Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ПО РАССКАЗУ В.Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ

Шульгина О.А. 1
1 МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Предлагаю сценарий литературной викторины «Умники и умницы». Материалом для составления сценария послужили книги по школьной программе и рекомендуемые для внеклассного чтения в школе.

Правила игры

Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» – состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда)— жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.

Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:

– На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.

– На желтой – три «шага» и возможность ошибиться один раз.

– На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.

Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).

Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.

Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.

В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.

За правильный ответ теоретик получает жетон. В конце игры победителей награждаем «Орденами умников» I, II, III степеней.

Позиция категории в агоне печатается на отдельном листе и вывешивается на стенде, либо выводится на слайде презентации.

ПЕРВЫЙ АГОН

В первом агоне участвуют ___________

Конкурс красноречия

Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Как вы думаете, почему учительница играла со своим учеником на деньги?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, мать героя, Вадик

Рассказчик: Почему герой поехал учиться в райцентр?

Ответ: У нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.

Рассказчик: Почему героя признавали в деревне за грамотея?

Ответ: Писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше всего добавляя от себя.

Рассказчик: О чем мечтал герой в райцентре?

Ответ: Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой.

Рассказчик: Отчего герой сильно худел?

Ответ: Похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же ещё я постоянно недоедал.

Рассказчик: На что герой тратил выигранный рубль?

Ответ: Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на поляне до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока.

Мать героя: Почему мать, увидев сына, испугалась за него?

Ответ: Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня.

Мать героя: Почему мать хотела забрать героя домой?

Ответ: При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но когда она стала уезжать, не вытерпел и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил её и себя, – я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

– Собирайся, – потребовала она, когда я подошёл. – Хватит, отучился, поедем домой.

Вадик: Каким рассказчик увидел Вадика?

Ответ: Рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей чёлкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс.

Вадик: За что Вадик и Птаха избили героя?

Ответ: Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержаться её, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу.

ВТОРОЙ АГОН

Во втором агоне участвуют __________

Конкурс красноречия

Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему рассказ называется «Уроки французского?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, Лидия Михайловна, Тишкин, Вадик

Рассказчик: Почему герой считал, что ему нельзя бросать учебу?

Ответ: Тогда про меня скажут, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый.

Рассказчик: Какой герой увидел Лидию Михайловну?

Ответ: Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде … До меня доходил запах её духов.

Рассказчик: Как герой описывает себя?

Ответ: Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Рассказчик: Как питался герой осенью, после того, как дядя Ваня не приезжал?

Ответ: После школы, крадучись, как вор, я шмыгал в сараюшку, совал несколько картофелин в карман и убегал на улицу, в холмы, чтобы где-нибудь в удобной и скрытой низинке развести огонь.

Рассказчик: Почему герой снова стал играть?

Ответ: Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как я смогу держать себя я. Но больше всего меня подгонял голод. Мне нужен был рубль – уже не на молоко, а на хлеб. Других путей раздобыть его я не знал.

Лидия Михайловна: Что сказала об игре героя учительница?

Ответ: – И всё-таки на деньги играть не надо, – задумчиво сказала Лидия Михайловна. – Обошёлся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Вадик: Что сказал Вадик, когда герой пришёл играть?

Ответ: – Чего ты пристал к человеку, Птаха? – щурясь на меня, сказал Вадик. – Понял, человек играть пришёл. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?

Вадик: Почему Вадик допустил героя в игру?

Ответ: Ему, видно, надоела скучная, неинтересная игра, поэтому, чтобы пощекотать себе нервы и почувствовать вкус настоящей игры, он и решил допустить меня в игру.

Тишкин: Что рассказал Тишкин в классе после избиения героя?

Ответ: – Хи, упал! – выкрикнул Тишкин, захлёбываясь от радости. – Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал.

ТРЕТИЙ АГОН

В третьем агоне участвуют __________расноречия

Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Какие минуты в жизни мальчика вы считаете самыми тяжелыми?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, Лидия Михайловна

Рассказчик: Что было в посылке, полученной героем?

Ответ: Макароны, несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена.

Рассказчик: Что герой сделал с посылкой?

Ответ: Он догадался, что её отправила Лидия Михайловна, и отдал ей.

Рассказчик: Как герой догадался, что посылку отправила Лидия Михайловна?

Ответ: – Потому, что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

Рассказчик: Какую реку упоминает в своем рассказе герой?

Ответ: Ангару (в Ангаре ходила рыба)

Рассказчик: В какой обуви ходил герой?

Ответ: Из всего класса в чирках ходил только я. (обувь, сшитая из одного куска кожи).

Лидия Михайловна: Почему голос Лидии Михайловны сбивал героя с толку?

Ответ: У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был таким – то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе – она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии.

Лидия Михайловна: Зачем учительница послала посылку герою?

Ответ: Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.

Лидия Михайловна: Вспомните, как описана Лидия Михайловна в рассказе

Ответ: Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы.

Лидия Михайловна: Опишите комнату учительницы.

Ответ: Чистенькая, аккуратная квартира. В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник с проигрывателем – редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо.

ФИНАЛ

В финале участвуют _______________

Конкурс красноречия

Перед началом финала агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Была ли права Лидия Михайловна, играя с учеником на деньги?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.

Пока агонисты обдумывают ответ, предлагаю теоретикам ответить на вопрос: Когда, по мнению Лидии Михайловны, стареет человек?

Ответ: Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребёнком.

Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, Лидия Михайловна, директор

Рассказчик: Была ли польза от дополнительных занятий с Лидией Михайловной?

Ответ: Толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то улететь.

Рассказчик: Как со временем стал относиться герой к учительнице7

Ответ: Все ещё, конечно, стеснялся, забивался в угол, пряча свои чирки под стул, но прежние скованность и угнетенность отступали, теперь я сам осмеливался задавать Лидии Михайловне вопросы и даже вступать с ней в споры.

Рассказчик: Хорошо ли учился герой?

Ответ: Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось делать? – за тем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было … По всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

Рассказчик: Что было во второй посылке, которую герой получил от Лидии Михайловны?

Ответ: Макароны и три красных яблока.

Лидия Михайловна: Что сказала Лидия Михайловна об учителях?

Ответ: Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя … Иной раз полезно забыть, что ты учительница, – не то такой сделаешься букой и бякой, что живым людям скучно с тобой станет.

Лидия Михайловна: В какую игру предложила играть герою учительница?

Ответ: «пристенок» или «замеряшки» (игра с монетами)

Лидия Михайловна: Откуда родом была Лидия Михайловна?

Ответ: – Поеду к себе на Кубань.

Лидия Михайловна: Вспомните, что сказала учительница об игре на деньги?

Ответ: Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она и хороша и плоха одновременно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а все равно появится интерес.

Директор: Как отреагировал Василий Андреевич на игру Лидии Михайловны и ученика?

Ответ: – Я теряюсь сразу назвать ваш проступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё … я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое …

И он воздел над головой руки.

ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ


Библиографическая ссылка

Шульгина О.А. ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ПО РАССКАЗУ В.Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=819 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674