Зачем нужна математика? Да и нужна ли она нам вообще? Раз в школе преподают, значит, наверное, нужна. А вот зачем, для чего? Как часто можно услышать от учеников: «То, что мы сейчас проходим, нам в жизни не пригодится. Попусту тратим время. Скорей бы звонок с урока!». К сожалению, иногда подобные фразы можно услышать даже по отношению к алгебре и геометрии. Я вообще против разделения предметов на «важные» и « неважные» и считаю, что все, что мы сейчас изучаем в школе важно и полезно. Ведь программа составлялась взрослыми людьми, которые имеют уже определенный жизненный опыт и знают, как полученные в школе знания и умения помогают в жизни. Рассмотрим хотя бы систему изучения нового материала. Сначала даются базовые знания, формулы, теория, которую надо запомнить и понять, а потом, на основе этой теории, даются различные задачи. Решать их нужно систематично, по действиям, опираясь на имеющиеся знания. В конце получается ответ – результат решения задачи. В реальной «взрослой» жизни, если смотреть на нее с точки зрения математики, происходит то же самое – опираясь на знания и имеющийся опыт, требуется решить задачу. Чем больше знаний, тем больше вероятность, что задача будет решена правильно. Вот только списать не получится и в ответ поглядеть тоже. Оценку поставит сама жизнь.
В школе мы учимся. По крайней мере должны учиться, а не отсиживать положенное количество часов. У нас пока еще есть право на ошибку, есть те, которые может исправить и разобраться – учителя, которые хотят передать нам свои знания, чтобы мы не наступали на грабли и не получали двойки от судьбы. В школе мы учимся. Тренируемся жить. Делаем выбор между знанием и незнанием, учимся нести ответственность за свои поступки, прощать оступившимся и помогать заблудившимся. Учителя-наставники, которые помогут сделать правильный выбор и вообще понять как какой выбор правильный.
Впрочем, вернемся к математике. Допустим, с задачами понятно, но есть еще примеры, уравнения, решением которых является не число, а буквенное выражение. То есть, не столь важен результат, сколь последовательность решения. И вот ты сидишь, решаешь одни и те же примеры с разными числами и буквами, отрабатываешь до автоматизма. Многие считают это самой скучной частью математической науки. Безусловно, с той точки зрения, которую я проводила выше, подобные систематические отработки мало полезны. А если посмотреть с другой стороны? Равномерная, однообразная работа закрепляет память, развивает усидчивость и внимание, учит не отвлекаться от дел на посторонние события. Как полезны эти качества даже говорить не стоит, наверняка, каждый не раз убеждался в их пользе и для учебы, и для повседневной жизни.
Кроме того, математики полезна и в общении с людьми. Да, да! Этот предмет, казалось бы, вовсе не связан с гуманитарностью, оказывает нам большую помощь в нахождении общего языка с окружающими. Ни в одной из сфер точных наук не требуется пространное и абстрактное изложение личных чувств человека. Нужно понять материал, преобразовать его и выдать устно или на бумаге. Умение сообщать факты без личных эмоций необходимо в целях экономии времени и для четкости объяснения. Особенно краткость и точность пригождаются в экстренных ситуациях. Из какого рассказа скорая помощь лучше поймет, что человек выпал из окна? Из: «Высота около 10 метров, открытые переломы, предположительно внутренне кровотечение» или из: «он окно мыл и поскользнулся, и полетел, и так кричал, что у меня аж сердце в пятки ушло». Умение говорить по существу может спасти человеку жизнь.
Даже если представлять себе математику как банальный счет и четыре действия, она все равно окружает нас повсюду: в магазине, в школе, дома и на улице. Человек, не изучающий математику, лишает себя огромного количества знаний. Человек, считающий, что математика скучна, - не видит мир дальше своей тетрадки. Нам дана возможность учиться, познавать мир, развиваться с разных сторон. Давайте ее использовать!
Библиографическая ссылка
Басенкис Ю.Д. ЭССЕ «ЗАЧЕМ НУЖНА МАТЕМАТИКА» // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=614 (дата обращения: 21.11.2024).