёт разные вопросы, постепенно приближаясь к разгадке. Двум другим участникам предлагается таким же образом отгадать понятия «имя существительное», «метафора».
Инструктор: так же, как на каждом этапе урока, мы делаем выводы, проведём рефлексию, тем самым устраняя дефицит методической компетенции в отсутствии работы литературоведческими и лингвистическими терминами. При изучении каких тем можно использовать эту игру? На каких этапах урока? В чём эффект? (на этой станции выдаётся буква Е)
Станция 3. Игра «Филворд»
Инструктор: филворд – это разновидность кроссворда, состоящего из букв, расположенных, казалось бы, хаотично, среди которых спрятаны слова. Они могут располагаться в любой последовательности, кроме диагонали, но не пересекаются. Задание: прочитав информацию в учебнике о жизни знаменитого писателя В.Г. Распутина [2], найдите ключевые слова текста с помощью филворда. Слов зашифровано 9, одно выделено.
Р |
И |
Х |
И |
М |
Я |
И |
Д |
И |
Л |
А |
Р |
А |
Й |
Л |
О |
В |
Н |
А |
Ю |
С |
К |
А |
Т |
А |
Л |
А |
Н |
К |
А |
П |
У |
А |
Ю |
Х |
И |
Ы |
Н |
У |
Т |
У |
Т |
Н |
Я |
Щ |
П |
К |
Т |
Ю |
А |
Т |
С |
А |
И |
Ц |
Р |
Л |
Б |
Ш |
Н |
И |
К |
С |
С |
Б |
О |
У |
И |
Г |
В |
Н |
А |
Т |
А |
Э |
К |
О |
П |
Ь |
Е |
С |
Я |
У |
Ь |
Ч |
Е |
Ф |
В |
З |
Ж |
И |
Б |
И |
Р |
А |
Н |
Г |
А |
Р |
А |
Инструктор: данный приём помогает нам устранить дефицит методической компетенции, связанный с неумением пользоваться учебником как ведущим средством обучения. На каких этапах урока можно использовать? В чём эффективность?
Таким образом, филворды можно использоваться на разных этапах урока. Это способствует формированию познавательного интереса к предмету, активизации мыслительной деятельности; развивает наблюдательность, смекалку, помогает ученикам и в снижении психических и физических нагрузок (на этой станции выдаётся буква С).
Все участники семинара собираются в исходное место.
Подведение итогов
Ведущий: сегодня мы с вами использовали несколько игровых приёмов.
- В какой форме проходил сам семинар? Для правильного ответа вам не хватает одной буквы (ответив, участники получают букву Т и складывают слово)
- Давайте охарактеризуем его в соответствии с нашей классификацией (выступает спикер от каждой группы, характеризуя квест как элемент игровой технологии)
Рефлексия семинара-практикума
Ведущий: давайте подведём итоги нашей работы: первый этап был связан с технологиями. Расшифруем слово «Квест»:
Как сделать урок познавательным и увлекательным?
Всегда ли игровые технологии уместны на уроке?
Если в классе есть особенные дети (ОВЗ и одарённые), то какие формы и методы будут уместны?
Стоит ли предоставлять право выбора заданий разного уровня сложности на уроке?
Творчество и/или креативность – обязательный элемент каждого урока?
Второй этап работы был связан с повышением уровня методической компетенции.
- С помощью каких других технологий можно устранять рассмотренные сегодня дефициты, а также те, которые ещё выявлены в ходе апробации?(предлагают свои варианты и заносят их на плакат). Приём «Всё у меня в руках»: на доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец (образец): игровые педагогические технологии. Каждая из групп подписывает на любом пальце плаката свои предлагаемые технологии.
Ведущий: Уважаемые коллеги, подводя итог, мы уже наметили тему будущего семинара-практикума, который будет продолжением работы не только по устранению профессиональных дефицитов педагогов, но и по созданию эффективных условий для повышения качества образования и уровня методических компетенций. Спасибо за работу!
Результаты
Описанное мероприятие было успешно апробировано на заседании ГМО учителей русского языка и литературы. Все присутствующие отметили оригинальную форму работы семинара, интересные игровые приёмы, которые были продемонстрированы, а также полезность предоставленной информации, ее востребованность в практике педагогической деятельности.
Заключение
Тема «Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы» вызывает у меня особый интерес. В рамках данной темы мной были разработаны несколько мероприятий, успешно апробированных и представленных педагогическому сообществу на разном уровне, данная разработка – одно из них. Считаю, что урок будет продуктивнее, если детям на нем будет интересно, и такой метод как игра этому способствует. После внедрения различных игровых приёмов на уроках русского языка и литературы, могу отметить, что изменилось отношение к изучению предметов, активность детей стала выше, появился интерес к выполнению творческих заданий, что способствовало развитию умственных и творческих способностей.
Библиографическая ссылка
Широкова А.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ПО ВОСПОЛНЕНИЮ ДЕФИЦИТОВ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ПРЕДЕЛАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» // Международный школьный научный вестник. – 2022. – № 2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1518 (дата обращения: 21.11.2024).